Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Целевая аудитория | учащиеся 10 класса |
Предмет | литература |
Тип урока | урок развития речи, изучение нового материала |
Форма проведения урока | практикум |
Количество учащихся в классе | 5 человек |
Используемые учебники | Зинин С.А., Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2012 г. |
Оборудование | компьютерная презентация; видеофильм (фрагмент), сообщения учащихся, иллюстративный материал; раздаточный материал; музыкальное сопровождение и др. |
Краткое описание урока | повторение: связный ответ с ориентацией на подготовку к ГИА по литературе и русскому языку, учебный диалог; мотивация; новая тема: практикум с заполнением Рабочего листа (вступительное слово учителя, инсценирование эпизода, просмотр видеофрагмента, выразительное чтение, чтение по ролям, обсуждение литературной гипотезы, представление предварительного исследовательского задания, сопоставительное задание); обобщение урока, формулирование выводов; подведение итогов, выставление оценок; домашнее задание; рефлексия. |
Методические приемы | учебный диалог, слово учителя, просмотр кинофрагмента, инсценирование, чтение по ролям, выразительное чтение, выполнение аналитических, исследовательских, сопоставительных заданий, обсуждение литературной гипотезы, работа с художественным текстом и др. |
№ | Виды, формы, приемы деятельности | Содержание деятельности | Примечание |
-
| Вступительное слово учителя. | | Презентация: слайды 1,2,3,4 |
-
| Обсуждение литературной гипотезы | Вопрос: каким планировал создать Толстой образ Наташи, если опираться на вышеприведенный замысел писателя? | Положительный + яркий + самобытный = любимая героиня |
-
| Инсценирование с последующим обсуждением | «В Отрадном: диалог Наташи и Сони» (т. 2, ч. 3, гл. 2) -Какой мы видим Наташу глазами Болконского? Чем поразила Наташа кн. Болконского и как повлияла на него? -Какие качества героини раскрываются в этом эпизоде? | +Муз. сопровождение: С. Прокофьев «Война и мир» (отр.) - Презентация: слайд 5 - Н.: богатый внутренний мир, поэтичность, открытость миру, жизнерадостность, свойственные Наташе, помогают кн. Андрею почувствовать полноту жизни. |
-
| Просмотр видеофрагмента к/ф «Война и мир» с последующим обсуждением | (т. 2,ч. 3, гл. 16) | Н.: эмоциональность, жажда жизни, искренность, желание и умение быть счастливой) + словами Н.Заболоцкого: «младенческая грация души» |
-
| Выразительное чтение эпизода с последующим обсуждением | | Музыкальное сопровождение: народная пляска - Презентация: слайд 6 - Н.: близость народу; «сущность ее жизни - любовь»; в человеке, по Толстому, ценно его единение с людьми |
-
| Чтение по ролям эпизода с последующим обсуждением и формулированием личной позиции | «Отъезд Ростовых из Москвы в 1812 году» (т. 3, ч. 3, гл. 16) | Презентация: слайд 7 Н.: искренний патриотизм Наташи |
-
| Обсуждение литературной гипотезы с проведением литературных параллелей | | Пушкин подчеркивал простоту внешности Татьяны: «Не красотой сестры своей…» |
-
| Представление учащимся индивидуального исследовательского д/з с последующим обсуждением | | + Презентация «Наташа Ростова глазами художника» Н.: Л.Т. подчеркивает внешнюю некрасивость героини, акцентируя внимание на ее внутренней красоте |
-
| Представление учащимися предварительного исследовательского д/з задания с последующим обсуждением | | жизненные ценности Н.: 1.семья (создает атмосферу любви); 2.жена (понимает важность деятельности Пьера, поддерживает, воодушевляет); 3.мать (занимается воспитанием детей, прививая нравственные ценности) В этом раскрывается толстовский идеал женщины). |
-
| Аналитическое задание сопоставительного характера | Работа в парах (или индивидуально) Задание: опираясь на прочитанный предварительно материал из литературной критики, проанализируйте 2 точки зрения на образ Наташи Ростовой; кто, по-вашему, прав? Л.Толстой: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнском призвании» Мария Конст. Цебрикова статья «Наши бабушки»: «…у женщин нет своей жизни; мужчина – и цель и смысл их жизни; нет его – и жизнь их вялое прозябание. … Важные реформы того времени, ожидание еще больших, волновавшие все умы […] - все это прошло над головами наших бабушек, не коснувшись их …» | Резервное упражнение на основе прочитанной статьи М.К.Цебриковой «Наши бабушки» Раздаточный материал В том числе проблема эмансипации, волновавшая общество того времени |