kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по творчеству М. Цветаевой "Судьбы моей связующая нить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомт учащихся с фактам биографии русской пэтессы, ее судьбой, взаимоотношениями с поэтами - современниками: А.Блоком, О. Мандельштамом, А.Ахматовой, В. Маяковским, С.Есениным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству М. Цветаевой "Судьбы моей связующая нить"»

ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ











Урок по творчеству Марины Цветаевой

«Судьбы моей связующая нить…».




Учитель русского языка и литературы

Васильева Елена Владимировна.












Город Уральск, 2021 год

Урок по творчеству Марины Цветаевой

«Судьбы моей связующая нить…».

Возьмите стихи – это и есть моя жизнь.

Марина Цветаева.

Цель:

-познакомить учащихся с фактами биографии русской поэтессы, ее судьбой, взаимоотношениями с поэтами-современниками и поэтическим наследием;

-рассмотреть особенности творчества и художественного мира поэтессы;

-способствовать пробуждению у учеников интереса к творчеству Марины Цветаевой,

-развивать навыки выразительного чтения и интерпретации стихотворений.

Оформление:  портрет Марины Цветаевой, поэтов-современников Марины Цветаевой, сборники стихотворений, презентация, аудиозаписи.

Перед портретом - стул, на стуле - горящая свеча и ветки рябины, сбоку стол и стул для Марины. 

Звучит песня «Монолог. Уж сколько их упало в эту бездну» в исполнении Аллы Пугачевой.

Вступительное слово учителя.

Марина Цветаева… Знаменитая поэтесса, переводчик, яркая личность... Сегодня мы прикоснемся к ее биографии, узнаем интересные факты из ее жизни. Она оставила яркий след в литературе 20-го столетия.

Факты биографии приоткрывают занавес в личную жизнь и внутренний мир Марины Ивановны. Это будет интересно многим, ведь невероятной женщиной считается Цветаева.

Интересные факты из жизни этой поэтессы никогда не утратят своей актуальности. В творчестве Марины Ивановны есть и романтический максимализм, и неприятие повседневного бытия, и обреченность любви. Также в лирике писательницы заметны нотки одиночества.

Интересные факты из биографии Цветаевой поведают о том, из-за чего она писала именно такие стихотворения, кто был рядом с поэтессой, кем и чем она увлекалась.

                                          Кто создан из камня, кто создан из глины,-

                                          А я серебрюсь и сверкаю!

                                          Мне дело – измена, мне имя – Марина,

                                          Я – бренная пена морская.

      Так писала о себе Марина Цветаева. Морская пена изменчива, она рождается с каждой новой волной. Вероятно, изменчивость своей натуры, способность восхищаться, возрождаться, и пыталась подчеркнуть в этой поэзии Цветаева. Одни восхищались ею, другие – не понимали. Но творчество Цветаевой никого не оставляло равнодушным.  


Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Звучит музыка моря /релакс/, демонстрация видеоролика (1-1,5 мин)

«Имя человека – главная составляющая его личности, быть может, даже часть его души», – писал Зигмунд Фрейд в своем эссе «Тотем и табу».

И боль душевная, усталость,

И крик души, и мир в душе

И кровоточащая рана,

И риск, и ураганный вихрь –

Всё это в имени – МАРИНА.

Мы сегодня поговорим о том, как жизнь Марины отразилась в ее стихах, кого как морским приливом притягивало к поэтессе и отбрасывало от нее штормом. Но самое главное мы будем говорить о поэзии, кто повлиял на ее творчество, рассмотрим, с кем из поэтов-современников общалась Марина Цветаева, с кем переписывалась, к кому прислушивалась. Мы попробуем разобраться в своеобразном поэтическом притяжении.

Ученик 1

М. Цветаева была влюблена в русскую литературу, особенно в поэзию. Она зачитывалась стихотворениями русских поэтов. Имя Пушкина считала священным. Великому поэту Цветаева посвятила целый цикл произведений «Стихи к Пушкину».

Пушкин для Цветаевой был не просто знаменитым поэтом. Она считала его выдающимся историческим деятелем, оказавшим огромное влияние на все русское общество. С этим трудно не согласиться.

Цветаева представляет поэта в различных образах (монумента, Командора, мавзолея) и отмечает, что Пушкин может легко принять любую роль. Смесь негритянской и русской крови в четвертом поколении привела к рождению уникального человека, который был «всех румяней и смуглее». «Глядевший во все страны» гений все-таки был до глубины души русским человеком, отстаивавшим общечеловеческие ценности.

Цветаева настолько прониклась духом пушкинской эпохи, что в воображении легко представляла себе Пушкина живым. Растворяясь в его произведениях, поэтесса словно сама испытывала чувства и ощущения великого поэта («знаю — как хотелось», «знаю — как скрипелось», «знаю — как бежалось»).

Читает ученик 2

(Станок)

Вся его наука —
Мощь. Светло́ — гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.

Прадеду — товарка:
В той же мастерской!
Каждая помарка —
Как своей рукой.

Вольному — под стопки?
Мне, в котле чудес
Сём — открытой скобки
Ведающей — вес,

Мнящейся описки —
Смысл, короче — всё.
Ибо нету сыска
Пуще, чем родство!

Пелось как — поётся
И поныне — та́к.
Знаем, как «даётся»!
Над тобой, «пустяк»,

Знаем — как потелось!
От тебя, мазок,
Знаю — как хотелось
В лес — на бал — в возок…

И как — спать хотелось!
Над цветком любви —
Знаю, как скрипелось
Негрскими зубьми!

Перья на востро́ты —
Знаю, как чинил!
Пальцы не просохли
От его чернил!

А зато — меж талых
Свеч, картёжных сеч —
Знаю — как стрясалось!
От зеркал, от плеч

Голых, от бокалов
Битых на полу —
Знаю, как бежалось
К голому столу!

В битву без злодейства:
Самого́ — с самим!
— Пушкиным не бейте!
Ибо бью вас — им!

Один из главных эпитетов, который Цветаева употребляет для выражения своего отношения к Пушкину — «умнейший муж России».

Учитель:Как своеобразный желанный парус, подобный крылу чайки, отделяющийся от пены валунов и приближающийся к пустынной пристани, как глоток свежего воздуха и дуновение ветерка стало для Цветаевой творчество Блока. Среди своих современников поэтесса преклонялась перед ним...

Ты проходишь на запад солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад солнца,
И метель заметает след.
Мимо о́кон моих — бесстрастный
Ты пройдешь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души!
Я на душу твою — не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.

Ученик 3

Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а как божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.

Анастасия Цветаева вспоминает об отношении своей сестры к поэту:

«Творчество одного лишь Блока восприняла Марина как высоту столь поднебесную, что не о какой сопричастности этой высоте она и помыслить не могла — только коленопреклонялась».

Восковому, святому лику

Только издали поклонюсь.
Опущусь на колени в снег
И, под медленным снегом стоя,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег —
Там, где поступью величавой
Ты прошел в золотой Тиши,
Свете тихий, святыя славы,
Вседержатель моей души.

Ученик 4

В период с 1916-го по 1921-й год Марина Цветаева впишет «Стихи к Блоку». Она прославляет великого русского поэта. Их поэзию многое объединяет: трагическое ощущение одиночества, бунтарский дух, мятежность лирического повествования. В своём цикле поэтесса представляет Блока «рыцарем без укоризны», ангелом, божьим праведником. Заглавным в цикле является стихотворение «Имя твоё — птица в руке...»./Чтение стихотворения

15 апреля 1916

Ученик 5

Цветаева посвятила Блоку 21 стихотворение. Из них 12 были написаны уже после его смерти.

Други его — не тревожьте его!


Слуги его — не тревожьте его!

Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего.

Вещие вьюги кружили вдоль жил,
Плечи сутулые гнулись от крыл,


В певчую прорезь, в запекшийся пыл


Лебедем душу свою упустил!

Падай же, падай же, тяжкая медь!
Крылья изведали право: лететь!
Губы, кричавшие слово: ответь!


Знаю, что этого нет — умереть!

Зори пьет, море пьет — в полную сыть
Бражничает. — Панихид не служить!


У навсегда повелевшего: быть!


Хлеба достанет его накормить!

15 августа 1921

Звучит запись - голос Марины

.я смотрю на море и понимаю: море было всем. Я вижу, как оно танцует вокруг меня, озаренное ледяным светом, торжествующее, прекрасное и необъятное чудовище ..оно было ненавистью и отчаянием, жалостью и отказом, оно — эта кровь и эта плоть, этот ужас и этот блеск. Есть только море… Все стало морем…

Учитель:Именно у моря в доме М.Волошина в Коктебеле впервые увиделись летом 1915Марина Цветаева и Осип Мандельштам. Это было еще не знакомство, а так, молчаливые поклоны у садовой калитки, поспешно опущенные, в смятении чувств, глаза...

Вскоре Мандельштам подарил Цветаевой свою зеленую, как изумруд, книгу стихов "Камень" с надписью " Петербург, 10 января 1916 года... Книга-памятка Марине Цветаевой...".

Они узнали стихи друг друга, взаимно были пленены и восхищены ими!.. Для влюбленного Мандельштама это был период трудной, неутоленной любви, наездов и бегств.., Марина, со своим стихийным, независимым характером, писала ему в Петербург, сразу после встречи уже прощаясь с ним:

Ученица 6

Никто ничего не отнял!..
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас через сотни
Разъединяющих верст...


Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед,
Целую Вас, - через сотни
Разъединяющих лет..

Ученица 7



Марина Цветаева пишет в личном дневнике, наверное, всем знакомые, строки: "Чудесные дни с февраля по июнь 1916 года, когда я Мандельштаму дарила Москву, и не так много мне в жизни писали хороших стихов..."
И все-таки.., что-то в этом было, было нечто чудесное, глубоко утаенное и неутоленное, в том синем, вьюжном феврале!..
12 февраля они гуляли по Москве, Марина так ее любила!., трепетно, кровно... по великому праву рождения!., а Мандельштам не сводил с нее глаз, непрерывно твердил ее имя... Она злилась: "Что Марина - когда Москва?., Марина - когда Весна?.. О, Вы меня, действительно, не любите... Неужели Вы не понимаете, что небо - поднимите голову и посмотрите! - в тысячу раз больше меня..»Мандельштам виновато молчал, ему казалось, что Марина дарит ему Москву взамен себя... А ему были подарены самые первые, свежие, страстные стихи о Москве!..


Из рук моих - нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

***
И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица Покров,
И встанешь ты, исполнен дивных сил...
Ты не раскаешься, что ты меня любил.



В черновиках Мандельштама у него есть название... "Москва". С этого стихотворения в поэзию Мандельштама вошла лучезарная любовная лирика...

Ученик 8
Звучит стихотворение О. Мандельштама, посвященное М. Цветаевой

«В разноголосице девического хора»

Ученик 9
И Марина в своей душе ощущала теплый свет и трепет, это было похоже... на предчувствие любви, иначе она не написала бы такие светлые строки, посвященные Мандельштаму... "Откуда такая нежность?.."
Откуда такая нежность,
И что с нею делать, отрок
Лукавый, певец захожий
С ресницами - нет длинней?!.
И еще ... удивительно чистые стихи Мандельштама, посвященные Марине Цветаевой, изысканно соединенные с музыкой, - щемяще-нежный, прозрачный романс...
Звучит романс

Осип Мандельштам – Марине Цветаевой
«Нежнее нежного»
поёт Елена Фролова
http://my.mail.ru/mail/kantare1/video/246/3219.html

Ученица 10

С Марина Цветаева относилась с особым трепетом и нежностью к творчеству Анны Ахматовой.









Первые стихи Ахматовой Цветаева прочитала в 1912 году, когда ей попался в руки сборник «Вечер». Творчество коллеги покорило Марину, что подтверждают её слова:

«О маленькой книжке Ахматовой можно написать десять томов — и ничего не прибавишь… Какой трудный соблазнительный подарок поэтам».

Через 10 лет любовь к творчеству Анны Андреевны выльется в сборник стихов «Вёрсты», в котором все 11 стихотворений посвящены Ахматовой.

Учитель:

Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.

Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.

1915 год

Ученица 11

Ахматова благосклонно принимала поклонение Цветаевой, но никогда особенно не ценила ее творчество. Цветаева же в конце жизни резко изменила свое отношение к Ахматовой.

Единственная встреча двух поэтесс состоялась в Москве в июне 1941 года. Она прошла буднично, без пафоса и так, словно они виделись по несколько раз в неделю, хотя и волновались. Из воспоминаний Виктора Ардова:

«Волнение было написано на лицах обеих моих гостий. Они встретились без пошлых процедур «знакомства». Не было сказано ни «очень приятно», ни «так вот Вы какая». Просто пожали друг другу руки… Когда Цветаева уходила, Анна Андреевна перекрестила ее.»

Звучит музыка моря

Образ сразу исчез, отступая в волну,
Уползая в песок и под скалы,
Унося все мечты и надежду ко дну –
Стало ясно: прощанье настало!

Ученик 12

7 ноября 1928 года....

Марина Цветаева встретилась с В. Маяковским на его вечере. В день его отъезда, она передала ему письмо, кончающееся словами: "Люблю Вас", которое он сохранил....

