kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы по теме: Астафьев В.П."Царь-рыба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для понимания того, как раскрываются взаимоотношения  человека и природы в повествовании "Царь-рыба”

Задачи:

     -познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева;

     -показать нравственные идеалы писателя;

     -проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами;

       - прогнозировать и оценивать поступки героя  художественного                                          произведения в соответствии с ситуацией;

-классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

-умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы по теме: Астафьев В.П."Царь-рыба"»

Конспект урока . 11 класс.

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева "Царь-рыба")



Цель урока: создать условия для понимания того, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба”

Задачи:

-познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева;

-показать нравственные идеалы писателя;

-проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами;

- прогнозировать и оценивать поступки героя  художественного произведения в соответствии с ситуацией;

-классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

-умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;



Ход урока

I. Организационный момент урока.

Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!

В.П.Астафьев

II. Стадия вызова

Не случайно утром вспыхивают росы

Светляками на ладонях у листвы.

Так глядит на нас природа, будто просит

Нашей помощи, заботы и любви.



Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. 



Стихотворение Евгения Александровича Евтушенко, в этом году ушедшего из жизни, служит подтверждением тому, что никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно.

Нам не привыкать к потерям – болезни, смерти, войны, катастрофы – но всё это только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, – после этого терять уже будет нечего».

- Тема нашего урока "Человек и природа” в рассказе В.П.Астафьева "Царь-рыба”

- как вы считаете, какие цели мы могли бы поставить к сегодняшнему уроку?

-познакомиться

-оценить поступки героев соответственно ситуации

- отследить позицию автора

- проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами;



Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.П.Астафьева: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге, должен быть человеком!» слайд)





Давайте попробует определить лексическое значение слов «природа» и «человек».

(ответы учащихся)


А теперь сравним ваши ответы с толковым словарём



Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.



Учитель: Сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и природа – часть целого, человек и природа - единое целое.

Но кто же мы: враги или части целого? Как нам жить дальше: бороться , медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?

Результатом должна стать запись в тетради : «Человек-часть природы, человек и природа – единое целое».

Как вы думаете, какие проблемы мы постараемся сегодня рассмотреть?

- Человек и природа, их единство и противоборство

-экономное использование ресурсов

-распад естественных связей человека с природой и с другими людьми 

-неотделимость человека от природы



II.Стадия осмысления

1.Слово учителя

Астафьев – чуткий художник – не мог остаться в стороне от перечисленных вами проблем. Я думаю, что без личности автора невозможно полностью постичь смысл его произведения. Поэтому, несколько слов об авторе…



2.Сообщение учащегося о биографии В.П.Астафьева.(презентация)

Учитель: Наша планета в опасности! В опасности потому, что, стремясь к прогрессу, мы не задумываемся, какими путями мы идем к нему. Поэтому назрела необходимость задуматься над вопросом: в чем наша ошибка? Что мы делаем не так на пути к прогрессу? И как это отразиться на нас с вами.

Ответить на эти вопросы может писатель, который являясь страстным защитником родной природы, подчеркивал важность ее охраны. Это Виктор Астафьев

Обратимся к названию рассказа, который и дал непосредственно название всему повествованию в целом- "Царь-рыба”. слайд)

Слово историкам



Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией СССР. Сам Астафьев говорил, что книга "Царь-рыба” давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье.

Центральная фигура рассказа- человек — хозяин природы. Вместе с тем, писатель как бы подводит нас к тому, что не каждый человек достоин распоряжаться природой.

Когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев "кричал” о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.



В первобытную эпоху культ рыбы был распространен во всем мире, в том числе и в Сибири (свидетельством тому служат наскальные изображения). В Индии и Китае, где рыба также символизирует второе рождение, ее образ нашел свое применение в похоронных ритуалах. В рамках этой же темы рассматривается и библейское предание об Ионе, проглоченном гигантской рыбой (в славянском переводе Библии – китом) и через три дня и три ночи извергнутом ею на сушу.


Интересна история появления слова «Царь- рыба». Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые.

Что означает это выражение «царь-рыба»? Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природы. Оно, скорее всего , означает всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака. Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка).





Учитель: Почему Астафьева так волновала проблема незаконного вылова рыбы? Как вы

думаете? Давайте послушаем, что скажут нам экологи.

Слово экологам.

Со времён Ивана Грозного рыбы осетровых пород, наряду с сибирской пушниной и льняным волокном, составляли национальное достояние Руси. Ограничение на вылов Царь-рыбы существовало всегда.

Численность осетровых и их многочисленных сородичей снижается на протяжении последних десятилетий. Самая большая беда- нелегальная ловля рыбы..

Точно установить объемы незаконного вылова, таким образом, очень сложно; эксперты считают возможным предположить, что в реке Волге браконьерами ежегодно незаконно вылавливается в четыре раза больше рыбы, чем позволено законом..





6.Слово биологам

В биологии всё подчиняется эволюции.
Сколько же тысячелетий и миллионов лет шли по пути эволюции предки нашего осетра? Корни осетровых рыб уходят в глубокую древность.
Ископаемые остатки первых осетрообразных рыб обнаружены в нижнеюрских отложениях (около 200 млн. лет назад) . В течение последних ста лет наблюдается резкое снижение численности осетровых, и происходит это по вине человека.
Вывод один: человек – лишь один из биологических видов на нашей планете, и свою деятельность необходимо строить исходя из того, что природа без человека существовала и может существовать, человек без природы существовать не может.


Анализ рассказа



- Кто является главным героем рассказа?

Главный герой рассказа «Царь-рыба»-Зиновий Игнатьич Утробин.



-Что вы можете сказать о нём?

Игнатьич- уважаемый в посёлке Чуш человек. К односельчанам относится он снисходительно, с некой долей превосходства, которого не высказывал, от людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь. Он везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний – сибиряк и природой самой приучен почитать общество, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом слишком не ломать. Очень отличается Игнатьич от односельчан своей аккуратностью и деловитостью. Его «дюралька» (моторная лодка) носиться по реке, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поёт свою песню довольным, звенящим голоском. И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Ловил рыбу Игнатьич лучше всех и больше всех, и никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора, который всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата, а был с мозглятинкой – гнильцой самолюбия, не умел и не хотел скрывать неприязни к брату, и давно уже они стали чужими друг другу. До того возненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на родного брата, и не просто руку – ружьё!

-Что происходит с Игнатьичем на рыбалке?

На крючок попалась огромная рыбина.

-Какой увидел рыбу Игнатьич?

(Давайте зачитаем отрывок со слов : «…увидел и опешил, стр. …)

-Как изображён Игнатьич в момент схватки с царь-рыбой?

(жадность, настырность, самолюбие не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь)

Учитель : Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию Игнатьича – Утробин от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.



-Какое значение имеет образ царь-рыбы?

Образ царь-рыбы имеет огромное значение для понимания замысла писателя. Царь-рыба — это не просто большой осетр, это символ человеческой мечты о чем-то небывалом и величественном, о том, чего не удавалось сделать никому. В кругу рыбаков о ней постепенно складываются легенды, и каждый надеется ее поймать, да только не всякому это удается. Ну какая же еще мечта появится у рыбака, который с раннего детства только и думал что о рыбе? Мудрый старый рыбак поэтому и наставлял молодежь, говоря на первый взгляд совершенно, абсурдные слова: «...лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее».

-Почему в момент опасности он не зовёт на помощь брата?

Жадность, заставившая его бороться с рыбой в одиночку вместо того, чтобы позвать брата, тянет его на дно реки.

-Как вы считаете, заговорила ли в нём в последний момент совесть?

-А что такое совесть? Зачем она человеку?



  • Признание вины за совершенный неблаговидный поступок

  • Самоконтроль человека

  • Стеснение, стыд, неловкость

  • Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.

  • Совесть может предотвратить плохой поступок.

Учитель: Уточним значение слова по словарю Ожегова:

«Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?

(Игнатьич обращается к Богу)

- О чём просит Игнатьич?

(«Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»с.140)

- В чем состоит самая главная вина Игнатьича?

Это – надругательство над любившей его девушкой.

Дочитав рассказ “Царь-рыба”, понимаешь, что за любой грех в конце концов наступит справедливое возмездие.



- В чем же смысл противоборства человека и царь-рыбы?

Его можно понимать по-разному. С одной стороны, это борьба человека с природой, стремление во что бы то ни стало взять верх над рыбой.

Мы сталкивается и с другим аспектом борьбы человека с рыбой: Игнатьич борется и с самим собой, со своим прошлым, со своими грехами.

- Чем завершается рассказ Астафьева?

Астафьев завершает рассказ на оптимистической ноте. Герой не победил рыбу, но встреча с ней, едва не окончившаяся его гибелью, может стать началом его нравственного перерождения и обновления: «...ему сделалось легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, …, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

.И, видимо, раскаяние, душевное возрождение помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.

(Зачитать отрывок на стр. …)

А теперь я хочу, чтобы вы послушали, как завершает автор свой цикл рассказов о человеке и природе.

Все течет, все изменяется -- свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. 
     Всему свой час и время всякому делу под небесами: 
     Время родиться и время умирать; 
     Время насаждать и время вырывать насаженное; 
     Время убивать и время исцелять; 
     Время разрушать и время строить; 
     Время плакать и время смеяться; 
     Время стенать и время плясать; 
     Время разбрасывать камни и время собирать камни; 
     Время обнимать и время избегать объятий; 
     Время искать и время терять; 
     Время хранить и время тратить; 
     Время рвать и время сшивать; 
     Время молчать и время говорить; 
     Время любить и время ненавидеть; 
     Время войне и время миру. 
     Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? 
     Нет мне ответа.

-Как решает Виктор Астафьев проблему «человек и природа»?

он говорит о том, что надо жить так, чтобы окончательно не загубить природу.

- Что вы заметили в отношении автора к своим героям?

( Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции ) .

Тест по произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба».

  1. Как зовут главного героя повести?

А) Петрович

Б) Игнатьич

В) Микулич

  1. Как к нему относятся в деревне?

А) Ненавидят

Б) Боятся

В) Уважают

  1. Чем он известен?

А) Сноровкой в ловле рыбы

Б) Умением выпить ведро воды махом

В) Способностью разговаривать с собаками

  1. Чем занимается главный герой повести?

А) Браконьерством

Б) Работой на шахте

В) Ковкой сабель

  1. Почему главный герой так поступает?

А) Жажда наживы

Б) Страх перед смертью

В) Ненависть к рыбе

  1. Какая рыба является царь-рыбой?

А) Лещ

Б) Карп

В) Осетр

  1. Позвал ли он на помощь, когда понял, что не справится один?

А) Да

Б) Нет

В) Неизвестно

  1. Чем ударил главный герой царь-рыбу?

А) Обухом топора

Б) Кулаком

В) Веслом

  1. Что вспоминает главный герой, когда готовится умереть?

А) Дедову историю

Б) Своего брата

В) Райские луга

  1. Как звали девушку, перед которой был виноват главный герой?

А) Оксана

Б) Диана

В) Глаша


Просмотр видеоролика

На самом деле экологических проблем сегодня огромное количество. Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик, который называется «Пусть всегда бьётся зелёное сердце планеты».









III.Рефлексия

Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока.

На какие вопросы мы ответили? Что добавим или уберём

Учащиеся выдвигают варианты проблем :

проблема воздействия человека на природу,

проблема духовного возрождения человека,

проблема нравственного выбора,

проблема смысла жизни ,

отношение людей друг к другу,

людская доброта и отзывчивость

проблема ответственности



































Озвучьте синквейны –Игнатьич, царь-рыба, природа

Чтение хар-ки Игнатьича по таблице

В чем же наша ошибка на пути к прогрессу?

Ученик:

Мы утратили чувство ответственности, перестали чувствовать себя хозяевами своей земли.

Учитель литературы:

Как эта потеря отразится на нас?

Ученик:

Пострадают наши души. Человек, отчужденный от природы, от своей земли, от своего «дома» превращается в «нелюдя» Теряется человеческое в человеке – вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.Астафьева “Царь – рыба”.

Берегите эту Землю,

Эти воды

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей

Внутри себя.

-

- Сегодня на уроке мы поговорили только об одном рассказе из всего повествования В.П.Астафьева "Царь-рыба”, но и эта малая часть произведения заставляет задуматься о тех экологических проблемах, которые существуют и в современном мире.

Было бы непростительной узостью трактовать «Царь-рыбу» в чисто экологическом плане, лишь как произведение, ратующее за сохранение окружающей среды. Природа важна для В. П. Астафьева постольку, поскольку она необходима для людей, для их тела и души. Его главная задача – человек.

“Царь-рыба” воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные поступки человека обязательно ждет возмездие. В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги. Почему рассказ называется «Царь-рыба»? Ведь в нём больше речь идёт об Игнатьиче.

Прошло более 40 лет с момента написания произведения, но, к сожалению, борьба "царя природы” (человека) с природой, его породившей, длится и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворенное ими. "Но нет ответа на вопрос: где этому конец?”

Презентация о наших сёлах с листовками «Человек-царь природы?

Стих-е «Мать-земля»

«Не хвались человек..»

Какие выводы из этого урока мы можем сделать? Какой наш вклад в будущее Крыма?

Ученики:

- Каждому предприятию – по очистительному сооружению!

- Каждой выхлопной трубе – по фильтру!

- Каждому вымирающему виду – по защитнику!

- Каждой рыбе – по инспектору рыбнадзора!

- Каждому человеку – чистый воздух!

- Безопасные продукты питания!

- И бесконечно красивая природа!

Домашнее задание (по выбору) (слайд)

– В тетради закончите предложение: «В его книгах...».

– Написать эссэ «А так ли важно для нас чтение таких произведений, как «Царь– рыба» В.Астафьева».

-Написать небольшое сочинение «Письмо от природы будущему поколению».



Доп. мат-л.

Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природу? Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы природы — колыбели человека? Это проблема не только экологическая, но и нравственная.

Осознание её серьёзности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не ожечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.

Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Страстный протест вызывает у писателя бездушно-потребительское обращение с природой. До сильного живого образа вырастает в повести образ браконьерства — хищнического поведения человека в тайге, на реке.

На людях, их судьбах, страстях и заботах сосредоточено главное внимание автора. В повести много героев. Разных. Добрых и злых, справедливых и вероломных, “работников рыбнадзора” и “браконьеров”. Писатель не судит их, даже самых закоренелых, он заботится об их душевном исцелении.

Автор выступает с позиции добра, гуманности. В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.

Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.




Человек ! -Остановись. не губи природу!
Не вырубай леса, не засоряй поля
Не отравляй в озерах, в реках воду
Она тебе как жизнь нужна

Не создал ты не дерево, не речку
Не птиц, что летают в облаках
Не сотворил ты не одну зверюшку
Зачем все превращаешь в прах ?

Природа ! -Без нее нет жизни на планете
Ты не губи ее, а береги !
Знай, что ты за все в ответе
Опомнись человек ! -Остановись и посмотри

Взгляни на то, что веками воздвигаешь
Из камня, из бетона и стекла
И ты совсем не хочешь и не замечаешь,
Как отступает природа от тебя

Там где когда-то красовались парки,
Где простирались поля, леса
Сейчас стоят, как истуканы
Человеком созданные города

Унизить, у меня, нет желания
Достоинство твое мой человек
Пойми !- Создан ты, для созидания !
А что оставишь, на грядущий век ?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок русской литературы по теме: Астафьев В.П."Царь-рыба"

Автор: Лис Наталья Евгеньевна

Дата: 05.04.2019

Номер свидетельства: 506133


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства