kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «ПРОЕКТ – КОНКУРС «ИДЯ ДОРОГАМИ ВОЙНЫ…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработки заключается в том, чтобы познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, научить оценивать прочитанное, осмысливать достоверность и правдивость поэтического образа, точность, меткость художественного слова, научить ясно высказывать и убедительно аргументировать  свои мысли; показать величиеподвиги нашего народа, способствовать сохранени исторической памяти.  Для достижения цели я выбрала урок в виде проекта-конкурса с опережающим заданием, который предполагает самостоятельную деятельность учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «ПРОЕКТ – КОНКУРС «ИДЯ ДОРОГАМИ ВОЙНЫ…»»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературы в 7 классе на тему:

«Проект – конкурс «Идя дорогами войны…»

(Учебник: Литература 7 класс под ред. В.Я. Коровиной)


Номинация: «Лучший урок литературы»








Подготовила : учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории,

МОУ ООШ №12 х. Фельдмаршальского

Новоалександровского городского округа,

Толмачева Наталья Николаевна





















2019-2020 уч. г.

Оглавление:



Введение………………………………………………………………….3

Основная часть………………………………………………………………………4

Список использованной литературы…………………………………. 9

Приложения……………………………………………………………..10

































Введение:

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе на протяжении многих десятилетий была и остается актуальной. Проходят годы, и до нынешнего поколения доносятся лишь отголоски тех далеких событий в виде кинофильмов о войне, рассказов старших и, конечно же, литературных произведений, которые являются хранилищем памяти поколений и служат серьезной опорой для патриотической, гуманистической направленности и морально-нравственной настроенности молодежи. В современном мире наблюдается тенденция к искажению истории. В общественном сознании имеется множество догматических и устаревших выводов, которые мешают адекватному обучению молодого поколения. Наступает необходимость в переосмыслении темы Великой Отечественной войны в русской литературе, которая требует нового прочтения творческого наследия писателей военных лет, переориентирования ее в соответствии с современной социокультурной реальностью.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе неоднородна, своеобразна и требует повышение оценки ее художественной и общественно-исторической значимости.

Также, выделяется необходимость расширения исследовательского кругозора за счет включения в него новых малоизученных произведений авторов, написанных на военную тематику.

Итак, цель разработки заключается в том, чтобы познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, научить оценивать прочитанное, осмысливать достоверность и правдивость поэтического образа, точность, меткость художественного слова, неповторимую индивидуальность мастера; научить ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, творчеству поэта; показать величие подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, нравственные истоки этого подвига;

способствовать сохранению исторической памяти.

Для достижения поставленной цели я выбрала урок в виде проекта-конкурса, который предполагает самостоятельную деятельность учащихся с опережающим заданием. В своей деятельности я периодически практикую подобные уроки, такая форма проведения нравиться детям, вызывает особую активность при подготовке занятия.










Основная часть:

План урока литературы по теме:

Проект – конкурс «Идя дорогами войны…»
(военная лирика
АЛЕКСАНДРА ТВАРДОВСКОГО, АЛЕКСЕЯ СУРКОВА, НИКОЛАЯ ТИХОНОВА)

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о военном творчестве А. Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова как мастерах поэтического слова; пробудить интерес к поэтическому творчеству и помочь проникнуть в художественный мир поэтов.

Тип урока: рефлексия.

Цели:

  • расширить представления о произведениях поэтов о Великой Отечественной войне;

  • научить оценивать прочитанное, осмысливать достоверность и правдивость поэтического образа;

  • формировать умение выразительно читать;

  • научить отбирать нужную информацию;

  • делать выводы и обобщения научить ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, творчеству поэта;

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • воспитание чувства патриотизма, уважения и благодарности к тем, кто ценой жизни оплатил мир на Земле;

  • способствовать сохранению исторической памяти.



Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • познавательная сфера: познакомится с поэзией А. Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова о Великой Отечественной войне

  • ценностно-ориентационная сфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; формулировать и высказывать свое отношение к мнению критиков; формулировать собственное отношение к произведениям А. Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова, к фактам биографии поэта; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

  • коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения;

  • эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие произведений литературы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

  • коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методы и формы обучения: индивидуальная (рассказ), групповая (выразительное чтение, устное рецензирование, презентация рисунков).

Материально-техническое обеспечение урока:

Интернет-ресурсы:

- аудиозапись песен «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова), «Журавли» (слова Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля), «В землянке» (слова А.А. Суркова, музыка К.А. Листова) аудиозапись «Лунной сонаты» Л. Бетховена.

Оборудование: презентация; выставка рисунков «Художники-пейзажисты 7 класса представляют...»; книжная выставка «Поэты о Великой Отечественной войне», компьютер, интерактивная доска.

Методические рекомендации по подготовке урока:

Дать опережающие задания обучающимся для подготовки проекта:

-подготовить доклады о жизни и творчестве А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н. С. Тихонова.

-подготовить презентацию по выбранной теме.

-выучить наизусть стихотворения А.Т. Твардовского, А.А. Суркова,

Н.С. Тихонова, подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца.

-нарисовать рисунки к выбранным произведениям, уметь защитить свой рисунок.

- индивидуально подготовить выставку книг поэтов о Великой Отечественной войне, дать рекомендации книг.


Для выполнения задания учащиеся объединяются в творческие группы. В каждой группе выбирается ответственный за группу, чтец (ребенок, который готовит выразительное чтение стихотворения наизусть), критик (учащийся готовит короткий доклад о писателе, историю написания стихотворения), рецензент (готовит цитаты для обсуждения и вопросы соперникам), художник (учащийся, который рисует рисунок к выбранному группой стихотворению и представляет его жюри). Группы подвижные: возможны некоторые передвижения, например, выступившие чтецы могут пополнить группы рецензентов и критиков.

Оценивать работу групп могут как приглашенные на урок учителя и администрация школы, так и сами учащиеся на этапе урока рефлексия





Сценарий урока

Не надо пытаться перекричать войну.

Голос будет услышан,

если говорящий и пишущий стоит

близко у сердца воюющего человека.

Алексей Сурков.

Постановка целей и задач урока.

Звучит фонограмма песни «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).

(Слайд №2)

- Великая Отечественная война. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли.

(Слайд №3)

Многие писатели и поэты во время Великой Отечественной войны оказались в действующей армии, на линии огня. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу творцов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Она немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество, поддержать их в трудную минуту.

(Слайд №4)

Неслучайно эпиграфом урока-конкурса выбраны строки Алексея Александровича Суркова: «Не надо пытаться перекричать войну. Голос будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека»

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством трех знаменитых поэтов – участников Великой Отечественной войны; будут работать три творческие группы, у каждой из групп свои задачи. Группы подвижные: возможны некоторые передвижения, например, выступившие чтецы могут пополнить группы рецензентов и критиков. Вы заранее были распределены в эти группы, обязанности внутри группы вы тоже заранее распределили сами. Вас будет оценивать жюри. (в состав жюри могут входить учителя школы(учитель русского языка и литературы, учитель ИЗО, завуч по УВР) или сами дети дают оценку своей деятельности)

Конкурс выразительного чтения «Идя дорогами войны…»: групповая работа.

- На первом этапе конкурса от каждой группы выступает сначала критик, который представляет писателя и стихотворение, затем чтец читает выбранное вами стихотворение.

(Примерная программа выступления (см. приложение №1)).

- А сейчас дадим слово рецензентам. Ребята вы можете задать вопросы чтецам.

(Примерные вопросы, адресованные чтецам. Цитаты. (см. приложение №2)).

- Слово представляется членам жюри. Они познакомят с критериями оценки конкурса

(Таблица оценивания выразительного чтения. (см. приложение №3).

III. Презентация рисунков.

– К разговору приглашаются «художники-пейзажисты» 7 класса. Расскажите о своем замысле и самой работе.

IV. Подведение итогов конкурса выразительного чтения.

– Для подведения итогов конкурса выразительного чтения слово предоставляется членам жюри.

V. Подведение итогов конкурса рисунков.

– Итоги конкурса рисунков подводит учитель изобразительного искусства (фамилия, имя, отчество).

VI. Краткий рассказ учащегося о выставке книг «Поэты о Великой Отечественной войне».

– Представит книги, расскажет о выставке «Русские лирики XIX века», даст свои рекомендации (фамилия, имя).

(Индивидуальная работа)

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Слайд №18-19)

- С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое наших дедов и прадедов. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы. Мне кажется, что к теме Великой Отечественной войны писатели разных времен и народов будут обращаться еще очень долгое время. А в нашей стране этот отрезок истории всегда будет присутствовать в памяти и наших бабушек, и родителей, и наших детей, потому что это наша история.

Мне очень приятно было работать с вами на этом уроке. Я рада, что вы не остались равнодушными к теме войны.

- Что вы чувствовали, когда готовились к данному уроку?

- Какое задание было самым интересным?

- Что было самым трудным при подготовке?

-Что вы чувствуете теперь, когда работа над проектом завершена?

Каждому ученику – участнику проекта – учитель вручает благодарность «За активное участие в подготовке и проведении проекта “Идя дорогами войны…”, посвященного творчеству. Лучшая группа награждается грамотой. Ответственные в группах помогают учителю в выставлении оценок

Домашнее задание.

1. Написать отзыв об уроке на листочке в форме звездочки или вечного огня (раздает учитель).

2. Написать сочинение-миниатюру «Что слышится мне, когда говорят “Великая Отечественная война»…» или стихотворение о войне (по выбору учащегося).













Список использованной литературы:

  1. Учебник по литературе 7 класс под редакцией В.Я. Коровина.





Интернет- рессурсы:

  1. Биография Николая Тихонова. referatikk.ru

  2. Видео-урок «На дорогах войны».

https://infourok.ru

  1. Жизнь и творчество А. Т. Твардовского/ Инфошкола.

info-skola.ru zhizn-i-tvorchestvo-tvardovskogo/

  1. О творчестве Алексея Суркова/ Дом писателей.

dompisatel.ru

  1. Сурков Алексей Александрович – Википедия.

ru. wikipedia.org











































приложение №1





Примерная программа выступления критиков и чтецов проекта-конкурса

«Идя дорогами войны…»

Участникам группы предложено учителем представить на конкурсе следующие стихотворения:

-А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом»,

- А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»,

- Н. С. Тихонов «Берлин 9 мая».

1 группа.

Критик : (Слайд №5)

- 940 писателей ушли на фронт, 417 не вернулись. Во время войны они были не только корреспондентами, они служили в пехоте, были артиллеристами, воевали как летчики и танкисты. Их оружием была не только винтовка. Они сражались и словом. Пусть оно не могло убить врага, зато оно вдохновляло солдата на подвиг, поднимало его боевой дух, помогало в трудную минуту.

Одним из таких поэтов был Александр Трифонович Твардовский.

(Слайд №6)

В основу его стихотворения «Я убит подо Ржевом» легли воспоминания о поездке в 1942 году на фронт, где в то время вели сражения войска под командованием полковника Кириллова Иосифа Константиновича. Автор сумел найти тонкую грань между жизнью и смертью, памятью и забвением, за которую уже не перейти. Ее может понять и предвосхитить только талант поэта. Твардовский раскрыл главную мысль, он выразил словами стихотворения то, к чему стремились «живые и мертвые».

Стихотворение Александра Твардовского воспринимается как завет всех павших, не доживших до Победы. Эти слова обращены к тем, кто дошел до этого светлого дня, кто победил фашизм. Эти слова обращены и к последующим поколениям, чтобы не допустили повторения кровавой бойни. Остановить войну очень сложно, лучше предостеречь, не допустить ее. Из таких далеких для нас военных времен поэт говорит с потомками, чтобы они помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену — свою жизнь.

(Звучит аудиозапись «Лунной сонаты» Л. Бетховена. Ученик читает стихотворение «Я убит подо Ржевом») (Слайды №7-8)


2 группа.

Критик:

- Обратимся к творчеству другого поэта военных лет – Алексея Александровича Суркова. (Слайд №9)


Бьется в тесной печурке огонь,
   На поленьях смола, как слеза.
   И поет мне в землянке гармонь
   Про улыбку твою и глаза.

Кто же не слышал эту песню?! Она была самой известной во время Великой Отечественной войны и стала поистине народной. Слова и музыка этого произведения авторские: слова принадлежат поэту и фронтовому корреспонденту Алексею Суркову, а музыка – композитору Константину Листову.

(Слайд №10)

Стихотворение было написано в ноябре 1941 года и первоначально называлось «В землянке». Сам Алексей Сурков находился тогда на Западном фронте. Посвятил он эти строки своей возлюбленной – Софье Крево. Самое главное – в этих строках звучит искренность. Даже сейчас, спустя много лет после Великой Отечественной войны, испытываешь особое волнение и трепет. Эта песня затрагивает самые тонкие струны в душе у любого человека. В ней поется о вечном – о жизни и смерти, о страхе и о силе, а самое главное — о любви, которая способна вдохновить, уберечь, спасти.

(Слайд №11)

Любовь – вот то, что всегда спасает человека, поддерживает его в самой трудной ситуации. Любовь может быть разной: к женщине, к родителям, к Родине, но это та сила, в которой заключается смысл жизни. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии

(Звучит аудиозапись - минус песни «В землянке» А.А. Суркова , К.А. Листова. Ученик читает стихотворение «В землянке»). ( Слайды №12-13)




3 группа.

Критик: (Слайд №14)

- В стихах поэта Николая Семеновича Тихонова слышится тревога за Отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. Рассмотрим стихотворение «Берлин 9 мая».

Любовь к Родине, ненависть к врагу и жажда победы – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны свое вдохновение наша лирика. Автор желает победы, мечтает о ней, верит и торжествует вместе со всем народом в тот день, в тот час, который поистине стал самым счастливым для каждого. Мир изменился, он обрел краски, он вновь стал живым. Долг каждого человека — помнить уроки войны, помнить имена и подвиги героев, беречь память о тех, кто отдал свои жизни ради мира и свободы своей Родины.

(Звучит аудиозапись - минус песни «Журавли» Р. Гамзатова, Я. Френкеля. Ученик читает стихотворение «Берлин 9 мая») (Слайд №15-17)












приложение №2



Примерные вопросы, адресованные чтецам. Цитаты.

  1. О Твардовском:

«...Я (читатель придирчивый, требовательный) совершенно восхищён его талантом... какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный, солдатский язык: ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» (И. Бунин)

Вопрос: Раскройте смысл цитаты. Как вы ее понимаете?

«Значительность во всем»...Я не знаю, как другие воспринимали Твардовского, а по мне значительность во всем - вот одна из главных его черт. Он, крестьянский сын, достиг такой высокой культуры, так знал литературу и искусство, что слушать его каждый раз было наслаждением... При всей своей любви к Твардовскому я не хочу делать из него икону. Он был человек, но крупный человек, носивший в груди тот священный огонь, которым отмечены редкие творцы и созидатели каждого народа.» (К. Кулиев)

Вопрос: Что вкладывает К.Кулиев в понятие «значительность», говоря о Твардовском? Как бы вы раскрыли эту черту характера?

«Твардовский - личность, безусловно, неординарная и многоплановая. Он заслуженный общественный деятель, долгие годы занимавший ответственные государственные должности, но главное предназначение - творчество. Его талант не подлежит сомнению, «Василий Теркин», включенный в обязательную школьную программу, не вызывает возражений даже среди юной читательской аудитории.» (Евгений Яблоков)

Вопрос: Что вы знаете о поэме «Василий Теркин»?

  1. О Суркове:

«В творчестве Суркова отражена чёткая позиция верного патриота своей Родины, и в жизни он неколебимо был верен своим убеждениям. В стихах Суркова, солдата гражданской и Великой Отечественной войны, как отмечали и друзья-современники, – «суровость тона и скупость красок» естественно сплавлены с сердечным, поистине народным лиризмом» (Борис Орлов)

«Творчество Суркова объёмно и многогранно – он не только большой мастер патриотической песни, но и тонкий лирик, автор множества чисто лирических стихотворений» (Борис Орлов)

Вопрос: Раскройте смысл цитат. Как вы их понимаете?

«Некоторые из стихотворений Суркова, проникнутые ненавистью, гневом и болью, с их естественностью, доходчивостью и мужественностью, выгодно отличаются от общей массы тогдашних произведений с их пустой патетикой» (Вольфганг Казак)

Вопрос: Какие из стихотворений А.А. Суркова вам известны?

«Стихи и песни Алексея Суркова, ставшие народными, поднимавшие солдат в бой во имя Победы, на все времена являются живыми свидетелями военных лет, в них отражены главные чувства людей, готовых на подвиг во имя свободы  Родины. Поэзия суровых фронтовых и послевоенных лет создавала российскую поэтическую школу для поколения современных и будущих писателей» (Ольга Мальцева)

Вопрос: Какие из стихотворений А.А. Суркова положены на музыку?

  1. О Тихонове:

Характерно признание одного из современников: «Стихи Н.С.Тихонова покорили меня сразу своей набатной мощью и искренностью. Потрясло впервые услышанное авторское выступление. Другие — «читали» стихи. Тихонов был вулканом, извергавшим живые, неостывшие глубины поэтической мысли...»

Вопрос: Какие из стихотворений Н.С. Тихонова вам известны?

Марина Цветаева, познакомившаяся с Тихоновым в Париже, писала ему в Питер: «У меня от нашей короткой встречи осталось чудное чувство …Вы мне предстали идущим навстречу — как мост, и — как мост заставляющим идти в своем направлении...».

Вопрос: Раскройте смысл цитаты. Как вы ее понимаете?

Не случайно флегматичный К. Федин назвал своего друга «советским Пржевальским». Он был неутомимым странником, завзятым альпинистом. Тихонов уже в начале двадцатых побывал во многих краях великой страны. Впечатляет одно перечисление его длительных маршрутов. В 1923 едет в Новороссийск, пишет первые свои стихи о Кавказе — цикл «Юг». 

 Поэт Сандро Шаншиашвили, у которого Тихонов гостил в Кахетии, подтверждает: «Николай Тихонов исходил всю Грузию — с востока на запад. Он знает наш край не хуже любого грузина».

Вопрос: О каких чертах характера Тихонова говорят данные высказывания?



приложение №3



Таблица оценивания выразительного

чтения учащихся
(по 5-балльной системе)

п/п

Фамилия, имя участника конкурса

Автор,
название
стихотворения

Вырази-тельное чтение

Умение размышлять над цитатой, отвечать на вопросы.

Итоговое
количество баллов







Председатель жюри ____________________

Члены жюри __________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок «ПРОЕКТ – КОНКУРС «ИДЯ ДОРОГАМИ ВОЙНЫ…»

Автор: Толмачева Наталья Николаевна

Дата: 14.12.2020

Номер свидетельства: 567027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#993 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация к уроку по литературе "Проект-конкурс "Идя дорогами войны.""
    ["seo_title"] => string(70) "prezentatsiia_k_uroku_po_literature_proekt_konkurs_idia_dorogami_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "567028"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607970479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства