kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-размышление по повести В. Распутина «Живи и помни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока проведен анализ повести В. Распутина "Живи и помни". Дана характеристика главных героев

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по повести В. Распутина «Живи и помни»»

Тема урока: Война все спишет…. (урок-размышление по повести В. Распутина «Живи и помни»)

Цели урока:

- создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности:

- вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор;

- способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

ХОД УРОКА

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Урок сегодня будет очень насыщенным, поэтому рекомендую вам по ходу работы составлять план, отмечая важные этапы, героев, основные события.

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспаленных,

А той, что рыдала,- запомнил я Родину.

И вижу ее, накануне победы,

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

К. Симонов

Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.

За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% мирное население, погибшее в концлагерях, а по не официальным данным потери составляли более 40 млн. человек. Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей. Порой совершались тяжкие поступки, но многих прощали. А всё ли можно оправдать войной? Эту проблему: «Война все спишет?..», мы попытаемся сегодня решить на примере повести Валентина Распутина «Живи и помни».

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк всегда жил на Родине, писал о тех, кто рядом, кого он знал и любил. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

Замыслом сюжета этой повести являлись воспоминания детства: «Я помню как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне то человеческого жилья. Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

  1. АНАЛИЗ ПОВЕСТИ.

- Перескажите кратко содержание.

- Речь пойдет о Андрее Гуськове. Удачна ли иллюстрация?

- Как художнику удалось передать состояние героя?

Его поза (он повернулся спиной), сгорбленная фигура, нестриженные волосы говорят о том, что этот человек опасается чего-то, ему есть что скрывать.

- Итак, Андрей совершает преступление. Можем ли мы так безоговорочно называть его преступником? Как он воевал, как к нему относились? Мнения будут разные, поэтому для ответа на этот вопрос делимся на две группы, одна защищает, другая – обвиняет.

- Но вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими чувствами?

«Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисла в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал, постоянно озирался.

- Что почувствовал когда дошел? ( Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал, как мертвец.)

- Андрей налаживал связь с женой, которая пытается вернуть его к людям.

Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и показаться? (Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.)

- Для кого придумывал Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить? (Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него был не способен)

- Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.(Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.)

- Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом? («Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно продать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».)

- Связь с односельчанами порвана, он идет по земле. На которой он когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа? (Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле.)

- В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать)

- Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он взглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.

А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.

- Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде? («Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.)

- Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

(РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ)

АНДРЕЙ ГУСЬКОВ

РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ГЕРОЯ

Глава 2

Сильные, жесткие руки, голос был хриплый, ржавый. Лица его в темноте она не могла рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед ней.

 Глава 6

Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко.

Он, знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный.

- Чудной ты с этой бородой. Как леший.

- Сбрею. Хотя нет, не буду. Пускай торчит. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на лешего.

Глава 8

Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть. Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. … Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья.

Глава 10

Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она сама покрывается противной звериной шерстью.

Глава 13

Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что существуют домашние животные.

Глава 15

Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт.

Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне и жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея и дела, ни дома.

Глава 18

Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже и не черной, а грязно-пегой. Голову он держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Глаза, больше всего Настену напугали глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской и потеряли всякое выражение, кроме внимания.

Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, или от одиночества, или от чего-то еще. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его полусогнутую фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовьес горьким запахом спертого, задушевного воздуха, - увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась.

- Он становиться не просто зверем. Какое ощущение не покидает Настену с самой первой встречи? (Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье волка. На которого тот становиться похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ ЖИТЬ.

Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить.

- А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей? (Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывался о том, какие страдания приносит своим родным)

- А что мы знаем о его семье? (Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.)

- Какая особенность в его отчестве может указать на его характер? (Все согласные мягкие)

- Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына? (Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок)

- Почувствовала ли мать близость сына? Почему? (Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой)

- Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена.

Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены.

Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе Настены?

- Посмотрите на иллюстрацию. Это первая встреча героев. Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его сейчас? Почему?

- Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить? (Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделять от судьбы мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.)

- Какие чувства она испытывает к Андрею? (Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место)

- А где вообще Настена брала силы? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность? (Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные)

- Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении? (У В. Распутина особенное построение композиции – зеркальное расположение глав. Схожие эпизоды повторяются через какое-то время)

- Как вы думаете, зачем автор так выстроил повесть? (Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.)

- Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.

- Посмотрите на иллюстрацию. Как изменилась Настена? (Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая)

- Она чувствует себя одинокой даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это. (Возвращение Максима Вологжина и окончания войны) Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей? (Она чувствует себя одиноко, считает, что не достойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, и что она заслуживает этот праздник)

- Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание? (Не может поделиться счастьем, порадоваться открыто. Она одна вынуждена принимать удары судьбы. Устала она.)

- И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «скорей бы конец. Любой коней лучше такой жизни». Но была у нею надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена? (Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене)

- Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж? (Природа пытается ее остановить, задержать)

- Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь? (Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа)

- Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Волокжина, это крик самого автора. В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу»»

- Почему Настена решилась на самоубийство? (Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не нашла иного выхода)

- Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его? (Настену прощают и его бы простили)

- Были ли в тексте детали, которые подсказывали бы нам такой финал жизни Настены, такую ее смерть? (Боялась воды, кладбища утопленников. Это символы, намеки автора)

- А есть ли еще символические детали и какое значение они несут?

- Работа с символами (зимовье и дом, Ангара, часы, топор, пещера).

- Такая деталь, как топор нас не относит в другую эпоху, к другому автору? (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)

- Что общего? (Мотив преступления, противопоставления себя людям, характеры главных героинь, но финал разный)

- Изначально автор задумал иной финал: Андрей в результате мучительных раздумий, устыдившись суда Настены покончил с собой. Почему автор поменял финал? (Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем!!! Главная задача автора – показать высшую меру ответственности за свою жизнь перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность Настены)

РАБОТА СО СХЕМОЙ

Вместе с Настеной и читатель постигает более высокую систему ценностей. И заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

- Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок темы, что мы можем сказать? (Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно)

3. РЕФЛЕКСИЯ

- Возвращаясь к эпиграфу, скажите, с какими чувствами вы шли на урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни? Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой поступку может быть человеческая жизнь.

4. ИТОГИ УРОКА

Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок-размышление по повести В. Распутина «Живи и помни»

Автор: Меркулова Ирина Владимировна

Дата: 24.11.2018

Номер свидетельства: 487363

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства