kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Лирика дружбы.А.С. Пушкин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расширяет знания обучающихся по биографии юного поэта,вызывает желание перечитать произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Лирика дружбы.А.С. Пушкин"»

7


Тема урока: А.С.Пушкин. Лицей. Лирика дружбы.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с лицейскими годами Пушкина;

2) выработать навыки лингвистического анализа текста;

3) воспитать у школьников уважение к чувству дружбы, пронесенному Пушкиным с лицейской скамьи до конца дней.

4) прививать любовь к  художественному слову,

5) формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности,

6) учить чувствовать художественное слово автора произведения.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина Е.Гейтмана (гравюра 1822 г.).

Книги: М.Басина «В садах лицея», «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество», «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Ход урока:

1.  Организационный момент.

2.Слово учителя: 9 октября 1811 в Царском Селе началось оживление. Со стуком подъезжали кареты, из которых степенно выходили подростки- мальчики в сопровождении родных. Лица детей были грустны и растеряны, а лица взрослых торжественно серьезны. Это начали съезжаться воспитанники, принятые в Лицей. Кто привез Александра Пушкина, неизвестно. Возможно, дядя Василий Львович. А может быть, давний друг семьи Пушкиных, добрейший Александр Иванович Тургенев, благодаря которому и удалось поместить двенадцатилетнего Александра во вновь открываемое учебное заведении (Показывается портрет А.С.Пушкина художника Е.Гейтмана ,1822 г.)

Родные уехали, а воспитанники остались одни.

Пушкин был одним из самых подвижных и ловких. Свою начитанность, прекрасное знание французского языка и французской литературы, за что ему дали прозвище «француз», ценил невысоко. А вот ловкостью, умением прыгать, бросать мяч, гордился. Ему больше нравилось другое прозвище- «обезьяна с тигром». Одна из записей в «Журнале поведения» гласила: «Воспитанники Малиновский, Пущин и Илличевский оставлены без ужина за то, что во время прогулки они сорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били прутом по спине». Возможно, что это была просто шутка, а, может быть, и ссора.

Пушкин не сразу сошелся с товарищами. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Он сам вспоминал, что бывал очень разным. Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью. Многим казалось, что бесшабашному, острому на язык «французу» море по колено, и только умный, добрый Жанно Пущин, его друг сердечный, знал, как волновали, огорчали и мучили Пушкина самые незначительные размолвки с товарищами.

Все это обсуждалось по вечерам, когда ложились спать. С одной стороны 14-го номера, где спал Пушкин, была глухая стена, с другой, за тонкой перегородкой, номер 13-й- комната Пущина.

(На протяжении лекции показываются иллюстрации из выставки в школе «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество»).

Ближайшими друзьями на всю жизнь остались Иван Пущин, Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер.

Выступление ученика:

Пущин- первый лицейский друг Пушкина. Один из декабристов позже сказал о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек». Его любили многие- за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество.

Потом их  пути разошлись: Пушкин поступил в Коллегию иностранных дел, а Пущин - в гвардию, в конную артиллерию. Затем он стал членом тайного общества "Союз благоденствия". Участие в тайном обществе положило между ним и Пушкиным известную преграду, мешавшую полной откровенности.

В мае 1820г. Пушкин был сослан на юг, и друзья расстались на целых пять лет.  Во время пребывания в Одессе, в Кишиневе  Пушкин был замечен в интересе к атеизму,  стал неугоден начальству, был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери, в село  Михайловское, под надзор духовенства и местных властей. Запрещено было вести переписку, общаться лично с опальным поэтом (с августа 1824 по сентябрь 1826 г).

 Итак, Пушкин оказался в изоляции. Но его друг Иван Пущин нарушил запрет государя и, несмотря на бурный протест  своих родственников, тайно приехал в Михайловское. Рано утром 11 января 1825 года Александра Сергеевича разбудил звон колокольчика за окном. Выскочив зимой босиком, в одной рубашке на крыльцо, он увидел бегущего к нему из саней

Ивана Пущина! Радостным, взволнованным было их свидание. О многом они переговорили, вспомнили многих, в первую очередь лицейских товарищей. Позднее  в своей книге «Записки о Пушкине» Пущин напишет: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод…  

         …Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему ещё не верится, что мы вместе.

         …Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня!..

Я привёз Пушкину в подарок «Горе от ума»: он был очень доволен этою рукописною комедией, до того ему почти вовсе незнакомой.

…Потом он мне прочёл кое-что своё…»

В этот свой приезд Пущин поведал другу  о тайном обществе.

        Свидание оказалось кратким: Иван Иванович спешил. Но они надолго запомнили эту встречу. Это было последнее свидание друзей перед вечной разлукой.

Многое изменилось в положении друзей за пять лет. Пушкин был уже знаменитый поэт. Пущин же преобразился из блестящего гвардейского офицера в скромного судейского чиновника. В 1823 году он бросил военную карьеру и занял судейское место в Уголовной палате - сначала в Петербурге, а потом в Москве. По тем временам это был гражданский подвиг. В суде служили люди не родовитые, бедные, необразованные, жившие взятками. А Пущин принадлежал к знатной дворянской фамилии: его дед был адмирал екатерининских времен, отец - генерал-лейтенант. Задачей Пущина было облагородить судейское ведомство, искоренить взятки, защитить простой народ от притеснений.    

14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов.

Они выступали  против самодержавного режима и крепостного права. Иван  Пущин одним  из первых пришел на Сенатскую площадь. Князя Трубецкого, выбранного начальником, на площади не было. Пущин действовал хладнокровно и оставался на площади до картечных выстрелов. Его шуба была прострелена в нескольких местах. По воспоминаниям декабриста А.Е. Розена, «всех бодрее в каре стоял И.И. Пущин, хотя он, как отставной, был не в военной одежде, но солдаты охотно слушали его команды, видя его спокойствие и бодрость».

Лицейский товарищ Пущина князь Горчаков предлагал ему после разгрома выступления декабристов бежать за границу на иностранном корабле побег, но Пущин отказался. На другой день, 15 декабря, он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость.

          Иван Иванович Пущин был осужден и приговорен к смертной казни, но позднее по указу Николая I велено было его "по лишению чинов и дворянства, сослать вечно в каторжные работы в Сибирь". Спустя месяц после приговора срок каторги был сокращен до 20 лет. Более года провел он в Шлиссельбургской крепости. В октябре 1827 года отбыл в Читу. И Пущин пишет:

«Сцена переменилась. Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог.

Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г. Муравьёва  (жена декабриста) и отдаёт мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было...»

«Мой первый друг, мой друг бесценный…» Пущин, получив эти строки, сказал: «Отрадно отозвался во мне голос друга».

3.Запишем в тетради ( У доски работает ученик.)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

4.Уточним значение некоторых слов при помощи толкового словаря (Ожегов «Словарь русского языка»). (Задание давалось на дом).

Слова первый, бесценный, благословить, уединенный, огласить, провиденье.

5.Обратим внимание на словосочетания: бесценный (какой?) друг, печальный (какой?) снег (ср.: снег веселый, пушистый, белый, искристый, легкий- привычные эпитеты).

Да дарует утешенье- пусть дарует утешенье;

Да озарит заточенье- пусть озарит заточенье.

Разберем по членам предложения, охарактеризуем структуру первого предложения. Это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени, главное предложение осложнено распространенным обращением, придаточное- обособленным определением.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

6.Какова роль слова и? Это ведь не союз, а усилительная частица. Итак, И я = Даже я. Значит, можно читать так: даже я, ссыльный поэт, одинокий, заброшенный в глуши, могу благословить судьбу, могу быть ей благодарен…

Учитель: Вот, оказывается, как тяжело и одиноко было Пушкину в ссылке; вот, оказывается, каким подарком, каким счастьем было для него посещение друга.

Выступление ученика

    Литература немыслима вне языка. Говорить о писателе, о его произведениях и не сказать, как он владел словом, как использовал возможности языка, - все равно, что оценить, скажем, певца только по репертуару.

   Литература – искусство изображения словом. Гоголь, говоря о Пушкине как о национальном русском поэте, особо подчеркнул, что "Пушкин более и далее всех раздвинул границы русскому языку и показал всё его пространство".

   Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией, перед русским народом выделяли преобразование русского литературного языка. И.С. Тургенев говорил, что Пушкин "наш поэтический, наш литературный язык... Русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке...".

   Связь языка с национальным характером, с национальным самосознанием и его Выражением в литературе была очевидной истиной для всех русских писателей. И.А. Гончаров писал, что "...связывает нас со своею нацией, больше всего, язык".

   В творчестве Пушкина русский язык воплотился столь полно и совершенно, что само представление о русском языке стало неотделимым от представления о языке произведений великого писателя. А.Н. Толстой сказал: "Русский язык - это прежде всего Пушкин".

   Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Воздействие на читателя со стороны автора художественного произведения связано с образностью и эмоциональной насыщенностью.

Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. Гоголь так писал о стихотворениях Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

В языке художественного произведения точное слово  — это не только слово, точно обозначающее предмет, явление, действие, признак, но и слово, точно выбранное для выражения художественного замысла автора: 
« Мне русская речь — как музыка: в ней слово звучит, поет, в ней дышит душою русскою создатель ее — народ. И я в эту речь ныряю. Как в речку. И там, со дна, сокровища добываю, в которых поет весна.  (Я. Браун)
Анализ текста

- Стихотворение начинается восклицательным предложением. Ребята, как надо произнести эту строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?

(Наверное, задушевно, грустно, светло).

- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

( Я думаю, благодарностью и нежностью.)

-Повествование идёт от первого лица. Какова роль обращения в первом предложении?

- Интересен эпитет «печальный снег».

- А может ли снег быть печальным?

-На сколько частей можно разделить это стихотворение?

(На две части.)

- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?

Слова «то же утешенье» - ответ на давние события; невозможно увидеться друзьям, но есть другой способ соединения – «голос» и «душа», для них расстояния не преграда.)

- Как надо произнести эти строки?

( Возвышенно, торжественно.)

-По каким дням грустит поэт?

( По былым, «лицейским ясным дням»).

8.Прочитать стихотворение с пониманием, проникновенно, взволнованно (читает ученик).

9. Рефлексия.

Оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы, выскажите одним предложением, выбирая начало фразы :

Сегодня я узнал… 

Было интересно… 

Было трудно… 

Я выполнял задания… 

Я понял, что… 

Теперь я могу… 

Я почувствовал, что… 

Я приобрел… 

Я научился… 

У меня получилось … 

Я смог… 

Я  попробую… 

Меня удивило… 

Урок дал мне для жизни… 

Мне захотелось…

10.Домашнее задание: написать эссе «Мой первый друг, мой друг бесценный»































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по теме "Лирика дружбы.А.С. Пушкин"

Автор: Кузекенова Анна Александровна

Дата: 30.05.2022

Номер свидетельства: 608352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства