kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Гений культуры» («Жизнь и творчество И.С.Тургенева»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомиться с личностью Тургенева, с основными этапами его жизни и творчества. Научиться выбирать и конспектировать главную информацию из урока-композиции. Участникам следует освоить материалы к уроку, выбрать из них главное, самое интересное и яркое, достойно их изложить.

 Мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Название урока очень символично, взято оно из эпиграфа к уроку. Но, только изучив тему, мы сможем ответить на основной ее вопрос.

 Почему Мережковский сближает эти два имени: Пушкин и Тургенев? Какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Гений культуры» («Жизнь и творчество И.С.Тургенева»)»

Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Гений культуры» («Жизнь и творчество И.С.Тургенева», 2 часа) учителя русского языка и литературы Морозовой Натальи Алексеевны, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 имени академика А.А.Ухтомского.

Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина,

гений меры и, следовательно, гений культуры. Ибо

что такое культура, как не измерение, накопление и

сохранение ценностей.
Д.Мережковский

Урок, подготовленный учениками.

Цель урока: познакомиться с личностью Тургенева, с основными этапами его жизни и творчества. Научиться выбирать и конспектировать главную информацию из урока-композиции. Участникам следует освоить материалы к уроку, выбрать из них главное, самое интересное и яркое, достойно их изложить.

Мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Название урока очень символично, взято оно из эпиграфа к уроку. Но, только изучив тему, мы сможем ответить на основной ее вопрос.

Почему Мережковский сближает эти два имени: Пушкин и Тургенев? Какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Для этого сразу же отведем две специальные страницы, которые будут заполняться постепенно: сюда мы поместим все выводы и обобщения. Открываются они словами: «Для меня Тургенев – это…»

Класс делится на группы по 4-5 человек (по желанию учеников), в каждой группе выбирается ответственный или руководитель, который следит за ходом подготовки и готовится, в случае необходимости, заменить любого участника своей группы. Ответственные получают необходимый материал за две недели до урока. Материал этот разнороден, его следует изучить, систематизировать.

Каждый этап урока сопровождается заданием, подготовленным для всего класса: это либо вопрос, либо таблица, либо конспект выступления.

После выступлений всех групп проводится работа на интерактивной доске по флипчарту «Гений культуры». (Задача данной работы – закрепить знания, полученные на уроке, применить их в разных формах деятельности).

Первая группа получает задание прочитать произведения Тургенева: «Муму», «Рудин», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Записки охотника». Рассказать о времени создания, замысле произведений, кратко передать сюжет, охарактеризовать типы героев, тематику и проблематику произведений. Во время выступления первой группы учениками класса заполняется таблица: «Какие события жизни Тургенева рождали в его произведениях появление тех или иных тем, героев?»



Дата, произведение

Событие в жизни Тургенева

Тема и герои произведения






Вторая группа получает задание подготовить выразительное чтение воспоминаний современников о Тургеневе. Это воспоминания Салтыкова–Щедрина, Некрасова, Ги де Мопассана, Н.Островской, М.Антокольского, И.Репина. Во время выступления остальные обучающиеся в тетрадях записывают основную мысль каждого из воспоминаний.

Третья и четвертая группы создают текст композиции о Тургеневе, готовят ее выразительное чтение. Можно воспользоваться отрывками из биографического романа Б.Зайцева «Жизнь Тургенева», письмами, стихотворениями в прозе. Остальные ученики выбирают главную информацию из композиции, основные даты жизни и творчества записывают в тетради.

Пятая группа готовит выразительное чтение (наизусть) комментариев к портретам И.С.Тургенева. Ученики в классе отвечают на вопрос: «Почему так по-разному видели художники Тургенева?»

Мы познакомились с жизнью и творчеством великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ответили на вопросы, записали выводы, обобщения. Еще многое нам предстоит узнать в ходе работы над его романом «Отцы и дети». Теперь проверим наши знания о «гении культуры». (Флипчарт «Гений культуры»)

1 задание. Запишите, какими событиями в жизни и творчестве И.С.Тургенева отмечены следующие годы: 1818г.- Тургенев родился в Спасском-Лутовинове, 1837г.-отъезд в Германию на учебу, 1841г – возвращение на родину., 1843г. – поэма «Параша», 1852г – статья о Гоголе, арест, ссылка, рассказ «Муму»., 1858г. – повесть «Ася», 1859г – роман «Дворянское гнездо»., 1861 – роман «Отцы и дети», разрыв с «Современником», 1883г. – «Стихотворения в прозе».

2 задание. Кому из современников и исследователей творчества Тургенева принадлежат эти высказывания о писателе?

«Он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает» (М.Е.Салтыков-Щедрин)

«Он похож на таких юношей, что в книгах описываются, что в жизни никогда не встречаются» (Н.Островская)

«Иван Сергеевич был очень популярен, особенно в кругах нигилистов. Все они стремились видеть литературного бога и излить ему душу (И.Репин)

«Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры» (Д.Мережковский)

«Юпитер!»- было первое мое впечатление. Он напоминал мне льва. Я боготворил его, да не я один, а мы все» (М.Антокольский)

«Его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться…» (Ги де Мопассан)



3 задание. Перед вами стоит непростая задача - внимательно рассмотрев портреты, определить их авторов.

  1. Портрет И.Тургенева работы К.А.Горбунова, 1838-39 гг. Это один из первых портретов, рисующий юношу, заканчивающего Берлинский университет. Взгляд его выражает решительность и упорство. Это подчеркивают и упрямо сжатые губы. Вся его поза несколько надменна и нарочито сдержанна. Вот что писал о портрете один из ближайших друзей писателя П.Анненков: «Портрет, по-моему, очарователен – это двадцатилетний Тургенев в полном виде и носит в выражении глаз и рта обещание всего, что он сделал»

  2. Портрет работы Лами. Масло, 1844 год. Подчеркнуто стремление молодого человека стать ученым-философом. У него несколько строгое, очень серьезное выражение лица, умный, проницательный, напряженный взгляд. Еще большую солидность и серьезность придают лицу очки. Сам Тургенев так вспоминает об этом времени: «Тогда у меня бродили планы сделаться педагогом, профессором, ученым…»

  3. В портретах 50-х годов Тургенев повзрослевший, возмужавший. Очень интересен в этом плане рисунок, сделанный в 1858 году Полиной Виардо. Лицо зарисовано в полупрофиль, и, пожалуй, нигде больше нельзя встретить такое выражение глаз: добрых, мягких, нежных и грустных. Перед нами нежный, любящий человек.

  4. Рисунок немецкого критика Людвига Пича, одного из друзей Тургенева. 1868 год. Писатель изображен почти в профиль. Он сосредоточен, собран, погружен в свои мысли. Это творец. Его застали в минуту обдумывания сюжета, или судьбы героя, или строения фразы.

  5. Портрет В.Г.Перова, 1872 год. На портрете Тургенев выглядит особенно величавым, могучим, мудрым. Он изображен почти в профиль. Сидит в кресле, в руках держит книгу в красивом переплете. Он задумчиво смотрит куда-то вдаль. Это взгляд человека, прошедшего большой и нелегкий путь и достигшего славы.

  6. Фото А.Либера, 1879 год. В течение нескольких зим 70-х годов Тургенев усидчиво посещал юридическую консультацию в Оксфорде. Его интересовали и увлекали серьезные науки, на это обратили внимание в Оксфордском университете и присвоили ему ученое звание. На фото Тургенев в мантии доктора Оксфордского университета. Благородная седина, серьезность, даже строгость в выражении глаз, профессорское одеяние подчеркивают величие и значимость этого человека. Это парадный портрет. И только печаль во взгляде напоминает нам о личном: о возрасте, трудной судьбе, о тоске по родине, о несложившейся личной жизни.

4 задание. Вспомните, когда были написаны следующие произведения великого русского писателя. («Муму» 1852г., «»Рудин» 1855г., «Ася» 1858г., «Дворянское гнездо» 1859; «Накануне» 1860, «Первая любовь» 1860, «Отцы и дети» 1861, «Вешние воды» 1871)

5 задание. Викторина.

Каких авторов известных портретов Тургенева вы знаете?

Портрет К.Горбунова 1838-39 г.; портрет Э.Лами 1843-44г.;

рисунок П.Виардо 1858г.; рисунок Л.Пича 1868г.;

фотография М.Панова 1867г.; портрет В.Перова 1872г.;

портрет А.Харламова 1875г.; фотография А.Либера 1872г.;

фотография М.Панова 1880г.; портрет Я.Полонского 1881г.;

портрет Н.Дмитриева-Оренбургского 1879г. "Тургенев на охоте".

С какими зарубежными писателями и музыкантами

был знаком Тургенев?

О нем оставили воспоминания Ги де Мопассан,

Эдмон и Жюль де Гонкуры, Альфонс Доде, Генри Джеймс, Хьяомар Бойесен.

Он был знаком с Гюставом Флобером, Жорж Санд, Проспером Мериме, Фредериком Шопеном, Альфредом де Мюссе, Шарлем Гуно.

Какие языки знал Тургенев?

По мнению Мопассана, он знал все языки Европы.

Какие произведения русской классики Тургенев перевел на французский и какие зарубежные произведения - на русский язык?

На французский язык он перевел роман Пушкина "Евгений Онегин", поэму Лермонтова "Мцыри", повесть Гоголя "Коляска";

с французского на русский переводит Перро, Флобера, с немецкого - Гёте,

с английского - Байрона.

В каких странах побывал Тургенев?

В Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Англии. Какое образование получил Тургенев?

Сначала он получил хорошее домашнее воспитание, затем учился в Московском пансионе. Поступил в Московский университет, проучился год и перешел в Петербургский, закончил его философский факультет. За границей он продолжил образование в Берлинском университете, хотел стать профессором философии.

Какие жанры произведений Тургенева вы можете назвать?

Стихи; цикл рассказов "Записки охотника"; повести: "Первая любовь", "Вешние воды", и проч.; романы: "Накануне", "Рудин", "Отцы и дети"; "Стихотворения в прозе".

6 задание. Заполнение кроссворда по творчеству И.С.Тургенева.





Вопросы к кроссворду «Жизнь и творчество И.С. Тургенева»



По вертикали:

1. Помещик из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника».

2. «…не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

4. Помещик из рассказа И.С. Тургенева «Бурмистр» из цикла «Записки охотника».

5. Фамилия главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

7. Роман И.С.Тургенева.

8. Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо».

10. Роман И.С.Тургенева.

11. Повесть И.С.Тургенева.

13. Герой романа И.С.Тургенева, представитель «новых людей», идущих на смену дворянским героям.

17. Рассказ из цикла «Записки охотника».

18. Охотник из рассказа И.С.Тургенева (цикл «Записки охотника»), верным другом которого была собака Валетка.

20. Роман Тургенева.

21. «Малиновая …» (название рассказа из цикла «Записки охотника».

По горизонтали:

3. Рассказ Тургенева (из цикла «Записки охотника»).

6. Река, на берегах которой разворачиваются события повести «Ася».

7. Течение общественной мысли, основывавшееся на отрицании всего общепризнанного, полный скептицизм.

9. Журнал, в котором был опубликован рассказ И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

12. Павел Петрович, идейный оппонент главного героя романа Тургенева «Отцы и дети».

14. Роман И.С.Тургенева.

15. Рассказ Тургенева (из цикла «Записки охотника»).

16. Критическая статья Антоновича называлась «… нашего времени».

19. Провинциальный «ученик» главного героя романа Тургенева «Отцы и дети».

22. Известная певица, возлюбленная И.С.Тургенева.

23. Художник, о котором главный герой «Отцов и детей» говорит, что он «гроша ломаного не стоит».

В ходе урока оценивается выступления участников каждой группы, а также работа наиболее активных учеников, работающих у доски по усвоенному материалу. За правильные ответы на вопросы викторины – отличная оценка ставится за 5 правильных ответов.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру о писателе: «Для меня Тургенев – это…».

Библиография.

Дидактические материалы по литературе: 10 класс к учебнику Ю.В.Лебедева «Русская литература XIX века 10 класс. В 2 ч.»/ Т.М.Фадеева. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.- 158 с.

Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс: Русская литература XIX века: Вторая половина: в 2ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой.- М.: ВЛАДОС, 2000. – Ч.1. -256 с.

Русская литература XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений/ Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2007. – 367 с.

Тесты по литературе. 5 -11 классы./ Н.Н.Оглоблина.- М.: «Издательство АСТ», 2004.– 217с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме «Гений культуры» («Жизнь и творчество И.С.Тургенева»)

Автор: Морозова Наталья Алексеевна

Дата: 01.09.2019

Номер свидетельства: 518939


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства