Тема: А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация
Цель:
Образовательная : расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.П.Чехова; выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.
Воспитательная : на примере рассказа «Толстый и тонкий» способствовать воспитанию молодого поколения, умеющего жить и трудиться по законам гармонии и красоты; воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.
Развивающая : на примере жизни и творчества А.П.Чехова способствовать развитию воображения, чувства прекрасного, творческого восприятия; научить видеть красоту, меткость чеховского слова.
Тип урока:комбинировагнный.
Вид урока: урок – мастерская
Методы работы:частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный, словесное рисование.
Технология:элементы технологии развития критического мышления, исследовательские, ИКТ.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового словаря, “Табель о рангах”, презентация в Power Point, .
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Организационный момент 4мин
Сообщение темы урока (слайд №1)
Здравствуйте ребята!
У нас с вами сегодня не обычный урок, а путешествие на паровозе. (слайд №2) Почему не на поезде, спросите вы? А потому, что в чеховские времена были именно паровозы.
Я представляю вам нашего машиниста: _________________________ (Ф.И. ученика)
А я сегодня не ваш учитель, а проводник нашего состава.
Вспомним родной город Чехова…(слайд №3)
Правильно – это Таганрог. А знаете ли вы, что расстояние между нашими городами всего лишь 168 км. Этот промышленный город раскинулся на берегу Азовского моря на территории Ростовской области РФ.
Итак, мы переносимся в –XIX век. Старт – станция г.Таганрог. Наш паровоз движется под девизом: (слайд №4)
Эпиграф:
Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно. А.М.Горький
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. А.П.Чехов
На доске записан эпиграф к уроку. Висит карта с маршрутом движением паровоза
Учитель:Итак, пока наш паровоз набирает ход, просмотрим с вами бук-трейлер, который расскажет нам о чём же будет наш урок. Бук-трейлер
Учитель: А.П.Чехов – великий мастер художественного, лаконичного слова. Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Юмор чеховских произведений заставляет задуматься нас о жизненных ситуациях, смеяться и грустить одновременно. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем смеётся и грустит Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.
(слайд №5) Рассказ «Толстый и тонкий» – юмористический, но заставляет задуматься. Почему? Рассказ А.П.Чехова написан в XIX веке, но содержание его вечно. Почему? Так же мы рассмотрим юмористические ситуации. Рассмотрим речь героев как источник юмора и разоблачим лицемерие.
(слайд №6) На эти вопросы мы свами ответим, проанализировав рассказ.
Для работы на сегодняшнем уроке нам необходимо разделиться на 2 команды (1-й вагон и 2-й вагон).
Актуализация знаний
(слайд №7) Учитель: Наш паровоз останавливается на 1 остановке под названием «Верно-неверно» и сейчас мы с вами вспомним основные вехи жизненного пути Антона Павловича.
1. Стадия вызова. 4мин.
Верные/неверные утверждения:
Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с какими – нет?
– Писатель родился в г.Таганроге
– Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
– Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
– Являлся кормильцем в семье.
– Терпеть не мог врачей.
– Укажите имя жены «тонкого»
– Был единственным ребёнком в семье.
– Писал только юмористические рассказы.
– Псевдоним А.П. Чехова – «Антоша Чехонте»
– «Тонкий» из рассказа «Толстый и тонкий» делал шкатулки из дерева
Учитель: Поехали дальше, у нас свами ещё много интересного по пути.
(слайд №9)Учитель: Наш поезд следует к следующей станции – «Мастерская писателя»
(слайд №8) Учитель:Пока едет поезд: Мы с вами убедились, что Антон Павлович – изумительный мастер лаконичной речи. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
Учитель: Успешно проверив домашнее задание мы и не заметили, как приблизились к следующей станции: «Мастерская писателя»
Изучение нового материала. «Мастерская писателя» (слайд №10)
Учитель: Мы с вами завершили проверку домашнего задания и теперь плавно перейдём к следующему этапу нашего путешествия – изучение нового материала.
На грани XIX и XX веков настроение общества особенно ярко проявилось в творчестве Чехова. В его произведениях интерес представляет душевное состояние героев, формы общения выражены не в поступках, не словесно, а построены на погружение в душевное состояние героев, названном впоследствии «искусством переживания».
Чехов – новатор в литературе рубежа веков. Его произведения и сегодня учат бороться с бездуховностью.
2. Стадия осмысления.
Анализ рассказа. 5 мин
(слайд №10) Учитель: На этой станции мы свами задержимся и обсудим произведение
– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
– А теперь посмотрим, как описал Толстого Чехов? (Работа с текстом.)
Учитель:– Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.
– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.
– А как у Чехова?
– Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительны? (Тонкий навьючен.)
– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает? (Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)
Учитель: Граждане пассажиры не задерживаемся на перроне и занимаем места согласно билетам. Наш паровоз продолжает движение.
(слайд №11) Учитель: Пока наш состав движется вперёд, предлагаю вам узнать новое и вспомнить уже изученное
«Мини-энциклопедия» 2 мин
- Когда герои изображаются такими, какими вы их назвали сейчас, их называют герои – антиподы.
- Что такое герои - антиподы?
Антиподы – герои, противопоставленные друг другу в произведении.
Антитеза – риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом
Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
Юмор – интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире
Композиция – построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Внутренняя организация, единая и целостная система определённых форм художественного изображения в литературном произведении. Находится в диалектическом единстве и взаимодействии с системой образов художественного произведения, подчиняется задаче наиболее полного их раскрытия и обрисовки.
Кульминация – наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами. В кульминации раскрывается острота конфликта, описанного в сюжете произведения. Кульминация лучше всего обнаруживается в произведениях эпических и драматических жанров.
Учитель: в то время пока мы повторяли определения, мы приближаемся к новой станции «Словесный портрет»
(слайд №12) «Словесный портрет» 2мин
Учитель: Сейчас проверим на сколько внимательны вы читали рассказ.
Определите, о ком из героев данное описание:
1 команда: 1-й вагон) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»
2 команда: 2-й вагон) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»
Справка: Херес – креплёное вино, производимое в Испании из белого винограда, в треугольнике между городами Херес-де-ла-Фронтера, Санлукар-де-Баррамеда и Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария, расположенном в южном автономном сообществе — Андалусии.
Флёрдоранж – дорогой парфюм
Учитель: ребята, мы с вами разобрали образы главных героев рассказа, а теперь пусть каждая команда до конца урока разработает визитную карточку для «толстого» и «тонкого». В конце занятия вы их представите.
У читель: Наш паровоз следует намеченному маршруту и пока мы движемся каждый вагон получит задание:
(слайд №13) Учитель: Мы приблизились к следующей станции:
«Малый театр» или Театр им.А.П.Чехова 7мин
Выразительное чтение эпизода.
Учитель: – Сейчас мы свами станем очевидцами встречи двух друзей – чеховских героев (Ученики выходят к доске и наизусть зачитывают отрывок)
(“Ну как живёшь, друг?.. Две звезды имею”.)
Учитель: а теперь наш состав продолжит свой путь. Давайте обсудим увиденное:
(слайд №14) Учитель: – Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
(слайд №15) Физкультминутка
Учитель: Обсудив сцену встречи одноклассников и немного размявшись, мы свами добрались до следующей станции :
(слайд №16) «Анатомия» 7 мин
Работа с таблицей(по 2-й части).
Учитель: На данной станции наш паровоз стоит совсем немного вам необходимо быстро поработать с произведением
Линии сравнения
“Толстый” во 2-ой части рассказа
“Тонкий” во 2-ой части рассказа
1. Глаголы внутреннего состояния героев.
2. Мимика, жесты, поза.
3. Знаки препинания в конце предложений.
4. Обращение героев друг к другу.
Образец карточки
Учитель:
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
Линии сравнения
“Толстый” во 2-ой части рассказа
“Тонкий” во 2-ой части рассказа.
1. Глаголы внутреннего состояния героев.
“Хотел возразить…стошнило”
“Захихикал”, “приятно ошеломлён”.
2. Мимика, жесты, поза..
“поморщился”
“Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.
“Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.
“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”
3. Знаки препинания в конце предложений.
Восклицательный знак
Многоточие.
4. Обращение героев друг к другу.
“Мы с тобой друзья”
“…ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”
Образец заполненной карточки. Ответ
Учитель: Итак, мы исследовали рассказ, его проанализировали. Давайте займём свои места и чтобы не заскучать в пути поучаствуем в конкурсе.
(слайд №17) Конкурс – «Кто быстрее?» 2 мин
Команды на опережение соотносят понятия и пояснения
Соотнесите стрелками слова и их значения:
Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,
нарядно одетый, франт
Казённый Военная или гражданская форменная
одежда
Щёголь Почитание старших по чину, по
служебному положению
Мундир Первая железная дорога между
Москвой и Петербургом
Чинопочитание Государственный
Благоговение Глубочайшее почтение
3. Стадия рефлексии.
(слайд №18) Сопоставление разных редакций. 5 мин
Учитель: мы движется к следующей станции, и в это время мы побеседуем, ведь в дороге открывается много интересного…
Учитель: – Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа.
– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
(слайд №19) – Грубит ли толстый?
– Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели? (Такова сила привычки, выработанная годами, – угодливо держаться перед вышестоящим начальником.)
– Как звали толстого?
– Как звали тонкого?
– Какие прозвища у них были в гимназии?
(слайд №20) – Одинаково ли расстались с толстым и тонким?
– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
(слайд №21) – Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (Чинопочитание, подхалимство.)
Подведение итогов
(слайд №22) Учитель:И вот незаметно мы с вами приближаемся к завершению нашего путешествия и подведём итоги.
Станция «Синквейн»
Итак, мы с вами побывали на разных станциях рассказа Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.
Составление синквейна. 7 мин
1 -й вариант – Толстый. 2-й вариант – Тонкий. 1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного). 2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные. 3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы. 4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов. 5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
(слайд №23) Выводы
Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.
Учитель: Теперь ребята мы можем двигаться к нашей последней станции «Домашнее задание». И пока мы движемся к конечной остановке, вспомним про визитки.
«Визитка»
Команды представляют макеты визитных карточек.
Учитель: – И так подведём итог:
- Сатирическое или юмористическое произведение?
- Что высмеивает рассказ?
(слайд №24) 5. Домашнее задание. 2 мин
Учитель:Станция «Домашнее задание» мы с вами добрались к конечной остановке нашего путешествия и запишем домашнее задание:
1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым. 2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.
Выставление отметок. 1мин
Учитель: – Теперь нам с вами остаётся переместится на нашем экспрессе в 21-й век.
(слайд №2) Ребята, вы сегодня хорошо поработали и все получили положительные отметки. Спасибо за продуктивную работу!
Список литературы
1.«Чехов – жизнь замечательных людей»- Соболев Ю. - Москва: журнально-газетное издательство, 1934- 336 с.
2.«Цитатник для итоговых сочинений»- Е.В.Амелина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2016- 285с.
3.«Драма на охоте» - А.П.Чехов.- Москва: эксмо,2011.- 640 с.
Приложение
1.Презентация на тему: «А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация»
2.Буклет на тему: «А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация»