kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-праздник по роману И.С. Шмелев «Лето Господне». Глава "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обрядовые песни считались обязательной частью обряда, праздника.  Накануне одного из самых любимых народных праздников – Масленицы, мы с вами познакомимся с творчеством писателя, художника и композитора, посвятивших свои произведения этому празднику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-праздник по роману И.С. Шмелев «Лето Господне». Глава "Масленица"»


Урок-праздник

И.С. Шмелев «Лето Господне». Масленица


Цели урока: расширить круг чтения шестиклассников;

Вызвать интерес к слову литературного произведения;

Познакомить детей с одним из самых любимых народных праздников - Масленицей.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

Эпиграф:

Эту книгу надо иметь и

постоянно возвращаться к ней,

утешаться, очищаться, лечиться ею.

И.А.Ильин


Репродукция картины Б.М.Кустодиева «Масленица». Запись И.Ф.Стравинского «Народные гуляния на Масленой». Рисунки ребят.


КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель. На уроках литературы мы уже познакомились с обрядовым фольклором, календарно - обрядовыми песнями. Обрядовая поэзия столетиями создавалась русским народом. И не случайно ей интересовались многие знаменитые русские писатели, композиторы, художники. Обрядовые песни считались обязательной частью обряда, праздника. Сегодня, накануне одного из самых любимых народных праздников – Масленицы, мы с вами познакомимся с творчеством писателя, художника и композитора, посвятивших свои произведения этому празднику.

Я приглашаю вас в Москву 19 столетия. Деревянные особняки, каменные мостовые, извозчики, сады и луга. И Москва-река, которая придавала городу особое очарование.

Напротив Кремля открывалась широкая луговая низина – Замоскворечье. Здесь в сентябре 1873 года и родился Иван Шмелев. Там же, в Замоскворечье, он учился в 6-ой московской гимназии. Затем поступил в университет на юридический факультет. Излюбленным занятием юноши было чтение, а литературным кумиром был Пушкин. Шмелёв великолепно знал родной город и любил его. Отец Шмелева был предпринимателем особого рода, от его трудов зависело всё праздничное настроение всей Москвы, так как Сергей Иванович по случаю православных праздников украшал улицы иллюминацией, строил балаганы и ледяные горы для катания москвичей на санках. Всё это требовало разного рода умельцев. Поэтому двор дома Шмелёвых всегда был полон мастерами – плотниками, каменщиками, малярами. Позднее Иван Шмелёв писал: «Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой».




Ранние впечатления детства Шмелёва связаны с посещением церкви, с народными праздниками, приходом весны. Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя «Лето Господне».

С самого начала вы обратили внимание на название книги. Многим оно оказалось непонятным. Оказывается оно восходит к Евангелию , к книге пророка Исайи: «…И послал он меня проповедовать лето Господне благоприятно». Вот и Шмелёв пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как- то очень солнечно рассказывает писатель о своём детстве.

Посреди огромного города, «супротив Кремля», в окружении мастеровых и работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего писателя Ивана Шмелёва.

БЕСЕДА С КЛАССОМ

- Как построена книга И.Шмелева «Лето Господне»?

(Состоит из трех частей, каждая часть из отдельных рассказов)

- Назовите главных героев

(Мальчик Ваня, Михаил Горкин, отец Вани Сергей Иванович, Василий Васильевич)

- От чьего лица ведется повествование?

(От лица мальчика. Он рассказывает о буднях и праздниках русского народа.)

- Христианские праздники были постоянными спутниками русского народа. Они помогали в труде, сближали людей, не давали прерваться традициям.

О чём говорится в рассказе «Масленица»? Понравился ли он вам? Чем именно?

( учащиеся пересказывают понравившиеся эпизоды)

-Обратите внимание на стенд с вашими иллюстрациями к рассказу «Масленица».

Какие краски вы использовали для своих рисунков? Почему?

(защита иллюстраций)

РАБОТА НАД РЕПРОДУКЦИЕЙ Б.М.КУСТОДИЕВА «МАСЛЕНИЦА»

Учитель. Кустодиев создавал картины на темы праздничного крестьянского и провинциального быта ( показ репродукций картин «Ярмарка»,»Масленица»).

Его картины отличаются яркой эмоциональностью, жизненной достоверностью.

Мы видим праздничный город с церквами и колокольнями, кипит мальчишеский бой, летят снежки, поднимаются в гору большие сани. На стволе срубленного дерева устроились бабы с гармонистом. А в небе – тучи птиц, всполошенных праздничным звоном.




- Какие краски использовал художник для написания картины?

(ответы учащихся )

- Сравните изображение Масленицы на репродукции Кустодиева и в описании Шмелёва

( ответы учащихся)

- А теперь обратимся к музыке. Будь вы композитором, какую бы музыку вы сочинили, глядя на эту картину? Какие инструменты использовали бы в оркестре?

(ответы ребят)

- Послушаем , какую музыку написал Игорь Фёдорович Стравинский, который жил в одно время с Кустодиевым « Народные гуляния на Масленой» - так называется первая картина.

- Что передаёт музыка? Что вы в ней услышали?

(музыка насыщена стремительным движением , передающим масленичный разгул. Господствует буйное веселье, слышатся мелодии плясовой. Звучит гармоника , шарманка)

- А сейчас посмотрим, как играли Масленицу на Руси.

Инсценировка

(Дети в русских костюмах. Звучит музыка)

-Все! Все! Все на праздник!

Масленицу встречаем, зиму провожаем!

Весну закликаем!

- Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места.

- Сам не займешь – соседу достанется!

- Приходите без стеснения.

Предъявите лишь хорошее настроение!

- Приходите, разомните кости!

Сегодня Масленица приглашает в гости!

- Спешите скорей, спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

- Гостей давно мы ждём, поджидаем!

И сейчас Масленицу начинаем!

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ

В избе взрослые и дети. Они доделывают чучело Масленицы, одевают её, прикрепляют косу под песню:

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

После того, как чучело готово, дети становятся в круг, в центре- чучело. Каждый по очереди расхваливает Масленицу.

- Дорогая наша гостья Масленица.

- Авдотьюшка Изотьевна.




- Дуня белая, Дуня румяная.

- Коса длинная, триаршинная

- Лента алая, двуполтинная.

- Платок беленький, новомодненький.

- Брови чёрные, наведённые.

- Шуба синяя, ластки красные.

- Лапти частые, головастые.

ВТОРНИК – ЗАИГРЫШИ

Учитель

Масленица – блиноеда

Масленица – жироеда.

Дети

Масленица – обируха

Масленица – обмануха.

Учитель

Обманула, провела

До поста довела.

Дети

До поста довела,

Все ежи взяла.

Учитель

Дала редьки хвост

На великий пост.

Дети

Мы его поели

Брюха заболели.

ИГРА «АРИНА»

Выбирается Арина. Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу и поют хором:

Долгая Арина

Встань выше овина,

Рученьки сложи,

Чьё имя – укажи.

Дети бегут по кругу и зацепляют Арину. Кого она поймает, того должна узнать. А вот мы ещё игру затеем, ребят на смекалку проверим. Ребята будут петь о летящих птицах и насекомых. А вы должны со словами «летят- летят» поднимать руки. Но нужно быть внимательными.

1. Грачи летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу-гу-гу! Мы несём весну».(летят- летят)

2. Журавли летят, на всю Русь кричат:

«У-гу-гу-у-гу-гу! Не догнать нас никому»

3. Пчёлы летят, бунчат, гудят:

«Жу-жу-жу-жу, медову несём росу»



4. Поросята летят, полосаты визжат:

«Хрю-хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву»(ребята молчат)

5. Воробьи летят, на всю Русь кричат:

«Чи-вить-чи-вить, мы хотим попить»

Учитель. Сообразительные ребята, смекалистые, трудно вас перехитрить. Устала я , заморилась да проголодалась. Давайте дальше объявляйте.

СРЕДА – ЛАКОМКА

- Нам везде надо успеть

И сплясать , и песню спеть!

- Съесть корзину пирогов!»

- Да с три короба блинов!

- Мы избу белёную

Чисто подметём.

Ой тоску зелёную

Мы не пустим в дом!

- Холод да метелицу

Прочь прогоним мы!

Эй, встречай с весельицем

Проводы зимы.

ЧЕТВЕРГ – ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

Разгул, широкий четверг. Его название само за себя говорит. В четверг гуляли и славили Масленицу, катались с гор на санках.

- Походила я по свету,

Лучше русской песни нету.

- Где песня поётся,

Там легче живется.

(Песня о Масленице)

ДЕВОЧКА

Раздайся, народ,

Меня пляска берёт.

Пойду попляшу!

На людей погляжу!

(Русский танец)

Учитель. Хватит петь да плясать

Пора пятницу объявлять.

ПЯТНИЦА - «ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ»

СУББОТА – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

Мальчик. Пойду к тёще на блины.

Ох, уж и наемся вволю.

Девочка. Ты к теще, а я к золовке.

- А что, гости дорогие, наплясалися, напелися?






- Пора нам Масленицу со двора провожать, да с большим почётом.

(Песня «Прощай, Масленица» )

- Берите, девки дорогие, Масленицу, айда зиму провожать.

ВОСКРЕСЕНЬЕ – ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ. ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ»

-Со словами «Простите, Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваются подарками.

- Прощай, Масленица – плутовка,

Погостила ты у нас недолго.

Погостила всего семь деньков,

А мы думали, погостишь семь годков.

Учитель. А теперь, ребята, давайте подведём итог. Для этого обратимся к словам, ставшим своего рода эпиграфом нашего урока. Принадлежат они И.А.Ильину, русскому философу, большому ценителю творчества И.Шмелёва. Что вам открылось в этих словах? Чему нас учит книга Шмелёва?

(Ответы учащихся)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-праздник по роману И.С. Шмелев «Лето Господне». Глава "Масленица"

Автор: Григорьева Ирина Алексеевна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369504


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства