kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 7 кл "Рецензия как жанр сочинения" (по рассказу К. Г. Паустовского "Парусный мастер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети учатся писать сочинение в жанре рецензия по рассказу К. Г. Паустовского "Парусный мастер". Тема рассказа - масте и его дело. "Мне бы одного надо - приохотить людей до моего парусного дела" - говорит мастер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 кл "Рецензия как жанр сочинения" (по рассказу К. Г. Паустовского "Парусный мастер"»


Приложение № 3

Урок развития речи в 7 «А» классе по теме:

«Рецензия как жанр сочинения»

Цели урока:

  • познакомиться с определением жанра рецензии;

  • сопоставить рецензию с другими жанрами (эссе, отзыв) и выявить особенности этого жанра сочинения;

  • развивать культуру устной и письменной речи, расширять словарный запас.

Задачи:

- обучение составлению рецензии на художественное произведение (рассказ К. Паустовского Парусный мастер»)

- формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;

- развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Вспомним изученное прежде.

Актуализация знаний (Приём «Согласен – Не согласен»)

  1. Существует три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

  2. В русском языке выделяют 3 стиля: разговорный, официально-деловой, научный (художественный, публицистический)

  3. В любом сочинении должно быть вступление и заключение.

  4. Эссе – сочинение – размышление по прочитанному рассказу, просмотренному фильму и т. д.

  5. Идея сочинения – это главная мысль сочинения.

Мотивация:

- Каким образом можно дать оценку увиденному, услышанному и прочитанному?

- Какие жанры сочинений вы можете использовать для оценки прочитанного? (отзыв, эссе)

- Ребята, сегодня мы узнаем ещё об одном жанре сочинения- рецензии.

«Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-либо научного сочинения, произведения искусства» (Совр. толковый словарь)

«Рецензия – это текст, в котором даётся аргументированный критический анализ произведения, его оценка». (Т. А. Ладыженская)

«Рецензия – это вторичный текст, появившийся в результате того, что его автор представил читателю свою интерпретацию первичного текста», (Л. Майданова)

Итак, жанры сочинений отзыв и рецензия сходны между собой. Сообщаю цели и задачи урока.

Предметом нашего анализа будет рассказ К. Паустовского «Парусный мастер», который вы уже прочитали дома.

Рассказ ученицы о К. Паустовском

(См. презентацию в приложении)

Словарная работа

- Ребята, какие слова в рассказе вам не понятны?

Кефаль – род морской рыбы.

Крейсер – боевой корабль.

Линейный флот – парусные боевые корабли.

Бакен – плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов.

Трамбак – небольшое полубереговое судно.

Клипер – быстроходное трёхмачтовое парусное судно.

Бутафор – театральный работник, ведающий бутафорией. Бутафория – поддельные, специально изготовленные предметы, муляж(скульптура, мебель, посуда и т. д.).

Сиволап – невежа (разг., презр., устар.).

Беседа по рассказу К. Паустовского «Парусный мастер»:

- Как вы понимаете название рассказа «Парусный мастер»?

- Кто такой мастер?

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло. (Википедия)

- О чём мечтает парусный мастер? Зачитайте.

-Какие сравнения использует автор в описании парусов? Почему?

- Почему Фёдор Марченко держит в руках именно книгу Ж. Верна? Зачем она ему нужна?

- Кто такой Ж. Верн?

(Краткий рассказ ученицы)

-Почему парусный мастер просит упомянуть его имя в титрах?

-Какие слова режиссёра самые обидные?

-Верите ли вы, что Фёдору Марченко удастся «приохотить людей до парусного дела»?

- Символом чего становится парус в рассказе К.Г.Паустовского?

(парус как символ мечты о красоте)

- Какое у вас сложилось отношение к парусному мастеру?

- Каким вы представляете мастера?

- Над чем заставила задуматься данная книга?

- Что для вас стало самым ценным в этой книге?

- Какова главная мысль данного рассказа?

Проверка д/з. Ребята читают 2-3 сочинения в жанре отзыв.

- Сравним схему написания отзыва и рецензии.

Сочинение - отзыв

Сочинение - рецензия

Личное мнение о прочитанном произведении, ваша оценка книги.

Критическое суждение, в основе которого лежит анализ художественного произведения.

Содержит мнение автора, подкреплённое аргументами.

Автор рецензии - исследователь и критик. Предметом его исследования является художественный текст (его проблематика, конфликт, сюжетно-композиционные особенности, система образов, язык произведения).

Даётся эмоционально-субъективная оценка.

Задача рецензии - выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности, его роль в контексте творчества автора.

Система аргументаций основана на читательском вкусе, опыте, предпочтениях.

Система аргументаций может быть полемична и носить публицистический характер, может быть написана в жанре эссе, литературоведческой статьи.

- Итак, в чём же отличие этих сочинений?

Работа в группах

(На листочках даны предполагаемые вступления к сочинению – рецензии)

Задание: написать вступление к сочинению – рецензии, выбрать нужное слово из скобок.

  1. Рецензия на рассказ К. Паустовского «Парусный мастер»

К. Паустовский – (великий, известный, замечательный) русский писатель. Недавно я познакомился с его (произведением, рассказом) «Парусный мастер», написанным в 1937 году. Это (рассказ, произведение) мне понравилось (не понравилось). На мой взгляд, оно имеет романтическую направленность, так как в нём присутствует образ ….

  1. Рецензия на рассказ К. Паустовского «Парусный мастер»

Есть книги (рассказы, произведения), которые вызывают чувство (мысли, поступки) уважения к труду (мастера, человека, старика) любящего свою профессию. Таким произведением (рассказом, историей) является рассказ К. Г. Паустовского «Парусный мастер». В центре внимания (автора писателя, повествователя) эпизод из жизни потомственного старого мастера по пошиву парусов.

  1. Рецензия на рассказ К. Паустовского «Парусный мастер»

В центре внимания К. Паустовского, (величайшего, известнейшего, знаменитейшего) русского писателя в (рассказе, произведении) «Парусный мастер» мы видим Фёдора Марченко – старого мастера по пошиву корабельных парусов. Этот (рассказ история) заставляет (задуматься, волноваться) над проблемой технического прогресса. На смену романтике приходит прагматизм.

- Обратите внимание, с помощью каких «слов-помощников» строится рецензия. Давайте выпишем их в тетради со справочным материалом. Прочитайте их.

(Рассказ, написанный (кем?),

Рассказ был напечатан (опубликован...)

Его книги (рассказы, произведения), которые вызывают... (чувства, мысли, поступки)

В центре внимания автора... )

Книга поражает (удивляет…)

Много место уделено проблеме…

Автор пишет о…

Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком…

План рецензии (записываем в тетради или раздаю буклеты)

  1. Краткие библиографические сведения о книге (рассказе, повести и т. д.)

  2. Смысл названия. Личные впечатления о прочитанном рассказе.

  3. Особенности сюжета и композиции.

  4. Актуальность проблематики.

  5. Язык и стиль произведения.

  6. Мастерство автора в изображении характеров героев.

  7. Основная мысль рецензии.

Три основных компонента рецензии (записываем в тетради или раздаю буклеты):

  1. Отзыв.

  2. Критический разбор.

  3. Оценка произведения.

Самостоятельная работа.

Ребята, вспомним правила цитирования.

Задание: оформите правильно предложение с цитатой.

Цитаты:

  1. «Надо мне, чтобы многие тысячи людей смотрели ту картину и удивлялись великолепным парусам и большую любовь получали от моря»

  2. «Мне бы одного надо – приохотить людей до моего парусного дела»

Зачитываем предложения (3 – 5 учащихся)

Рефлексия

(методика «Рефлексивный экран»)

Задание: выберите начальные фразы из рефлексивного экрана и продолжите их.

- Сегодня я узнал (а)….

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я не знал…

- Теперь я знаю…

- Теперь я могу…

- Мне захотелось…

- Я почувствовал (а), что…

Д/з: Написать сочинение – рецензию по рассказу К. Паустовского «Парусный мастер».











1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Груздева Вера Михайловна

Дата: 11.11.2023

Номер свидетельства: 639661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства