Урок развития речи по литературе: «Строки опаленные войной. Обзор поэзии Великой Отечественной войны.»
- Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.
-Презентация.
-Видеозаписи песен.
-Мультимедиа программа «От Кремля до Рейстага».
« Землянка» А.Суркова.
Урок | Литература 8 класс |
Тема: | «Строки опаленные войной.Обзор поэзии Великой Отечественной войны» |
Цели урока: | 1.Дать обзор поэзии времен В.О.В. 2.Рассказать о значении поэзии в годы В.О.В. 3.Показать,что патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с личными переживаниями. 4.Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи,умение слушать, продолжить развитие понятий тема, идея произве дения ,продолжить формирование навыков выразительного чтения, устного монологического высказывания, продолжить развитие творческих способностей. 5.Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны. |
Тип урока: | Урок изучения нового материала. Интегрированный урок. Комбинированный урок. Лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений. |
Методические приемы: | Рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам. анализ. |
Оборудование: | Записи песен, выставка книг и сборники стихотворений ,портреты поэтов, иллюстрации о войне. |
Эпиграф урока: | Прошла война ,прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте ,люди, никогда Об этом не забудем! А.Т.Твардовский. |
Кадр 1. Поэзия В.О.В. 1941-1945г.г. Грянул год,пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию,за народ И за все на свете. А.Твардовский.
Кадр 2
1.Война унесла 27 млн.человек 2.В годы военных испытаний1215 писателей ушли воевать с врагом. 3.Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины
Кадр 3
« Пожалуй,никогда за время советской поэзии не было написано столько лирических стихов,как за годы войны» А.Сурков | 1.Слово учителя: Начну урок с вопроса к вам ,ребята: «Если бы у вас в руках оказалась волшебная палочка, чего бы вы хотели больше всего на свете.? А теперь я вас возвращаю к теме сегодняшнего урока: Поэзия Великой О.В.Наступает святой день для нашей родины, день ,когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы Как хорошо, что человек наделен памятью. С чего начинается память? С берез? С речного песочка? С дождя на пороге? А если с убийства? А если со слез! А если с воздушной тревоги! А если с визжащей пилы в облаках, Со взрослых в пыли распростертых! А если с недетского знания -как Живое становится мертвым? И в пять, и в пятнадцать И в двадцать пять лет Войной начинается память. Память людская хранит подвиги ,совершенные в те суровые годы. Все меньше становится среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том, чем была война для нашей страны. К сожалению,В.О.В. была не последней.Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких. Они тревожатся за свою судьбу ,судьбу своей Родины. Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию- этот интеллектуальный и эмоциональный документ переживания всего народа. Экстремальные условия создали такой душевный напор ,который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре как стихи. Хотя старинный афоризм гласит: « Когда грохочут пушки,молчат музы» Но потрясение,которое пережил народ,отлилось в бронзу,эта бронза- высокая стихотворная мощь ,поэзия,полная боли .ненависти и грусти. Сегодня на уроке мы о ней и поговорим,наша задача дать обзор поэзии В.О.В. |
Кадр 4
Мотивы военной лирики: -Родина, -война, -смерть и бессмертие; -ненависть к врагу; Боевое братство и товарищество; -любовь и верность; -мечта о победе; -раздумья о судьбе народа.
5 кадр. Поэты военного времени: Н.Тихонов; А.Сурков; М.Исаковский; А.Твардовский; А.Прокофьев; К.Симонов и др.
6 кадр
Жанры: -собственно лирические(ода,элегия,песня) -сатирические(басня,эпиграмма) -лиро-эпическая (поэма,баллада) | Учитель: -Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.. -Тем, кто согревал дыханьем в стужу блокадных ночей.. -Тем, кто ушел вместе с дымом из бухенвальдских печей.. -Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну.. -Тем. кто на века безымянный канул в фашистском плену.. -Тем. кто ради дела сердце отдать был готов.. - Тем. кто под машины ложился вместо понтонных мостов.. -Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается этот урок….
