kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загадка образа Базарова и его нигилизм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: осмыслить неоднозначность образа Базарова, подвести учащихся к выводу, что мировоззрение человека и принципы моделируют его судьбу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загадка образа Базарова и его нигилизм»

9



Егорова Л.Т., учитель высшей категории, СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина, г.Якутска


Урок – размышление


Загадка образа Базарова и его нигилизм

Цель: осмыслить неоднозначность образа Базарова, подвести учащихся к выводу, что мировоззрение человека и принципы моделируют его судьбу.

Образовательные задачи:

1. Проанализировать образ Базарова;

2. Выяснить причины его противоречий в характере и поступках;

3. Познакомить с высказываниями критиков о сущности нигилизма и о самом герое произведения.

Развивающие задачи:

совершенствовать умения применять знания для анализа и осмысления проблемы, поставленной на уроке; сопоставлять и обобщать полученный материал; формировать умения самостоятельного критического подхода в трактовке образа.

Воспитательные задачи:

показать, что мировоззрение человека моделирует его судьбу.


Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали…

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, производившее на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

И. С. Тургенев.


I. 1. Орг. момент. Целевая установка.

Мы продолжаем изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и будем говорить о главном герое Е. Базарове. Попытаемся разобраться и понять его характер, мировоззрение.

2. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Какова их основная мысль?

В нем выражена мысль о том, что образ, созданный автором, не до конца определяет его отношение к герою; он подчеркивает то обстоятельство, что в герое воплотилось «едва народившееся, еще бродившее начало» - это явление – нигилизм, который отражается на образе Базарова и затрудняет его понимание.

  • 3. Попытайтесь сформулировать тему урока?


Запись на доске и в тетради: загадка образа Базарова и его нигилизм.

II. Итак, перед нами неясный, сложный герой, «странный человек» Е. Базаров.

- В арсенале писателя всегда есть множество приемов обрисовки характера, по которым мы можем выявить авторское отношение к герою, но оценить по достоинству персонаж можем только мы, читатели. У каждого из вас сложилось свое видение Е. Базарова (не обращаясь к глубокому и обширному анализу, попытаемся выявить субъективное впечатление учащихся).

  • 1. Запишите характеристику-ассоциацию (это могут быть не только эпитеты, но и глагольные словосочетания, оценка качеств героя).

Синквейн

Акростих (озвучить наиболее интересные характеристики).

Наиболее интересные мысли запишите себе в тетрадь, а общее – на листах бумаги.

III. 1. Приступая к работе над образом, Тургенев также схематично обозначил основные черты характера героя: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. – умет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает… знает довольно много – энергичен, может нравиться своей развязностью».

Каждый из вас отметил неоднозначность, загадочность героя, его нигилизм(одно из его качеств – отрицающий авторитеты).

  • - Какой термин использует автор в романе? (дайте определение этому термину)

Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм.

Нигилист – в 60-е годы: свободомыслящий человек, интеллигент – разночинец, резко относившийся к буржуазно-демократическим традициям и обычаям. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически.

Интересно ответить, что в разных источниках дается свой вариант возникновения термина. С появлением демократов – разночинцев это понятие стали неразрывно связывать с ними (одни ругали, другие хвалили).

  • Как определяют этот термин герои романа?(учащиеся находят в тексте высказывания героев романа).

П. П. – «Это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов».

Е. Базаров – «Нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза».

Аркадий – «человек, который ко всему относится с критической точки зрения».

  • Прав ли Тургенев, называя Базарова нигилистом?


  • Не ущербен ли Базаров в своем отрицании?


2. Чтобы это понять, проведем эксперимент: каждый из вас запишет в две колонки, что он принимает в характере героя, его поступках и взглядах, а что нет

(в группах учащиеся читают свои записи, отмечают то, что совпало; дописывают в тетрадь другие интересные мысли своих товарищей; по мере озвучивания ведётся запись на доске).

ЗА

ПРОТИВ



Выводы:

Очень не прост с виду самоуверенный и резкий в своих суждениях тургеневский разночинец. Есть в его поведении и во взглядах некая двойственность, неоднозначность, которые притягивают читателя и позволяют поспорить с ним. Даже среди нас не нашлось человека, который безоглядно принял его убеждения и взгляды. Очевидно, что эту двойственность, неясность вносит нигилизм, являющийся мировоззрением Базарова.

IV. Несет ли базаровский нигилизм благотворное начало или опасное для личности и общества направление? (на столах листы с высказываниями критиков).

Ниже приведены некоторые ответы на эти вопросы. Чья точка зрения является, по-вашему, более справедливой? (обсудите в группе и выступите).

Вывод:.

Как видим, чтобы ответить на этот вопрос, мы вновь возвратились к понятию нигилизма как социального явления, возникшего в 60-х годах и являющегося некой «религией» молодого поколения. И критики отмечают и позитивное начало этого явления, и его разрушительную силу. С точки зрения демократов-разночинцев, нигилистические взгляды считались революционными.

  • Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли они погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?


Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, моделируют его судьбу. Базаров – сильная, цельная личность, но и его приводит в уныние и депрессию одна лишь мысль об ошибочности теории. Тургенев отразил в романе не только явление нигилизма, но и его слабую сторону. Человек, имеющий свои убеждения – сильный человек. Этап взросления очень важен для каждого из нас, и достойно прожить свою жизнь, сохраняя свои здоровые корни, передавая детям мудрые жизненные принципы,- задача каждого человека.

V Нигилизм, проповедуемый героем, привносит некую двойственность в характер и поступки Базарова, и многие критики отмечают противоречия, не позволяющие сразу разгадать характер и его образ..

  • Прочитайте выдержки и фрагменты размышлений о Базарове. Сформулируйте и запишите вопросы, которые возникают при их сопоставлении. (Учащиеся записывают вопросы и зачитывают их в группе, а затем классу).

  • Почему так много вопросов возникает?

Вывод:

  • Потому что этот герой очень противоречив, загадочен, он не понятен даже самому автору. Это новый герой времени, рожденный им, стоящий в преддверии будущего. Базаров человек неоднозначный, его можно любить или ненавидеть, но никого он не оставляет равнодушным. При этом Базаров трагическая фигура, его мучают внутренние противоречия. Его теория терпит крах, так как с ним спорит сама жизнь; на страницах романа у него нет истинных сподвижников и последователей. Эпоха 60-х породила дисгармоничный тип личности, непредсказуемый и построенный на внутреннем конфликте, поэтому невозможно однозначно определить отношение критиков и Тургенева к герою романа.

Любая идея проверяется жизнью, испытывается ею, и чаще всего она разрушает расчет и логику любой теории, какой бы правильной она ни была. Отрицая природу, отрицаешь самого себя, свою жизнь как часть природы человека.

VI. В чем мы пытались разобраться сегодня на уроке? (в характере Е. Базарова, его взглядах, в его теории, которая оказывается ущербной и накладывает отпечаток трагизма на судьбу героя). Так в чем же загадка образа? (учащиеся дают ответ на вопрос).

  • Можем ли мы сказать, что полностью разгадали образ Базарова и разобрались в его характере?

VII. Запишите один вопрос, который вы задали бы Базарову. (вопросы, записанные учащимися, следует разобрать на следующем уроке).

Человек, не имеющий позитивной программы, лишен будущего, у него нет единомышленников, да он в них и не нуждается. Двойственность, присутствующая в характере Базарова, приводит к надлому и надрыву в финале романа. Сама жизнь вступает в спор с воззрениями героя и противостоит ему любовью. Кто же выдержал это испытание? Решить этот вопрос – задача следующего урока.

Домашнее задание: выписать цитаты, которые объясняют отношение героев к любви и её месту в жизни человека (Н.П, П.П, Аркадий Кирсановы, Базаров, Одинцова и др.). История любви Базарова и Одинцовой.

Оценка. Оцените себя по степени работы в группе, по степени усвоения темы сегодняшнего урока.


Материалы к уроку

Задание №11

Искренен ли Базаров в своем отрицании окружающей его жизни?

Что представлял собой базаровский нигилизм: благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?

Ниже приведены некоторые ответы на эти вопросы. Чья точ­ка зрения является, по-вашему, более справедливой?

«Нигилизм не превращает что-нибудь в ничего, а раскрывает что ничего, принимаемое за что-нибудь,— оптический обман и что всякая истина, как бы она ни перечила фантастическим представлениям,— здоровее их и во всяком случае обязательна.

Но новых начал, принципов он не внес».

А. И. Герцен. Еще раз Базаров. 1869


«Нигилизм же наложил у нас свою печать на всю жизнь ин­теллигентного класса, и эта печать не скоро изгладится. Прежде всего нигилизм объявил войну так называемой условной лжи культурной жизни. Его отличительной чертой была абсо­лютная искренность. И во имя ее нигилизм отказался сам и тре­бовал, чтобы то же сделали другие,— от суеверий, предрассуд­ков, привычек и обычаев, существования которых разум не мог

оправдать».

П. А. Кропоткин. Записки революционера. 1906


«В том же 1859 году, к которому приурочено действие романа, появилось художественное произведение, в котором большая и существенная часть того, что отрицает Базаров, была подвергнута иному — чисто художественному — отрицанию: Гончаров старую, отживающую, спящую, лениво мечтающую Россию свел к обломовщине в сущности Базаров всем существом своим отрицает не что иное, как всероссийскую обломовщину — во всех ее видах и проявлениях.

Это дает нам возможность уловить и положительную, идейную сторону базаровского отрицания. Оно оказывается вовсе не столь беспринципным, как это представлялось, например, Герцену». …Он восстает не против идей, а против слов, а грустными делает их всероссийская обломовщина. «Идея» базаровского «нигилизма», кажущегося беспринципными, такова: «русскому человеку» прежде всего нужны труд, знание, энергия, критика и отрицание всех старых предрассудков, шаблонных понятий, ему нужно подавить апатию, лень, безволие, - вылечиться от обломовщины. Это – «очередная задача» («в теперешнее время, - говорит он, полезнее всего отрицание»). Базаров вовсе не проповедует отрицания для отрицания. Он руководится критерием пользы, именно пользы для «русского человека».

Д. И. Овсянико-Куликовский. Базаров как отрицатель и как общественно-психологический и национальный тип. 1907


«Несомненно, нигилизм Базарова, отрицательное направле­ние его ума таили в себе и опасность упадка духа и даже цинического восприятия и отношения к жизни. Тургенев проницательно отметил в Базарове не только то, что составляло его силу, но и то, что грозило ему. В своем одностороннем развитии нигилизм Базарова мог выродиться в крайность и повести за собой духовное одиночество и полную неудовлетворенность жизнью».

С. М. Петров. И. С. Тургенев. 1979


Задание № 21

Как вы понимаете смысл приведенного ниже суждения: «Базаров всегда в начале, всегда в «преддверии будущего»?

«... Базаров всегда в начале, всегда в «преддверии будущего». Чтобы понять трагизм Базарова, нужно помнить, что он максималист, что его устроило бы разрешение человеческих вопросов в некоемом идеальном, окончательном смысле все бы устроилось сразу и целиком. Сразу и целиком — это значит нигде и никогда. Тем не менее можно по-разному подойти к произведениям, выдвигающим максималистские требования; можно от них отмахнуться, а можно и видеть в них пример для вечного подражания.»

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985


«Мечтания Аркадия о «белой избе», в которой заживет со временем русский крестьянин, Базаров встречает резко охлаж­дающим: «Ну, а дальше?» В этом вопросе вся суть базаровского трагизма. Базаров не может быть удовлетворен не только современной ему «окружающей» действительностью, но и любой «формулой будущего», если она не идет дальше «белой избы»... Базаров мог бы принять лишь некое коренное общественное преобразование, о содержании и путях осуществления которого он говорит мимоходом (например: «Исправьте общество, и болезней не будет»).»

К. Тюнькин. Базаров глазами Достоевского. 1971


«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущей..»

Из письма Тургенева К. К. Случевскому

14(26) апреля 1862


Задание № 22

Почему Базаров пытался сблизиться с Аркадием Кирсановым? В этом проявилась у него потребность живой связи с людьми или желание иметь единомышленника (вспомните ска­занное им о Ситникове: «Мне и олухи нужны»)?

В чем причины одиночества Базарова: в реальных исторических и общественных условиях его жизни или заключены главным образом в нем самом?

«Да, Базаров страшно одинок, но это одиночество вынужденное, порожденное не личным капризом, а реальными социально-историческими и общественными условиями, но которые и в са­мом романе, и в многочисленных полемических разъяснениях «по поводу» Тургенев указывает достаточно определенно.»

А. И. Батюто. К вопросу о замысле «Отцов и детей». 1968


«Подводя итог всему, что было пережито во время знакомства с Аркадием, он должен был ответить — хотя бы только само­му себе: зачем он сблизился с ним? Неисправимый романтик, чувствовавший себя в логическом застенке нигилизма не совсем уютно, искал себе друга, то есть живой связи с людьми? Или ни­гилист искал себе ученика? Навсегда прощаясь с Аркадием, он прощался с несостоявшимся нигилистом и вместе с тем с самой мыслью о сближении с другими людьми.»

М. Еремин. Базаров: гибель на перепутье. 1992


«Очевидно, отсутствие зримых единомышленников Базарова—неслучайная и вполне ответственная особенность построе­ния романа. Единственным указанием на существование едино­мышленников героя, как видно, должно остаться только базаровское «мы».

К тому же звучит оно достаточно своеобразно — без малейшего намека на живую межчеловеческую связь. Базаров никог­да не думает о своих незримых единомышленниках и ничего из-,, за них не переживает. Нет возможности ощутить, что эти люди Базарову близки, что в общении с ними он нуждается. Похоже на то, что он просто учитывает их существование, не больше. Читатель вправе предполагать, что таких, как Базаров, и впрямь немало. Но каждого из них можно представить только по аналогии с самим Базаровым — социальным «бобылем», само­стоятельно избравшим жизненную программу, воспринимающим задачу переделки мира как свою собственную цель и просто учитывающим существование себе подобных. Такие люди не образу­ют, не могут образовать что-либо подобное коллективу — устойчивое, жизнеспособное единство, связанное изнутри не просто одинаковостью, но и общностью тех, кто его составляет. В этом принципиальное отличие Базарова от героев «Что делать?».

В. М. Маркович. Человек в романах И. С. Тургенева. 1975


Задание № 23

Какая оценка Базарова, по-вашему, более справедлива: «гамлетизирующий Дон Кихот» или рационалист «до кончиков пальцев»?

«...Какое же он необычное, сложное явление! С одной сторо­ны, идея дела организует важнейшие центры базаровской психи­ки. Базаров засучивает рукава, готовится к драке, к борь­бе. Он и поэзию и «художества» отвергает по тем же мотивам от них не дождешься ощутимого эффекта, они бесполез­ны. Но с другой стороны...

Тургенев отмечает, что люди донкихотовского типа живут «вне себя, для других», они бескорыстны до забвения собствен­ных интересов и личности. Для Базарова вопрос о том, достойны ли другие затрачиваемых им сил,— не праздный, и с болью шеве­лится в нем сомнение: стоит ли еще лезть из кожи ради какого-то Филиппа или Сидора, который даже спасибо не скажет Сомнения в правильности выбранных средств свойствен­ны Гамлету, а не Дон Кихоту От сражения с великанами Базаров, как Гамлет, пожалуй, не уклонится, но перед этим он не раз подумает, действительно ли перед ним великаны, а не ветряные мельницы и действительно ли в его руках оружие, а не картонный меч

Если хотите, это гамлетизирующий Дон Кихот — сочетание необычное и в', старом смысле ненормальное.»

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985


«...Базаров наделен у Тургенева еще рядом других черт, де­лавших из него сложную и живую личность он — ниги­лист далеко не последовательный, в его душе сохраняется изряд­ное количество того самого «романтизма», против которого он так ожесточенно ратует; сознание этого кладет иногда на него легкую тень гамлетизма, его «сумрачная, злобная, но честная фигура» смягчена элементом простого человеческого страдания, моментами на нее падает даже волшебный луч поэзии.»

А. Е. Грузинский. И. С. Тургенев. Личность и творчество. 1918

Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!

И.С. Тургенев — А.А. Фету, апрель 1862 г.

Не удивляюсь, впрочем, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал.

И.С. Тургенев — М.Е. Салтыкову - Щедрину, январь 1876 г.


В целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура с крохотной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом, и притом карикатура самая злостная. Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить его и примириться с ним даже пред его смертью...

М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени»


Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества...

Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление, до самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе, ни единым словом...

Он сломлен, но не побежден.

Н.Н. Страхов. «Тургенев. „Отцы и дети”»


Смерть Базарова... должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру.

...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он его не полюбит, повторяю, я виноват и не достиг своей цели...

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, больная, честная — и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего...

И.С. Тургенев — К. Случевскому


...За исключением воззрений Базарова на художества, я разделяю почти все его убеждения...

И.С. Тургенев. «По поводу „Отцов и детей”»


«... Базаров всегда в начале, всегда в «преддверии будущего». Чтобы понять трагизм Базарова, нужно помнить, что он максималист, что его устроило бы разрешение человеческих вопросов в некоемом идеальном, окончательном смысле все бы устроилось сразу и целиком. Сразу и целиком — это значит нигде и никогда. Тем не менее можно по-разному подойти к произведениям, выдвигающим максималистские требования; можно от них отмахнуться, а можно и видеть в них пример для вечного подражания.»

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985


«Да, Базаров страшно одинок, но это одиночество вынужденное, порожденное не личным капризом, а реальными социально-историческими и общественными условиями, но которые и в са­мом романе, и в многочисленных полемических разъяснениях «по поводу» Тургенев указывает достаточно определенно.»

А. И. Батюто. К вопросу о замысле «Отцов и детей». 1968


Какая оценка Базарова, по-вашему, более справедлива: «гамлетизирующий Дон Кихот» или рационалист «до кончиков пальцев»?

«...Какое же он необычное, сложное явление! С одной сторо­ны, идея дела организует важнейшие центры базаровской психи­ки. Базаров засучивает рукава, готовится к драке, к борь­бе. Он и поэзию и «художества» отвергает по тем же мотивам от них не дождешься ощутимого эффекта, они бесполезны. Но с другой стороны...

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985


«...Базаров наделен у Тургенева еще рядом других черт, де­лавших из него сложную и живую личность он — ниги­лист далеко не последовательный, в его душе сохраняется изряд­ное количество того самого «романтизма», против которого он так ожесточенно ратует; сознание этого кладет иногда на него легкую тень гамлетизма, его «сумрачная, злобная, но честная фигура» смягчена элементом простого человеческого страдания, моментами на нее падает даже волшебный луч поэзии.»

А. Е. Грузинский. И. С. Тургенев. Личность и творчество. 1918

Приложение

Ответы учащихся на уроке.


Ущербен ли нигилизм Базарова?


Я думаю, что базаровский нигилизм ущербен, так как у него нет четкой поступательной программы и, следовательно, нет конечной позитивной цели. Он говорит: «Пришло время отрицать, мы отрицаем». В основе отрицания лежит разрушение. Все приносится в жертву сиюминутной практической пользе. Поэтому, поэзия и искусство - лишь идеализм и романтизм, так как материальных благ они не приносят. Любовь – лишь физиологическое влечение, природа – мастерская, а все люди одинаковые, как деревья в лесу.


Несостоятельность, ущербность в том, что любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это те понятия, которые лежат в основе нравственности; взгляд на них сложился давно – от них нельзя ждать только материального. Можно не любить Пушкина или какого-либо художника, но отрицать их на том основании, что ты их не понимаешь, глупо.


Нельзя отвергать наследие прошлого, потому что начинать все с нуля сложно. «Дети» перенимают от своих «отцов» весь духовный опыт человечества. Конечно, они не должны слепо копировать их, а необходимо творчески все переосмысливать. Если поторопиться с выводами и утверждениями, то многое в спешке утратится, а потом сложно эти пробелы восполнить.


А

Естественные науки его призвание,

Верит только в практику,

Гений медицины.

Его концепция –

Нигилизм

И неверие ни на

Йоту другим



кростих:


Борется за свою точку зрения.

Аристократам не доверяет.

Знания его многочисленны, но

Авторитетов нет.

Разум превалирует над эмоциями.

Отрицает всё и всегда.

Верит только в практику.


Бунтующий против всех и всего,

А также не признающий искусство,

Знающий много, но не верящий в

Авторитеты.

Рассудительный,

Обречённый на одиночество.

Выброшен на обочину жизни


Синквейн:


1. Нигилист

Рассудительность, неверие

Какая трагическая судьба!

Отрицание.


2. Евгений

Рассудительный, ироничный.

Изучает, опровергает, протестует.

Печальный конец.

Нигилист.

3. Базаров.

Верящий только в практику, ставящий разум выше чувств.

Поражает, критикует, всё ставит под сомнение.

Удивительно целен в своём отрицании.

Бунтарь-одиночка.


4. Базаров.

Эмпирик, деятельный человек.

Исследует, отрицает, бунтует.

Это человек нового времени.

Исследователь


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Загадка образа Базарова и его нигилизм

Автор: Егорова Людмила Тимофеевна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354131


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства