Самоанализ урока
литературного чтения в 3 классе
учителя начальных классов
Бровкиной Оксаны Александровны
Предмет: литературное чтение
Тема: Природа в стихотворении С. А. Есенина «Черёмуха»
Тип урока: изучение нового материала
Данный урок разработан по программе «Школа России, автор учебника Л. Ф. Климанова
Цель: познакомить учащихся с биографией С. А. Есенина и его стихотворением «Черёмуха»
Задачи:
Образовательная: формировать знания о жизни и творчестве Есенина; формировать умение видеть в тексте выражение чувств, жизненных переживаний.
Развивающая: формировать навыки выразительного чтения стихотворных произведений; развивать речь учащихся, память, мышление.
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине; любовь к природе, поэзии; формировать стремление понимать и беречь красоту русской природы; формировать уважительное отношение к культуре своего народа.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознают сущность, и значение стихов Сергея Александровича Есенина для литературы как части русской культуры; прогнозируют содержание стихотворения.
Регулятивные: фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; оценивают свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериями выработанным формам оценивания.
Коммуникативные: осознанно и произвольно строят устное высказывание из 7-8 предложений по теме; вступают в диалог в паре или группе, задают вопросы; аргументированно высказывают своё мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: осмысливают настроение лирического произведения С. А. Есенина; понимают назначение изобразительно – выразительных средств в произведении; формируют любовь к чтению, познавательный интерес к новому учебному материалу.
ЗУН, которые приобретут в ходе урока: научатся читать стихотворения, отражая настроение; научатся находить в стихотворении изобразительно – выразительные средства речи; понимают их значение для выразительности речи.
Методы и формы работы: системно-деятельностный подход, метод проблемного обучения, объяснительно – иллюстративный метод, технологии критического мышления, фронтальная, групповая, парная формы работы.
Форма урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, 3 класс, 2 часть; мультимедийная презентация; аудиозапись стихотворения; сигнальные карточки; карточки с заданием; портрет писателя; «Толковый словарь» ОжеговамС. И., Даля В. И.,
Класс: 3
Урок построен по следующей структуре:
Организационный момент.
Речевая разминка.
Самоопределение к деятельности.
Работа по теме урока.
Закрепление материала.
Обобщение материала
Рефлексия, домашнее задание.
Одной из основных форм работы на уроке являлось применение технологии критического мышления. Задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и способствовали развитию мышления, речи, внимания, памяти.
На данном уроке использовала словесный, наглядный, практический методы работы, метод проблемного обучения, применяла приёмы технологии развития критического мышления, использовала групповая, индивидуальная, парная формы работы, применяла здоровьесберегающую технологию, использовала дифференцированные задания.
Урок был начат с организационного момента. Мною был применён приём «Ладошка к ладошке» с целью доброжелательного настроя учащихся на работу во время урока, так же для снятия психологического напряжения. Использовала психологический метод, здоровьесберегающую технологию. На данном этапе формировала личностные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Личностные: проявляют интерес к получению знаний; проявляют эмоциональный настрой на хорошую работу.
Регулятивные: организуют своё рабочее место; сообщают о готовности к уроку.
Коммуникативные: слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи; проявляют положительную мотивацию при общении друг с другом.
На этапе речевой разминки использовала скороговорку для развития навыков быстрого и выразительного чтения; совершенствовала культуру речи обучающихся. Формировала метапредметные и личностные УУД.
Личностные: осуществляют актуализацию личного жизненного опыта; совершенствую культуру речи, четкую дикцию.
Регулятивные: обеспечивают организацию своей учебной деятельности; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; уточняют высказанные мнения по существу задания. Познавательные: систематизируют знания, извлекают необходимую информацию; выделяют существенную информацию из текста; анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Коммуникативные: вступают в диалог с учителем, с одноклассниками.
На этапе «Самоопределение к деятельности» при помощи дополнительной информации подвела учащихся к самостоятельному определению темы урока и постановке целей урока. Применила приём «Мозговой штурм» для развития познавательных и личностных качеств учащихся. Также применила технологию «Дерево предсказаний» для прогнозирования содержания произведения. Использовала словесный метод, приёмы технологии развития критического мышления, применяла фронтальную форму работы с детьми. Формировала метапредметные и личностные УУД.
Познавательные: прогнозируют содержание стихотворения; определяют основную и второстепенную информацию; систематизируют собственные знания, осуществляют логические действия; выделяют существенную информацию из текста: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации; понимают содержание литературного произведения. Регулятивные: формулируют учебную задачу и тему урока; принимают и сохраняют учебную цель и задачу на протяжении всего урока; осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета; принимают и сохраняют цели и задачи, умеют формулировать тему урока.
Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга; осуществляют работу в парах, работают в коллективе; уважают мнения других участников образовательного процесса; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; приводят аргументацию своего мнения; участвуют в диалоге; слушают и понимают других участников образовательного процесса, высказывают свою точку зрения, принимают другие точки зрения отличные от своей. Личностные: осознают свои возможности в учении; осуществляют эмоциональный отклик на лирические произведения; проявляют эмоциональный настрой на хорошую работу; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-эстетической точки зрения.
На этапе «Работа по теме урока» провела ознакомление учащихся со стихотворением Сергея Александровича Есенина, для этого использовала аудиозапись стихотворения «Черёмуха». Этап «Работа по теме» включил в себя первичный синтез, анализ текста, вторичный синтез. Через применение приёмов «Корзина идей» и «Тонкие и толстые вопросы» провела первичное освоение учащимися изученного материала. На данном этапе были поставлены следующие цели: познакомить учащихся со стихотворением Есенина, проверить уровень понимания и запоминания учащимися содержания текста. Применяла словесные, практические методы работы на уроке, фронтальную форму работы. Формировались следующие УУД:
Познавательные: познакомятся с творчеством и поэта; осуществляют анализ произведения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают своё мнение. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют и оценивают учебные действия; осуществляют контроль за результатом.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других участников образовательного процесса, высказывают свою точку зрения, принимают другие точки зрения отличные от своей. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-эстетической точки зрения.
На этапе «Закрепления материала» использовала групповую форму работы, работу в парах. При работе над литературоведческими понятиями применила приём «Работа с вопросником». Применила словесный, наглядный, поисковый метод, были применены технологии развития критического мышления. Учащиеся провели самостоятельное ознакомление с текстом, для понятийного закрепления использовала работу в парах, группах, работу по карточкам. Формировала следующие УУД:
Познавательные: владеют навыками выразительного чтения; понимают на слух ответы обучающихся; строят понятные для собеседника высказывания; аргументируют свою точку зрения; формулируют своё мнение, строят монологические высказывания. Регулятивные: осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону; делают выводы, извлекают информацию из различных источников; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют навыками сотрудничества со сверстниками при работе в группах и парах. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-эстетической точки зрения; осознают, принимают, сохраняют учебные задачи
На протяжении всего урока применяла разнообразные формы работы, для поддержания постоянного внимания учащихся. Использовала фронтальную, групповую, парную формы работы, использовала проблемный метод обучения, технологию критического мышления через применение отдельных приёмов работы. Дети отвечая на вопросы, постоянно аргументировали ответы.
На этапе «Обобщение материала» мною было проведено обобщение всего материала, изученного на уроке. С целью полного закрепления материала учащимся была применена работа по группам. Применила приём «Синквейн», словесный, практический методы работы, фронтальную и индивидуальную формы работы. Формировала следующие УУД:
Познавательные: понимают на слух ответы обучающихся; строят понятные для собеседника высказывания; аргументируют свою точку зрения; формулируют своё мнение, строят монологические высказывания. Регулятивные: осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют навыками сотрудничества со сверстниками при работе в группах и парах. Личностные: осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.
На этапе «Итог урока» был применён приём «Ромашка Блума» для более полного запоминания изученного материала. Цель данного этапа: проверка знаний учащихся по изученному материалу. Формировала следующие УУД:
Познавательные: понимают на слух ответы обучающихся аргументируют свою точку зрения; формулируют своё мнение, строят монологические высказывания. Регулятивные: осуществляют самоконтроль учебной деятельности; формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют навыками сотрудничества со сверстниками при работе в группах и парах. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-эстетической точки зрения; осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.
На этапе «Рефлексии» обучающиеся оценили себя и свои успехи на уроке при помощи приёма «Цветок настроения». Так же мною был применён приём «Письмо самому себе», который позволил выяснить степень усвоения учащимися нового материала, а так же степень их удовлетворения своей работой на уроке. В конце урока учащиеся сами оценили свою работу на уроке и поставили себе соответствующие отметки. Использовала фронтальную форму работы. Регулятивные: осуществляют самоконтроль учебной деятельности; формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-эстетической точки зрения; осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.
Мною было предложено детям дифференцированное домашнее задание. Дети могли определить свои силы и выбрать соответствующее задание на дом.
Время на протяжении всего урока использовала рационально. Дети работали активно, конфликтных ситуаций не возникало, для снятия утомляемости учащихся мною была проведена физминутка. На протяжении всего урока ставила проблемы перед детьми, с которыми они удачно справлялись, высказывали своё мнение, давали аргументацию своим ответам, слушали своих сверстников, вступали с ними в диалог, соглашались с иной точкой зрения. Применяла информационно-коммуникативные технологии, что способствовало повышению эффективности урока и обогащению учебного процесса, при этом наблюдается рост познавательного интереса к предмету. Я считаю, что цели урока я достигла, этапы были выдержаны. Психологический климат был доброжелательный, что способствовало положительному общению между учениками и учителем.