Халева Т. И. учитель, русского языка и литературы
МАОУ лицей № 3 г. Кропоткин Красноярский край
Урок внеклассного чтения в 7 классе по произведениям В.П. Астафьева из книги «Последний поклон»
1.Какое значение в жизни писателя имела бабушка, Е.П. Потылицына?
2. Какие нравственные уроки вынес Витя из своей жизни?
3. Что явилось предметом изображения в его рассказах?
В качестве домашнего задания вам нужно было прочитать рассказы Виктора Петровича и отметить цитаты, которые описывают быт сибиряков, их уклад жизни.
Понаблюдаем, как это проявляется в его рассказах.
1. «Конь с розовой гривой»- 1 группа
7.« Осенние грусти и радости»- 7 группа.
В ходе анализа цитат из рассказов, делается вывод о том, каков вековой уклад сибиряков и какими качествами характера они обладали. Все полученные данные вошли в таблицу.
Название рассказа | Предмет изображения | Цитата из текста | Черта характера |
«Фотография, на которой меня нет». | Интерьер крестьянской избы:
Окна
Цветы
Фотографии |
«Деревенское окно, заделанное на зиму, — своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе.
«Фикусы бабушка стережет пуще глаза, но все равно прошлой зимой ударили такие морозы, что потемнели листья у фикусов, склизкие, как обмылки, сделались и опали. Однако вовсе не погибли — корень у фикуса живучий» «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история. Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были». |
Хозяйственность, смекалка, аккуратность, любовь к порядку и чистоте.
Любовь к уюту.
Связь поколений, уважение к прошлому своего рода. |
«Ода русскому огороду» | Огород
Баня | «Поставив в церкви свечку, помолившись святым отцам, охранителям коней, в первый день мая по старому стилю выводил лошадей дед в огород, к плугу, а бабка тем временем поясно кланялась с крыльца ему - пахарю, молилась земле, огороду, лесу».
«Лемех легко, забористо входил в огородную пуховую прель, играючи шли с плугом кони».
«Везде и во всем любовь нужна, раденье, в огородном же деле особенно. Красота, удобство, разумность в огороде полезностью и во всем хозяйстве оборачиваются».
«Так в жизни заведено — от труженика не праздничного наряда и увеселений требуют, а дел и добра».
«Есть хлеб, есть овощи, сыты работники и дети, обихожена скотина, значит, и в семье порядок, ни ругани, ни раздоров, все довольны собой и жизнью, уважительны к соседям, независтливы, гостя посадят не за полый стол, и самим не стыдно на люди показаться».
«Что перенес мальчик в бане?! Из ноздрей, из горла выдыхивалась угарная ядовитость, звон в ушах утихал, не резал их пронзительной пилой, просветляясь, отчетливей видели глаза, и весь мир являлся ему новосотворенным». | Придавали огромную значимость молитве. К земле относились как к чему – то святому.
Работали на земле с удовольствием, с любовью.
Удовлетворение результатами своего труда.
Уверенность, солидность в жизни дает человеку земельный упорядоченный труд.
Выносливость, закаливание организма.
|
«Осенние грусти и радости» | Заготовка капусты на зиму
Зимние посиделки | «На исходе осени, в нашем селе наступает короткая, но бурная пора, пора рубки капусты».
«Еще с улицы услышал я стук сечек, звон пестика о чугунную ступу и песню собравшихся на помочь женщин».
«И в каждой избе в центре стола, как главный фрукт, красовалась в тарелке, квашеная капуста. И какая уж такая сила была в той капусте - знать мне не дано, однако смолачивали ее за зиму с картошкой, во щах, пареную, жареную и просто так целые бочонки».
«Запаслись овощью, ягодами, капустой - одолевали зиму без нужды и горя, пощелкивая кедровые орехи, говорили вечерами сказки, с крещенских трескучих морозов принимались гулять, справлять свадьбы, именины и все праздники подряд». | В работу включались все: женщины, мужчины, дети.
Дружелюбие, гостеприимство, веселье, взаимовыручка
Были здоровы, зубов и бодрости не теряли до старости, работали до самой могилы за двоих, пили под капусту за троих.
Сибиряки умели не только хорошо трудиться, но и весело отдыхать. |
«Конь с розовой гривой»
| Пряник как мечта каждого деревенского ребёнка
Песня как выражение семейных ценностей. | «Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».
«Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.
«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой». «Село наше, кроме улиц, посадов и переулков, скроено и сложено еще и попесенно - у всякой семьи, у фамилии была «своя», коронная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именно этой и никакой другой родни. Деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая».
| Скромность, неприхотливость простых людей к своим желаниям.
Благодарность, извлечение нравственных уроков за свои поступки. Доброта и заботливость бабушки, сумевшей простить внука.
|
«Ангел-хранитель» | Эти не простые тридцатые
| «В тридцать третьем году наше село придавило голодом. Замолкли песни, заглохли свадьбы и гулянки, притихли собаки, не стало голубей. Начали и мы есть картофельные очистки, неободранное просо пополам с мякиной, всякую дрянь стали есть». «А гляди-ко чего я принесла-а-а! -- пропела бабушка, полезла за пазуху, и вынула черненький, мохнатый -- Каждой Божьей твари жить надобно. Ничего, мужики, ничего, крута гора, да забывчива, лиха беда, но избывчива». «Хотя беда приходит пудами, но уходит золотниками, до весны, до травки мы все-таки дотянули». «Шарик, которого бабушка звала насмешливо ангелом- хранителем, внимательно ее слушал и со всем, как есть со всем, что она говорила, соглашался и, как бы подводя итог, стучал хвостиком: "Совершенная истина! Ну, из совершенных совершенная»!. | Несмотря на голод, не потеряли чувства сострадания к родным, близким и животным.
Стойкость в перенесении жизненных испытаний.
|
«Легенда о стеклянной кринке» | Тайга как символ Сибири | Черничник на Черной горе был высокий, с раскидистой шапкой. Ягода в нем редкая, но крупно налитая. «Нет, совсем это не жадность, совсем не азарт, Лесная находка как особое к тебе доверие этой Черной горы, этой тайги, в которой, конечно же, есть душа и еще что-то, что слышит, зрит и понимает тебя. | Любовь к природе Сибири и всему, что её окружает. |
«Бабушкин праздник»
| День рождения бабушки | «Красна изба углами, сибирский праздник – рыбными пирогами. Столы накрыты по сибирскому закону: всё, что есть в печи, в погребе, в кладовке, всё, что скоплено за долгий срок, теперь должно оказаться на столе И чем больше , тем лучше. Поэтому всё на столах крупно, нарядно, всё ядрёно, всё зажарено и запечёно с красотою, большим старанием и умением». | Признательность и уважение детей и внуков к Екатерине Петровне основательницы рода Потылициных, которая, как всякая коренная сибирячка, была отличной хозяйкой. |