kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - размышление с элементами театральной постановки "Встреча с ангелом: начало или конец чуда? (по рассказу Леонида Андреева "Ангелочек")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-размышление с элементами театральной постановки по рождественскому рассказу Л. Андреева "Ангелочек". 

Просмотр содержимого документа
«Урок - размышление с элементами театральной постановки "Встреча с ангелом: начало или конец чуда? (по рассказу Леонида Андреева "Ангелочек")»

7


Урок - размышление с элементами театральной постановки "Встреча с ангелом: начало или конец чуда?

(по рассказу Леонида Андреева "Ангелочек")

И в созерцании впервые

Дитя признало красоту,

Лелея грезы золотые

И чистой радости мечту.

И.Бунин

1. Доброе утро! Сегодня, накануне праздников, мы проводим с вами урок внеклассного чтения. Я предлагаю поразмышлять над одним из рождественских рассказов Леонида Николаевича Андреева "Ангелочек".

Мы вместе с вами прочитали это произведение. И помним, что события, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества.

Поэтому сначала в нескольких словах об одном из самых важных праздников в жизни человека, о светлом Рождестве.

2. Рассказ о Рождестве .

3. О традиции украшать ёлку.

4. О традиции дарить подарки.

Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

5. Украшаем ёлку на доске шариками, выбираем подходящие для Рождества слова, объясняем свой выбор. На столе лежат новогодние игрушки, на каждой написано слово. Выберите те шары, которые, как вы считаете, должны украсить нашу Рождественскую ёлку. (Дети «украшают» ёлку). Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского «Январь. У камелька» из цикла «Времена года».

6. Почему Новый год и Рождество - самые любимые праздники не только для детей, но и для взрослых? (ожидание чуда, время доброты и любви к своим ближним).

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше, совершать добрые дела. В России в Святки принято было помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.

Традиция семейного чтения. Рождественские рассказы.

Раньше в дореволюционной России существовала очень добрая традиция накануне Рождества собираться всей семьей за чтением добрых книг. Вместе со взрослыми дети  читали удивительные истории о рождественских чудесах, и прелесть этих чтений оставалась неизменной – это атмосфера искренности, теплоты и особого рождественского волшебства.

Рождественский рассказ - рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова.

7. Рассказ "Ангелочек" Андреева, на первый взгляд, с очень простым сюжетом, но проблемы, вопросы, которые писатель поднимает в этом произведении, очень серьезны. Рассказ мы прочитали вместе. Попробуем вместе разобраться в содержании. Сразу же обратимся к финалу произведения.

Чтение финальной части рассказа.

Ученик: "...ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная по настоянию Сашки, наполнила комнату запахом керосина и сквозь закопченное стекло бросала печальный свет на картину разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжелый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты..."

Пауза.

- Подарок на Рождество, восковой ангелочек, такой желанный для главного героя Сашки, растаял. Игрушка, так поразившая Сашку, исчезла...Грустно. Что же ждет Сашку утром, когда он обнаружит исчезновение ангелочка? Мы попытаемся понять предназначение ангелочка в жизни Сашки и ответить на вопрос: встреча с ангелом для героя рассказа: начало или конец чуда? Поразмышляем..

8. 1 часть

-Сколько частей в рассказе? Почему?

-Обратимся к началу рассказа. Прочтите первое предложение:

"Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется» жизнью". Почему? Расскажите, как он жил дома, учился в гимназии.

- Как он мстит жизни? Сашка начинает делать все назло. Сам он осознает, что ведет се­бя плохо, так как рисует карикатуры на себя и окружающих лю­дей.

-Как прозвали Сашку? Сашка сравнивается с волчонком. Он озлоблен. Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий. Он кусается, огрызается. Сашка одинок.

- Из ответов ребят мы видим, что наш герой жил в непростых условиях. Дома ему было некомфортно, он не видел в семье любви, заботы и ласки.

-Как мы относимся к Сашке?

- Что могло бы изменить такую тяжелую жизнь мальчика?

-Сашку приглашают на ёлку к Свечниковым. Поначалу он совсем не хочет идти в дом, где нарядные дети, украшенная ёлка, где настоящий праздник.

Сцена 1

Диалог Сашки и его отца.

Отец (шепотом): Сашка! А тебя Свечниковы на елку звали. Горничная приходила.

Сашка (с недоверием): Врешь?

Отец: Ей-богу. Эта ведьма нарочно ничего не говорит, а уж и куртку

приготовила.

Сашка (все больше удивляясь): Врешь?

Отец еще раз побожился, и Сашка задумался.

Сашка: Ну-ка подвинься, расселся! (садится рядом) А к этим чертям я не пойду. Жирны больно станут, если еще я к ним пойду. "Испорченный мальчик", (протянул Сашка в нос). - Сами хороши, антипы толсторожие.

Отец (поежился от холода): Ах, Сашка, Сашка! Не сносить тебе головы.

Сашка (грубо): А ты-то сносил? Молчал бы уж: бабы боится. Эх, тюря!

Отец сидел молча и ежился.

Отец: Правда, Сашка, ступай, что ломаешься? Они, может быть, опять тебя устроят. Они люди добрые.

Сашка оскорбительно усмехнулся.

Отец: Может быть, и мне что-нибудь с елки принесешь...

Сашка (буркнул): Ну, ладно!

9. Почему Сашка пошёл все-таки к Свечниковым? (Из-за отца, стащил там для него папиросы).

На Рождество в домах украшали ёлки и обязательно ставили на верхушки звёзды, которые символизировали Вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на ёлку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами. Так и поступает богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того, он хочет помочь Сашке, отец которого работал у него, и устроить мальчика в ремесленное училище.

У Свечниковых

Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.

- Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет? Сашка не меняется, а становится еще злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся.



- Прочитать эпизод "Сашка у ёлки"

Сашка (сидя у ёлки):

Сашка был угрюм и печален - что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови. Забившись за рояль, Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы и думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти.

- Как ведет себя мальчик? Почему? (Плохо. Он подтверждает свою репутацию дурного мальчика, он чувствует себя чужим, продолжает «мстить жизни»).

-Реакция Сашки на елку? (Страшное одиночество ребенка).

- О чём он думает, что ему дорого в этой жизни? (Пытается вспомнить самое дорогое: отец, мать, дом…выходило, что этого ничего нет и ему некуда идти. Перочинный ножичек… завтра он его сломает, и тогда у него ничего уже не останется).

- Какое чудо произошло на ёлке у Свечниковых с Сашкой? Что он увидел?

Прочитать по тексту!

Что общего между Сашкой и ангелочком?

Оба они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в темный угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек "прячется" на темной стороне елки среди гущи ветвей.

- Чувствуют ли остальные необычность ангелочка?

Для взрослых — добрая, красивая игрушка. Дети — вообще не замечают. Сашка же преображается на глазах у всех. Совершается маленькое чудо.

-Почему мальчик обращает внимание на эту ёлочную игрушку?

( нарядная, «наглая» ёлка, блестящие игрушки, а он - незаметный - с теневой стороны ёлки, так же, как Сашка, среди нарядных, избалованных, богатых детей. В эту минуту мальчик чувствует, что он уже здесь не одинок).

СЦЕНКА

- Милый... милый ангелочек!- Милый... милый! - шептал Сашка.

Он заложил руки за спину и в полной готовности к смертельному бою за ангелочка прохаживался осторожными и крадущимися шагами;

В дверях показалась хозяйка. Дети окружили ее с выражением своего восторга..

Подошел и Сашка.

- Тетя, а тетя, - сказал - Те... Тетечка.

Она не слыхала, и Сашка нетерпеливо дернул ее за платье.

- Чего тебе? Зачем ты дергаешь меня за платье? удивилась седая дама. -

Это невежливо.

- Те... тетечка. Дай мне одну штуку с елки - ангелочка.

- Нельзя, - равнодушно ответила хозяйка. - Елку будем на Новый год

разбирать. И ты уже не маленький и можешь звать меня по имени, Марией

Дмитриевной.

- Я раскаиваюсь. Я буду учиться, - отрывисто говорил он.

- И хорошо сделаешь, мой друг, - ответила она так же равнодушно.

Сашка грубо сказал:

- Дай ангелочка.

- Да нельзя же! - говорила хозяйка. - Как ты этого не понимаешь?

Сашка упал на колени и сложил руки вышеупомянутым способом.

- Да ты с ума сошел! - Что с тобой?

Стоя на коленях, со сложенными руками, Сашка грубо потребовал:

- Дай ангелочка!

- Ну, дам, дам. Ах, какой ты глупый! Конечно, я дам тебе, что ты

просишь, но почему ты не хочешь подождать до Нового года? Да вставай же! И

никогда, - поучительно добавила седая дама, - не становись на колени: это

унижает человека. На колени можно становиться только перед богом.

Когда она сняла игрушку, Сашка впился в нее глазами, болезненно сморщил

нос и растопырил пальцы. Ему казалось, что высокая дама сломает ангелочка.

- Красивая вещь, - сказала дама, которой стало жаль изящной и,

по-видимому, дорогой игрушки. - Кто это повесил ее сюда? Ну, послушай, зачем эта игрушка тебе? Ведь ты такой большой, что будешь ты с ним делать?.. Вон там книги есть, с рисунками. А это я обещала Коле отдать, он так просил, -

солгала она.

Терзания Сашки становились невыносимыми. Он судорожно стиснул зубы и,

показалось, даже скрипнул ими. Седая дама больше всего боялась сцен и потому медленно протянула к Сашке ангелочка.

- Ну, на уж, на, - с неудовольствием сказала она. - Какой настойчивый!

- А-ах! - вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки.

- Я домой пойду, - глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. - К отцу.

- Чувства мальчика, когда он коснулся ангелочка?

-Что заметили окружающие? Какое чудо случилось? И тут происходит короткое и внезапное чудо! «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка». Это очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие Божие есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале.

- Что происходит дома?

Финальная сцена

Сашка (шепотом): Хорош?

Он держал ангелочка в отдалении и не позволял отцу дотрагиваться.

Отец (шепотом, всматриваясь в игрушку): Да, в нем есть что-то особенное...

Ты погляди, он сейчас полетит.

Сашка (торжествующе): Видел уже! Думаешь, слепой? А ты накрылышки глянь. Цыц, не трогай!

Отец отдернул руку.

Сашка: Экая, братец, у тебя привычка скверная за все руками хвататься. Ведь

сломать можешь!

Отец (задумчиво): Сашка, ты видишь когда-нибудь сны?

Сашка: Нет!.. А, нет, раз видел: с крыши упал. За голубями лазили, я и сорвался.

Отец: А я постоянно вижу. Чудные бывают сны. Видишь все, что было, любишь и страдаешь, как наяву...

Выпросив ангелочка, мальчик поделился своей радостью с больным отцом. Как и Сашке, отцу кажется, что ангелочек спустился с неба…и внёс луч света в его душу, - «чёрную душу человека, у которого было отнято всё: и любовь, и счастье, и жизнь». Отец и сын испытывали странное чувство, оно «сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяла человека от человека».

-Что значит ангелочек для Сашки? (это чудо, мечта, добро).

-Обратимся снова к эпиграфу.

-Как меняется Сашка? (ангелочек поднимает его над жестоким миром, пробуждает в нем душу, светлые чувства).

- Одинок ли Сашка?

(Сашка несет ангелочка отцу, и тот разделяет чувство сына. Но если для Сашки ангелочек — это надежда, это мечта о прекрасном будущем, то для Ивана Саввича ангелочек — прекрасное прошлое).

-Каким ложатся спать эти люди? (счастливыми, умиротворенными, спокойными. И может быть, впервые в своей жизни увидит прекрасный сон Сашка )

-Чем окончился рассказ? (Сашка и отец засыпают. Ангелочка, чтобы любоваться им, повесили возле горячей печки, и он растаял – оказался таким же хрупким, как и мимолетное счастье).

А.БЛОК

СУСАЛЬНЫЙ АНГЕЛ

       На разукрашенную елку
       И на играющих детей
       Сусальный ангел смотрит в щелку
       Закрытых наглухо дверей.
      
       А няня топит печку в детской,
       Огонь трещит, горит светло...
       Но ангел тает. Он - немецкий.
       Ему не больно и тепло.
      
       Сначала тают крылья крошки,
       Головка падает назад,
       Сломались сахарные ножки
       И в сладкой лужице лежат...
      
       Потом и лужица засохла.
       Хозяйка ищет - нет его...
       А няня старая оглохла,
       Ворчит, не помнит ничего...
      
       Ломайтесь, тайте и умрите,
       Созданья хрупкие мечты,
       Под ярким пламенем событий,
       Под гул житейской суеты!
      
       Так! Погибайте! Что' в вас толку?
       Пускай лишь раз, былым дыша,
       О вас поплачет втихомолку
       Шалунья девочка - душа...
      

Это стихотворение Александра блока, поэта ХХ века. Он написал это стихотворение, когда прочитал рассказ Л. Андреева.

- Что с ними будет утром, когда они проснутся? (Несколько учеников готовили дома письменные ответы, зачитывают).

- Как вы, ребята, думаете, чем станет для Саши встреча с ангелом: началом или концом чуда?

Для Л. Андреева ангелочек — символ. Это символ мечты. И мечту эту нужно лелеять и хранить в своем сердце бережно. Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью.



Окончилась рождественская ночь, окончилось чудо, как будто и не было ничего, началась обычная суровая жизнь. Кратковременное счастье. Счастье и должно быть кратковременным, а то его перестаёшь замечать и ценить. Быть может, если бы эта игрушка была с ними всегда, то она со временем бы утратила свою ценность. А теперь они всегда будут вспоминать об ангелочке, а значит, их сердца будут добрее. Короткий миг счастья, рождественское чудо!

Рождество - светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них - частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни всё было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Деменьшина Ольга Алексеевна

Дата: 18.03.2020

Номер свидетельства: 543209

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства