kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - путешествие в 7 классе "Полёт на планету сказок Салтыкова-Щедрина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина помогает погрузить учащихся в ситуацию общения, активизировать желание высказать своё мнение, участвовать в совместной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие в 7 классе "Полёт на планету сказок Салтыкова-Щедрина"»

Урок-путешествие в 7 классе

ПОЛЁТ НА ПЛАНЕТУ СКАЗОК САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА



Цели: обобщить наблюдения и впечатления, полученные в ходе знакомства со сказками М.Е. Салтыкова-Щедрина;

погрузить учащихся в ситуацию общения, активизировать желание высказать своё мнение, участвовать в совместной деятельности.



ХОД УРОКА

Звучит музыка /музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»/.

Здравствуйте, дети! Вы, конечно, догадались, что сегодняшняя наша встреча – это встреча со сказкой, точнее сказками. И автор их – хорошо вам известный замечательный русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. Как я вам и обещала, встреча эта будет необычной. Нам предстоит отправиться в увлекательное путешествие на далёкую и прекрасную планету сказок «русского Свифта». Да-да, именно так называли Салтыкова-Щедрина его современники за уникальный талант – в иносказательной, фантастической форме создавать пародии на общественные пороки. Жизнь России запечатлена в книгах Салтыкова-Щедрина во множестве картин.

Сегодня в нашем путешествии участвуют 3 экипажа: «Юпитер», «Марс» и «Сатурн». На пути к планете нам встретится не одно препятствие, и, чтобы преодолеть их, вы должны стать командой: мобилизоваться и максимально использовать все свои способности: память, смекалку, умение вести беседу, рассуждать, доказывать.

Вы готовы? Итак, в путь.

/Звучит космическая музыка/.

  1. Сейчас нам предстоит пройти сквозь метеоритный дождь – «сказочный калейдоскоп».

Вы увидите эпизоды из разных сказок. Ваша задача – «узнать» все эти сказки и записать их названия в бортовых журналах.

/Инсценировка эпизодов из сказок «Бедный волк», «Самоотверженный заяц», «Дикий помещик»/.

  1. Внимание! Мы приближаемся к астероиду «Припоминай-ка». Чтобы успешно миновать его, вы должны ответить на мои вопросы. (Вопросы задаю поочерёдно каждой команде).

  1. Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? /Пятак серебром/

  2. Сколько лет прожил премудрый пискарь из одноимённой сказки? /Сто с лишком/

  3. Перед кем однажды провинился «самоотверженный» заяц? /Перед волком/

  4. Кто из всех хищников, «водящихся в умеренном и северном климате», «менее доступен великодушию»? /Волк. «Бедный волк»/

  5. Чему радовалась вяленая вобла из одноимённой сказки? / «Теперь у меня нет ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести»/

  6. С кем и о чём спорил карась-идеалист? / С ершом. «Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ёрш утверждал, что нельзя обойтись без того, чтобы не слукавить»./

  7. Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? / С неба/

  8. Какую фамилию носил помещик из сказки «Дикий помещик»? / Урус-Кучум-Кильдибаев /

  9. Что намеревался съесть один из генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? / Собственный сапог/

  10. В чём мужик готовил суп для генералов? / В пригоршне /

  11. Как звали соседей в сказке «Соседи»? / Иван Бедный и Иван Богатый /

  12. Какие честолюбивые мечты обуревали соловья в сказке «Орёл-меценат»? / «Думалось: орёл ему на шею ожерелье из муравьиных яиц повесит, всю грудь живыми тараканами изукрасит, а орлица будет тайные свидания при луне назначать»./

  1. А вот и следующий астероид – «Разгадай-ка».

Я прочитаю каждой команде отрывок из сказки, существительные все заменю словом «ку-ку». Узнаете ли вы в таком виде сказку?

  1. Однажды ку-ку перед ку-ку провинился. Бежал он, видите-ли, неподалёку от волчьего ку-ку, а ку-ку увидел его и кричит: ку-ку! Остановись, миленький! А ку-ку не только не остановился, а ещё пуще ку-ку прибавил. / «Самоотверженный заяц» /

  2. И начал ку-ку на ку-ку разводить, как бы ему своих ку-ку порадовать за то, что они его, ку-ку, жаловали и мужицким его ку-ку не гнушалися! И выстроил он ку-ку – не ку-ку, а такую ку-ку, чтоб можно было ку-ку переплыть вплоть до самой ку-ку. / «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» /

  3. Узнала лесная ку-ку, что ку-ку к ним в ку-ку едет, и задумалась. Такая в ту пору ку-ку между лесными ку-ку шла, что всякий по-своему норовил. Ку-ку рыскали, ку-ку летали, ку-ку ползали, а в ку-ку никто маршировать не хотел. / «Медведь на воеводстве» /



  1. Нам предстоит встреча с кометой «Уточни-ка». Она самая маленькая в этой Галактике.

Уточните название сказки. Я буду называть одно слово, вы остальные.



  1. Медведь… ( на воеводстве).

  2. Премудрый… (пискарь).

  3. Бедный… (волк).

  4. Дикий… (помещик).

  5. Дурак… (-).

  6. Верный… (Трезор).

  7. Орёл… (меценат).

  8. Недрёманное… (око).

  9. Соседи… (-).

  10. Здравомыслящий… (заяц).

  11. Баран… (непомнящий).

  12. Путём… (дорогою).



  1. Мы приближаемся к самому опасному этапу нашего космического путешествия. Это чёрная дыра «Размышляй-ка». Чтобы ваш экипаж не попал в эту дыру, вам необходимо, поразмыслив, ответить на предложенный вопрос.

/ Капитаны экипажей берут билеты с вопросами./



  1. С какой целью Салтыков-Щедрин прибегал в своём творчестве к форме сказки?

  2. Что указывает на родство сказок Салтыкова-Щедрина с народными?

  3. В чём писатель видел главные беды своего времени? Как это отразилось в его сказках?



  1. Вы слышите сигнал SOS? Это просит о помощи планета Литур? В результате катастрофы на этой планете пострадали и библиотеки. Сейчас экспедиции с других планет помогают литурянам разобраться с уцелевшими текстами, определить их авторство. Мы с вами хорошо знакомы с особенностями языка и стиля Салтыкова-Щедрина. Давайте поможем найти произведения, принадлежащие перу известного сатирика. / См. приложение №1 /

/ Каждой команде даётся по три карточки с отрывками из произведений разных авторов. Учащиеся находят среди них отрывок из сказки Салтыкова-Щедрина. Ответ аргументируется./



  1. Ура! Мы благополучно добрались до заветной планеты. Но осталось последнее испытание – вам необходимо заполнить контрольно-пропускные листы. Листы имеют форму таблицы. Заполняются её недостающие графы.

/ См. приложение №2./



  1. ИТОГ.

Вот и закончилось наше необычное путешествие. Но я уверена, что ваши встречи со сказками: волшебными и бытовыми, народными и литературными – будут продолжаться. Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьёзное дело для умного человека. Именно она помогает нам находить ответы на многие интересующие нас вопросы. Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она возбуждает в человеке волнение – источник великих человеческих страстей.

Спасибо вам за урок!

Сегодня я поставлю только отличные оценки, а помогут мне в этом капитаны экипажей.





Домашнее задание: написать эссе «Сказочный мир Салтыкова-Щедрина».

Приложение №1



  1. Государь этого не знал до самого приезда в Россию, а уехали они скоро, потому что у государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота. Дорогой у них с Платовым очень мало приятного разговора было, потому они совсем разных мыслей сделались: государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут – всё могут сделать, но только им полезного ученья нет.

  2. Однако ж сычи и филины защищались твёрдо: жалко им было с тёплыми казёнными квартирами расставаться. Говорили, что не того ради сиянсами занимаются, дабы их распространять, а для того, чтобы от лихого глаза их оберегать. Но коршун сразу увёртки их опровергнул, спросив: «Да сиянсы-то зачем?» И они на этот вопрос не ответили (не ждали). Тогда их поштучно распродали огородникам, а последние, набив из них чучелов, поставили огороды сторожить.

  3. Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторичный собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавоквысовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

















Приложение №2



«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Кого обличает сатирик?

В чём обличает?

Как обличает?

Генералов













«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Кого обличает сатирик?

В чём обличает?

Как обличает?

Мужика













«Дикий помещик»

Кого обличает сатирик?

В чём обличает?

Как обличает?

Помещика












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - путешествие в 7 классе "Полёт на планету сказок Салтыкова-Щедрина"

Автор: Саламова Лариса Ивановна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства