kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы. Тема: Роман-эпопея «Тихий Дон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить студентов с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донского казачества; формировать умение анализировать текст; воспитывать нравственность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы. Тема: Роман-эпопея «Тихий Дон»»



Дата: ГРУППА : 219ра № УРОКА

Преподаватель: Абилев М.К

Предмет: Русская литература

Тема: Роман- эпопея «Тихий Дон». СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ.

ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА


Цель урока: познакомить студентов с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донского казачества; формировать умение анализировать текст; воспитывать нравственность

Результаты обучения:

Знает: содержание романа, мастерство писателя; раскрыть значение произведения М.Шолохова

- оценивать свою работу и работу однокурсника

Умеет: анализировать художественный текст;  производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

.

Тип урока: изучение нового учебного материала с элементами беседы; анализ художественного произведения.



Вид урока : урок – исследование

Формы и методы: коллективная работа, фронтальная , создание проблемной ситуации: её исследование – решение – анализ – обобщение; мини-проекты; работа с текстом

Средства обучения: учебник, компьютерная слайд-презентация, текст романа в сокр. варианте


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

наглядности


  1. Организационный момент

1.Приветствие

2.Организация внимания обучаемых

3.подготовка и настрой на учебную деятельность, объявление темы урока.

Для создания психологического настроя провожу игру «Расскажи мне обо мне».


осмысливают поставленную цель.

Слайд - презентация


2. 1.Вступительное слово учителя о писателе, истории создания романа «Тихий Дон»

3. Реализация домашнего задания. Характеристика жанра.

- Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей?

(1) Широкий пространственный и временной охват повествования;

2) обилие действующих лиц, представляющих самые разные слои и категории населения России и Европы;

3) хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики, они вместили в себя события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (Первая мировая и Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества (корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т.д.);

4) события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории.)

- В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской?

(1) отсутствие у Шолохова философских обобщений, рассуждений о том, «какая сила движет мирами» - в отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции;

2) моноцентричность шолоховской эпопеи – если спросить, кто является главным героем «Войны и мира», то в ответ можно услышать сразу несколько имён, на тот же вопрос относительно «Тихого Дона» ответ будет один – Григорий Мелехов.)


 



4.Анализ текста. Духовный мир донского казачества.

- Именно судьба Григория Мелехова является основным стержнем повествования. Но прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде этот характер формируется. Проанализируем ряд эпизодов 1-ой книги, в которых раскрываются важнейшие составляющие этого мира.

Эпизод лугового покоса ( кн.1, ч.1, гл.9 ):

«С Троицы начался луговой покос…. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой».

- Каково настроение эпизода?

- С помощью каких художественных средств оно создаётся?

- Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?

- Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

- Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?

- Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?

(Яркая одежда, улыбки добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно весёлое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение , - всё создаёт ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от труда на ней. Подобное чувство переживают от близости с природой и друг с другом герои романа Л.Толстого «Война и мир» в сцене охоты, где общее настроение позволяет почувствовать радостный визг Наташи Ростовой.

Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхлённой земли, горький аромат прорезанной лемехом травы» (4-8-6).



- Однако казаки не только труженики, но и воины. Укажите эпизоды 1-ой книги, которые наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу.

(Сборы на службу Петра и Григория Мелеховых; среди причин, по которым Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на энтот год» (1-1-12);

Пантелей Прокофьевич Мелехов, старый казак, получивший когда-то «на императорском смотру первый приз за джигитовку», свои письма сыну на службу подписывает, указывая своё воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов» (1-3-1);

ярчайшим доказательством того, какую гордость вызывает в нём воинская доблесть, выказанная сыном, служит эпизод получения письма, из которого Пантелей Прокофьевич узнаёт, что Григорий награждён Георгиевским крестом и произведён в младшие урядники: «Жалко было глядеть на Пантелея Прокофьевича, ошпаренного радостью…. Шёл дальше в поисках другого грамотного» (1-3-17)



- Невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Уже в 1 книге мы найдём множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Остановимся на одном из таких эпизодов:

«Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому…. Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли» (1-1-10)

- На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье?

- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

- Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

- Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

- Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит своё намерение женить его?

(Читая этот эпизод, мы убеждаемся в том, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), общности с земляками («Не пакости соседу!») для казаков непоколебимы. В семье царит «культ стариков»: отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы. И даже если в первый момент Григорий даёт жёсткий отпор отцу, то позже беспрекословно подчинится ему, женится на Наталье Коршуновой. К тому же истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в 1-ой главе автор даёт семейный портрет:

«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич…. Вот и вся мелеховская семья» (1-1-1)

- На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание ?

(В этом портрете Шолохов особо подчёркивает черты родового сходства: пшеничного цвета волосы – по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по отцовской. Следует сразу отметить своеобразие шолоховского портрета: он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения героя, черты его характера, а иногда одной фразой очерчивает его судьбу (именно таков портрет Ильиничны).

Что же касается семьи, то, несмотря на строгие, подчас жёсткие отношения, это единый организм. Каждый ощущает свою неразрывную связь с ней, так же как и с хутором, с родным куренём. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности уйти с хутора он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?.. Никуда я с хутора не пойду».



- Однако у нас не должно складываться впечатления, что Шолохов идеализирует жизненный уклад донского казачества. Найдите в 1-ой книге романа примеры нравственной развращённости казаков.

(Разъярённая толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова; сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню; 50-летний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти; Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьёт молодую жену на следующий день после свадьбы и т.д. Немало среди казаков и нечистых на руку, причём во время войны воровство, мародёрство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости.)

Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака.



5.Итоги урока

- Что же определяет духовный мир донского казака?

(Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.)



Дом.задание:

анализ эпизодов с участием Григория Мелехова:

  • сцена лугового покоса (1-1-9)

  • Григорий убивает австрийского солдата (1-3-10)

  • купание коня (1-1-3)

  • осмотр коней перед призывом на воинскую службу

  • сцена с вахмистром у колодезя (1-3-2).





2.Сообщение студента «Судьба донского казачества».













Делают записи в тетрадях.













Демонстрируют свои знания.



























записывают в тетради слова с их лексическим значением.







Читают текст и отвечают на вопросы































Запись в тетрадях





















Отвечают на вопросы















Отвечают на вопросы
















Слайд - презентация











































Слайд - презентация





























Текст произведения















V. Итог урока. Этап рефлексии:

 Главным для меня на уроке было то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы..

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке и настроение. Анализируют листы оценивания









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок русской литературы. Тема: Роман-эпопея «Тихий Дон»

Автор: Абилев Мурат Каримович

Дата: 25.05.2020

Номер свидетельства: 551317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства