kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок родной литературы (русской) по теме "А.И. Герцен. «Сорока-воровка»: судьба крепостной актрисы в повести"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по родной литературе (русской) второй по произведению, предполагает углубление знания уч-ся о развитии русской литературы в XIX веке, о судьбе талантливого человека в крепостной действительности. Урок предусматривает соблюдение ФГОС в содержательном и структорном наполнении: этапы мотивации, актуализациии знаний, создание проблемной ситуации и фиксирование затруднений, целеполагание, изучение материала, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, физкультминутка, практическую работу по вторичному закреплению, словарную работу, осмысление терминологии урока, рефлексию учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок родной литературы (русской) по теме "А.И. Герцен. «Сорока-воровка»: судьба крепостной актрисы в повести"»

№3. Родная литература, 10 класс Дата:………….


Тема урока

А.И. Герцен. «Сорока-воровка»: судьба крепостной актрисы в повести

Цели

Углубить знания уч-ся о развитии русской литературы в 19 веке; познакомить уч-ся с судьбой талантливого человека в крепостной действительности

Задачи:

Развитие умений уч-ся работать с книгой; давать связный ответ на литературную тему; составлять конспект лекции учителя, работать со словарем литературоведческих терминов, с критической литературой; проводить литературные параллели, давать х-ку литературному герою

Развивать наблюдательность, внимание, творческие способности учащихся; умения работать в парах, выполнять самостоятельные, поисковые, аналитические задания; умения выполнять самопроверку, взаимопроверку; умения работать с материалом учебника, с дополнительными учебными пособиями; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения;

воспитывать ответственность за свою работу; уважение к труду одноклассников; интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества обучающихся, культуру учебного труда, уверенность в себе; воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена общества; понимание литературы как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родной литературе

метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения

предметные результаты: знать основные особенности развития русской литературы 19 в., идею и худ. своеобразие повести Герцена; уметь давать х-ку литературному герою, подбирать цитаты по теме, анализировать художественное произведение

Методы и формы обучения

индивидуальная, коллективная, групповая работа;

эвристическая беседа, частично-поисковый метод; монологическое высказывание, учебный диалог, аналитические, творческие задания, выразительное чтение и др.

Ресурсы

http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/;

тетрадь, дополнительные учебные пособия, раздаточный дидактический материал, компьютер, интерактивная доска и др.

Автор УМК


Организационная структура (сценарий) урока


Этап урока

Формы, виды, приемы, содержание деятельности

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая, организационная и мотивационная подготовка учащихся к учебной деятельности.


Задание: продолжите фразу «С маленького успеха начинается …»

Актуализация

знаний

  1. Опрос д/з:

  • Как отразилась жизнь России первой половины 19 в. в повести А.И. Герцена «Сорока-воровка»?

2. Инд. задание: работа уч-ся по карточке = 1 человек (задание на основе изучения учителем инд. «зоны выпадения» уч-ся)

Создание проблемной ситуации и фиксирование индивидуального затруднения

  1. Аналитическое задание = с коллективным обсуждением

Задание:

Попробуйте распределить данные понятия на 2 группы и обосновать критерий деления:

Творчество, самовыражение, подавление, воля, несвобода, унижение, талант

2) Самопроверка по образцу (слайд)

Творчество Подавление

Самовыражение Несвобода

Талант унижение

Воля

Обоснование: творчество несовместимо с рабством

3) Учебный диалог = осознание недостаточности имеющихся знаний

  • почему не все смогли выполнить задание = не соотнесли изученный материал с философско-этическими понятиями

  • Какая учебная задача стоит перед нами?

Целеполагание

Учитель: организует учебный диалог с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока

Изучение нового материала

Творческое задание аналитического характера = с коллективным обсуждением

Задание:

Прочитайте эпиграф к повести А.И. Герцена «Сорока-воровка». Как вы его понимаете?

Эпиграф – стихотворение из «Украинского вестника» о богатом меценате, ласковом хозяине. В эпиграфе проявилась ирония автора, ведь хозяин, описанный в стихотворении, - полная противоположность графа Скалинского, да и вряд ли такие приветливые хозяева могли встречаться в эпоху крепостничества.


Слово учителя

Учебная установка уч-ся: записать термины, ключевые слова по теме; при необходимости воспользоваться словарём литературоведческих терминов


Повесть Герцена была написана 26 января 1846 года. Это время царствования Николая I, время «тридцатилетнего молчания», когда ещё не было отменено крепостное право, поэтому произведение было злободневно и революционно, воспринималось современниками как призыв к борьбе с рабством.

Имеются реальные прототипы героев. Действие повести происходит в театре графа Каменского в Орле. Крепостники – графы Каменские не вымышленные персонажи: имеются в виду генерал-фельдмаршал Михаил Федотович Каменский – участник семилетней войны и русско-турецких войн – и его сыновья: Николай Михайлович – генерал, одарённый полководец, в 1810 году главнокомандующий молдавской армией, и Сергей Михайлович – генерал, вышедший в отставку в 1822 году и имевший в Орле крепостной театр. Он и является одним из прототипов.

Однако в тексте не указывается место действия, оно анонимно. Сказано только, что это театр графа Скалинского в N. Видимо, это сделано по цезурным причинам, или таким образом Герцен хотел типизировать ситуацию

Первичное закрепление с комментированием

во внешней

речи

  1. Взаимообъяснения, взаимопроверка уч-ся задания = работа в парах по предыдущему заданию, работа со словарем литературоведческих терминов


  1. Консультация учителя по вопросам уч-ся (по необходимости)


3) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе и составьте перспективу учебной деятельности

Физкультминутка

Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровье сберегающей технологии

Практическая работа по применению знаний

Устный монологический ответ на литературную тему: «Судьба Анеты» = на основе домашнего чтения

+ использовать план х-ки литературного героя

Анета получила хорошее образование, у прежнего помещика она узнала ласку и ощутила свой талант, полюбила искусство, осознала свою избранность. Происходит момент, когда её замечает жестокий и сластолюбивый хозяин. Анета одинока, но гордо отвергает сластолюбца. Месть Анеты заключается в том, что она, даже будучи запертой, находит человека, от которого она рожает ребёнка. Анета избавлена от мучений смертью.


Аналитическое, исследовательское задание = выразительное чтение худ. текста, подтверждение своего мнения цитатами; участие в коллективном диалоге:

  • Прочитайте описание портрета героини и сделайте выводы

Герцен рисует героиню в романтическом ключе, используя такие эпитеты: огромные чёрные глаза, траурно, безнадёжно, до невероятности истомлённое лицо, неестественно, чахоточно. В описании явно слышен голос рассказчика – натуры восторженной и романтической. Используются восклицательные предложения, риторический вопрос. Ключевое словосочетание – статуя страдания. В ней выражается авторская позиция. Герцен создаёт трагический образ подневольной актрисы.

  • Зачитайте эпизод игры Анеты на сцене. Чем она поразила рассказчика?

Герцен рисует героиню в романтическом ключе, используя такие эпитеты: огромные чёрные глаза, траурно, безнадёжно, до невероятности истомлённое лицо, неестественно, чахоточно. В описании явно слышен голос рассказчика – натуры восторженной и романтической. Используются восклицательные предложения, риторический вопрос. Ключевое словосочетание – статуя страдания. В ней выражается авторская позиция. Герцен создаёт трагический образ подневольной актрисы.

  • Обратитесь к эпизоду диалога Анеты и рассказчика. Проанализируйте речь героини

С рассказчиком она говорит, как с равным, хотя он свободен, а она крепостная. Она видит в нём художника, творца, как она сама. Речь её грамотна, образна, но порывиста и лихорадочна, как то состояние, в котором она находится постоянно. В начале разговора её речь прерывиста, автор передаёт волнение героини. С князем она говорит непокорно, с негодованием. В речи её проявляются её непокорность, горячность, болезненность. Тональность повествования возвышенная, трагическая, полностью соответствует содержанию рассказа.

  • Как относится Анета к своему подневольному положению?

Анета не смиряется со своим положением. Её протест выражается в том, что она находит человека, от которого рожает ребёнка. Но этот протест личный. Тем более обидно, что Анета умирает, а её ребёнок остаётся крепостным князя.

Анета протестует потому, что князь не признаёт её способности быть великой актрисой. Он считает её своей крепостной девкой, а не актрисой. Это возмутило её больше, чем попытка посягнуть на её честь

  • Какова идея произведения?

Идея произведения – страшно крепостное право. Оно губит великие таланты. * стр….. Самое ужасное в том, что была разбужена душа Анеты, но душа актёра должна быть свободна, чтобы творить, а она скована. Тем ужаснее её положение.

Сообщение уч-ся «Судьба Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой» = инд. предварительное д/з

Беседа: как эта информация дополняет изученный материал?

Исследовательское задание с х-кой литературного героя «Образ князя Скалинского в повести «Сорока-воровка» = участие в коллективном учебном диалоге:

Задание: дайте х-ку образа князя, опираясь на цитаты

Сначала рассказчик хочет попасть в театр князя Скалинского, потому что князь слывёт человеком богатым, меценатом, покровителем искусства и людей искусства. Но познакомившись с порядками в его театре, а ещё более после того, как побеседовал с Анетой, рассказчик понимает, что этот блеск и благородство только внешнее. За ними скрывается чёрствая и жестокая душа сластолюбца и самодура. По своей прихоти он распоряжается судьбами подневольных людей. Никто не смеет ему перечить. Своих актрис, особенно тех, которым он оказывает своё тяжёлое покровительство, он держит взаперти, к ним никто не может прийти поговорить. Рассказчик должен взять разрешение у самого князя, чтобы посетить Анету.

Беседа по повести + аналитические, исследовательские задания = выразительное чтение худ. текста, подтверждение своего мнения цитатами; участие в коллективном диалоге:

  • О судьбах какие еще крепостных крестьян вы узнали в повести?

1)В рассказе есть эпизод, когда в кабинет к управляющему приводят связанного Матюшку. Этот человек накануне играл с рассказчиком в одном спектакле лорда. Оказывается, что он давно сидит в тюрьме за то, что передал записку одной актрисе, а на сцену его приводят прямо из темницы.


2) Образы «господских прислужников». Подлая лакейская сущность многих подневольных князя проявляется тогда, когда Анета попала в опалу. У неё отняли лучшие роли, ей стали говорить «ты». Его прихлебатели строго сторожат крепостных актрис и строго выполняют все распоряжения князя.

  • Выводы:


Творческое задание = работа в парах с последующим обсуждением с дидактическим материалом

Задания:

1)опираясь на изученный материал, прочитайте отр. из рецензии на повесть и вставьте пропущенные слова


В ……………. рассказывается печальная судьба талантливой крепостной ……………, которую погубили домогания ее помещика графа Скаменского. В начале повести пред читателем предстают …………. спорящих мужчин. А спор их касается того, почему в России перевелись великие ……………... Спор их продолжается долго, но они так и ………………. к согласию. Тут они встречаются с новым путником, оказавшимся знаменитым ……………... Узнав тему ………………, он решает поведать спутникам о том, как он когда-то встретил …………… актрису.


В повести рассказывается печальная судьба талантливой крепостной актрисы, которую погубили домогания ее помещика графа Скаменского. В начале повести пред читателем предстают три спорящих мужчин. А спор их касается того, почему в России перевелись великие актрисы. Спор их продолжается долго, но они так и не приходят к согласию. Тут они встречаются с новым путником, оказавшимся знаменитым артистом. Узнав тему спора, он решает поведать спутникам о том, как он когда-то встретил великую актрису.


Аналитическое задание = составление ответа на литературную тему на основе анализа критического материала


Задание:

Прочитайте материал (слайд) и выделите из него следующие аспекты: какие средства использует автор при создании образа крепостной актрисы и князя Скалинского:


Искусство композиции образов крепостной артистки и мецената заключается в том, что они лепятся постепенно, приобретая все большую ясность и рельефность. Великая, человечески прекрасная артистка возникает в начале рассказа перед читателями явно символически в глубоко родной ей роли несчастной Анеты …. Уже здесь, в ее игре, гордое сознание своей правоты.

Она показана затем в условиях казарменно-тюремного застенка, в противопоставлении себялюбиво-чванливому тирану — меценату Скалинскому, применяющему к ней самые жестокие средства истязания.

В обрисовке князя Скалинского используются приемы сатиры. Ведущие свойства его характера — тщеславная надменность, необузданный деспотизм, лицемерие, мстительность, грубость крепостника, видящего в подвластном не человека, а раболепного холопа, обязанного беспрекословно выполнять все желания господина. Образ «просвещенного» мецената постепенно, но последовательно разоблачается. Оказывается, что у этого человека «огромного вкуса» и с «тактом роскоши» все артисты живут взаперти, за малейшую провинность их сажают «в сибирку», за ними шпионят. Трагическая история исполнительницы роли Анеты окончательно срывает с него ложную маску мецената.


Словарная работа

Крепостничество, нравственная красота, безнравственность, свободолюбие, талант, меценат

Осмысление терминологии урока

Какие термины записали в тетрадь по окончании урока?

(«натуральная школа», типизация, прототип и др.)

Консультация учителя по вопросам уч-ся


Рефлек­сия учебной деятельности на уроке

  • Обобщение изученного на уроке

  • Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок

  • Заключительная беседа на выявление степени восприятия уч-ся изученного, осознания результатов своего учебного труда на уроке

Домашнее задание

Учитель кратко комментирует д/з:

  • Ответ по теме

  • Творч. Задание - эссе: «Какой ты, человек?» (по повести «Сорока-воровка»)

  • Чит.: Л.Т. «Утро помещика»





































«Судьба Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой»

Не менее трагична судьба крепостной актрисы театра графа Николая Шереметева Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой.

Несмотря на то, что Шереметев был достаточно либеральным, по своему времени, помещиком, в его театре были свои, довольно строгие, порядки. Актёры и актрисы жили в отдельных флигелях. Зимой во флигелях царил холод: топить печи разрешалось с особого разрешения. Летом здесь было сыро. Еду актёрам отпускали актёрам из кухни в строгой зависимости от исполняемых ролей. За малейшую ошибку на сцене дневной рацион уменьшался. Отлучаться из флигелей актёрам не дозволялось, писать или получать записки не разрешалось, равно, как и разговаривать с посторонними. (Подобное мы видим в повести «Сорока-воровка»)

Уроки пения, игры на фортепиано, танцев, декламации, итальянского и французского языков, репетиции начинались в Кускове, имении графа Шереметева, с утра и продолжались до вечера. Напряжённая работа требовала крепкого здоровья, а узницы актёрского флигеля были лишены свежего воздуха, поэтому чахотка была постоянной гостьей в Кускове.

Будучи за границей, граф увлёкся модной тогда наукой о камнях – минералогией. Теперь самым талантливым актёрам он решил присвоить имена по названию драгоценных камней. Так Прасковья Горбунова стала Жемчуговой.

С восьми лет девочка воспитывалась у княжны Долгорукой. Прасковья проявила необычайные способности к музыке, была необыкновенно понятлива и хороша собой.

Скоро её забрали от княжны, и она стала в 11 лет играть на сцене театра. Успех сделал девушку первой актрисой шереметевского театра. Это было и честью, и несчастьем. Теперь она не могла больше посещать отцовский дом.

Вскоре Николай Петрович понял, что любит крепостную. Прасковья, в отличие от героинь рассказов, отвечала ему взаимностью. Однако любовь аристократа к крестьянке в глазах общества была не только позором, она была подобна предательству. Николай Петрович был вынужден скрывать свои чувства, а Прасковья – оставаться в тюремной обстановке актёрского флигеля. Шереметеву даже не приходило в голову дать вольную любимой им женщине. Вскоре, правда, он построил для неё и себя флигель.

Прасковье Ивановне мы обязаны созданием Останкина – театра-дворца, ведь граф именно для своей любимой задумал построить его.

Когда взошёл на престол император Павел, он сделал Шереметева обер-гофмаршалом двора. Теперь он вынужден был жить при дворе. Предполагалось, что крепостные артисты будут давать концерты в столице. Напряжение, связанное со спектаклями, отразилось на здоровье Прасковьи. Она заболела чахоткой.

Вскоре серьёзно заболел и Шереметев. Только теперь, когда над его жизнью нависла опасность, он задумался о судьбе любимой. Отпуская на волю Прасковью, он дал ей ещё одну фамилию – Ковалёвой (коваль – то же самое, что и кузнец, а её отец был кузнецом). Новая фамилия казалась ему благороднее.

И всё-таки 8 ноября 1801 года Николай Петрович обвенчался с Прасковьей в глубочайшей тайне. Это был беспрецедентный случай в русской истории. Шереметев по-прежнему не знал, как оправдать свой поступок в глазах света. Назвать открыто Прасковью Ивановну своей женой он не решался и теперь.

3 февраля 1803 года она родила сына. Здоровье её резко ухудшилось. Прибавился страх за ребёнка. Графиня из крестьян хорошо знала, на что способны аристократы в борьбе за наследство. Ей чудилось, что маленького Дмитрия хотят отравить.

23 февраля 1803 года Прасковьи Ивановны не стало. В последний путь её провожали отнюдь не так, как провожают графинь. За её гробом шли только друзья по сцене да страстный почитатель её таланта архитектор Джакомо Кваренги.

После смерти жены Шереметев не был ни в Кускове, ни в Останкине. Он замкнуто жил в петербургском доме, окружённый несколькими друзьями умершей жены.

уклада жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козина Вера Анатольевна

Дата: 22.01.2023

Номер свидетельства: 623702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства