Урок развития речи в 7 кл "Рецензия как жанр сочинения" (по рассказу К. Г. Паустовского "Парусный мастер"
Урок развития речи в 7 кл "Рецензия как жанр сочинения" (по рассказу К. Г. Паустовского "Парусный мастер"
Дети учатся писать сочинение в жанре рецензия по рассказу К. Г. Паустовского "Парусный мастер". Тема рассказа - масте и его дело. "Мне бы одного надо - приохотить людей до моего парусного дела" - говорит мастер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 кл "Рецензия как жанр сочинения" (по рассказу К. Г. Паустовского "Парусный мастер"»
Приложение № 3
Урок развития речи в 7 «А» классе по теме:
«Рецензия как жанр сочинения»
Цели урока:
познакомиться с определением жанра рецензии;
сопоставить рецензию с другими жанрами (эссе, отзыв) и выявить особенности этого жанра сочинения;
развивать культуру устной и письменной речи, расширять словарный запас.
Задачи:
- обучение составлению рецензии на художественное произведение (рассказ К. Паустовского Парусный мастер»)
- формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;
- развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Вспомним изученное прежде.
Актуализация знаний (Приём «Согласен – Не согласен»)
Существует три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
В русском языке выделяют 3 стиля: разговорный, официально-деловой, научный (художественный, публицистический)
В любом сочинении должно быть вступление и заключение.
Эссе – сочинение – размышление по прочитанному рассказу, просмотренному фильму и т. д.
Идея сочинения – это главная мысль сочинения.
Мотивация:
- Каким образом можно дать оценку увиденному, услышанному и прочитанному?
- Какие жанры сочинений вы можете использовать для оценки прочитанного? (отзыв, эссе)
- Ребята, сегодня мы узнаем ещё об одном жанре сочинения- рецензии.
«Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-либо научного сочинения, произведения искусства» (Совр. толковый словарь)
«Рецензия – это текст, в котором даётся аргументированный критический анализ произведения, его оценка». (Т. А. Ладыженская)
«Рецензия – это вторичный текст, появившийся в результате того, что его автор представил читателю свою интерпретацию первичного текста», (Л. Майданова)
Итак, жанры сочинений отзыв и рецензия сходны между собой. Сообщаю цели и задачи урока.
Предметом нашего анализа будет рассказ К. Паустовского «Парусный мастер», который вы уже прочитали дома.
Рассказ ученицы о К. Паустовском
(См. презентацию в приложении)
Словарная работа
- Ребята, какие слова в рассказе вам не понятны?
Кефаль– род морской рыбы.
Крейсер – боевой корабль.
Линейный флот – парусные боевые корабли.
Бакен – плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов.
Бутафор – театральный работник, ведающий бутафорией. Бутафория – поддельные, специально изготовленные предметы, муляж(скульптура, мебель, посуда и т. д.).
Сиволап – невежа (разг., презр., устар.).
Беседа по рассказу К. Паустовского «Парусный мастер»:
- Как вы понимаете название рассказа «Парусный мастер»?
- Кто такой мастер?
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло. (Википедия)
- О чём мечтает парусный мастер? Зачитайте.
-Какие сравнения использует автор в описании парусов? Почему?
- Почему Фёдор Марченко держит в руках именно книгу Ж. Верна? Зачем она ему нужна?
- Кто такой Ж. Верн?
(Краткий рассказ ученицы)
-Почему парусный мастер просит упомянуть его имя в титрах?
-Какие слова режиссёра самые обидные?
-Верите ли вы, что Фёдору Марченко удастся «приохотить людей до парусного дела»?
- Символом чего становится парус в рассказе К.Г.Паустовского?
(парус как символ мечты о красоте)
- Какое у вас сложилось отношение к парусному мастеру?
- Каким вы представляете мастера?
- Над чем заставила задуматься данная книга?
- Что для вас стало самым ценным в этой книге?
- Какова главная мысль данного рассказа?
Проверка д/з. Ребята читают 2-3 сочинения в жанре отзыв.
- Сравним схему написания отзыва и рецензии.
Сочинение - отзыв
Сочинение - рецензия
Личное мнение о прочитанном произведении, ваша оценка книги.
Критическое суждение, в основе которого лежит анализ художественного произведения.
Содержит мнение автора, подкреплённое аргументами.
Автор рецензии - исследователь и критик. Предметом его исследования является художественный текст (его проблематика, конфликт, сюжетно-композиционные особенности, система образов, язык произведения).
Даётся эмоционально-субъективная оценка.
Задача рецензии - выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности, его роль в контексте творчества автора.
Система аргументаций основана на читательском вкусе, опыте, предпочтениях.
Система аргументаций может быть полемична и носить публицистический характер, может быть написана в жанре эссе, литературоведческой статьи.
- Итак, в чём же отличие этих сочинений?
Работа в группах
(На листочках даны предполагаемые вступления к сочинению – рецензии)
Задание: написать вступление к сочинению – рецензии, выбрать нужное слово из скобок.
Рецензия на рассказ К. Паустовского «Парусный мастер»
К. Паустовский – (великий, известный, замечательный) русский писатель. Недавно я познакомился с его (произведением, рассказом) «Парусный мастер», написанным в 1937 году. Это (рассказ, произведение) мне понравилось (не понравилось). На мой взгляд, оно имеет романтическую направленность, так как в нём присутствует образ ….
Рецензия на рассказ К. Паустовского «Парусный мастер»
Есть книги (рассказы, произведения), которые вызывают чувство (мысли, поступки) уважения к труду (мастера, человека, старика) любящего свою профессию. Таким произведением (рассказом, историей) является рассказ К. Г. Паустовского «Парусный мастер». В центре внимания (автора писателя, повествователя) эпизод из жизни потомственного старого мастера по пошиву парусов.
Рецензия на рассказ К. Паустовского «Парусный мастер»
В центре внимания К. Паустовского, (величайшего, известнейшего, знаменитейшего) русского писателя в (рассказе, произведении) «Парусный мастер» мы видим Фёдора Марченко – старого мастера по пошиву корабельных парусов. Этот (рассказ история) заставляет (задуматься, волноваться) над проблемой технического прогресса. На смену романтике приходит прагматизм.
- Обратите внимание, с помощью каких «слов-помощников» строится рецензия. Давайте выпишем их в тетради со справочным материалом. Прочитайте их.
(Рассказ, написанный (кем?),
Рассказ был напечатан (опубликован...)
Его книги (рассказы, произведения), которые вызывают... (чувства, мысли, поступки)
В центре внимания автора... )
Книга поражает (удивляет…)
Много место уделено проблеме…
Автор пишет о…
Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком…
План рецензии (записываем в тетради или раздаю буклеты)
Краткие библиографические сведения о книге (рассказе, повести и т. д.)
Смысл названия. Личные впечатления о прочитанном рассказе.
Особенности сюжета и композиции.
Актуальность проблематики.
Язык и стиль произведения.
Мастерство автора в изображении характеров героев.
Основная мысль рецензии.
Три основных компонента рецензии (записываем в тетради или раздаю буклеты):
Отзыв.
Критический разбор.
Оценка произведения.
Самостоятельная работа.
Ребята, вспомним правила цитирования.
Задание: оформите правильно предложение с цитатой.
Цитаты:
«Надо мне, чтобы многие тысячи людей смотрели ту картину и удивлялись великолепным парусам и большую любовь получали от моря»
«Мне бы одного надо – приохотить людей до моего парусного дела»
Зачитываем предложения (3 – 5 учащихся)
Рефлексия
(методика «Рефлексивный экран»)
Задание: выберите начальные фразы из рефлексивного экрана и продолжите их.
- Сегодня я узнал (а)….
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я не знал…
- Теперь я знаю…
- Теперь я могу…
- Мне захотелось…
- Я почувствовал (а), что…
Д/з: Написать сочинение – рецензию по рассказу К. Паустовского «Парусный мастер».