kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с элементами педмастерской по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение выражать свою мысль и отстаиватьсвою точку зрения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок с элементами педмастерской по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе»

Урок с элементами педмастерской по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе Учитель: Амитова А.А.

Цели урока:

1.Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой.

2.Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М.Цветаевой. 3.Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Оборудование урока:

Оформление кабинета в стиле литературной гостиной.

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки (для музыкального сопровождения презентации).

Эпиграфы:

Вся моя жизнь – роман с собственной душой.

М. Цветаева

Душа – есть всё – всюду – вечно.

М. Цветаева

Ход урока-мастерской

Слово мастера.

В историю русской поэзии ХХ века М. Цветаева вошла как тонкий лирик, глубокий психолог, личность драматическая, яркая. Ее жизнь и творчество – выразительная страница нашей духовной жизни.

Индукция.

Звучит песня на слова М. Цветаевой. « Мне нравится, что вы больны не мной»

На экране демонстрируются портреты М. Цветаевой разных периодов жизни. До 8 слайда - пауза

Самоконструкция.

Напишите имя поэта и подберите к нему слова, сходные по звучанию, запишите смысловые ассоциации.

Чтение ассоциативных рядов и первый выбор.

Что вы хотели бы узнать о поэте Марине Цветаевой в ходе урока? Что понять? Чему научиться? (Студенты с помощью учителя формулируют цели урока.)

Начнем погружение в мир поэзии М. Цветаевой, понаблюдаем, как воплощается в поэзии богатство ее личности и трагичность судьбы.

Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Чтец 1

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искр из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

«Моим стихам, написанным так рано…»

Ведущий 1

Автору стихов Марине Цветаевой – двадцать лет, но она уже поэт, Поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного их старинных московских переулков.

Чтец 2

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

«Красною кистью…»

Ведущий 2

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

Ведущий 3

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрясь и сверкаю!

Мне дело- измена, мне имя-Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Ведущий 4

После смерти матери интерес к музыке Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.

Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не поддаваться влиянию, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Черты лица и ее контуры были очень тонкими и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

весело встреть мой «Веселый фонарь».

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

Ведущий: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.

Ведущий: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимильяна Волошина. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала.

Ведущий: В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

Ученик: читает стихотворение “Я с вызовом ношу его кольцо!”(3 июня 1914 года).

Ведущий: Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой “Взыскание погибших”. Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

В октябре того же, 1912 года у них родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.

Ведущий: По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда Анна Ахматова. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу.

“О, муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы”

Ведущий: В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Он пленил её высокой степенью словесного совершенства. “Если существует Бог поэзии, – писала Марина, – то Мандельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым”.

“Я знаю: наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!”

Ведущий: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.

Ученик: читает стихотворение “Имя твое…

Ведущий: Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии, и от него третий год не было вестей. И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея письмо. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец, встретились. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. “Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью…”. Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они составили впоследствии книгу “Разлука”). Песня на стихи М.Цветаевой «Я тебя отвоюю»

Ведущий: Цветаева не приняла революции и в 1922 году выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону. Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой (Германия, Чехословакия, Франция) стала величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу (“Поэма Горы”, “Поэма Конца”, цикл стихов “Стихи Пушкину”, проза “Дом у старого Пимена”, “Сказка матери” и другие).

Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми, там у нее родился сын Георгий (Мур).

«Расстояния: версты и мили»

Ведущий: В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1919 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила…

У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…

Ученик: читает стихотворение

…О, черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть –
Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.

Ведущий: 31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор единственно правильным – “ответ один – отказ”.

В исполнении Аллы Пугачевой звучит «Уж сколько их упало в эту бездну…»

Разрыв.

Всем группам раздаются строфы стихотворения «Моим стихам…»
(1913 г.), разрезанные на строчки и слова. Учащиеся собирают из них строфы стихотворения, зачитывают вслух

Рефлексия.

Учащиеся отвечают на один из вопросов:

Что на уроке оказалось самым трудным? Интересным?

Что нового я узнал о Марине Цветаевой? О себе? О своих одноклассниках?

Заключительное слово (ведущий или учитель)

Марина Цветаева… она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева – поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…» (Вс. Рождественский)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок с элементами педмастерской по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе

Автор: Амитова Айгуль Алшынбаевна

Дата: 13.01.2017

Номер свидетельства: 378769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства