2. 1.Вступительное слово учителя о писателе, истории создания романа «Тихий Дон» 3. Реализация домашнего задания. Характеристика жанра. - Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей? (1) Широкий пространственный и временной охват повествования; 2) обилие действующих лиц, представляющих самые разные слои и категории населения России и Европы; 3) хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики, они вместили в себя события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (Первая мировая и Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества (корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т.д.); 4) события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории.) - В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской? (1) отсутствие у Шолохова философских обобщений, рассуждений о том, «какая сила движет мирами» - в отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции; 2) моноцентричность шолоховской эпопеи – если спросить, кто является главным героем «Войны и мира», то в ответ можно услышать сразу несколько имён, на тот же вопрос относительно «Тихого Дона» ответ будет один – Григорий Мелехов.) 4.Анализ текста. Духовный мир донского казачества. - Именно судьба Григория Мелехова является основным стержнем повествования. Но прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде этот характер формируется. Проанализируем ряд эпизодов 1-ой книги, в которых раскрываются важнейшие составляющие этого мира. Эпизод лугового покоса ( кн.1, ч.1, гл.9 ): «С Троицы начался луговой покос…. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой». - Каково настроение эпизода? - С помощью каких художественных средств оно создаётся? - Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты? - Как изображена земля в прочитанном эпизоде? - Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом? - Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод? (Яркая одежда, улыбки добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно весёлое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение , - всё создаёт ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от труда на ней. Подобное чувство переживают от близости с природой и друг с другом герои романа Л.Толстого «Война и мир» в сцене охоты, где общее настроение позволяет почувствовать радостный визг Наташи Ростовой. Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхлённой земли, горький аромат прорезанной лемехом травы» (4-8-6). - Однако казаки не только труженики, но и воины. Укажите эпизоды 1-ой книги, которые наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу. (Сборы на службу Петра и Григория Мелеховых; среди причин, по которым Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на энтот год» (1-1-12); Пантелей Прокофьевич Мелехов, старый казак, получивший когда-то «на императорском смотру первый приз за джигитовку», свои письма сыну на службу подписывает, указывая своё воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов» (1-3-1); ярчайшим доказательством того, какую гордость вызывает в нём воинская доблесть, выказанная сыном, служит эпизод получения письма, из которого Пантелей Прокофьевич узнаёт, что Григорий награждён Георгиевским крестом и произведён в младшие урядники: «Жалко было глядеть на Пантелея Прокофьевича, ошпаренного радостью…. Шёл дальше в поисках другого грамотного» (1-3-17) - Невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Уже в 1 книге мы найдём множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Остановимся на одном из таких эпизодов: «Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому…. Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли» (1-1-10) - На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье? - Какие этические нормы лежат в основе этих отношений? - Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца? - Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых? - Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит своё намерение женить его? (Читая этот эпизод, мы убеждаемся в том, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), общности с земляками («Не пакости соседу!») для казаков непоколебимы. В семье царит «культ стариков»: отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы. И даже если в первый момент Григорий даёт жёсткий отпор отцу, то позже беспрекословно подчинится ему, женится на Наталье Коршуновой. К тому же истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в 1-ой главе автор даёт семейный портрет: «Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич…. Вот и вся мелеховская семья» (1-1-1) - На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание ? (В этом портрете Шолохов особо подчёркивает черты родового сходства: пшеничного цвета волосы – по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по отцовской. Следует сразу отметить своеобразие шолоховского портрета: он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения героя, черты его характера, а иногда одной фразой очерчивает его судьбу (именно таков портрет Ильиничны). Что же касается семьи, то, несмотря на строгие, подчас жёсткие отношения, это единый организм. Каждый ощущает свою неразрывную связь с ней, так же как и с хутором, с родным куренём. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности уйти с хутора он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?.. Никуда я с хутора не пойду». - Однако у нас не должно складываться впечатления, что Шолохов идеализирует жизненный уклад донского казачества. Найдите в 1-ой книге романа примеры нравственной развращённости казаков. (Разъярённая толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова; сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню; 50-летний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти; Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьёт молодую жену на следующий день после свадьбы и т.д. Немало среди казаков и нечистых на руку, причём во время войны воровство, мародёрство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости.) Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака. 5.Итоги урока - Что же определяет духовный мир донского казака? (Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.) Дом.задание: анализ эпизодов с участием Григория Мелехова: сцена лугового покоса (1-1-9) Григорий убивает австрийского солдата (1-3-10) купание коня (1-1-3) осмотр коней перед призывом на воинскую службу сцена с вахмистром у колодезя (1-3-2). |