2..Особенности поэзии военных лет. Прверка дом.задания: по статье «Особенности поэзии военных лет» составить тезисный план ( Один ученик называет тезисы ,иллюстрируя их кадрами презентации.)
. |
| 3.Военная песня. Звучит песня «Священная война» Инд.задание 1.»История создания песни»-1 ученик. 2.Найти в толковом словаре значение слов(2 ученик –эксперт): Священная- Орда- Вопросы: -Почему в этом стихотворении война названа «священной»? (Исключительная по своей важности, Это не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война за свободу своей \родины. Она народная. Почему? -В каких словах с наибольшей силой передается ненависть советских людей к фашистким захватчикам? -Как вы понимаете значение фразы:»ярость благородная?» -Гнев какой? (честный,открытый,праведный) -А как вы понимаете слова «с проклятою ордой»? -Что такое « орда»?(Воинствующая толпа,банда) (Зачитать значение этого слова в словаре) -Почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей стало популярным в народе? (Это призыв к честной борьбе за свободу своей Родины,эта песня объединяла всех людей,их стремления к уничтожению черной силы врага,каждое слово поднимало в бой)
4. Рассмотреть плакат «Родина –мать зовет» Вопрос:-Какие с песней общие цели,что общего? (Это призыв к защите своего отечества) |
7 кадр Языковые особенности.практическая работа.
8 кадр- таблица | 5.Языковые особенности военной поэзии. ( на примере песни «В землянке») А) Сообщение уч-ка о создании песни. Б) Звучит песня. Вопрос: Выполняло ли это стих-е или песня функцию боевой, воодушевляющей песни?( Да, по своему содержанию близка песням о защитниках родины, к их нелегкой фронтовой жизни. Солдату тепло от любви в холодной землянке ,и что именно эта любовь к близким. родным помогает солдату бороться с врагом.) Слово учителю: Бытует мнение, что стихи ,песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное. Задание:заполнить таблицу,называя средства языковой выразительности и приводя примеры указанных средств: Языковые средства | Примеры | Олицетворения | Поет гармонь ,шептали кусты ,голос тоскует | Эпитеты | Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь. | Лексический повтор | Далеко-далеко;снега и снега | Сравнение
Противопостав-е | Смола, как слеза
В холодной землянке-негасимой любви. | Вывод:стихотворение богато языковыми средствами: например,олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя. | |
|
| Слово учителю: Читая строки стихотворения мы меньше всего задумываемся о том, какие образные средства языка-эпитет, сравнение или метафору использует поэт. Но определенная картина и возникает перед нами как живая, потому и трогает наше сердце. что поэт по-своему увидев определенные явления жизни. сумел передать ее с помощью богатых средств поэтического языка. |
| 6.Слово учителю: |
| Путь к победе был долог и труден.1418 дней войны. И каждый из них- кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей, радость больших и малых побед, каждая из которых- чудо бесстрашия, доблести. Вот как пишет в своей книге»Солдатский долг» Маршал Советского Союза, один из выдающихся полководцев войны Конст.Конст-ч Рокоссовский о войне: « В этой войне решалась судьба Родины, жизнь каждого из нас, люди осознавали, что каждый должен выполнить свой долг перед Родиной Героями становились миллионы –солдаты насмерть стояли на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты не задумываясь шли на таран. Героями были все! Слава вам чудесные Советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами все эти годы. И если я мог что-то сделать ,так это благодаря Вам!» |
| 6. |
| 9 кадр.Поэты не вернувшиеся с фронта. Война унесла жизни 27 млн .человеческих жизней, 1215 писателей ушли воевать с врагом,400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.
Учитель: с войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Это:
10 кадр. Павел Давидович Коган 1918-1942
Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября1942г.
Я патриот.Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю,что нигде на свете Второй такой не отыскать
11 кадр. Михаил Валентинович Кульчицкий 1919-1943.
Погиб в боях под Сталинградом в январе1943 года.
Война ж совсем не фейерверк, А просто –трудная работа, Когда- Черна от пота- Вверх Скользит пехота.
12 кадр. Николай Петрович Майоров 1919-1942 Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.
Пусть помнят те, которых мы не знаем: Нам страх и подлость были не к лицу. Мы пили жизнь до дна И умирали За эту жизнь. Не кланяясь свинцу.
13 кадр. Муса Мустафович Джалиль 1906-1944 Муса Джалиль ,будучи тяжело раненным ,попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944 году казнен.Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Сердце с последним даханием жизни Выполнит твердую клятву свою: Песни всегда посвящал я Отчизне, Ныне Отчизне я жизнь отдаю. |
| 14 кадр. Иосиф Павлович Уткин 1903-1944. Военный корреспондент ,погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944 году.
На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны.
Мы скоро вернемся .Я верю .Я знаю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью, А в дом только радость придет.
Минута молчания. |
Кадр: Значение слова-аллитерация. | 7. Слово о К.Симонове
Учитель: «Певец боевой молодости»- так во время Великой Отечественной Войны назвал К.Симонова его старший собрат Н.Тихонов. Военная лирика К.Симонова- головокружительный пик его поэзии, где сплавилось воедино все: война, любовь ,Родина, зрелость.
Ученик: сообщение о К.Симонове-1 ученик, 2 ученик -Опережающее индивидуальное задание ( анализ стихотворения). а)чтение стихотворения; б)анализ стихотворения. (Это стихотворение К.Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения- послание, лирический герой обращается к любимой: «жди,ты». Основная мысль заключена в первой строчке: « Жди меня и я вернусь»- задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит как призыв. Слово « Жди» помогает подчеркнуть надежду. Сочетание звуков (ж, жд)-аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни ( желтые дожди, жара),усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание.)
|
Кадр: Анна Ахматова Ольга Берггольц Вероника Тушнова Юлия Друнина и мн.др. | 8.У войны не женское лицо.
Слово учителю: говорят : «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. Они были мед.сестрами -выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Ученик: Сообщение о Юлии Друниной. (17 –летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Их семью эвакуировали из Москвы в Тюменскую область, едва они там устроились, как Юля, единственный ребенок в семье, сообщила о своем решении. Действительно, в ее характере наиболее яркими чертами были решительность ,твердость. Если уж она решила, ничем ее не собьешь, никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт: Я ушла из детства В грязную теплушку, В эшелон пехоты В санитарный взвод. Дальние разрывы Слушал и не слышал Ко всему привыкший 41 год. Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в ее стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны ,из которого она не возвратилась…… Юлия Друнина написала стихотворение памяти однополчанки –Героя Советского Союза Зины Самсоновой «Зинка».
(Чтение стих-я по ролям ,инсценированное)
Чтение 2 –х учениц. Стихотворение «Зинка» |
видеозапись | Итоговое слово учителя: Вы на доске видите опорные слова: - Оперативность; - Эмоциональность; - Доходчивость; - Патриотические чувства; - Глубоко личные переживания.
Что же соединяла в себе и выражала поэзия Великой Отечественной войны.
Поэзия В.О.В. –самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями героя.
Поэзия в года войны- оперативный ,доходящий до самого сердца читателя род литературы
Интервью ветерана войны(Какую роль в их военной жизни сыграла поэзия).
|
Звучит песня »Журавли» Я Френкель Р Гамзатов. | Учитель. А теперь я снова хочу вернуться к вопросу ,который я задавала в начале урока: Чего бы вы хотели больше всего на свете? Конечно, мира!
И помнить тех, кто ценой жизни завоевал этот мир! Возвращаю ваше внимание к эпиграфу урока :
Прошла война ,прошла страда Но боль взывает к людям: Давайте ,люди никогда Об этом не забудем!
А.Твардовский
|
| 9.Оценки. 10.Домашнее задание: написать эссе на тему: « Война, жесточе нету слова» |
Кадр | 10.Какое впечатление осталось от урока? |