Цель разработки заключается в том, чтобы познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, научить оценивать прочитанное, осмысливать достоверность и правдивость поэтического образа, точность, меткость художественного слова, научить ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли; показать величиеподвиги нашего народа, способствовать сохранени исторической памяти. Для достижения цели я выбрала урок в виде проекта-конкурса с опережающим заданием, который предполагает самостоятельную деятельность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок «ПРОЕКТ – КОНКУРС «ИДЯ ДОРОГАМИ ВОЙНЫ…»»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока литературы в 7 классе на тему:
«Проект – конкурс «Идя дорогами войны…»
(Учебник: Литература 7 класс под ред. В.Я. Коровиной)
Номинация: «Лучший урок литературы»
Подготовила : учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории,
МОУ ООШ №12 х. Фельдмаршальского
Новоалександровского городского округа,
Толмачева Наталья Николаевна
2019-2020 уч. г.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………………………4
Список использованной литературы…………………………………. 9
Приложения……………………………………………………………..10
Введение:
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе на протяжении многих десятилетий была и остается актуальной. Проходят годы, и до нынешнего поколения доносятся лишь отголоски тех далеких событий в виде кинофильмов о войне, рассказов старших и, конечно же, литературных произведений, которые являются хранилищем памяти поколений и служат серьезной опорой для патриотической, гуманистической направленности и морально-нравственной настроенности молодежи. В современном мире наблюдается тенденция к искажению истории. В общественном сознании имеется множество догматических и устаревших выводов, которые мешают адекватному обучению молодого поколения. Наступает необходимость в переосмыслении темы Великой Отечественной войны в русской литературе, которая требует нового прочтения творческого наследия писателей военных лет, переориентирования ее в соответствии с современной социокультурной реальностью.
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе неоднородна, своеобразна и требует повышение оценки ее художественной и общественно-исторической значимости.
Также, выделяется необходимость расширения исследовательского кругозора за счет включения в него новых малоизученных произведений авторов, написанных на военную тематику.
Итак, цельразработки заключается в том, чтобы познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, научить оценивать прочитанное, осмысливать достоверность и правдивость поэтического образа, точность, меткость художественного слова, неповторимую индивидуальность мастера; научить ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, творчеству поэта; показать величие подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, нравственные истоки этого подвига;
способствовать сохранению исторической памяти.
Для достижения поставленной цели я выбрала урок в виде проекта-конкурса, который предполагает самостоятельную деятельность учащихся с опережающим заданием. В своей деятельности я периодически практикую подобные уроки, такая форма проведения нравиться детям, вызывает особую активность при подготовке занятия.
Основная часть:
План урока литературы по теме:
Проект – конкурс «Идя дорогами войны…» (военная лирика АЛЕКСАНДРА ТВАРДОВСКОГО, АЛЕКСЕЯ СУРКОВА, НИКОЛАЯ ТИХОНОВА)
Задачи деятельности учителя: способствоватьформированию представления о военном творчестве А. Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова как мастерах поэтического слова; пробудить интерес к поэтическому творчеству и помочь проникнуть в художественный мир поэтов.
Тип урока: рефлексия.
Цели:
расширить представления о произведениях поэтов о Великой Отечественной войне;
научить оценивать прочитанное, осмысливать достоверность и правдивость поэтического образа;
формировать умение выразительно читать;
научить отбирать нужную информацию;
делать выводы и обобщения научить ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, творчеству поэта;
развивать навыки самостоятельной работы;
воспитание чувства патриотизма, уважения и благодарности к тем, кто ценой жизни оплатил мир на Земле;
способствовать сохранению исторической памяти.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательнаясфера: познакомится с поэзией А. Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова о Великой Отечественной войне
ценностно-ориентационнаясфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; формулировать и высказывать свое отношение к мнению критиков; формулировать собственное отношение к произведениям А. Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова, к фактам биографии поэта; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие произведений литературы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Методы и формы обучения: индивидуальная (рассказ), групповая (выразительное чтение, устное рецензирование, презентация рисунков).
Материально-техническое обеспечение урока:
Интернет-ресурсы:
- аудиозапись песен «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова), «Журавли» (слова Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля), «В землянке» (слова А.А. Суркова, музыка К.А. Листова) аудиозапись «Лунной сонаты» Л. Бетховена.
Оборудование: презентация;выставка рисунков «Художники-пейзажисты 7 класса представляют...»; книжная выставка «Поэты о Великой Отечественной войне», компьютер, интерактивная доска.
Методические рекомендации по подготовке урока:
Дать опережающие задания обучающимся для подготовки проекта:
-подготовить доклады о жизни и творчестве А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н. С. Тихонова.
Н.С. Тихонова, подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца.
-нарисовать рисунки к выбранным произведениям, уметь защитить свой рисунок.
- индивидуально подготовить выставку книг поэтов о Великой Отечественной войне, дать рекомендации книг.
Для выполнения задания учащиеся объединяются в творческие группы. В каждой группе выбирается ответственный за группу, чтец (ребенок, который готовит выразительное чтение стихотворения наизусть), критик (учащийся готовит короткий доклад о писателе, историю написания стихотворения), рецензент (готовит цитаты для обсуждения и вопросы соперникам), художник (учащийся, который рисует рисунок к выбранному группой стихотворению и представляет его жюри). Группы подвижные: возможны некоторые передвижения, например, выступившие чтецы могут пополнить группы рецензентов и критиков.
Оценивать работу групп могут как приглашенные на урок учителя и администрация школы, так и сами учащиеся на этапе урока рефлексия
Сценарий урока
Не надо пытаться перекричать войну.
Голос будет услышан,
если говорящий и пишущий стоит
близко у сердца воюющего человека.
Алексей Сурков.
Постановка целей и задач урока.
Звучит фонограмма песни «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).
(Слайд №2)
- Великая Отечественная война. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли.
(Слайд №3)
Многие писатели и поэты во время Великой Отечественной войны оказались в действующей армии, на линии огня. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу творцов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Она немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество, поддержать их в трудную минуту.
(Слайд №4)
Неслучайно эпиграфом урока-конкурса выбраны строки Алексея Александровича Суркова: «Не надо пытаться перекричать войну. Голос будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека»
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством трех знаменитых поэтов – участников Великой Отечественной войны; будут работать три творческие группы, у каждой из групп свои задачи. Группы подвижные: возможны некоторые передвижения, например, выступившие чтецы могут пополнить группы рецензентов и критиков. Вы заранее были распределены в эти группы, обязанности внутри группы вы тоже заранее распределили сами. Вас будет оценивать жюри. (в состав жюри могут входить учителя школы(учитель русского языка и литературы, учитель ИЗО, завуч по УВР) или сами дети дают оценку своей деятельности)
Конкурс выразительного чтения «Идя дорогами войны…»: групповая работа.
- На первом этапе конкурса от каждой группы выступает сначала критик, который представляет писателя и стихотворение, затем чтец читает выбранное вами стихотворение.
(Примерная программа выступления (см. приложение №1)).
- А сейчас дадим слово рецензентам. Ребята вы можете задать вопросы чтецам.
(Примерные вопросы, адресованные чтецам. Цитаты. (см. приложение №2)).
- Слово представляется членам жюри. Они познакомят с критериями оценки конкурса
(Таблица оценивания выразительного чтения. (см. приложение №3).
III.Презентациярисунков.
– К разговору приглашаются «художники-пейзажисты» 7 класса. Расскажите о своем замысле и самой работе.
IV. Подведение итогов конкурса выразительного чтения.
– Для подведения итогов конкурса выразительного чтения слово предоставляется членам жюри.
V. Подведение итогов конкурса рисунков.
– Итоги конкурса рисунков подводит учитель изобразительного искусства (фамилия, имя, отчество).
VI. Краткий рассказ учащегося о выставке книг «Поэты о Великой Отечественной войне».
– Представит книги, расскажет о выставке «Русские лирики XIX века», даст свои рекомендации (фамилия, имя).
(Индивидуальная работа)
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Слайд №18-19)
- С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое наших дедов и прадедов. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы. Мне кажется, что к теме Великой Отечественной войны писатели разных времен и народов будут обращаться еще очень долгое время. А в нашей стране этот отрезок истории всегда будет присутствовать в памяти и наших бабушек, и родителей, и наших детей, потому что это наша история.
Мне очень приятно было работать с вами на этом уроке. Я рада, что вы не остались равнодушными к теме войны.
- Что вы чувствовали, когда готовились к данному уроку?
- Какое задание было самым интересным?
- Что было самым трудным при подготовке?
-Что вы чувствуете теперь, когда работа над проектом завершена?
Каждому ученику – участнику проекта – учитель вручает благодарность «За активноеучастиевподготовке и проведениипроекта“Идя дорогами войны…”,посвященноготворчеству. Лучшая группа награждается грамотой. Ответственные в группах помогают учителю в выставлении оценок
Домашнее задание.
1. Написать отзыв об уроке на листочке в форме звездочки или вечного огня (раздает учитель).
2. Написать сочинение-миниатюру «Что слышится мне, когда говорят “Великая Отечественная война»…» или стихотворение о войне (по выбору учащегося).
Список использованной литературы:
Учебник по литературе 7 класс под редакцией В.Я. Коровина.
Интернет- рессурсы:
Биография Николая Тихонова. referatikk.ru
Видео-урок «На дорогах войны».
https://infourok.ru
Жизнь и творчество А. Т. Твардовского/ Инфошкола.
info-skola.ru zhizn-i-tvorchestvo-tvardovskogo/
О творчестве Алексея Суркова/ Дом писателей.
dompisatel.ru
Сурков Алексей Александрович – Википедия.
ru. wikipedia.org
приложение №1
Примерная программа выступления критиков и чтецов проекта-конкурса
«Идя дорогами войны…»
Участникам группы предложено учителем представить на конкурсе следующие стихотворения:
-А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом»,
- А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»,
- Н. С. Тихонов «Берлин 9 мая».
1 группа.
Критик : (Слайд №5)
- 940 писателей ушли на фронт, 417 не вернулись. Во время войны они были не только корреспондентами, они служили в пехоте, были артиллеристами, воевали как летчики и танкисты. Их оружием была не только винтовка. Они сражались и словом. Пусть оно не могло убить врага, зато оно вдохновляло солдата на подвиг, поднимало его боевой дух, помогало в трудную минуту.
Одним из таких поэтов был Александр Трифонович Твардовский.
(Слайд №6)
В основу его стихотворения «Я убит подо Ржевом» легли воспоминания о поездке в 1942 году на фронт, где в то время вели сражения войска под командованием полковника Кириллова Иосифа Константиновича. Автор сумел найти тонкую грань между жизнью и смертью, памятью и забвением, за которую уже не перейти. Ее может понять и предвосхитить только талант поэта. Твардовский раскрыл главную мысль, он выразил словами стихотворения то, к чему стремились «живые и мертвые».
Стихотворение Александра Твардовского воспринимается как завет всех павших, не доживших до Победы. Эти слова обращены к тем, кто дошел до этого светлого дня, кто победил фашизм. Эти слова обращены и к последующим поколениям, чтобы не допустили повторения кровавой бойни. Остановить войну очень сложно, лучше предостеречь, не допустить ее. Из таких далеких для нас военных времен поэт говорит с потомками, чтобы они помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену — свою жизнь.
(Звучит аудиозапись «Лунной сонаты» Л. Бетховена. Ученик читает стихотворение «Я убит подо Ржевом») (Слайды №7-8)
2 группа.
Критик:
- Обратимся к творчеству другого поэта военных лет – Алексея Александровича Суркова. (Слайд №9)
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Кто же не слышал эту песню?! Она была самой известной во время Великой Отечественной войны и стала поистине народной. Слова и музыка этого произведения авторские: слова принадлежат поэту и фронтовому корреспонденту Алексею Суркову, а музыка – композитору Константину Листову.
(Слайд №10)
Стихотворение было написано в ноябре 1941 года и первоначально называлось «В землянке». Сам Алексей Сурков находился тогда на Западном фронте. Посвятил он эти строки своей возлюбленной – Софье Крево. Самое главное – в этих строках звучит искренность. Даже сейчас, спустя много лет после Великой Отечественной войны, испытываешь особое волнение и трепет. Эта песня затрагивает самые тонкие струны в душе у любого человека. В ней поется о вечном – о жизни и смерти, о страхе и о силе, а самое главное — о любви, которая способна вдохновить, уберечь, спасти.
(Слайд №11)
Любовь – вот то, что всегда спасает человека, поддерживает его в самой трудной ситуации. Любовь может быть разной: к женщине, к родителям, к Родине, но это та сила, в которой заключается смысл жизни. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии
(Звучит аудиозапись - минус песни «В землянке» А.А. Суркова , К.А. Листова. Ученик читает стихотворение «В землянке»). ( Слайды №12-13)
3 группа.
Критик: (Слайд №14)
- В стихах поэта Николая Семеновича Тихонова слышится тревога за Отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. Рассмотрим стихотворение «Берлин 9 мая».
Любовь к Родине, ненависть к врагу и жажда победы – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны свое вдохновение наша лирика. Автор желает победы, мечтает о ней, верит и торжествует вместе со всем народом в тот день, в тот час, который поистине стал самым счастливым для каждого. Мир изменился, он обрел краски, он вновь стал живым. Долг каждого человека — помнить уроки войны, помнить имена и подвиги героев, беречь память о тех, кто отдал свои жизни ради мира и свободы своей Родины.
(Звучит аудиозапись - минус песни «Журавли» Р. Гамзатова, Я. Френкеля. Ученик читает стихотворение «Берлин 9 мая») (Слайд №15-17)
приложение №2
Примерные вопросы, адресованные чтецам. Цитаты.
О Твардовском:
«...Я (читатель придирчивый, требовательный) совершенно восхищён его талантом... какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный, солдатский язык: ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» (И. Бунин)
Вопрос: Раскройте смысл цитаты. Как вы ее понимаете?
«Значительность во всем»...Я не знаю, как другие воспринимали Твардовского, а по мне значительность во всем - вот одна из главных его черт. Он, крестьянский сын, достиг такой высокой культуры, так знал литературу и искусство, что слушать его каждый раз было наслаждением... При всей своей любви к Твардовскому я не хочу делать из него икону. Он был человек, но крупный человек, носивший в груди тот священный огонь, которым отмечены редкие творцы и созидатели каждого народа.» (К. Кулиев)
Вопрос: Что вкладывает К.Кулиев в понятие «значительность», говоря о Твардовском? Как бы вы раскрыли эту черту характера?
«Твардовский - личность, безусловно, неординарная и многоплановая. Он заслуженный общественный деятель, долгие годы занимавший ответственные государственные должности, но главное предназначение - творчество. Его талант не подлежит сомнению, «Василий Теркин», включенный в обязательную школьную программу, не вызывает возражений даже среди юной читательской аудитории.» (Евгений Яблоков)
Вопрос: Что вы знаете о поэме «Василий Теркин»?
О Суркове:
«В творчестве Суркова отражена чёткая позиция верного патриота своей Родины, и в жизни он неколебимо был верен своим убеждениям. В стихах Суркова, солдата гражданской и Великой Отечественной войны, как отмечали и друзья-современники, – «суровость тона и скупость красок» естественно сплавлены с сердечным, поистине народным лиризмом» (Борис Орлов)
«Творчество Суркова объёмно и многогранно – он не только большой мастер патриотической песни, но и тонкий лирик, автор множества чисто лирических стихотворений» (Борис Орлов)
Вопрос: Раскройте смысл цитат. Как вы их понимаете?
«Некоторые из стихотворений Суркова, проникнутые ненавистью, гневом и болью, с их естественностью, доходчивостью и мужественностью, выгодно отличаются от общей массы тогдашних произведений с их пустой патетикой» (Вольфганг Казак)
Вопрос: Какие из стихотворений А.А. Суркова вам известны?
«Стихи и песни Алексея Суркова, ставшие народными, поднимавшие солдат в бой во имя Победы, на все времена являются живыми свидетелями военных лет, в них отражены главные чувства людей, готовых на подвиг во имя свободы Родины. Поэзия суровых фронтовых и послевоенных лет создавала российскую поэтическую школу для поколения современных и будущих писателей» (Ольга Мальцева)
Вопрос: Какие из стихотворений А.А. Суркова положены на музыку?
О Тихонове:
Характерно признание одного из современников: «Стихи Н.С.Тихонова покорили меня сразу своей набатной мощью и искренностью. Потрясло впервые услышанное авторское выступление. Другие — «читали» стихи. Тихонов был вулканом, извергавшим живые, неостывшие глубины поэтической мысли...»
Вопрос: Какие из стихотворений Н.С. Тихонова вам известны?
Марина Цветаева, познакомившаяся с Тихоновым в Париже, писала ему в Питер: «У меня от нашей короткой встречи осталось чудное чувство …Вы мне предстали идущим навстречу — как мост, и — как мост заставляющим идти в своем направлении...».
Вопрос: Раскройте смысл цитаты. Как вы ее понимаете?
Не случайно флегматичный К. Федин назвал своего друга «советским Пржевальским». Он был неутомимым странником, завзятым альпинистом. Тихонов уже в начале двадцатых побывал во многих краях великой страны. Впечатляет одно перечисление его длительных маршрутов. В 1923 едет в Новороссийск, пишет первые свои стихи о Кавказе — цикл «Юг».
Поэт Сандро Шаншиашвили, у которого Тихонов гостил в Кахетии, подтверждает: «Николай Тихонов исходил всю Грузию — с востока на запад. Он знает наш край не хуже любого грузина».
Вопрос: О каких чертах характера Тихонова говорят данные высказывания?
приложение №3
Таблица оценивания выразительного
чтения учащихся (по 5-балльной системе)
№
п/п
Фамилия, имя участника конкурса
Автор, название стихотворения
Вырази-тельное чтение
Умение размышлять над цитатой, отвечать на вопросы.