kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по творчеству А.Ахматовой "Душа ее в поэзии жива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Анны Ахматовой особенно актуально в наши дни.Для учащихся очень важно понять темы,мотивы поэзии величайшей русской поэтессы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству А.Ахматовой "Душа ее в поэзии жива"»

МОУ «Амвросиевская школа №4»

Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
























Урок литературы


«Жизнь и творчество

Анны Ахматовой»







Подготовила

учитель высшей категории

Собчук Людмила Алексеевна











Тема: «Душа ее в поэзии жива, волшебно и величественно слово....»

Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой


Цель: на основе творчества А.Ахматовой исследовать глубину философской мысли о смысле человеческой жизни, стимулировать учащихся к раздумьям. Показать, что формировало богатый внутренний мир поэтессы, помочь детям понять, чем она была для классической литературы.

Формировать и развивать навыки самоанализа, самооценки, самопознания. Влиять на формирование таких групп компетентностей: социальной, поликультурной, коммуникативной, информационной, продуктивной, творческой деятельности.

Воспитывать методами предмета моральные и духовные ценности: уважение к своей Родине, семейным и историческим корням своего народа. Воспитывать ответственность за морально-ценностный выбор способов достижения цели. Воспитывать активную жизненную позицию, формировать высокие этические идеалы.


Тип урока: ИАП (изучение и анализ произведения), урок осмысления приобретенных знаний, урок-диалог.


Вид урока: интегрированный урок — проблемное исследование с элементами размышления.


Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.


Приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение стихов, выборочное чтение.


Межпредметные связи: музыка, история


Наглядные средства обучения: портреты А.А. и ее близких, грамзапись, СЛС, раздаточный материал (понятийная таблица, инструктивные карточки).


Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут:

-определить основные проблемы произведений А.Ахматовой;


-сформулировать собственное отношение к тому, что происходило с героями;


-высказывать свое мнение по поводу морального выбора человека в жизни;


-дать ответ на вопрос: «Чем обусловлен моральный выбор человека в жизни?»


-приобрести навык работы в парах, определяя и аргументируя свои позиции по поводу обсуждаемого вопроса.




Ход урока.

Эпиграф урока:

Истинное назначение человека-

жить, а не существовать.

Джек Лондон

  1. Мотивация учебной деятельности.

1.Организация класса. Объявление темы и цели урока.

2.Вступительное слово учителя.


Чтение учителем стихотворения Б.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

-Это стихотворение написал поэт Б.Пастернак, большой друг Анны Андреевны Ахматовой. Сегодня мы будем говорить о поэтессе, к которой тоже можно отнести эти строки и которая является гордостью русской поэзии. Мы имеем счастливую возможность войти в мир лирики Ахматовой, проникнуться глубиной ее мыслей, исследовать мастерство их выражения, приблизиться к истокам ее творчества, взять для себя все то прекрасное, великое, чистое, что было присуще этому замечательному человеку.

II. Работа над темой урока.

Учитель:

- «Начинать все равно с чего: середины, конца или начала», - так писала Анна Ахматова, приступая к работе над мемуарами. Мы же начнем с Киева.

Инсценировка- воспоминания А.Ахматовой и Н.Гумилева.

Ученица, исполняющая роль Ахматовой, сидит на скамейке. На доске — иллюстрация (цветущая ветка каштана — символ Киева).

Ахматова (сидя на скамье):

Древний город словно вымер.

Странен мой приезд.

Над рекой своей Владимир

Поднял черный крест.

Липы шумные и вязы

По садам темны,

Звезд иглистые алмазы

К Богу взнесены.

Путь мой жертвенный и славный

Здесь окончу я,

И со мной лишь ты, мне равный,

Да любовь моя.


-Стихи я начала писать с 11 лет, но именно в киевский гимназический год появилась первая публикация. Стихотворения опубликовал Николай Гумилев в журнале «Сириус» в 1907г.


Ученик, исполняющий роль Гумилева:

-А знакомы мы были еще с гимназии, когда мы находились в возрасте Ромео и Джульетты. Но Анна Горенко холодно отнеслась к ухаживаниям 18-летнего юноши и не соглашалась на брак еще 7 лет.


(Обращаясь к Ахматовой):

-»Я верил, я думал и свет блеснул наконец», - эти строки Николай Гумилев напишет в 1911г. И посвятит их Анне Ахматовой. А пока 26 ноября 1909г. Н.Гумилев приехал в Киев, чтобы выступить на литературном вечере «Острова искусства». В зале, где он читал стихи, присутствовала Анна Горенко. После окончания вечера Гумилев пригласил ее в гостиницу «Европейская» пить кофе. Там он вновь сделал предложение и на этот раз удивительно легко получил согласие Анны Андреевны стать его женою.

Ахматова (обращаясь к ведущему - Гумилеву):

-Хочешь знать, как все это было?

Три в столовой пробило...

Эвристическая беседа с элементами исследования.

3.Учитель:

-Только что вы услышали, как проникновенно, красиво Ахматова говорит о своей любви к Гумилеву. А можете ли вы привести пример из зарубежной литературы, где так же восторженно воспевается это чувство?

Чтение учащимися сонетов В.Шекспира

Учитель:

-Ахматова была свидетельницей двух революций. Первой мировой, второй мировой войн, восстановления разрушенного войной хозяйства, первых спутников Земли, полета первого человека в космос..., но еще были годы репрессий, страшные годы ежовщины, творческое забвение. Именно в эти годы поэтесса пишет стихотворение «Все расхищено, предано, продано».

Ученица читает стихотворение, комментирует.

Учитель:

-Как же складывалась судьба Ахматовой в последующие годы?

Ученик:

-В 1925г. Вышло негласное Постановление ЦК: Ахматову не арестовывать, но и не печатать. С 1925 по 1940гг — ни одной публикации. В эмиграции сразу отметили: «Ахматова замолчала.... Замолчишь, когда за горло берут..»

Учитель:

-Народ молчал. Но имел ли право молчать поэт? Молчала ли Ахматова?

Ответы учащихся

4.Слово учителя о поэме «Реквием».

Реквием (от лат. «покой») - заупокойная месса, заупокойное служение Богу, музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.

Незадолго до смерти великий Моцарт создает свой «Реквием», написанный на традиционный латинский текст католической заупокойной службы.

У Ахматовой спросили, сможет ли она «это описать»? Спросила незнакомка, стоя в очереди в тюремном коридоре. И Ахматова ответила утвердительно. Это был 1935 год.

Чтение учащимися отрывков из «Реквиема».

Учитель:

-А сейчас, ребята, давайте послушаем музыку Моцарта, его «Реквием». Чем похожи эти произведения — Ахматовой и Моцарта?

Звучит «Реквием» Моцарта.

Заслушивание ответов учащихся.

Учитель:

-Нужно было иметь большое мужество, огромную силу воли, чтобы в те страшные голодные годы заставить людей задуматься над ответом на вопрос: «Для чего я живу?»

Ученик: рассказ о работе поэтессы над «Поэмой без героя».

Учитель:

-Давайте дополним этот ответ стихами Ахматовой.

Дополнения и комментарии учащихся.Выразительное чтение стихов

Учитель:

-Да, тяжело в такое время оставаться человеком. Ахматова призывала своими стихами: «Люди! Оставайтесь людьми!»

Учитель:

-Эти качества человека особенно раскрылись в годы блокады. И конечно же, Ахматова, которая жила в блокадном Ленинграде, остро сопереживала беды ленинградцев, особенно детей. Кто может подтвердить это стихами?

Чтение учащимися стихов «Блокада», «Постучись кулачком, я открою...»(на мультимедийной доске слайды на тему «Великая Отечественная война»).

5.Учитель:

-Я вижу, ребята, что вы работали со стихами очень серьезно и уже можете заполнить «Понятийную таблицу». Работаем в парах (таблица — на мультимедийной доске). 2-3 учащихся зачитывают свои ответы из таблицы.

6.Учитель:

-Давайте сразу же поработаем над инструктивной карточкой (на мультимедийной доске и партах).

7.Учитель (продолжение эвристической беседы):

-И,возвращаясь к теме войны, давайте ответим на вопрос: к чему призывала Анна Ахматова?

Ученик:

-Характерно, что в военной лирике Ахматовой главенствует широкое и счастливое «мы». Оно свидетельствует о торжестве народного начала.

Звучит стихотворение «Мы знаем, что ныне лежит на весах...» (на мультимедийной доске снова слайды с изображением военных сцен).

Учитель:

-А кто еще читал стихи Ахматовой о войне?

Ученик читает стихотворение «И упало каменное слово...»

Учитель:

-А кто может рассказать об истории создания этого стихотворения?

Рассказы учащихся.

Учитель:

-Вы знаете, ребята, когда я училась в институте, учитель литературы сказал студентам: «Когда-нибудь вы поймете, что это великая поэтесса». Мне понадобилось много времени, чтобы я «пришла» к Ахматовой, поняла боль и радость ее стихов. А стихотворение, которое я написала, и начинается со слов «великая».

Чтение учителем стихотворения «Великой Анны голос узнаю...»

(см. приложение к уроку)

Учитель:

-Ребята! Тема нашего урока «Душа ее в поэзии жива...» Чем же была поэзия для Ахматовой? Поэзия была вокруг нее. Она была в первом снеге, в первой капели, в первых одуванчиках, в первых весенних драках нахальных воробьев. Она в словесном мусоре, из которого надо добыть такие слова, чтобы дрогнула душа, чтобы захватило дыхание. Ахматова всегда писала о том единении, которое должно быть между поэтом и читателем.

Ученик:

-Время вечно и неостановимо, оно совершает свою работу — разрушает, однако пока жив человек на этой планете, долг его — сохранить то нерукотворное, духовное начало, что и составляет суть самого человека.

Учитель:

-Сегодня мы говорим об Ахматовой — поэте, Ахматовой — человеке. А какой вы увидели поэтессу через призму ее творчества? Такой ли представляли ее себе? Какие эпитеты вы бы использовали, говоря о ней? Какие цвета преобладали бы в вашем описании? Какую музыку вы бы использовали, рассказывая биографию, читая стихи Ахматовой?

Ответы учащихся (с использованием музыкальных фрагментов).

8.Проблемный вопрос:

-Каждый из вас человек, личность. Предлагаю вам небольшое социологическое исследование: «В чем смысл моей жизни? Для чего я живу? Чего я хочу сегодня?»

Заслушивание вариантов ответов учащихся.

9.Минута афоризмов.

Учитель:

-Этот опрос дает мне право сказать, что каждый из вас уже сейчас хотя бы раз ставил перед собой эти вопросы. У вас все еще впереди, вы имеете вдоволь времени для реализации своей мечты, для усовершенствования, поиска и становления собственного «я». Готовясь к этому уроку, вы ознакомились с высказываниями великих людей о жизни, ее смысле.

Сейчас минутка афоризмов (учащиеся зачитывают афоризмы).

Человек — творец своего счастья

Сенека

Лестница жизни полна колючек и больнее всего они вонзаются, когда вы падаете по ней вниз.

Браунелл

В каждой жизни должно быть

немного дождевой погоды.

Лонгфелло

Как басня, так и жизнь ценится

не за длину, а за ее содержание.

Сенека


10.Проверка опережающего домашнего задания.

Учитель:

-Вы хорошо ознакомились с биографией поэтессы. Одним из опережающих заданий к этому уроку было задание составить СЛС (структурно-логическую схему). Давайте посмотрим, что у вас получилось. Учащиеся демонстрируют СЛС, комментируя их. («Жизненная зебра» А.А.Ахматовой, «Время вечно и неостановимо», «Жизненный путь Анны Ахматовой»).

III. Рефлексия.

Учитель:

-Наверное, каждый из вас, слушая сегодня стихи А.Ахматовой задумался над ответом на вопрос: «А что значит жить по-настоящему?». Джек Лондон, например, говорил так: (обращение к эпиграфу урока).

Многих людей жизнь заставляла дать ответ на вопрос: «Смогу ли я пройти жизненные испытания и остаться человеком? Может ли человек, которому выпало много страданий в жизни, быть счастливым?»

Рассказы учащихся о людях с трудной судьбой,победивших все испытания.


IV. Подведение итогов урока. Оценивание.



V.Домашнее задание: составить визитную карточку Анны Ахматовой.



















Оформление доски:

  1. Портреты А.А. Ахматовой, Н. Гумилева.

  2. Публицистические статьи к 100-летнему юбилею поэтессы.

  3. Иллюстрации с изображением мест в Киеве, где любила бывать Ахматова.

  4. Эпиграф урока.

  5. Высказывание А. Ахматовой:
    «Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда.
    Как желтый одуванчик у забора,
    Как лопухи и лебеда…»

  6. Слайды:
    1. Портрет А. Ахматовой и ее близких.
    2. Тема «Великая Отечественная в истории моей страны».

  7. Музыкальные записи: «Реквием», «Свеча».





Литература:

  1. Павловский А.И. Анна Ахматова : «Жизнь и творчество».
    М: Просвещение, 1991.

  2. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой.
    М: Книга, 1989.

  3. Русские советские поэты.
    Вып.2.-К. : Днепро, 1977.

  4. Русская литература ХХв. Очерки. Портреты. Эссе.
    М: Просвещение, 1991.


















Приложение к уроку

Великой Анны голос узнаю

Весной и летом, осенью, зимою…

Не оду выспреннюю я пою,

А просто с ней делюсь душою.


Природа, философия, любовь,

Поэзии предназначенье –

Все, что волнует нашу кровь,

В ее стихах слилось в одно прекрасное мгновенье.


Ее поэзия – то светлое начало,

Которое поможет нам все беды претерпеть.

Ее поэзия – то рыцаря забрало,

Которое не даст нам умереть.
































Понятийная таблица

Автор



Название произведения



Жанр





Герои





Ключевые слова





Тема





Идея





Проблематика

















Инструктивная карточка


«Как правильно анализировать стихотворное произведение».
(Идейно-художественный анализ).


- Каким настроением пронизано стихотворение?

- Какова его композиция?

- Какие художественные средства придают ему выразительность?

- Кто герой?

- Чему учит стихотворение?

- Какая ключевая строка? (слово)




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по творчеству А.Ахматовой "Душа ее в поэзии жива"

Автор: Собчук Людмила Алексеевна

Дата: 14.03.2018

Номер свидетельства: 461815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства