Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по повести «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич с использованием элементов ФГОС.»
Урок-размышление по повести «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич с использованием элементов ФГОС.
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Перевесино – Михайловка Турковского района Саратовской области
Суслова Вера Дмитриевна.
Цели и задачи урока:
Личностные:
рассмотреть Афганскую войну через судьбы его отдельных участников;
Воспитывать у учащихся гражданскую позицию;
формировать уважительное отношение к чужому мнению.
Метапредметные:
осваивать способы решения проблем поискового и творческого характера;
развивать способности слушать собеседника, развивать диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
расширить знания учащихся по истории Афганской войны;
показать своеобразие личности писателя,
помочь учащимся выявить нравственную основу героев, вызвать сочувствие, сострадание
Оборудование: презентация; словарь; музыка; портрет писателя.
Межпредметные связи: литература, русский язык, история.
Эпиграф:
О, Русь моя, о, боль моя- Россия! Где мне слова такие отыскать И где мне взять такие силы Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год стала белорусская писательница и журналист Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Чернобыльская молитва», «Цинковые мальчики», «Время секонд хэнд» - каждая из этих книг собрана из разрозненных фрагментов в единый текст. Это живые голоса свидетелей крупнейших катастроф ХХ века, которые, благодаря Светлане Алексиевич, прозвучали на весь мир.
2.ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ.
– Что вы знаете о С.Алексиевич? (Ответы вписываются в 1 колонку таблицы).
Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.
3. Историческая справка об Афганской войне.
4.Фаза вызова.
Учитель зачитывает отрывок текста.
- «Не думала, что еще буду писать о войне. Когда окончила «У войны не женское лицо», долго не могла видеть, как от обыкновенного ушиба из носа ребенка идет кровь. Меня сводил с ума вой подбитой машиной кошки, отворачивалась от раздавленного дождевого червя. Мой запас боли был израсходован. И вдруг! На автобусной станции офицер, рядом с ним худой мальчишка копал столовой вилкой в ящике с засохшим фикусом. Офицер сопровождал домой солдата, сошедшего с ума. Первый раз я увидела зрачки величиной с глаз. Может, с этого начался мой Афганистан? А может, еще раньше? Когда на кладбище молодая мать на коленях перед свежей могилой и кричала. Так кричат, наверное, только раненые звери. Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, танцплощадка, музыка..- и бросали в ад, в грязь. 18-летних мальчиков, которым можно было внушить все. Это потом к ним придет «Хотел стать героем, а теперь не знаю кого из меня сделали» Прозрение придет, но не скоро и не ко всем. О войне, которая оказалась в два раза длиннее ВОВ, мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, каким мы есть, не испугаться. И тогда я взяла магнитофон и пошла к солдатским матерям, двадцатилетним вдовам, 19- летним калекам-пенсионерам».
- Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением «Цинковые мальчики»?
- Это документальная повесть. Сама автор определила жанр своего произведения как «жанр голосов». Повесть построена на воспоминаниях. Мы слышим голоса рядовых солдат, младших и старших офицеров, военных советников, медсестер, военврачей, служащих…
Учащиеся подготовили художественный пересказ монологов от лица офицера, медсестры, матери погибшего солдата, жены погибшего офицера.
5.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Литература нонфикшн ,«груз-200», «учебка», «черный тюльпан», «зеленка», «бочкаревки», «бочата».
6. Фаза осмысления.
1. Вопросы:
- Как вы относитесь к событиям войны и поступкам героев? - Какую правду вы узнали об афганской войне и ее участниках? - Как вы понимаете слова автора: «Война не делает человека лучше, только хуже?
- Какими еще эпизодами повести вы можете проиллюстрировать эти слова? - Проследите, как война меняет психологию людей? - Какой след она оставляет в душах людей? - От каких иллюзий избавились воины- афганцы? - Что означает выражение «Афганский синдром»?
2. Сообщение ученицы о жителях Турковского района Саратовской области - участниках Афганской войны.
3.Звучит песня «Облака»
4.Ученица читает стихотворение «Я сына родила не для войны…»
7.РЕФЛЕКСИЯ.
1.Слово учителя.
- Литература нонфикшн в последнее время играет такую существенную роль, что не так уж важно, публицист Алексиевич или все-таки писатель. Важно, что ведущую мировую награду в области литературы дали гуманисту, автору мощных полифонических текстов, написанных на русском языке. Нобелевская премия Светланы Алексиевич - несомненная победа всей русской культуры.
- Легко ли читать книгу «Цинковые мальчики» Светлана Алексиевич? Психологически очень сложно. Окунаешься с головой в поток человеческих страданий, горьких воспоминаний, страшных в своей обыденности подробностей.
Книга С.Алексиевич «Цинковые мальчики» вызвала разноречивые откликИ. От угрозы о физической расправе до слов благодарности за правдивый и честный рассказ о событиях в Афганистане.
- Какие чувства вызвала у вас повесть «Цинковые мальчики»?
-Что дал урок для нашей души?
-А для ума?
Дети подводят итоги урока. Самооценка.
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: напишите отзыв о повести «Цинковые мальчики»