kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: А. П. Чехов. Слово о писателе. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Повторить биографию писателя;  показать  трагедию одиночества человека в мире других людей в рассказе А.П. Чехова  «Тоска», исследовать писательское мастерство автора,  создать условия для развития читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: А. П. Чехов. Слово о писателе. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.»

Корякина Татьяна Николаевна

Название предмета литература

Класс 9

УМК Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.; под ред. В.Я.Коровиной.-17-е изд.-М.:Просвещение,2011.

Уровень обучения - базовый

Тема урока А.П.Чехов. Слово о писателе. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1

Цели урока: Повторить биографию писателя; показать трагедию одиночества человека в мире других людей в рассказе А.П. Чехова «Тоска», исследовать писательское мастерство автора, создать условия для развития читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его.

Задачи:

Обучающая: углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Чехова, писателя-гуманиста; уметь определять тему и идею рассказа, уметь находить художественные приёмы и средства.

Развивающая: умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умение организовать себя на решение поставленных задач; развивать связную монологическую речь; развивать память, мышление, творческие способности; развивать навыки выразительного чтения, культуры общения, слушания.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности, чувство уважения, внимания и сострадания к окружающим, ответственность за свои поступки.


Методическое и дидактическое обеспечение урока:

  1. Анализ произведений русской литературы: 9 класс / Н.А. Миронова.-2-е изд.,перераб. И доп.- М.: издательство «Экзамен»,2012. Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе, 9 класс. М.: Вако, 2009

  2. Чехов А.П. Рассказы. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / авт.-сост. И.Ю. Бурдина.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2007.-157.

  3. Читаем, думаем спорим…: дидакт. материалы по лит.: 8 кл. / авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.].- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.


Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Мотивация к учебной деятельности

Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

- А какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».


  1. Актуализация опорных знаний


Проведение викторины (предварительные вопросы по биографии и оценке творчества А.П.Чехова другими писателями были даны уч-ся заранее)

Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.

Викторина

  1. Кто из персонажей и в каком произведении:

- говорил судебному следователю, что ему некогда идти в тюрьму, потому что надо быть на ярмарке;

- рассказал о своем горе (смерти сына) лошади, потому что люди не хотели выслушать его?

Ответы: Денис Григорьев («Злоумышленник»), извозчик Иона Потапов («Тоска»).

  1. Кто так сказал о Чехове?

- «У Вас настоящий талант, - талант , выдвигающий Вас далеко из круга литератора нового поколения».

- Чехов – это Пушкин в прозе».

- «Чехов… несравненный художник…и достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому человеку,но и всякому человеку вообще. А это главное».

- «Россия… долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещённым грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни , мудрым беспристрастием и состраданием к людям…».

Ответы: Д.Григорович. Л. Толстой. М. Горький. Л. Толстой.


Беседа с учащимися

- В чём необычность творчества А.П.Чехова? ( Чехов вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме текста вместить глубокое содержание.)

- Отличается ли рассказ «Тоска» от тех, которые вы уже изучили?( Отличается от ранее изученных тем, что это не юмористический рассказ)

- А что характерно для юмористических рассказов? (рассказ-«сценка», главный принцип построения – диалог, «говорящие фамилии», изображение событий порой доведено до абсурда).

- Вспомните юмористические рассказы Чехова, в которых присутствуют данные характерные черты ( «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.)

«Тоска»(1886) - более поздний рассказ. Чехова с первых дней литературной деятельности всё больше привлекает заурядный поток жизни.


IV. Работа над темой урока. Работа над содержанием рассказа «Тоска».

Цель: формировать умение анализировать художественный текст.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Тоска…

Запишите ассоциативный ряд к этому слову( ребята записывают и читают вслух примеры синонимов слова»тоска»)

-А что говорят нам словари? (Группе ребят предварительно дано было опережающее домашнее задание узнать значение слова «тоска» из разных словарей)

ТОСКА (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. (словарь В. Даля)

ТОСКА́, -и, ж.1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

Беседа с классом

1.Работа над эпиграфом:

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

-Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

2. Работа с текстом.

-С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

-Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

-Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет, Чехову важно описать внутреннее состояние героя)

-Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.

- В чем причина горя, тоски? (Сын умер)

- Как реагирует военный (слышит ли) на рассказ Ионы о смерти сына? (Барин произносит дежурную фразу. Больше не слушает Иону.) Почему?

-Прочитаем фрагмент со слов «Высадив его на Выборгской»…до слов «слава богу, они, наконец, приехали».

-Прокомментируйте значение слов: «двугривенный», «цена не сходная», «старая холера».

-Почему в начале этого эпизода автор снова упоминает о снегопаде в Петербурге?

-Почему Иона соглашается везти молодых людей всего за двугривенный?

-Ему не нужны деньги?

-По другой причине?

-С какой целью автор неоднократно подчёркивает, что в обращении с молодыми людьми Иона смеётся, хохочет, ухмыляется? Как такое поведение героя показывает его душевное состояние? Каким образом Иона сообщает молодым людям о смерти сына? Какова их реакция?

Прочитаем фрагмент со слов «Получив двугривенный»…..до слов «…молодой укрылся с головой и уже спит».

-Объясните значения слов и словосочетаний: «наступает для него тишина», «снующими», «бежать рысцой», «в воздухе спираль».

- Сколько раз в этом эпизоде употребляется слово «тоска»; в каком контексте употребляется она каждый раз?( 6раз)

-Почему Ионой овладела тоска, и как он сам объясняет её причину?

-Почему Иона возвращается раньше времени?

-Как Иона сообщает молодому извозчику о смерти сына?

-Какова реакция собеседника?

-Прочитаем фрагмент со слов «Старый вздыхает и чешется» ….до конца рассказа.

-Прокомментируйте слова: «причитывает», «на овёс не выездили», «приказал долго жить».

-Почему Ионе нужно обязательно рассказать о своём горе?

(Ему нужно выговориться? Он ждёт сочувствия? Ему неуютно в Петербурге, где много людей и не с кем поговорить?)

-Каким образом Иона сообщает лошади о смерти сына?

-Какова её реакция?

-Смешон или страшен этот эпизод?

-Как меняется речь Ионы к концу рассказа?

-Какое чувство вызывает финал рассказа?

- Итак, сделаем вывод:

Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

3. Композиция рассказа

Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души. В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому – то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)


- Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?

Выполним это задание в группах.


V. Самостоятельная работа в группах

1 группа:

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

(Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.)


2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

(Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.)


3 группа:

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?


(Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки. Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.)


- Сделаем выводы о роли этих художественных средств:

Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.


VI. Подведение итогов.

- Отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идёт в конюшню к лошади. Именно она и стала той «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина… Такой пронзительный финал рассказа об одиночестве не только драматичен, в нем заключена и горькая ирония, и незаметное обращение Чехова к читателям. Внимание читателей сосредоточено вовсе не на нелепом поведении Ионы, раскрывающем свою душу лошади, а на глубокой трагедии одинокого страдающего человека, до которого нет дела сытым и равнодушным. Поэтому читать эту сцену без слёз невозможно. Старший брат Чехова, Александр Павлович, через несколько лет у постели своего умирающего ребёнка вспомнил об этом рассказе и написал Чехову : «…В этом месте твоего рассказа ты-бессмертен».

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Как вы думаете, ребята, а какую проблему поднимает автор в этом рассказе?( Писатель поднимает проблему одиночества человека, разобщённости человеческого мира.)


Запись в тетради вывода:

В рассказе «Тоска» писатель освещает проблемы одиночества человека в обществе, взаимного непонимания людей, отчуждения их. Для того чтобы возвратить нормальность человеческих отношений и целостность бытия, самое важное — быть сострадательными, уважать ближних.


И в этом одна из тайн чеховского искусства. Вы еще встретитесь с ним.

Чеховские произведения лишены учительства. Чехов не собирался учить, навязывать свое мнение. Дескать, он не обвиняет, не ругает, не жалеет… А разве не жалко нам Иону и других героев? Чехов так подает их образы в рассказах, что сердце читателя сжимается. В его произведениях доверие к читателю, разговор на равных, расчет на отзывчивость, впечатлительность, жизненную наблюдательность, сопереживание.

Чеховские рассказы имеют открытый финал. Писатель надеется на то, что у читателя откроется ''второе зрение'', и он будет видеть между строк. С этим связано домашнее задание.


VII.Рефлексия

-Давайте вернёмся к ассоциативному ряду. Выберите то лексическое значение слова «тоска», которое более всего подходит к рассказу.

- Составление «синквейна».

Тоска

Громадная, всеобъемлющая,

Просит, выслушайте, поговорите.

Некому излить душу.

Сочувствие.



VIII. Домашнее задание (по выбору учащихся).

1 уровень. Написать 4-5 предложений на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени». Или

-Перечитайте рассказ и попробуйте найти ответ на вопрос: почему Иона «…про сына, когда он один, думать не может..»?


2 уровень (творческий). Написать продолжение рассказа на тему: «Разговор Ионы с лошадью». Или

письменная творческая работа призыв-обращение к современникам «Прохожий, остановись…»


IХ. Оценка работы на уроке

Оценка учителем и школьниками индивидуальной работы учащихся;

оценка восприятия, деятельности и результативности класса в целом.





Приложение№1


Викторина


  1. Кто из персонажей и в каком произведении:

- говорил судебному следователю, что ему некогда идти в тюрьму, потому что надо быть на ярмарке;

- рассказал о своем горе (смерти сына) лошади, потому что люди не хотели выслушать его?

  1. Кто так сказал о Чехове?

- «У Вас настоящий талант, - талант , выдвигающий Вас далеко из круга литератора нового поколения».

- Чехов – это Пушкин в прозе».

- «Чехов… несравненный художник…и достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому человеку,но и всякому человеку вообще. А это главное».

- «Россия… долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещённым грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни , мудрым беспристрастием и состраданием к людям…».













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корякина Татьяна Николаевна

Дата: 14.02.2023

Номер свидетельства: 625692


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства