kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по творчеству Н.М.Карамзина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать на уроках литературы. Думаю, учителя литературы будут рады.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству Н.М.Карамзина»

МБОУ «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа»

Канашского района Чувашской Республики















Конспект урока, посвященного 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина







Путешествие по страницам повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»























Разработала: учитель русского языка и

литературы Иванова Людмила Алексеевна







Средние Татмыши, 2016





Пояснительная записка

Урок начинается с формулировки цели и задач. Проверка домашнего задания помогает актуализировать опорные знания о жизни и творчестве Н.М.Карамзина.

Далее следует основная часть урока. Для обобщения полученных знаний ученики повторяют, что такое «сентиментализм».

Непосредственно анализ текста художественного произведения начинается с путешествия по окрестностям Москвы, так как именно здесь происходили события, описанные Карамзиным в повести «Бедная Лиза». Вслед за писателем отправляемся на экскурсию по окрестностям Москвы: Симонов монастырь, Москва-река, Данилов монастырь, Воробьёвы горы, Село Коломенское. 

На данном этапе урока использование кластера помогает анализировать роль пейзажа для характеристики главного героя. 
Рассмотрение темы любви и социального неравенства начинается с проблемного задания: учащиеся должны отвечать на вопросы, которые встречаются на каждой остановке, и выполнять творческие задания. Они сопоставляют героев и заполняют схемы, делают выводы. 
Работа с текстом помогает определить основные мотивы: мотив чистоты и мотив денег.  Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести. Обращаемся к сцене первой встречи. В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег. Ученики приводят  примеры сцен, где Эраст пытается в сфере чувств действовать при помощи денег. Выясняем отношение автора и других героев повести к Лизе. Делаем вывод: душа Лизы отличается богатством и глубиной. «И крестьянки любить умеют!» Обращаемся к сцене расставания героев: для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бес­смысленным, и она накладывает на себя руки[2]. 
Подводятся итоги урока. В качестве домашнего задания ученикам предлагается письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Тип урока: обобщение знаний о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Цель урока: Обобщить знания учащихся о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Тип урока: урок – путешествие.

Задачи:

  • Образовательные:

    • закрепить знания о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

    • развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;

  • Воспитательные:

    • способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

    • воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека.

  • Развивающие:

    • расширять словарный запас;

    • способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point.

Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности:  коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сегодня мы совершим путешествие по страницам повести «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, который является основоположником русского сентиментализма (слайд 1)



II. Актуализация опорных знаний: проверка домашнего задания

Устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина.

– Когда и где родился Карамзин? (В 1766 году в Симбирской губернии)
– В какой семье родился писатель? (Небогатой)
– Какое образование получил? (Учился в Московском пансионе)
– Где служил Карамзин? ( В Преображенском полку)
– Кому обязан Карамзин приходом в литературные круги? (И.П.Тургеневу – московскому писателю и переводчику)

– Какой журнал издал Карамзин? («Московский журнал»)
– Над каким произведением до конца жизни работал Карамзин? («История Государства Российского»)
– Какие ещё произведения написал Карамзин? («Письма русского путешественника», «Наталья, дочь боярская», «Бедная Лиза»)[2]



III. Мотивация к учебной деятельности: обобщение материала.

Какое направление в русской литературе утвердил Н.М.Карамзин?

  «Сентиментализм» (от англ. sentimental – чувствительный) - литературное направление 18 века, которое указывает на то, что чувство – центральная эстетическая категория. 



IV. Самостоятельная работа в группах: составление кластера (слайд 2).

Мы начнем свое путешествие по страницам повести «Бедная Лиза». Первая остановка называется «Окрестности Москвы», с описания которых начинается произведение.

Для того чтобы обобщить основные сведения о живописных местах этого города, составим кластер (можно выписать любые эпитеты из текста, какие вам понравились), но сначала мы делимся на 2 группы. Потом проверим, что получилось у каждой группы.

Работа с тексом.

Учащиеся выписывают для кластера эпитеты, характеризующие окрестности Москвы:

мрачные башни

ужасная громада

величественный амфитеатр

великолепная картина

возносящиеся кресты

цветущие луга

светлая река

унылые песни



Благодаря этим эпитетам мы понимаем, что на лоне цветущей природы должно произойти что-то настораживающее.



V. Анализ повести.

Вторая остановка называется «Хижина Лизы» (слайд 3).



-Кем был отец Лизы? Как жила семья? (Отец был зажиточным поселянином. Он любил работу, пахал хорошо землю, и поэтому семья жила небедно).

-Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец? (Пятнадцать лет)

-Чем занималась Лиза, когда мать от горя становилась слабее? (Трудилась днем и ночью: ткала холсты, вязала чулки, весной рвала цветы, а летом – ягоды и продавала их в Москве).

Третья остановка «Улица Москвы» (слайд 4).



-Как познакомилась Лиза с Эрастом? (Когда Лиза продавала ландыши на улице)

-Что настораживает в поведении Эраста? (Эраст просит рвать ландыши только для него)

-Как при первой встрече проявляется мотив денег? (Эраст хочет купить ландыши за рубль вместо 5 копеек).

VI.Творческое задание (слайд 5).

Составьте синквейн о Лизе, главной героине повести.

1 сущ. Лиза

2 прил. добрая, нежная

3 глаг. помогала, трудилась, продавала

Фраза Добрая и нежная Лиза помогала матери, трудилась днем и ночью.

1 сущ. надежда



Назовите тему (Тема любви и социального неравенства) и идею повести (Социальное неравенство и легкомыслие Эраста помешали счастью влюбленных).



Четвертая остановка «Дом Лизы» (слайд 6).

- Что испытывала Лиза, когда не дождалась молодого человека, который обещал прийти за цветами? (Она чувствовала какую – то грусть в сердце своем)

- Когда Лиза влюбилась в Эраста? (С первого взгляда)



VII. Творческое задание (слайд 7).

Составьте даймонд по характеристикам героев:

1 сущ. Лиза

2 прил. чистая, нежная

3 глаг. влюбилась, поверила, обманулась

Предлож. Чистая, нежная Лиза влюбилась, поверила и была обманута богатым легкомысленным Эрастом, который соблазнил ее и бросил.

3 глаг. соблазнил, обманул, бросил

2 прил. богатый, легкомысленный

1 сущ. Эраст

Значения имен:

Лиза – «почитающая Бога»

Эраст – «возлюбленный»



Пятая остановка «Берег Москвы - реки» (слайд 8).

- О чем мечтала Лиза, смотря на белые облака? (Чтобы человек, которого она любит, пришел к ней)

- Хотел ли Эраст обмануть Лизу? (Он думал, что будет жить с ней, как брат с сестрой)

- Как он называл девушку? (Пастушкой)

- Почему Лиза поверила Эрасту? (Потому что она была влюблена в него)

- Что обещал Эраст? (Что после смерти матери он возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю)



Шестая остановка «Армия» (слайд 9).

- Чем занимался Эраст в армии вместо того, чтобы сражаться с неприятелем? (Играл в карты и проиграл почти все свое имение)

- Почему он должен жениться на пожилой богатой вдове? (Потому что он был отягчен долгами и это был единственный способ поправить обстоятельства)

- Как хочет откупиться от Лизы Эраст? (Он дал ей сто рублей и выгнал со двора)



VIII. Творческое задание (слайд 10). (Работа парами)

Фишбоун

Дайте характеристику жизни Лизы:

семья

труд

встреча

Жизнь Лизы любовь Смерть Лизы

надежда

обман

разочарование

отчаяние

Седьмая остановка «Улица Москвы» (слайд 11).

- Что почувствовала Лиза, когда Эраст сказал о женитьбе? (Как будто жизнь для нее закончилась)

- Кто помог Лизе, когда та упала от отчаяния в обморок? (Одна добрая женщина)

- Куда ушла Лиза после этого? (Она оказалась на берегу глубокого пруда, под древними дубами, где они с Эрастом встречались)

Восьмая остановка «Берег пруда» (слайд 12).

– Какова развязка истории любви Лизы и Эраста? (Они не стали счастливыми)
– В чем причины самоубийства Лизы? (Жизнь перестала иметь смысл без любимого человека)

– Осуждает ли автор своего героя? (Автор не осуждает, а Эраст считал себя убийцей Лизы)
– Изменилось ли ваше отношение к нему? (Изменилось, мы перестали его осуждать)
– Что узнаем мы об Эрасте из финала повести? (Он до конца жизни своей несчастлив)
– Произошло ли очищение души? (Произошло, так как автор считает, что они уже примирились)





IХ. Домашнее задание (слайд 13).



Напишите сочинение на тему

«Какие чувства вызвала повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?





Источники:

  1. Русская литература ХVIII века. Сентиментализм.- М.: Дрофа: Вече, 2002.-160 с.

  2. ps.1september.ru

3. literaturus.rubednaja-liza-illjustracii



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по творчеству Н.М.Карамзина

Автор: Иванова Людмила Алексеевна

Дата: 06.01.2017

Номер свидетельства: 375999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства