kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-размышление по роману Ю.Бондарева "Выбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по роману Ю.Бондарева "Выбор"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по роману Ю.Бондарева "Выбор"»

«Быть или не быть» по роману Ю.Бондарева «Выбор»

Цель:

  1. Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Рамзина, Васильева.

  2. Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор»

  3. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.



Ход урока

Вся жизнь – бесконечный выбор…

Ю.В.Бондарев

Слайд 1,2,3,4

Вступительное слово учителя

Ю.В.Бондарев принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана, просвечена войной». Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признается писатель, - явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни… ».

Почти все написанное Бондаревым – о войне. Как будто он вместе со своими героями прошел по дорогам войны.

Военная тема Бондарева – это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война – это и героическая страница истории, которую нельзя вычеркнуть. Она многому научила, сплотила людей, заставила их задуматься. Роману «Выбор» называют романом – раздумьем, романом – размышлением. Я бы добавила – роман – откровение, роман – исповедь. Основная проблема романа – проблема ВЫБОРА.

Итак, перед нами одна из трагедий войны. Мы сосредоточим свое внимание на проблеме нравственного выбора одного из героев этого произведения


Слайд 5

Начнем наше исследование с ключевого слова. Назовите его.

Выбор


- Выбор! Что означает в романе это слово, ставшее его названием?

Всю жизнь человек что-то выбирает – пищу, одежду, увлечения, друзей. Но не об этом повседневном выборе идет речь в романе. Выбор предстает в нем как очень емкое понятие, как морально-философская проблема

Слайд 6

Выбор определяет судьбу человека, он способен перевернуть его жизнь. Выбор – это ответственное решение, которое человек принимает перед лицом совести. - “Вся жизнь – бесконечный выбор…” гласит наш эпиграф к уроку. Почему жизнь – это выбор?






ответы учеников


Перед каким выбором стоял наш герой?

Для ответа на этот вопрос необходимо пересказать содержание отрывка из романа.




Пересказ


Ребята, какую параллель можно провести между этим отрывком и стихотворением Е.Евтушенко «Итальянские слезы»?



Действительно, и в стихотворении и в отрывке герой стоит перед выбором.



Продолжая наше небольшое исследование, нам необходимо ответить на несколько вопросов, опираясь на текст. Эту работу проведем по группам




Слайд 7

1гр. 1.Как жил Илья за границей?

2гр. 2. Как он оказался в плену?

3гр. 3. Почему Илья хочет непременно приехать в Россию?

3-4 минуты


Прослушивание ответов учащихся.



Беседа по прослушанному

- Как заплатил Илья Рамзин за свой выбор?

- Осознал ли Илья Рамзин, что он сделал неправильный выбор?

- Илья Рамзин говорит в романе странное:

Правда, как и память, дается человеку в наказание”.

В наказание ли Илье прибыл из прошлого его школьный и фронтовой друг Васильев?

Как можно было бы назвать этот отрывок из романа?



Сделаем итог нашему небольшому исследованию. Какие впечатления оставило у вас это произведение? Запишите ваши мысли одним предложением.

Запишите в тетрадях слово выбор. Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?


Какие эпитеты можно придумать к слову выбор?




Прослушивание ответов



Прослушивание ответов


Тяжелый выбор, неподъемный выбор, томительный выбор, долгожданный выбор и т.д.

Слайд8

Автор от имени своего героя говорит «Вся жизнь – выбор». А перед каким выбором можете оказаться вы?

Спорт или сигарета

Школа или прогулка

Уроки или компьютер

География или обществознание

Слайд 9

Правильно, все зависит от вас. Главное, чтобы вы сделали правильный и осознанный выбор. И на ОГЭ по русскому языку у вас будет выбор при написании сочинения. На какие темы сочинений в качестве примера можно будет привести роман Юрия Бондарева «Выбор»?





Что такое совесть?

Что такое выбор?

Что такое дружба? И т.д.


Молодцы! Как раз на одну из этих тем вам необходимо будет написать сочинение 15.3


Слайд 10

Запишите домашнюю работу

Написать сочинение 15.3 на тему «Что такое выбор?» без 2го абзаца.


Какую оценку вы бы себе поставили за урок?

Ответы учащихся

Слайд 11

Заканчивается урок чтением стихотворения Л.Мартынова «След»

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые,

И в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звуку клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед.

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?




Дебютировал в печати в 1949.

Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953.

Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962),

повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; телесериал «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975).

Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых). Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970; Ленинская премия).

В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-размышление по роману Ю.Бондарева "Выбор"

Автор: Камалиева Альбина Ришатовна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства