kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - размышление по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - размышление учит пониманию необходимости гармонии рассудка и любви, умению вырабатывать собственное мнение об окружающем мире

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - размышление по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»»

МБОУ « Шоркистринская СОШ» Урмарского района Чувашской Республики

МБОУ « Урмарская СОШ им. Г.Егорова» Урмарского района Чувашской Республики



Кто виноват?!

(урок - размышление по повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)







Авторы – составители:

  1. Иванов И.М., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шоркистринская СОШ»

  1. Иванова И.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова»





















2016

Тема урока: Кто виноват?!

(урок - размышление по повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)



И крестьянки любить умеют…

Н.М. Карамзин

Учитесь властвовать собой!

К беде неопытность ведет.

А.С.Пушкин

«Бедная Лиза» - образцовое произведение,

посвященное не внешним событиям,

а «чувственной» душе.

Е.Осетрова


Тип урока: урок – размышление (беседа с элементами анализа текста).

Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления.

Цели урока:

  1. Знать содержание повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», роль рассказчика и природы в повествовании, отличительные черты сентиментализма.

  2. Уметь анализировать эпизоды, определять силу любви в формировании человеческой души, понять авторскую позицию.

  3. Воспитать у ребят понимание необходимости гармонии рассудка и любви, гуманное отношение к человеку с осуждением аморальных поступков, умение вырабатывать собственное мнение об окружающем мире.

Оформление:

  1. Учебник литературы;

  2. Полный текст повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

  3. Портрет Н.М.Карамзина;

  4. Иллюстрация «Бедная Лиза»;

  5. Иллюстрации, сделанные учащимися к повести;

  6. Отличительные черты сентиментализма.



Ход урока


  1. Звучит «Песня Сольвейг» (на русском языке) Эдварда Грига. На фоне музыки читается наизусть эпизод из повести (лучше, если читать будет подготовленная ученица).

Лиза очутилась па улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может. "Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!" - вот ее мысли, ее чувства! Жестокий обморок перервал их на время. Одна добрая женщина, которая шла по улице" остановилась над Лизою, лежавшею на земле, и старалась привести ее в память. Несчастная открыла глаза - встала с помощью сей доброй женщины - благодарила ее и пошла, сама не зная куда. "Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!" Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее. Но через несколько минут погрузилась она в некоторую задумчивость - осмотрелась вокруг себя, увидела дочь своего соседа (пятнадцатилетнюю девушку), идущую по дороге - кликнула ее, вынула из кармана десять империалов и, подавая ей, сказала: "Любезная Анюта, любезная подружка! Отнеси эти деньги к матушке - они не краденые - скажи ей, что Лиза против нее виновата, что я таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку,- к Э... На что знать его имя? - Скажи, что он изменил мне,- попроси, чтобы она меня простила,- бог будет ее помощником, поцелуй у нее руку так, как я теперь твою целую, скажи, что бедная Лиза велела поцеловать ее,- скажи, что я..." Тут она бросилась в воду. Анюта закричала, заплакала, но не могла спасти ее, побежала в деревню - собрались люди и вытащили Лизу, но она была уже мертвая.

  1. Что случилось с бедною Лизой? Почему она решила уйти из жизни? (Ответы ребят могут быть самыми разнообразными, но главный из них – предательство любимого человека).

  2. Почему могло случиться такое? Кто виноват в этом? А что об этом думает сам автор? Вот главные вопросы, на которые мы попытаемся найти ответ сегодня на уроке.

  3. Итак, тема нашего урока: «Кто виноват?» (урок-размышление по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»). Обратимся к повести. Каково происхождение и воспитание главной героини? (Читает ученица)


Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего – ибо и крестьянки любить умеют! – день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза, – которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери. «Бог дал мне руки, чтобы работать, – говорила Лиза, – ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою. Перестань только крушиться, перестань плакать; слезы наши не оживят батюшки». Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою. – «На том свете, любезная Лиза, – отвечала горестная старушка, – на том свете перестану я плакать. Там, сказывают, будут все веселы; я, верно, весела буду, когда увижу отца твоего. Только теперь не хочу умереть – что с тобою без меня будет? На кого тебя покинуть? Нет, дай бог прежде пристроить тебя к месту! Может быть, скоро сыщется добрый человек. Тогда, благословя вас, милых детей моих, перекрещусь и спокойно лягу в сырую землю».


Вывод: Лиза была простой крестьянкой, образования не имела никакого, воспитывалась в любви, трудолюбии и благоразумии.

  1. А кто же был ее избранник? (Читает ученик)


Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой свет.


Вывод: Эраст – богатый дворянин, имеет прекрасное образование, воспитан, как все молодые люди того времени- цели нет, желаний нет.

  1. Эраст и Лиза - совершенно разные. Как могло случиться, что они полюбили друг друга? (Лизе исполнилось 17 лет, человек в этом возрасте не должен быть один, а Эрасту просто захотелось свежих ощущений).

- Хорошо им было вместе?

- Да! Потому что не было никаких обязательств друг перед другом.

- С чего начинаются проблемы?

- С маленькой лжи, когда Эраст просит Лизу ничего не рассказывать матери. (Обращение к тексту, читает ученица)


«Как я счастлива, и как обрадуется матушка, когда узнает, что ты меня любишь!» – «Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать». – «Для чего же» – «Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит себе что-нибудь худое». – «Нельзя статься». – «Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова». – «Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы ничего таить от нее».


- Почему Эраст просит об этом Лизу?

- Подсознательно он понимает, что никогда не будет с Лизой, потому что они слишком разные.

- Что их отличает друг о друга?

- Происхождение. Отношение к жизни. Отношение к природе. Отношение к деньгам. (Обращение к тексту)

Эраст целовал Лизу, говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю. – «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» – сказала Лиза с тихим вздохом. – «Почему же» – «Я крестьянка». – «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, – и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».


  1. Маленькая ложь порождает большое предательство.

Следующий шаг к нему, к предательству:

Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?

Заблуждение прошло в одну минуту. Лиза не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их. «Ах, я боюсь, – говорила Лиза, – боюсь того, что случилось с нами! Мне казалось, что я умираю, что душа моя… Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь, Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что такое?» – Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности. – Эраст старался успокоить Лизу и проводил ее до хижины. Слезы катились из глаз ее, когда она прощалась с ним. «Ах, Эраст! Уверь меня, что мы будем по-прежнему счастливы!» – «Будем, Лиза, будем!» – отвечал он. – «Дай бог! Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в сердце моем… Но полно! Прости! Завтра, завтра увидимся».


- Последние слова Эраста свидетельствуют о том, что любви больше нет. Эраст добился всего, чего хотел, и потерял всякий интерес к Лизе. Слова эти произнесены с легким пренебрежением, будто он хочет поскорее от нее избавиться. Да, и это действительно так.


Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы. Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие. Она видела в нем перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!» – Иногда, прощаясь с ней, он говорил ей: «Завтра, Лиза, не могу с тобою видеться: мне встретилось важное дело», – и всякий раз при сих словах Лиза вздыхала.

  1. Солгать в очередной раз было уже нетрудно. Он уходил скорее не на войну, а от Лизы, потому что уже ничто не связывало Эраста с его любимой «пастушкой». Он ее больше не любил.


- Нужно ли осуждать Эраста за это? Конечно, да.

Но автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку.

  1. А вы, ребята, как считаете, кто виноват в трагедии? Лиза? Эраст? А может, любовь?

- Да, Лиза полюбили очень искренне, доверчиво, всей душой, как может любить чистая, воспитанная природой душа. Ибо «и крестьянки любить умеют». Она не понимала, что рядом с любовью могут жить ложь и предательство, и отдалась вся, без остатка. Лиза не понимала, что в жизни надо следовать не только велению сердца, но и разума, и жестоко поплатилась за это. А.С.Пушкин предупреждал: «Учитесь властвовать собой, к беде неопытность ведет», но Лиза-то оттого не знала, а разум ее молчал.

Вывод: Лиза, конечно, виновата: нельзя слепо любить, необходимо уметь контролировать свои поступки.

- А что же Эраст? Он поступил так, как поступал всегда.

«Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей - возьми их,- он положил ей деньги в карман,- позволь мне поцеловать тебя в последний раз – и поди домой».

Он откупился от нее, тем самым сделал еще больнее. Эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он.

Вывод: Эраст виноват вдвойне: он обманул и себя, и Лизу, предал любовь.

- А что об этом думает сам автор?

- В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

  1. В повести есть еще один персонаж, который помогает разобраться в чувствах персонажей. Кто это? Да, конечно же, Природа. Можно сказать, что Природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.

  1. Понравилось ли вам, ребята, эта повесть? Чем?

- Ответы могут быть самыми разнообразными, но учитель постепенно подводит к мысли, что в нем есть ряд отличительных особенностей:

  • легко и быстро читается, так как язык повести сближается с разговорным;

  • в центре повествования – чувства человека;

  • персонажи – простые, незнатные люди;

  • пейзаж – не фон, а живая Природа, воспринимаемая не умом, а сердцем;

  • эмоциональное восприятие окружающего мира.

Все это есть отличительные черты нового направления – сентиментализма, основоположником которого в русской литературе был Н.М.Карамзин.

Сентиментализм проявляется не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма. Обратимся к третьему эпиграфу. «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувственной» душе. И это действительно так.

  1. Подведение итогов.

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и сегодня, тем более, что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.

  1. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: «Кто виноват в смерти Лизы» или «Возможен ли другой конец повести?»






































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок - размышление по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Автор: Иванова Ириада Николаевна

Дата: 11.03.2017

Номер свидетельства: 399301


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства