kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-размышление по повести «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич с использованием элементов ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

Личностные: 

  • рассмотреть Афганскую войну через судьбы его отдельных участников;
  • Воспитывать у учащихся гражданскую позицию;
  • формировать уважительное отношение к чужому мнению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по повести «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич с использованием элементов ФГОС.»

Урок-размышление по повести «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич с использованием элементов ФГОС.

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Перевесино – Михайловка Турковского района Саратовской области

Суслова Вера Дмитриевна.

Цели и задачи урока:

Личностные: 

  • рассмотреть Афганскую войну через судьбы его отдельных участников;

  • Воспитывать у учащихся гражданскую позицию;

  • формировать уважительное отношение к чужому мнению.

Метапредметные:

  • осваивать способы решения проблем поискового и творческого характера;

  • развивать способности слушать собеседника,  развивать диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

расширить знания учащихся по  истории Афганской войны;

показать своеобразие личности писателя,

помочь учащимся выявить нравственную основу героев, вызвать сочувствие, сострадание



Оборудование: презентация; словарь; музыка; портрет писателя.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история.

Эпиграф:

О, Русь моя, о, боль моя- Россия!
Где мне слова такие отыскать
И где мне взять такие силы
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.



Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год стала белорусская писательница и журналист Светлана Алексиевич.  «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Чернобыльская молитва», «Цинковые мальчики», «Время секонд хэнд» - каждая из этих книг собрана из разрозненных фрагментов в единый текст. Это живые голоса свидетелей крупнейших катастроф ХХ века, которые, благодаря Светлане Алексиевич, прозвучали на весь мир.



2.ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ.

– Что вы знаете о С.Алексиевич? (Ответы вписываются в 1 колонку таблицы).

На доске портрет С.Алексиевич и таблица.


ЗНАЮ

узнал









-Что вы хотите о ней узнать?

Презентация (выступает подготовленный обучающийся)

Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.

3. Историческая справка об Афганской войне.



4.Фаза вызова.

Учитель зачитывает отрывок текста.

- «Не думала, что еще буду писать о войне. Когда окончила «У войны не женское лицо», долго не могла видеть, как от обыкновенного ушиба из носа ребенка идет кровь. Меня сводил с ума вой подбитой машиной кошки, отворачивалась от раздавленного дождевого червя. Мой запас боли был израсходован.
И вдруг!
На автобусной станции офицер, рядом с ним худой мальчишка копал столовой вилкой в ящике с засохшим фикусом. Офицер сопровождал домой солдата, сошедшего с ума. Первый раз я увидела зрачки величиной с глаз. Может, с этого начался мой Афганистан? А может, еще раньше? Когда на кладбище молодая мать на коленях перед свежей могилой и кричала. Так кричат, наверное, только раненые звери.
Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, танцплощадка, музыка..- и бросали в ад, в грязь. 18-летних мальчиков, которым можно было внушить все. Это потом к ним придет «Хотел стать героем, а теперь не знаю кого из меня сделали» Прозрение придет, но не скоро и не ко всем.
О войне, которая оказалась в два раза длиннее ВОВ, мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, каким мы есть, не испугаться.
И тогда я взяла магнитофон и пошла к солдатским матерям, двадцатилетним вдовам, 19- летним калекам-пенсионерам».

- Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением «Цинковые мальчики»?

   
- Это документальная повесть. Сама автор определила жанр своего произведения как «жанр голосов». Повесть построена на воспоминаниях. Мы слышим голоса рядовых солдат, младших и старших офицеров, военных советников, медсестер, военврачей, служащих…




Учащиеся подготовили  художественный пересказ монологов от лица офицера, медсестры, матери погибшего солдата, жены погибшего офицера.




5.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Литература нонфикшн ,«груз-200», «учебка», «черный тюльпан», «зеленка», «бочкаревки», «бочата».

6. Фаза осмысления.

1. Вопросы:

- Как вы относитесь к событиям войны и поступкам героев?
- Какую правду вы узнали об афганской войне и ее участниках?
- Как вы понимаете слова автора: «Война не делает человека лучше, только хуже?

- Какими еще эпизодами повести вы можете проиллюстрировать эти слова?
- Проследите, как война меняет психологию людей?
- Какой след она оставляет в душах людей?
- От каких иллюзий избавились воины- афганцы?
- Что означает выражение «Афганский синдром»?

2. Сообщение ученицы о жителях Турковского района Саратовской области - участниках Афганской войны.

3.Звучит песня «Облака»

4.Ученица читает стихотворение «Я сына родила не для войны…»

7.РЕФЛЕКСИЯ.

1.Слово учителя.

- Литература нонфикшн в последнее время играет такую существенную роль, что не так уж важно, публицист Алексиевич или все-таки писатель. Важно, что ведущую мировую награду в области литературы дали гуманисту, автору мощных полифонических текстов, написанных на русском языке. Нобелевская премия Светланы Алексиевич - несомненная победа всей русской культуры.

- Легко ли читать книгу «Цинковые мальчики» Светлана Алексиевич? Психологически очень сложно. Окунаешься с головой в поток человеческих страданий, горьких воспоминаний, страшных в своей обыденности подробностей.

Книга С.Алексиевич  «Цинковые мальчики»   вызвала разноречивые откликИ. От угрозы о физической расправе до слов благодарности за правдивый и честный рассказ о событиях в Афганистане.

- Какие чувства вызвала у вас повесть «Цинковые мальчики»?


-Что дал урок для нашей души?

-А для ума?

Дети подводят итоги урока.
Самооценка.



8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: напишите отзыв о повести «Цинковые мальчики»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суслова Вера Дмитриевна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374523


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства