kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-практическая конференция "Антология крестьянской жизни" (по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-конференции в 10 классе по теме "Антология крестьянской жизни". Поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практическая конференция "Антология крестьянской жизни" (по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")»

Класс: 10

Тип урока:

урок-практическая конференция (итоговый )

«Антология крестьянской жизни»

Предмет исследовательской деятельности – поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Цели проведения практической конференции

Образовательные:

-создать благоприятные рабочие условия, позволяющие учащимся высказывать независимые суждения;

-способствовать поиску решений основной проблемы поэмы: «Осмысление Н.А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства»;

-сподвигнуть учащихся на достижение конечного результата данного урока – вызвать интерес к дальнейшему осмыслению и поиску ответа на некрасовский вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»;

-содействовать формированию у учащихся последовательных логических умозаключений;

-способствовать более глубокому и осознанному усвоению учебного материала;

- систематизировать и расширить знания и умения учащихся в решении практических задач.

Развивающие:

-мотивировать учащихся на осуществление ими познавательно-исследовательской деятельности;

- развивать творческие способности, образное мышление, внимание;

- способствовать формированию коммуникативной, информационной компетенции , активизировать самостоятельную, групповую деятельность учащихся, повысить уровень речевой культуры.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию думающей, гармонично развитой личности с высокими нравственными ориентирами и моральными ценностями, с достаточным уровнем самооценки;

-посредством некрасовской поэзии привить любовь к народному слову, способствующему глубокому осмыслению и раскрытию глубин русской души.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

-знать содержание и особенности композиции произведения, его историко-литературную основу; характеризовать героев, поэтическое мастерство Н.А. Некрасова;

-уметь высказать свое отношение к проблемам, поднятым в поэме.

Метапредметные:

-управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и коррекцию;

-проявлять инициативность и самостоятельность;

-приобретать необходимые навыки сотрудничества;

- использовать все возможные информационные ресурсы для достижения

поставленных целей и реализации планов деятельности;

Личностные:

- формировать способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-уметь анализировать высказывания других, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;

- способствовать воспитанию нравственного сознания и поведения.

Методы обучения:

-проблемно-поисковый;

-метод критического мышления.

Формы работы:

- групповая, коллективная.

Метапредметные связи: литература, история.

Оснащение конференции:

-материально-техническое (компьютер, проектор для демонстрации мультимедийных презентаций);

-методическое оснащение – анкета участника конференции, карта самооценки, сводная ведомость по секции, программа конференции для каждой секции.



Дата проведения: ______________

Место проведения:______________



Участники конференции:

учащиеся 10-го_ класса;

учителя русского языка и литературы________;

представители школьной администрации;

координатор практической конференции – ( учитель-предметник данного класса);

организационный комитет: (4-5 уч. класса)





Заявка

на участие в практической конференции

(предоставить координатору не позднее, чем за 10 дней до проведения конференции )

ФИО (учащегося)

Название секции: историческая, социальная, литературоведческая, этнографическая.

Форма участия: подбор материала, систематизация и анализ, выступление (1-2 спикера от секции); дополнение к основному выступлению – обобщение и вывод (помощник спикера).



План проведения практической конференции

I ч. Литературное приветствие участников конференции (оргкомитет готовит заранее).

Всем участникам предлагается ответить на вопросы литературной викторины

«Узнаёшь персонажа?!»

Н-р:

1) Я роду именитого

Мой предок Оболдуй

Впервые поминается

В старинных русских грамотах…

(помещик Гаврила Афанасьевич Оболда-Оболдуев)

2) Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я…

(крестьянка Матрёна Тимофеевна)

3) Раз только испугался я,

Как наступил на сонную

Медведицу в лесу.

И то бежать не бросился,

А так всадил рогатину,

Что словно как на вертеле

Цыплёнок – завертелася

И часу не жила!

(Савелий, богатырь святорусский)



II ч. Организационно-методическая

Приветственное слово координатора

(в данной части определяется актуальность темы конференции, необходимость ее проведения, формулируются образовательные цели конференции, цели воспитания и развития)

В течение конференции каждый участник индивидуально заполняет «Карту самооценки» (прилож.1) и сдаёт ее в конце всей работы секретарю своей секции для выставления результатов в сводную ведомость (прилож. 2); помимо этого, каждая секция должна совместными усилиями заполнить «Программу конференции» (прилож.3); без «Программы» сводные ведомости результативности не рассматриваются координатором и организационным советом

Работа начинается с исторической секции (вопросы координатор предоставляет спикеру секции заранее, исходя из распределения согласно заявке участника)

Основные аспекты:

-понятие «господствующий класс»;

- крестьяне и крепостное право;

-реформа 1861 г;

-отношение Н.А. Некрасова к реформе.

Работа социальной секции.

Основные аспекты:

-изображение мира господ и мира крестьян в поэме;

-сила и бессилие русского крестьянства в образе Савелия, богатыря святорусского;

-Как при помощи имён собственных автор подчеркивает социальное неравенство (Подтянутая губерния; уезд Терпигорев; Испуганная губерния. Деревни: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина и т.д.)?

Работа литературоведческой секции.

Основные аспекты:

-жанр;

-композиция;

-сюжетная линия.

Работа этнографической секции.

Основные аспекты:

-фольклорная основа поэмы-эпопеи;

-традиции русских сказок;

-загадки, пословицы, поговорки;

-народная песня.

Своеобразным итогом выступления секций является заполнение анкеты:

Анкета участника конференции («соцопрос» проводит координатор)

(такая форма работы, как «сочинение-анкета», позволит учащемуся произвести самоанализ, дать самооценку; поможет в формировании собственной позиции по предмету обсуждения, а также даст возможность учителю в форме сочинения нетрадиционного жанра осуществить контроль знаний)

ФИО (участника)______________________________________________

  1. Кому из героев поэмы Вы бы отдали предпочтение? ___________________________________________________________

  2. Что, по-вашему, составило основу поэмы?­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________

  3. Какой эпизод произвёл на Вас сильное впечатление? _______________________________

  4. К кому из современников Вы обратились бы с некрасовским вопросом?

_____________________________________________________________



  1. А как бы Вы на него ответили?______________________________________

  2. Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? Каким вы его себе представляете?

______________________________________________________________________

  1. Придумайте иное название фильму, снятому по мотивам поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» ____________________________________________________

  2. Роль бы какого героя Вас устроила?____________________________________

  3. Хотели бы Вы ещё раз принять участие в конференции (да/нет)? Если «да», то какую тему Вы бы предложили для изучения?



Подведение итогов конференции членами организационного комитета и координатором практической конференции:



- сбор «программ» и сводных ведомостей по секциям;

-оглашение результатов работы согласно набранным баллам;

-высказывание пожеланий и замечаний самих участников и гостей в отношении проведения и организации практической конференции.













































Приложение1

Карта самооценки участника конференции

Форма работы

Баллы


1

2

3

4

5

Ответы на вопросы викторины

1?=1Б

+





Ведение документации

+





Подбор материала


+




Участие в обсуждении секции



+

Max= 12б

(4 секции*3б)



Формулировка тезиса в совместной работе секции




+


Дополнение к выступлению спикера из любой секции




+


Выступление на конференции (спикер)





10 б +

Обобщение и вывод ()





+

Общий балл и оценка


Шкала оценивания

15б-20б – «5»

10б-15б – «4»

5б-9б – «3»

0б-4б – «2»















Приложение 2



Сводная ведомость по секции__________________________

ФИО участника

Количество баллов

Общее количество баллов по секции
























Приложение3

Программа конференции для каждой секции

(заполнение секцией «своей» графы не составит трудности, т.к. они были даны для предварительной подготовки, зато над заполнением оставшихся трёх граф придется поработать)

Основные тезисы. Поэма-эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

4 составляющих поэмы

историческая

социальная

литературоведческая

этнографическая

-реформа 1861 года




-крестьяне и крепостное право




-понятие «господствующий класс»




-отношение

Н.А. Некрасова к реформе 1861 года














Список использованной литературы:

  1. Некрасов Н.А. и русская литература. - М.: Мысль, 1971. - 320 с.

  2. Примерная программа по учебному предмету «Литература». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». –Донецк: Истоки, 2020. – 137 с.

  3. Скатов Н. Н. Некрасов: Современники и продолжатели. Очерки.— М.: Сов. Россия, 1986.— 336 с.

  4. Твардовский А.Т. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». // О Некрасове. Статьи и материалы, вып. 4. - М.: Мысль, 1985. - 412 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анпилогова Жанна Викторовна

Дата: 05.02.2021

Номер свидетельства: 572285


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства