Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству А.Ахматовой "Душа ее в поэзии жива"»
МОУ «Амвросиевская школа №4»
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
Урок литературы
«Жизнь и творчество
Анны Ахматовой»
Подготовила
учитель высшей категории
Собчук Людмила Алексеевна
Тема: «Душа ее в поэзии жива, волшебно и величественно слово....»
Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой
Цель: на основе творчества А.Ахматовой исследовать глубину философской мысли о смысле человеческой жизни, стимулировать учащихся к раздумьям. Показать, что формировало богатый внутренний мир поэтессы, помочь детям понять, чем она была для классической литературы.
Формировать и развивать навыки самоанализа, самооценки, самопознания. Влиять на формирование таких групп компетентностей: социальной, поликультурной, коммуникативной, информационной, продуктивной, творческой деятельности.
Воспитывать методами предмета моральные и духовные ценности: уважение к своей Родине, семейным и историческим корням своего народа. Воспитывать ответственность за морально-ценностный выбор способов достижения цели. Воспитывать активную жизненную позицию, формировать высокие этические идеалы.
Тип урока: ИАП (изучение и анализ произведения), урок осмысления приобретенных знаний, урок-диалог.
Вид урока: интегрированный урок — проблемное исследование с элементами размышления.
Наглядные средства обучения: портреты А.А. и ее близких, грамзапись, СЛС, раздаточный материал (понятийная таблица, инструктивные карточки).
Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут:
-определить основные проблемы произведений А.Ахматовой;
-сформулировать собственное отношение к тому, что происходило с героями;
-высказывать свое мнение по поводу морального выбора человека в жизни;
-дать ответ на вопрос: «Чем обусловлен моральный выбор человека в жизни?»
-приобрести навык работы в парах, определяя и аргументируя свои позиции по поводу обсуждаемого вопроса.
Ход урока.
Эпиграф урока:
Истинное назначение человека-
жить, а не существовать.
Джек Лондон
Мотивация учебной деятельности.
1.Организация класса. Объявление темы и цели урока.
2.Вступительное слово учителя.
Чтение учителем стихотворения Б.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»
-Это стихотворение написал поэт Б.Пастернак, большой друг Анны Андреевны Ахматовой. Сегодня мы будем говорить о поэтессе, к которой тоже можно отнести эти строки и которая является гордостью русской поэзии. Мы имеем счастливую возможность войти в мир лирики Ахматовой, проникнуться глубиной ее мыслей, исследовать мастерство их выражения, приблизиться к истокам ее творчества, взять для себя все то прекрасное, великое, чистое, что было присуще этому замечательному человеку.
II. Работа над темой урока.
Учитель:
- «Начинать все равно с чего: середины, конца или начала», - так писала Анна Ахматова, приступая к работе над мемуарами. Мы же начнем с Киева.
Инсценировка- воспоминания А.Ахматовой и Н.Гумилева.
Ученица, исполняющая роль Ахматовой, сидит на скамейке. На доске — иллюстрация (цветущая ветка каштана — символ Киева).
Ахматова (сидя на скамье):
Древний город словно вымер.
Странен мой приезд.
Над рекой своей Владимир
Поднял черный крест.
Липы шумные и вязы
По садам темны,
Звезд иглистые алмазы
К Богу взнесены.
Путь мой жертвенный и славный
Здесь окончу я,
И со мной лишь ты, мне равный,
Да любовь моя.
-Стихи я начала писать с 11 лет, но именно в киевский гимназический год появилась первая публикация. Стихотворения опубликовал Николай Гумилев в журнале «Сириус» в 1907г.
Ученик, исполняющий роль Гумилева:
-А знакомы мы были еще с гимназии, когда мы находились в возрасте Ромео и Джульетты. Но Анна Горенко холодно отнеслась к ухаживаниям 18-летнего юноши и не соглашалась на брак еще 7 лет.
(Обращаясь к Ахматовой):
-»Я верил, я думал и свет блеснул наконец», - эти строки Николай Гумилев напишет в 1911г. И посвятит их Анне Ахматовой. А пока 26 ноября 1909г. Н.Гумилев приехал в Киев, чтобы выступить на литературном вечере «Острова искусства». В зале, где он читал стихи, присутствовала Анна Горенко. После окончания вечера Гумилев пригласил ее в гостиницу «Европейская» пить кофе. Там он вновь сделал предложение и на этот раз удивительно легко получил согласие Анны Андреевны стать его женою.
Ахматова (обращаясь к ведущему - Гумилеву):
-Хочешь знать, как все это было?
Три в столовой пробило...
Эвристическая беседа с элементами исследования.
3.Учитель:
-Только что вы услышали, как проникновенно, красиво Ахматова говорит о своей любви к Гумилеву. А можете ли вы привести пример из зарубежной литературы, где так же восторженно воспевается это чувство?
Чтение учащимися сонетов В.Шекспира
Учитель:
-Ахматова была свидетельницей двух революций. Первой мировой, второй мировой войн, восстановления разрушенного войной хозяйства, первых спутников Земли, полета первого человека в космос..., но еще были годы репрессий, страшные годы ежовщины, творческое забвение. Именно в эти годы поэтесса пишет стихотворение «Все расхищено, предано, продано».
Ученица читает стихотворение, комментирует.
Учитель:
-Как же складывалась судьба Ахматовой в последующие годы?
Ученик:
-В 1925г. Вышло негласное Постановление ЦК: Ахматову не арестовывать, но и не печатать. С 1925 по 1940гг — ни одной публикации. В эмиграции сразу отметили: «Ахматова замолчала.... Замолчишь, когда за горло берут..»
Учитель:
-Народ молчал. Но имел ли право молчать поэт? Молчала ли Ахматова?
Ответы учащихся
4.Слово учителя о поэме «Реквием».
Реквием (от лат. «покой») - заупокойная месса, заупокойное служение Богу, музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.
Незадолго до смерти великий Моцарт создает свой «Реквием», написанный на традиционный латинский текст католической заупокойной службы.
У Ахматовой спросили, сможет ли она «это описать»? Спросила незнакомка, стоя в очереди в тюремном коридоре. И Ахматова ответила утвердительно. Это был 1935 год.
Чтение учащимися отрывков из «Реквиема».
Учитель:
-А сейчас, ребята, давайте послушаем музыку Моцарта, его «Реквием». Чем похожи эти произведения — Ахматовой и Моцарта?
Звучит «Реквием» Моцарта.
Заслушивание ответов учащихся.
Учитель:
-Нужно было иметь большое мужество, огромную силу воли, чтобы в те страшные голодные годы заставить людей задуматься над ответом на вопрос: «Для чего я живу?»
Ученик: рассказ о работе поэтессы над «Поэмой без героя».
Учитель:
-Давайте дополним этот ответ стихами Ахматовой.
Дополнения и комментарии учащихся.Выразительное чтение стихов
Учитель:
-Да, тяжело в такое время оставаться человеком. Ахматова призывала своими стихами: «Люди! Оставайтесь людьми!»
Учитель:
-Эти качества человека особенно раскрылись в годы блокады. И конечно же, Ахматова, которая жила в блокадном Ленинграде, остро сопереживала беды ленинградцев, особенно детей. Кто может подтвердить это стихами?
Чтение учащимися стихов «Блокада», «Постучись кулачком, я открою...»(на мультимедийной доске слайды на тему «Великая Отечественная война»).
5.Учитель:
-Я вижу, ребята, что вы работали со стихами очень серьезно и уже можете заполнить «Понятийную таблицу». Работаем в парах (таблица — на мультимедийной доске). 2-3 учащихся зачитывают свои ответы из таблицы.
6.Учитель:
-Давайте сразу же поработаем над инструктивной карточкой (на мультимедийной доске и партах).
7.Учитель (продолжение эвристической беседы):
-И,возвращаясь к теме войны, давайте ответим на вопрос: к чему призывала Анна Ахматова?
Ученик:
-Характерно, что в военной лирике Ахматовой главенствует широкое и счастливое «мы». Оно свидетельствует о торжестве народного начала.
Звучит стихотворение «Мы знаем, что ныне лежит на весах...» (на мультимедийной доске снова слайды с изображением военных сцен).
-А кто может рассказать об истории создания этого стихотворения?
Рассказы учащихся.
Учитель:
-Вы знаете, ребята, когда я училась в институте, учитель литературы сказал студентам: «Когда-нибудь вы поймете, что это великая поэтесса». Мне понадобилось много времени, чтобы я «пришла» к Ахматовой, поняла боль и радость ее стихов. А стихотворение, которое я написала, и начинается со слов «великая».
Чтение учителем стихотворения «Великой Анны голос узнаю...»
(см. приложение к уроку)
Учитель:
-Ребята! Тема нашего урока «Душа ее в поэзии жива...» Чем же была поэзия для Ахматовой? Поэзия была вокруг нее. Она была в первом снеге, в первой капели, в первых одуванчиках, в первых весенних драках нахальных воробьев. Она в словесном мусоре, из которого надо добыть такие слова, чтобы дрогнула душа, чтобы захватило дыхание. Ахматова всегда писала о том единении, которое должно быть между поэтом и читателем.
Ученик:
-Время вечно и неостановимо, оно совершает свою работу — разрушает, однако пока жив человек на этой планете, долг его — сохранить то нерукотворное, духовное начало, что и составляет суть самого человека.
Учитель:
-Сегодня мы говорим об Ахматовой — поэте, Ахматовой — человеке. А какой вы увидели поэтессу через призму ее творчества? Такой ли представляли ее себе? Какие эпитеты вы бы использовали, говоря о ней? Какие цвета преобладали бы в вашем описании? Какую музыку вы бы использовали, рассказывая биографию, читая стихи Ахматовой?
Ответы учащихся (с использованием музыкальных фрагментов).
8.Проблемный вопрос:
-Каждый из вас человек, личность. Предлагаю вам небольшое социологическое исследование: «В чем смысл моей жизни? Для чего я живу? Чего я хочу сегодня?»
Заслушивание вариантов ответов учащихся.
9.Минута афоризмов.
Учитель:
-Этот опрос дает мне право сказать, что каждый из вас уже сейчас хотя бы раз ставил перед собой эти вопросы. У вас все еще впереди, вы имеете вдоволь времени для реализации своей мечты, для усовершенствования, поиска и становления собственного «я». Готовясь к этому уроку, вы ознакомились с высказываниями великих людей о жизни, ее смысле.
Сейчас минутка афоризмов (учащиеся зачитывают афоризмы).
Человек — творец своего счастья
Сенека
Лестница жизни полна колючек и больнее всего они вонзаются, когда вы падаете по ней вниз.
Браунелл
В каждой жизни должно быть
немного дождевой погоды.
Лонгфелло
Как басня, так и жизнь ценится
не за длину, а за ее содержание.
Сенека
10.Проверка опережающего домашнего задания.
Учитель:
-Вы хорошо ознакомились с биографией поэтессы. Одним из опережающих заданий к этому уроку было задание составить СЛС (структурно-логическую схему). Давайте посмотрим, что у вас получилось. Учащиеся демонстрируют СЛС, комментируя их. («Жизненная зебра» А.А.Ахматовой, «Время вечно и неостановимо», «Жизненный путь Анны Ахматовой»).
III. Рефлексия.
Учитель:
-Наверное, каждый из вас, слушая сегодня стихи А.Ахматовой задумался над ответом на вопрос: «А что значит жить по-настоящему?». Джек Лондон, например, говорил так: (обращение к эпиграфу урока).
Многих людей жизнь заставляла дать ответ на вопрос: «Смогу ли я пройти жизненные испытания и остаться человеком? Может ли человек, которому выпало много страданий в жизни, быть счастливым?»
Рассказы учащихся о людях с трудной судьбой,победивших все испытания.
IV. Подведение итогов урока. Оценивание.
V.Домашнее задание: составить визитную карточку Анны Ахматовой.
Оформление доски:
Портреты А.А. Ахматовой, Н. Гумилева.
Публицистические статьи к 100-летнему юбилею поэтессы.
Иллюстрации с изображением мест в Киеве, где любила бывать Ахматова.
Эпиграф урока.
Высказывание А. Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда…»
Слайды: 1. Портрет А. Ахматовой и ее близких. 2. Тема «Великая Отечественная в истории моей страны».
Музыкальные записи: «Реквием», «Свеча».
Литература:
Павловский А.И. Анна Ахматова : «Жизнь и творчество». М: Просвещение, 1991.
Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. М: Книга, 1989.
Русские советские поэты. Вып.2.-К. : Днепро, 1977.
Русская литература ХХв. Очерки. Портреты. Эссе. М: Просвещение, 1991.