Прозвенел звонок для нас. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Девочки за парты сели, Мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Улыбнулись друг другу. Подарили улыбку и мне. Пусть урок принесёт нам радость общения и подарит прекрасное настроение. Не забывайте про правильную осанку на уроке.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с разнообразием творчества С.Маршака. (Слайд 1) (Входит растрепанный ученик – Смирнов Денис) – Можно войти? Учитель: Да ты уже вошел, Денис… Ученик: Извините за опоздание. – Хорошо садись на свое место. Постой. Почему ты в таком виде? Ты себя в зеркало видел? – Не успел. Спешил на урок. Торопился… – Посмотрите, на кого Денис похож… Дети: На человека рассеянного… – Действительно! Вы к уроку читали стихи Самуила Яковлевича Маршака, в том числе и стихотворение “Вот какой рассеянный”. – Я не помню… – А мы тебе сейчас напомним. Присаживайся на своё место и приведи себя в порядок. У: Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Д (Анатолий): Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать. В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки. У: Вот какой рассеянный с улицы Бассейной. Д (Диана): Надевать он стал пальто - Говорят ему: “Не то”, Стал натягивать гамаши – Говорят ему: “Не ваши”. У: Вот какой рассеянный с улицы Бассейной. Д (Ольга): Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Д (Алина): Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. У: Вот какой рассеянный с улицы Бассейной. Ну что, Денис, вспомнил стихотворение. Посторайся не быть, как человек с улицы Бассейной. Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака. На уроке мы прочитали пьесу – сказку «Двенадцать месяцев». Сегодня я предлагаю вашему вниманию игру - путешествие, посвящённое С.Я. Маршаку и его творчеству. У вас на столах лежат маршрутные листы, на которых указаны станции следования. (Слайд 2) И первая станция «Биографическая». (Слайд 3) 1. Знакомство с биографией С.Я. Маршака (Кнопкой мышки перелистываем фотографии Маршака) (Слайд 4) Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) - поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Он родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, поступил учиться в одну из лучших гимназий. В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Горький пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с интересными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым, Маршак вернулся в Петербург. Туда же к тому времени перебрался его отец. Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах. Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его. В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев. С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя. В 1923, вернувшись в Петроград, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка оглупом мышонке", "Пожар", "Почта", перевёл с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т. д. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом". Книги Маршака переведены на многие языки мира. Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня. Литературные труды Маршака были высоко оценены, он получил множество государственных наград и литературных премий. И все-таки это не главное. Главное – это читательское признание, которое у Маршака несомненно есть.
2. Станция «Из какого произведения предметы?». (Слайд 5,6) У меня в руках волшебный мешочек, в нём предметы из стихотворений С.Маршака. Вы должны на ощупь определить предмет, из какого он стихотворения и прочитать его. Конверт (“Почта”) Кольцо (“Двенадцать месяцев”) Собачонка (“Багаж”) Котёнок (“Усатый полосатый”) Сковорода (“Вот какой рассеянный”) Неваляшка («Ванька – Встанька») Мышка («Сказка о глупом мышонке») Музыкальная пауза (Слайд 7, 8) Дети поют и танцуют под песню “Шли куда попало” на стихи С.Я.Маршака. День стоял веселый раннею весной. Шли мы после школы – я да ты со мной. Куртки нараспашку, шапки набекрень, – Шли куда попало в первый теплый день. Шли куда попало – просто наугад, Прямо и направо, а потом назад. А потом обратно, а потом кругом, А потом вприпрыжку, а потом бегом. Весело бродили я да ты со мной, Весело вернулись к вечеру домой. Весело расстались – что нам унывать? Весело друг с другом встретимся опять!
3.Станция «Лишнее животное». Узнай лишнее животное из сказки “Где обедал, воробей?” (Слайд 9,10) Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк) Просмотр мультфильма «Где обедал воробей?» 4. Станция «Исправь ошибки». Исправь ошибки в названиях произведений. Дети выбирают полоску с названием произведения, исправляют его. (Слай 11, 12) “Детки в зоопарке” - “Детки в клетке” “Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев” “Откуда стул пришёл?” - “Откуда стол пришёл?” “Урок грубости” - “Урок вежливости” “Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое” “Мышкин дом” - “Кошкин дом” «Кот и работяги» - «Кот и лодыри» 5. Следующая станция «Загадки С.Я. Маршака». (Слайд 13, 14) В классе в разных местах находятся конверты с загадками С.Маршака. Вы глазами ищете конверты, читаете загадку, отгадываете её. Что такое перед нами: две оглобли за ушами, На глазах по колесу и седёлка на носу? (Очки) Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб (Пила) Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч) В Полотняной стране по реке Простыне Плывет пароход то назад, то вперед. А за ним такая гладь - ни морщинки не видать! (Утюг)
Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом- под столом, А ночью - под кроватью. (Тапочки)
Под Новый Год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
6. Станция «Доскажи словечко» (Слайд 15, 16, 17) “Приоткрыла дверцу Лена – Соскочил огонь с__________(полена), Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на ________(стол), Побежал по стульям с треском, Вверх пополз по_______________(занавескам), Стены дымом заволок, Лижет пол и ______________(потолок)” Из какого произведения строки? (“Пожар”) 8.Станция «Прощальная» (Слайд 18, 19, 20, 21) Песня про книги (на мотив “Песенка мамонтёнка”) Я книгу читаю – она друг надёжный! Ответ на вопросы найти я хочу. Ответы найти я хочу. (2 раза.) Припев: Пусть книга научит, Пусть книга расскажет. Пусть верный путь в жизни она нам укажет. Ведь так не бывает на свете, Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
Вот и закончилось наше путешествие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького “Любите Маршака, учитесь у него!” Я сегодня не ставила вам оценок, потому что вы все работали замечательно, но оценки вы всё – таки получите после выполнения домашнего задания. Выбираете одно стихотворение С.Маршака и заполняете пункты внеклассного чтения, рисунок. Что вам сегодня запомнилось из нашего путешествия? Прикрепите на доску настроение, с которым вы вернулись из путешествия. |