kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-размышление по повести н.в.гоголя "тарас бульба". истоки героизма и предательства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"»



Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

(истоки героизма и предательства)



«Нет уз святее товарищества»

Бывали и в других землях товарищи,

но таких, как в Русской земле,

не было таких товарищей…

Н.Гоголь, «Тарас Бульба»





Цели:

формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;

воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Ход урока

- Мы прочитали очень интересное произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?

- Наш урок «Нет уз святее товарищества» (истоки героизма и предательства). Запишем тему в тетрадь. О чем мы с вами будем размышлять на уроке? Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить Тарас Бульба по отношению к сыновьям?

1 учебная ситуация. Товарищество, героизм, предательство.

Проверка домашнего задания. Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова: товарищество, героизм, предательство.

Словарная работа

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Товарищество – близость, основанная на товарищеских отношениях

Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни.



Предательство – поступок предателя.

Предатель – человек, который предал, изменник.

Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?

2 учебная ситуация. Предательство Андрия.

На предыдущем уроке мы сравнивали поведение братьев в бою. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос: почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка». «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?

Почему по-разному ведут себя братья?

Вспомните, о чем думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап о матери, Андрий о панночке)

Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?(Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье. А не судьба близких и Родины)

Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?( Зная, что есть поземный ход и что на выручку осажденным движется помощь, он не предупредил своих товарищей)

Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?

А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)

Обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака.

Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:

Как огонь, бешеный порыв, как ребенок, бессильная ярость, как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший смертельное железо, как подлая собака, бездыханный труп.

Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?

Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему? (Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей)

А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало)

А было ли жалко Тарасу? Почему? (Он думал две минуты, но потом известие о беде укрепило его в своем решении, так как товарищество для него дороже)

3 учебная ситуация. Героизм.

Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».



С кем сравнивает Гоголь Остапа (Как исполин) Почему?

Исполин – великан, богатырь.

Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап? ( Чтобы тот поддержал словом его)

Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами? (Тарас гордится своим сыном, его слово делает Остапа сильнее, а враги трепещут)

А теперь вернемся к нашему вопросу: мог ли по-другому поступить Тарас? (Нет, он должен был наказать предателя и поддержать героя. Ведь здесь, в Запорожской Сечи , это не просто его дети, а прежде всего товарищи, братья по духу.)

Почему гибнет сам Тарас Бульба?( Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С помощью эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине, товариществу превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днестру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли).

Заключение.

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Писатель убежден, что жизнь свободолюбивого народа продолжается, героические подвиги, жертвы, страдания не могут быть забыты. Они служат формированию патриотических чувств. Желание передать свое восхищение могучим вольнолюбивым духом народа, показать, как нравственно прекрасен свободный человек, - вот тот патриотический пафос, который выражает писатель всей повестью.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок повести на выбор «Описание степи» или «Нет уз святее товарищества». Составить план сочинения на тему «Почему В.Г.Белинский назвал повесть Н.В.Гоголя «поэмой о любви к родине»?












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Автор: Чепурная Э.Л.

Дата: 08.09.2019

Номер свидетельства: 519238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства