Слайд 1,2,3,4 | Вступительное слово учителя Ю.В.Бондарев принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана, просвечена войной». Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признается писатель, - явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни… ». Почти все написанное Бондаревым – о войне. Как будто он вместе со своими героями прошел по дорогам войны. Военная тема Бондарева – это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война – это и героическая страница истории, которую нельзя вычеркнуть. Она многому научила, сплотила людей, заставила их задуматься. Роману «Выбор» называют романом – раздумьем, романом – размышлением. Я бы добавила – роман – откровение, роман – исповедь. Основная проблема романа – проблема ВЫБОРА. Итак, перед нами одна из трагедий войны. Мы сосредоточим свое внимание на проблеме нравственного выбора одного из героев этого произведения | |
Слайд 5 | Начнем наше исследование с ключевого слова. Назовите его. | Выбор |
| - Выбор! Что означает в романе это слово, ставшее его названием? | Всю жизнь человек что-то выбирает – пищу, одежду, увлечения, друзей. Но не об этом повседневном выборе идет речь в романе. Выбор предстает в нем как очень емкое понятие, как морально-философская проблема |
Слайд 6 | Выбор определяет судьбу человека, он способен перевернуть его жизнь. Выбор – это ответственное решение, которое человек принимает перед лицом совести. - “Вся жизнь – бесконечный выбор…” гласит наш эпиграф к уроку. Почему жизнь – это выбор? | ответы учеников |
| Перед каким выбором стоял наш герой? Для ответа на этот вопрос необходимо пересказать содержание отрывка из романа. | Пересказ |
| Ребята, какую параллель можно провести между этим отрывком и стихотворением Е.Евтушенко «Итальянские слезы»? | |
| Действительно, и в стихотворении и в отрывке герой стоит перед выбором. | |
| Продолжая наше небольшое исследование, нам необходимо ответить на несколько вопросов, опираясь на текст. Эту работу проведем по группам | |
Слайд 7 | 1гр. 1.Как жил Илья за границей? 2гр. 2. Как он оказался в плену? 3гр. 3. Почему Илья хочет непременно приехать в Россию? | 3-4 минуты |
| Прослушивание ответов учащихся. | |
| Беседа по прослушанному - Как заплатил Илья Рамзин за свой выбор? - Осознал ли Илья Рамзин, что он сделал неправильный выбор? - Илья Рамзин говорит в романе странное: “Правда, как и память, дается человеку в наказание”. В наказание ли Илье прибыл из прошлого его школьный и фронтовой друг Васильев? Как можно было бы назвать этот отрывок из романа? | |
| Сделаем итог нашему небольшому исследованию. Какие впечатления оставило у вас это произведение? Запишите ваши мысли одним предложением. Запишите в тетрадях слово выбор. Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? Какие эпитеты можно придумать к слову выбор? | Прослушивание ответов Прослушивание ответов Тяжелый выбор, неподъемный выбор, томительный выбор, долгожданный выбор и т.д. |
Слайд8 | Автор от имени своего героя говорит «Вся жизнь – выбор». А перед каким выбором можете оказаться вы? | Спорт или сигарета Школа или прогулка Уроки или компьютер География или обществознание |
Слайд 9 | Правильно, все зависит от вас. Главное, чтобы вы сделали правильный и осознанный выбор. И на ОГЭ по русскому языку у вас будет выбор при написании сочинения. На какие темы сочинений в качестве примера можно будет привести роман Юрия Бондарева «Выбор»? | Что такое совесть? Что такое выбор? Что такое дружба? И т.д. |
| Молодцы! Как раз на одну из этих тем вам необходимо будет написать сочинение 15.3 | |
Слайд 10 | Запишите домашнюю работу | Написать сочинение 15.3 на тему «Что такое выбор?» без 2го абзаца. |
| Какую оценку вы бы себе поставили за урок? | Ответы учащихся |
Слайд 11 | Заканчивается урок чтением стихотворения Л.Мартынова «След» А ты? Входя в дома любые – И в серые, И в голубые, Входя на лестницы крутые, В квартиры, светом залитые, Прислушиваясь к звуку клавиш И на вопрос даря ответ, Скажи: Какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед. Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет? | |