Урок русской литературы в 5 классе по рассказу К. Паустовского «Тёплый хлеб».
Урок русской литературы в 5 классе по рассказу К. Паустовского «Тёплый хлеб».
Урок изучения художественного произведения. Урок помогает воспитать ответственность за сказанное или сделанное, умение признать свою вину и прощать обидчика, стремление совершать добрые поступки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сегодня мы продолжим работу над произведением К. Паустовского «Тёплый хлеб». Вы уже обратили внимание, что на доске нет темы урока. Её вы сформулируете сами. Для этого вам необходимо на уроке быть внимательными и активными.
На доске записан эпиграф, запишите его в тетрадь и попробуйте ответить на вопрос: Чем жив бывает человек?
Каждый человек выбирает сам свой путь, так как человек обладает свободой выбора (идти в школу или нет, делать уроки или нет…). Между чем и чем выбирает человек? (между добром и злом). Это философские понятия. А как вы понимаете эти слова?
II Операционный этап.
Заполнение дискуссионной карты.
1.Работа в парах.
Может ли человек противостоять злу?
ДА НЕТ
- А наш герой Филька смог противостоять злу?
- К чему привела «злоба людская»? Чтение эпизода из рассказа: «Разыгралась метель…»
Вывод: Человек и природа неразрывны. Он должен охранять, оберегать, воссоздавать. Жить не заботясь о других просто, но легко ли?
2. Словарная работа. (подготовленный ученик).
Понятие «биополе» человека (философский словарь).
-Как вы думаете насколько распространяется биополе человека? (180 ем.)
Поле – это физическое пространство. Человек занимает определённое пространство через контакт с другими людьми.
3. Групповая работа.
- Вам раздаётся карточка-заготовка, на которой изображено «биополе» Фильки. Вам предстоит заполнить его главными героями из текста по мере близости к центру (центр – душа Фильки) и записать те качества, которые они открывают в Фильке.
Панкрат (труд, познание)
бабушка (истина)
конь (совесть, истина)
Ребята (братство, дружба)
4. Словарная работа.
«Иконостас» - покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православной церкви. Он состоит из 4-х рядов.
Бог
Святые
Прощённые грешники
Покаявшиеся
- Куда бы вы поместили Фильку в иконостасе?(Сначала вне иконостаса, затем он осознал свой грех, покаялся).
- Всегда ли человек осознаёт, что он совершил зло?
5. Работа над названием.
-На прошлом уроке вы получили задание выписать из словаря значение слова «тёплый».
- В каком значении употребляется это слово в заглавии рассказа Паустовского?
- дающий, источающий тепло;
- защищающий тело от холода;
- хорошо сохраняющий тепло;
- отличающийся внутренней красотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
-А сейчас, опираясь на заглавие текста, эпиграф, вспомнив всё о чём говорили на уроке, сформулируйте тему урока.
III Рефлексия.
Мини-сочинение. Какой урок в понимании добра и зла заключил я для себя?
(зачитывается несколько работ по желанию учащихся).