МАЯКОВСКОМУ
Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!

Он возчик, и он же конь,
Он прихоть, и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
— Держись, ломовая слава!

Певец площадных чудес —
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.

Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул — и снова
Оглоблей гребет — крылом
Архангела ломового.


По словам А.С.Эфрон, Цветаева всю жизнь хранила к Маяковскому "высокую верность собрата". Маяковский же мало знал творчество Цветаевой, да и не интересовался им. Её реквием написан на кончину Маяковского, которая глубоко взволновала Цветаеву. Эпиграф к стихотворению "И полушки не поставишь..." - слова их четверостишия (которое, в свою очередь, составлено из двух стихотворений Маяковского 1928 и 1930гг.), включённого Маяковским в его предсмертную записку. Цветаева объясняет смерть поэта глубоко личными, "лирическими" причинами.

Учитель:

Писатель, если только он
Волна, а океан — Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.

Трагическая гибель БОЛЬШОГО РУССКОГО ПОЭТА Сергея Есенина не могла не повлиять на другого БОЛЬШОГО ПОЭТА Марину Цветаеву. Ее отношение к нему было разным, оно менялось по мере узнавания ПОЭТОМ ПОЭТА, по мере того, как Марина Ивановна отвлекалась от его внешности и  вчитывалась в душу.


Марина Цветаева была потрясена кончиной поэта, она задумала написать о нём поэму, просила Бориса Пастернака подбирать и пересылать ей из СССР информацию о его гибели. Но поэма не появилась. Почему? Марина Ивановна  поняла причину его смерти – его убила система,заказа которой он выполнить не смог (мало кто смог, а среди тех, кто смог мало поэтов).  

Ученица 13

Брат по песенной беде —
Я завидую тебе.
Пусть хоть так она исполнится
— Помереть в отдельной комнате! —
Скольких лет моих? лет ста?
Каждодневная мечта.

* * *

И не жалость: мало жил,
И не горечь: мало дал.
Много жил — кто в наши жил
Дни: всё дал, — кто песню дал.

Жить (конечно не новей
Смерти!) жилам вопреки.
Для чего-нибудь да есть —
Потолочные крюки.

Как схожи их судьбы, каким пророческими оказались последние строки…..

Набегают на жизнь волны белые,
Вслед за ними идут волны черные.

Всю жизнь Марине пришлось и голодать, и зарабатывать редкими переводами, ее выступления, сборники и творческие вечера не были оценены по достоинству современниками.

Однако в настоящее время Цветаева по праву считается одним из самых ярких представителей Серебряного века русской поэзии, ее стихи очень популярны, многие из них стали были положены на музыку и стали известными романсами.

И возвращаясь вновь к теме моря… Ее жизнь можно было бы сопоставить с бегущей по волнам девушкой, дарящей и принимающей ласку, жизнь, поглощая ее, как волны, всем телом и душой… С наслаждением принимая ее и такими же волнами даря в ответ свою …




Родись она такой же, как мы, — у нас не было бы Марины Цветаевой – Поэта, чьи стихи спустя столько лет после ее смерти все так же бередят русскую душу…

Звучит песня на стихи М.И. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»



Использованная литература и материалы

1. Звучит песня «Монолог. Уж сколько их упало в эту бездну» в исполнении Аллы Пугачевой.

2. https://yandex.kz/video/preview/?filmId=3515692086266566646&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%2C+%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B5+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9

3. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/07/30/metodicheskaya-razrabotka-urok-ekskursiya-ostrova-lyubvi-mariny

4. https://5litra.ru/soch/1058-a-ahmatova-i-m-cvetaeva-dva-poeticheskih-golosa-svoey-epohi.html

5.http://oleg-pogudin.elegos.ru/forum/33-3104-1

6.https://www.liveinternet.ru/users/sir_michael/post56509495/

Музыка моря, релакс/видео

https://yandex.kz/video/preview/?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BC%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5&path=wizard&parent-reqid=1631461028813353-3309945056462722597-vla1-4636-vla-l7-balancer-prod-8080-BAL-4979&wiz_type=vital&filmId=6988485767376189125

7. Мне нравится…

https://yandex.kz/video/preview/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&path=wizard&parent-reqid=1631461943907555-8326337971248891489-sas2-0054-sas-l7-balancer-8080-BAL-5166&wiz_type=vital&filmId=4951903020962836680




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок по творчеству М. Цветаевой "Судьбы моей связующая нить"

Автор: Васильева Елена Владимировна

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591482

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства