Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Душевный мир Никиты" по рассказу А.Платонова "Никита"»
Урок литературы в 5 классе по рассказу А. П. Платонова « Никита»
Учитель Терентьева В.Н.
Тема урока: Душевный мир Никиты (по рассказу А. П. Платонова « Никита»).
Цели урока:
Познавательные: познакомить учащихся с важнейшими фактами жизни А.П.Платонова; вспомнить прочитанные ими в раннем детстве, его произведения Повышать качество чтения; учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел; добиться понимания сюжета и проблематики рассказа; подвести к выводу о хрупкости живого мира природы.
Развивающие: выявить и развить способности учащихся к выразительному чтению и инсценированию, развивать умение выразительно читать и слышать автора; развивать умение пересказывать текст; развивать умение сравнивать и анализировать разные источники информации; развивать творческое и логическое мышление.
Воспитывающие: способствовать привитию детям тех нравственных ценностей, которым учит рассказ «Никита», пробудить чувство удивления миром природы; воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.
Тип урока – урок-усвоение нового материала с элементами проектной деятельности.
Оборудование: учебник « Литература 5 класс». Авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, портрет А.П. Платонова, рисунки учащихся к рассказу «Никита», презентационный материал (слайды с фотографиями писателя), декорация к инсценировке отрывка из рассказа.
Ход урока
I. Организационный момент. Дети делятся на 3 группы.
II.Беседа. Учитель. Вспомните, какие произведения А.П.Платонова вы читали в начальных классах.
Ученики. Сказки «Неизвестный цветок», «Волшебное кольцо», рассказ «Сухой хлеб».
Учитель. Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова? Много Платоновым написано детских рассказов. Вы напомнили о некоторых. Давайте познакомимся с биографией А.П.Платонова и узнаем, как он стал детским писателем.
III.Рассказ учащегося из первой группы о писателе (сопровождается электронной презентацией).
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на Задонской большой дороге…. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов.
Он любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и и деревенский уклад жизни.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. На всю жизнь писатель сохранил самые добрые воспоминания о своей учительнице Аполлинарии Николаевне. «Я её никогда не забуду, потому что я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека», - писал Платонов в автобиографии. С 14-ти лет начал работать. Юноша учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в гражданской войне. С 19-ти лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет – сборник рассказов.
IV. Групповые задания. Мини – проекты. Поодному заданию каждой группе.Прочитайте эпиграф. Почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвященной его творчеству? Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? (Составление плана рассказа). Как вы думаете, какие слова в высказывании А. П. Платонова являются главными? ( «…пропетая сердцем сказка о Человеке»). Эти слова как-нибудь соотносятся с рассказом « Никита»? (Рассказ добрый, сердечный, напоминает сказку). Вспомните определение жанра рассказа и назовите главного героя. (Главный герой Никита, и его имя вынесено в название произведения).
Выделяем три основные части.
Мама уходит на работу. (От начала рассказа до слов: «… его облако закроет».)
Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один…» до слов «…и мать давно ушла с поля ко двору».)
Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать...» до конца рассказа.)
Работаем со второй частью рассказа. В центре нашего внимания герой рассказа - мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Вы прочитали рассказ дома, поделитесь вашими впечатлениями. Групповые задания – мини-проекты по теме: мысленное путешествие по дому и двору Никиты. 1.Обитатель бочки и «доброе солнце». 2. «Тайные жители двора» и «незнакомые, злобные лица». 3. Представьте, что вы режиссёры. Какие кадры вы бы создали? (Стол на четырёх ногах, баня - бабушка, пастух, ставший петухом, плетень со злыми лицами, кол с руками-ветвями, лопухи с большими головами). Вам понятно такое видение мира? (Дети говорят, что им тоже иногда знакомые предметы видятся живыми, и им понятны чувства Никиты).
Вопросы по тексту:
Почему Никите кажется, что вокруг все живое?
С кем из тайных жителей и о чем Никита разговаривал?
Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?
Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?
Путешествуем с Никитой по дому и двору. «В избе и на всём дворе оставался хозяином один Никита пяти лет от роду». И хотя мать, уходя в поле на работу, говорила сыну: «На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один…», Никита признавался, что боится: «А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь».
Таинственный мир Никиты. Бочка, в которой живет «маленький житель со страшным голосом». Глухой колодец, в котором живут маленькие «водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели выпить глаза, когда он спал. В сенях жужжали мухи, паук дремал посреди паутины, воробей пришёл пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы. Здесь еще живет великан и его дети.
Тайные жители, может быть, «змеи, которые выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне». Пень с сердитым лицом. У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите. Старая и омшелая баня, скучная избушка, иссохший плетень с сердитыми незнакомыми лицами. Колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей…одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол … собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. И лопухи сейчас угрюмо покачивали большими головами и не любили его. Изба смотрела на него… и шептала ему: «У-у, непутевые, нарожали вас на свет – хлеб пшеничный даром жевать». Вглядевшись в цветок, Никита увидел, как…в круглом его личике проявлялось человеческое выражение, и вот уже видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.
Теперь мы должны определить, как этот живой мир относится к Никите. (Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла). Хотя облако застило свет и солнца теперь не было видно, но Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле.
Работаем с третьей частью рассказа. Составим план третьей части и распределим групповые задания – мини-проекты. 1. Встреча Никиты с отцом. 2. Разговор Никиты с отцом. 3. Работа с отцом.
Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
«Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...»
«Давай все трудом работать, и все живые будут»?
«Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет».
«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый». Почему у всех стали злые «лица»? (Погублено живое, оттого так суров окружающий мир. Да и кто из нас не помнит, какая обычно бывает реакция старших в адрес провинившегося малыша. Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, « как это устроено». Тем самым он что-то разрушил в живом организме мира).
Ребята, скажите, а каков по характеру мальчик Никита?
(Малыш, несмышлёныш, мальчик делает первые шаги в осознании мира. Чуткий, всё вокруг ему кажется живым. Добрый, совестливый, он чувствует боль другого, будь это даже обыкновенный цветок).
Прочитаем главное о характере Никиты. (« Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»)
Когда мир перестаёт страшить Никиту?
(«Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца – солдата, и под землёй было тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет».
Найдите в рассказе отрывок о работе отца с Никитой по дому и прочитайте выразительно.
(«Когда Никита выпрямил первый гвоздь, он увидел в нём маленького доброго человечка…» А отец строгал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе).
Какие перемены произошли с нашим героем?
(Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил « на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: «Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет».) Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это? (Одни учащиеся считают, что Никита бояться перестал; другие полагают, что плохо: двор поблёк, и всё вокруг стало неживое, словно умерло.)
Да, произвол в отношении природы неприемлем, более того – он опустошителен. Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, «сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира…).
Как же быть: не рубить старый пень на дрова? Не топить печь? Не строить дом?..
(Дети говорят , что человек пользуется всем, что только может дать природа, но, к сожалению, человек часто берёт у природы больше, чем ему нужно… А это грустно.)
Подумайте: человек должен быть хозяином природы или её благодарным сыном? Попытайтесь ответить полно: главное в рассказе « Никита».
( Дети говорят о Никите, который им понравился, о благополучном возвращении отца домой, о сложных взаимоотношениях человека и природы и о возможности единства с ней, если человек добр и ведёт себя, как ребёнок). Так писатель через малую эпическую форму – рассказ заставляет нас подумать об очень важном.
А в каких прочитанных нами рассказах уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой?
( И. С. Тургенев « Муму», И.А. Бунин « Косцы», Л.Н.Толстой « Кавказский пленник»).
V. Рефлексия.
Чему нас учит рассказ А.П.Платонова и мир природы?
Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы).
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Проекты на выбор учащегося.
1.Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их.
2. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.
3.Ответить на вопрос: «О чём заставил вас задуматься рассказ А. П. Платонова?».
4.Самостоятельно прочитать рассказ А.П. Платонова «Сухой хлеб» и сравнить Митю и Никиту.