kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы "Система персонажей в романе «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  выяснить значение образов Лужина, Свидригайлова  в раскрытии образа Раскольникова,  проанализировать их роль в общей системе образов романа,   провести анализ этих героев с Раскольниковым, формировать умение анализировать, оценивать поступки  героев,  воспитывать интерес к литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы "Система персонажей в романе «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов)»

Тема: Система персонажей в романе «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов)

Цель: выяснить значение образов Лужина, Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова, проанализировать их роль в общей системе образов романа, провести анализ этих героев с Раскольниковым, формировать умение анализировать, оценивать поступки героев, воспитывать интерес к литературе.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Изучение нового материала

3.1 Слово учителя

Как мы уже знаем, главный героем романа является Родион Романович Раскольников – личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

3.2 Словарная работа

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим

«Двойниками» Раскольникова называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Раскольникова, которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей. Это Алена Ивановна, Павел Петрович Лужин и Свидригайлов. На уроке мы должны выяснить, что сближает их с Раскольниковым, в чем они отличаются, какова их роль в романе.

3.3 Беседа по содержанию произведению

Теория Раскольникова, доказывающая «тварь он дрожащая» или «право имущих», предполагала следующие практическое воплощение:

  • Убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»

  • Взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь

  • На эти деньги сделать много хороших дел.

В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным путем.

Старуха –процентщица Алена Ивановна

-Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?

-Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?

-Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?

-Можем мы назвать ее «двойником» Раскольникова?

ВЫВОД: Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, т.к. занимает «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое, приносит она, косвенное.

3.4 Работа в группах

1 Группа – Петр Петрович Лужин Теория «целого кафтана»

-Внешность (немолод, осанист, чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки.

Характер (Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален, практичен. Не поддается эмоциям, не верит интуиции. Подл, морально не брезгует ничем для достижения поставленной цели. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что изменяющиеся времена будет успешен.)

Жизненная позиция (Главное его стремление – сколоть капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим).

Отношение к любви (Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня - из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она ему будет благодарна. Кроме того , воспринимает брак этот как одну ступеньку к упрочению своего положения. Дуня – красива и умна, она явно понравится людям из общества. Тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.

-В связи с чем появляется он в романе? Почему появление в романе Лужина затянуто, в начале мы много узнаем из письма.

-Зачем ему брать в жены бесприданницу?

-Зачем автор сталкивает его и Соню?

-Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?

-Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает а ест, а потом и съест»?

-Почему он боится полиции?

-Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всего, одного себя, ибо всех на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь ка следует…», связана с теорией Раскольникова?

-Можем ли вы назвать его «двойников» Раскольникова?

ВЫВОД: Лужин ближе к Раскольникову, чем Алена Ивановна, т.к. в основе его теории так же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяет предполагать его возможные преступления в прошлом.

2 Группа – Аркадий Иванович Свидригайлов

-Внешность

Глазами автора в начале романа: «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. ... Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; гулы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…»

Глазами Раскольникова ближе к концу романа: «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем»

Характер (Спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нем, как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничным. С одной стороны, он насильник, отравитель, губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Гоорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший. Несколько суеверен)

Жизненная позиция («Все дозволено»).

Отношение к любви (Любыми путями будет добиваться необходимого результата)

-В чем сложность и противоречивость этого образа?

-Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (о них сообщается в одном письме.)

-В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме хорошо – затем раскрывается его подлая натура; О Свидригайлове - сразу очень плоха – потом появляются вопросы об этом герое)

-Что мы узнаем о Свидригайлове в прошлом? Зачем дано прошлое героя, как оно меняется?

-Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?

-О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им?

-Кто виноват, что сильный человек стал преступником?

-Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?

-Назовите эпизоды романа, характеризующие героя с положительной и отрицательной стороны:

Отрицательные стороны

Положительные стороны

Пользуясь помещением, пытается обольстить Дуню Делает пребывание в его доме невыносимым

Сам отдал Марфе Петровне обличившие его письма. Пожалел его, восстановил ее

Смерть Марфы Петровны на его совести

Факт не доказанный. Сам Свидригайлов отрицает

По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и девочки также на совести Свидригайлова

Лужину верить нельзя. Дуня, ненавидевшая Свидригайлова, утверждает, что это лишь сплетня

Но к Свидригайлову является призрак Филиппа. На напоминание Раскольникова об истории он реагирует злобно, стало быть грех на душе есть (ч.6 гл. 3)

Это не доказательство. Возможно, просто игра воображения

Сам Свидригайлов перед смертью видит сон о девочке-самоубийце. Все-таки совесть не чиста

Это не доказательство. Нервы. Свидригайлов на рани срыва. Он решился на самоубийство

Личный мотив. Желание казаться порядочным человеком


Приносит деньги для Дуни (0 тысяч), понимая необходимость спасти ее от Лужина

Попытка жениться на ребенке. «Грязный» брак

Но не женился. Зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету

Последнее свидание с Дуней. Обманом заманил в квартиру. Пытался силой добиться любви

Но все-таки отпустил

Сам о себе говорит: !Я человек развратный и праздный»

«Нет ничего труднее в жизни прямодушия и легче лести». Он откровенен

-Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? (это нежелание жить по-прежнему)

ВЫВОД: Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире - преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чит=стой, честной жизни. Но чувство жалости, советь не совсем заглохли в нем (кошмары), любовь к Дуне «Перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьба детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.

Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

5 Подведение итогов урока

«Двойники» Раскольникова выведены в романе неслучайны: автор показывает герою и читателям, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова – это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.

СИКВЕЙН

Раскольников

Замкнутый, задавленный

Убил, мучался, обрел

Интеллигент, чересчур увлекшийся размышлениями

Раскольников

6 Д.З.

Прочитать эпилог


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Захаренко Виктория Леонидовна

Дата: 05.05.2022

Номер свидетельства: 606238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства