kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - путешествие "В гости к С.Я.Маршаку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения, посвящённый творчеству С.Я.Маршака. Коррекционная направленность урока ведущая. В течение урока обучающиеся  работают с произведениями автора, смотрят мультфильм по его стихотворению, вспоминают загадки и героев Маршака.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект маршак»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная школа – интернат № 66»






Подготовила

учитель русского языка и чтения

Барсукова Л.С.








Новокузнецк – 2017

Тема: Игра – путешествие «В гости к С.Я.Маршаку» (внеклассное чтение).


Цель: развитие познавательного интереса к чтению книг.

Задачи:

образовательная: познакомить с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;

коррекционно – развивающая: способствовать коррекции речи (навыков просодической стороны речи (темп, ритмика мелодика), развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение);

воспитательная: воспитывать интерес к самостоятельному чтению произведений, положительные привычки поведения.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование: стихотворения С.Я.Маршака, индивидуальный раздаточный материал с коррекционно-развивающими заданиями для практической работы (загадки, «Подскажи словечко»), презентация путешествия, выставка книг С.Я.Маршака, пословицы о чтении, чудесный мешочек.


  1. Организационный момент

охранительный режим обучения










II Актуализация прежних знаний и умений обучающихся




Коррекция мотивации к обучению










Совершенствовать «перенос» опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях




Развитие просодической стороны речи (темп, ритмика, мелодика)



















Коррекция слухового восприятия, речи


















III Изучение нового материала



Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей)







































































IV Закрепление изученного материала



Коррекция ощущений и восприятий




Совершенствование просодической стороны речи (темп, ритмика, мелодика)







Физкультминутка на синтез деятельности слухового и двигательного анализаторов















Развитие зрительной памяти









Развитие словесно – логической памяти















Коррекция пространственной ориентировки






Формирование относительной самостоятельности






Развитие речи (воспроизведение)




















Воспитывать самостоятельность в принятии решения













Развивать инициативу, стремление к активной деятельности















V Комментарий и выставление оценок



Коррекция самооценки






VI Домашнее задание




VII Итог


Прозвенел звонок для нас.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Улыбнулись друг другу.

Подарили улыбку и мне.


Пусть урок принесёт нам радость общения и подарит прекрасное настроение. Не забывайте про правильную осанку на уроке.



Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с разнообразием творчества С.Маршака. (Слайд 1)

(Входит растрепанный ученик – Смирнов Денис)

– Можно войти?

Учитель: Да ты уже вошел, Денис…

Ученик: Извините за опоздание.

– Хорошо садись на свое место. Постой. Почему ты в таком виде? Ты себя в зеркало видел?

– Не успел. Спешил на урок. Торопился…

– Посмотрите, на кого Денис похож…

Дети: На человека рассеянного…

– Действительно! Вы к уроку читали стихи Самуила Яковлевича Маршака, в том числе и стихотворение “Вот какой рассеянный”.

– Я не помню…

– А мы тебе сейчас напомним. Присаживайся на своё место и приведи себя в порядок.

У: Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Д (Анатолий): Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.

У: Вот какой рассеянный с улицы Бассейной.

Д (Диана): Надевать он стал пальто -
Говорят ему: “Не то”,
Стал натягивать гамаши – 
Говорят ему: “Не ваши”.

У: Вот какой рассеянный с улицы Бассейной.

Д (Ольга): Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.

Д (Алина): Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.

У: Вот какой рассеянный с улицы Бассейной.

Ну что, Денис, вспомнил стихотворение. Посторайся не быть, как человек с улицы Бассейной.


Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака. На уроке мы прочитали пьесу – сказку «Двенадцать месяцев».

Сегодня я предлагаю вашему вниманию игру - путешествие, посвящённое С.Я. Маршаку и его творчеству. У вас на столах лежат маршрутные листы, на которых указаны станции следования. (Слайд 2) И первая станция «Биографическая». (Слайд 3)

1. Знакомство с биографией С.Я. Маршака

(Кнопкой мышки перелистываем фотографии Маршака) (Слайд 4)

Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) - поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

Он родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, поступил учиться в одну из лучших гимназий. В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Горький пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с интересными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым, Маршак вернулся в Петербург. Туда же к тому времени перебрался его отец.

Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.

Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его.

В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя.

В 1923, вернувшись в Петроград, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка оглупом мышонке", "Пожар", "Почта", перевёл с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т. д. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".

Книги Маршака переведены на многие языки мира. Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня.

Литературные труды Маршака были высоко оценены, он получил множество государственных наград и литературных премий. И все-таки это не главное. Главное – это читательское признание, которое у Маршака несомненно есть.



2. Станция «Из какого произведения предметы?». (Слайд 5,6)

У меня в руках волшебный мешочек, в нём предметы из стихотворений С.Маршака. Вы должны на ощупь определить предмет, из какого он стихотворения и прочитать его.

  1. Конверт (“Почта”)

  2. Кольцо (“Двенадцать месяцев”)

  3. Собачонка (“Багаж”)

  4. Котёнок (“Усатый полосатый”)

  5. Сковорода (“Вот какой рассеянный”)

  6. Неваляшка («Ванька – Встанька»)

  7. Мышка («Сказка о глупом мышонке»)

Музыкальная пауза (Слайд 7, 8)

Дети поют и танцуют под песню “Шли куда попало” на стихи С.Я.Маршака.

День стоял веселый  раннею весной. 
Шли мы после школы – я да ты со мной.

Куртки нараспашку, шапки набекрень, – 
Шли куда попало в первый теплый день.

Шли куда попало – просто наугад, 
Прямо и направо, а потом назад.

А потом обратно,  а потом кругом, 
А потом вприпрыжку,  а потом бегом.

Весело бродили  я да ты со мной, 
Весело вернулись  к вечеру домой.

Весело расстались – что нам унывать? 
Весело друг с другом  встретимся опять!



3.Станция «Лишнее животное». Узнай лишнее животное из сказки “Где обедал, воробей?” (Слайд 9,10)

Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк)

Просмотр мультфильма «Где обедал воробей?»

4. Станция «Исправь ошибки». Исправь ошибки в названиях произведений. Дети выбирают полоску с названием произведения, исправляют его.

(Слай 11, 12)

  • “Детки в зоопарке” - “Детки в клетке”

  • “Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев”

  • “Откуда стул пришёл?” - “Откуда стол пришёл?”

  • “Урок грубости” - “Урок вежливости”

  • “Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое”

  • “Мышкин дом” - “Кошкин дом”

  • «Кот и работяги» - «Кот и лодыри»

5. Следующая станция «Загадки С.Я. Маршака». (Слайд 13, 14)

В классе в разных местах находятся конверты с загадками С.Маршака. Вы глазами ищете конверты, читаете загадку, отгадываете её.

Что такое перед нами: две оглобли за ушами,
На глазах по колесу и седёлка на носу? (Очки)

Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб (Пила)

Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

В Полотняной стране по реке Простыне

Плывет пароход то назад, то вперед.

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать! (Утюг)



Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом- под столом,

А ночью - под кроватью. (Тапочки)



Под Новый Год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

(Календарь)



Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.
И никуда я не иду, покуда он идет.

(Дождь)



6. Станция «Доскажи словечко»

(Слайд 15, 16, 17)

“Приоткрыла дверцу Лена – 
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском, 
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)”

Из какого произведения строки? (“Пожар”)

8.Станция «Прощальная»

(Слайд 18, 19, 20, 21)

Песня про книги

(на мотив “Песенка мамонтёнка”)

Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)

Припев:

Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети!

(2 раза последние две строчки)



Вот и закончилось наше путешествие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького “Любите Маршака, учитесь у него!”

Я сегодня не ставила вам оценок, потому что вы все работали замечательно, но оценки вы всё – таки получите после выполнения домашнего задания. Выбираете одно стихотворение С.Маршака и заполняете пункты внеклассного чтения, рисунок.


Что вам сегодня запомнилось из нашего путешествия? Прикрепите на доску настроение, с которым вы вернулись из путешествия.



Интернет - ресурсы


  1. http://www.kostyor.ru/poetry/poem72.html - загадки Маршака

  2. http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/detskaya.txt - произведения Маршака

  3. http://allforchildren.ru/poetry/author2-marshak.php - биография С.Я. Маршака

  4. http://zanimatika.narod.ru/DetKniga1.htm - текст «Песни про книги»

  5. http://babylib.ru/childrens-poems/samuil marshak/druzya-tovarishhi-samuil-marshak/ - текст песни «Шли куда попало»

  6. mp3prima.com/mp3poisk/стихи маршака  - песенка «Шли куда попало»

  7. http://minusovki.mptri.net/pages/56/5609.shtml - минусовка «Песенка мамонтёнка»






































Анализ урока


Урок по теме «Игра – путешествие «В гости к С.Маршаку» - внеклассное чтение разработан на основе программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой с использованием дополнительной литературы. Цель соответствует теме урока: развитие познавательного интереса к чтению книг. Образовательная задача: познакомить с жизнью и творчеством С.Маршака - продиктовала выбор типа урока - урок изучения нового материала и его структуры (актуализация прежних знаний и умений обучающихся, изучение нового материала, закрепление). В целом обучающиеся класса по возрасту и диагнозу (органическое поражение ЦНС) однородны с незначительными различиями в индивидуальных особенностях. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. На уроке решается задача исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным материалом, учитываются особенности всех обучающихся: разный уровень успеваемости, быстрая утомляемость, недостаточно развитая речь. В структуру урока введены задания по степени нарастающей трудности (сначала дети настраиваются на рабочий лад, вспоминая содержание прочитанного стихотворения С.Маршака; затем работают с биографией писателя, самостоятельно определяют стихотворения по предмету, , завершает работу исправление ошибок названий и дописывание слов в стихотворение); используются упражнения по коррекции высших психических функций и задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Воспитательная задача урока реализуется через методы организации деятельности обучающихся. Используется индивидуальная, групповая работа. Каждый этап логически завершён в соответствии с воспитательной задачей урока. Цель каждого этапа урока подчинена знакомству с творчеством С.Маршака: актуализация знаний обучающихся помогает вспомнить стихотворение по теме, повторить биографию писателя; закрепление отрабатывает навык определения стихотворений по разным заданиям. На всех этапах соблюдается преемственность. В основе урока лежат следующие дидактические принципы: воспитывающая и развивающая направленность, систематичность и последовательность, индивидуальный и дифференцированный подход, коррекционная направленность обучения. На уроке используются основные методы обучения: словесный – обобщающая беседа, объяснение; практический – выполнение задания на карточке, самостоятельная работа по восстановлению стихотворения, работа с текстами; наглядный метод реализовывался через изобразительные коррекционные карточки, рисунки, таблицы для обобщающей беседы по теме. Следующие приёмы помогли достичь цели урока: знакомство с жизнью и творчеством С.Маршака через чтение его стихотворений, отгадывание загадок, угадывание по предмету стихотворения, восстановление стихотворного текста. Наглядность использовалась с целью стимулирования активной деятельности обучающихся, служила источником знаний, повышала мотивацию обучающихся к обучению. Методы обучения были скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности, и тем самым соблюдался охранительный режим обучения.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок - путешествие "В гости к С.Я.Маршаку"

Автор: Барсукова Людмила Сергеевна

Дата: 11.03.2017

Номер свидетельства: 399187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства