Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация "Художественный мир поэта Николая Гумилёва"»
Урок литературы, 11 классТема«Художественный мир поэта Николая Гумилёва. Основные темы и мотивы лирики»
Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ «ШКОЛА № 49 Г.О. ГОРЛОВКА»
Карацюба Римма Александровна
Цели урока:
выявление художественного мира поэта Николая Гумилева, основных тем и мотивов лирики;
развитие навыков анализа поэтического текста;
воспитание эстетических чувств
Проверка домашнего задания
Закончите фразу
- Н.С. Гумилёв родился…
- Он учился…
- Гумилёв стал организатором модернистского течения…
- Акмеизм – это…
- Н.С. Гумилёв любил…
- Этот случай из жизни поэта ярко характеризует его личность…
- Жизнь Н.С. Гумилёва оборвалась…
Творчество Гумилёва, как и творчество других поэтов Серебряного века, является достаточно сложным для восприятия, и будет замечательно, если мы поднимемся хотя бы на одну ступеньку в понимании поэзии Н.С.Гумилёва
В начале 1910г. Гумилев стал основателем нового литературного течения — акмеизма. «Место действия» лирических произведений акмеистов — земная жизнь, источник событийности — деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева — не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты.
Он любил три вещи на свете: За вечерней пение, белых павлинов И стертые карты Америки ...
А. Ахматова
"Путь конквистадоров" (1905)
"Романтические цветы" (1908)
"Жемчуга" (1910)
"Чужое небо" (1912)
"Колчан" (1916)
"Костер" (1918)
"Фарфоровый павильон" (1918)
"Шатер" (1921)
"Огненный столп" (1921)
"Стихотворения. Посмертный сборник" (1922)
- Обратите внимание на название этих сборников. Уже на первый взгляд заметен их романтико-экзотический характер.
- В 1905 году выходит первый сборник Гумилева "Путь конквистадоров".
/Конквистадор – от испанского – «завоеватель» – участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку/.
- Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт прославляет волевую личность, выражает сою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску — конквистадора, смелого покорителя дальних земель
«Сонет»
Как конквиста́дор в панцире железном, Я вышел в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвездном Растет туман… но я смеюсь и жду, И верю, как всегда, в мою звезду, Я, конквистадор в панцире железном.
И если в этом мире не дано Нам расковать последнее звено, Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую.
Стихотворение «Жираф» – визитная карточка Николая Гумилёва
Отрывок из поэзии «Капитаны»
Быстрокрылых ведут капитаны -- Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал малъстремы и мель. Чья не пылью затерянных хартий -- Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь.
Заполните таблицу (на следующим слайде)
Лирический герой
Кто он?
Какими качествами наделен?
Окружающая обстановка
Моя любовь к тебе сейчас — слоненок,
Родившийся в Берлине иль Париже
И топающий ватными ступнями
По комнатам хозяина зверинца.
Не предлагай ему французских булок,
Не предлагай ему кочней капустных —
Он может съесть лишь дольку мандарина,
Кусочек сахара или конфету.
Не плачь, о нежная, что в тесной клетке
Он сделается посмеяньем черни,
Чтоб в нос ему пускали дым сигары
Приказчики под хохот мидинеток.
Не думай, милая, что день настанет,
Когда, взбесившись, разорвет он цепи
И побежит по улицам, и будет,
Как автобус, давить людей вопящих.
Нет, пусть тебе приснится он под утро
В парче и меди, в страусовых перьях,
Как тот, Великолепный, что когда-то
Нес к трепетному Риму Ганнибала.
Н.Гумилёв
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы:
С чем сравнивает поэт свою любовь?
Из каких строк становится ясным, что окружающий героя мир жесток и циничен?
Способна ли любовь-слонёнок разорвать окружающие её цепи?
Сломается ли любовь поэта от заточения в тесной клетке?
К какому литературному направлению принадлежит стихотворение?
Просмотрите иллюстрации. Назовите, к каким они произведениям автора?
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Н.С. Гумилёва (по выбору)