- умение грамотно, четко, точно и аргументировано выражать свои мысли, делая выводы по уроку;
- стремление к сотрудничеству с учителем и одноклассниками, оказанию взаимопомощи во взаимодействии;
- умение адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
-умение лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом.
-адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное;
-работать с книгой как источником информации.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарий |
1.Оргмомент ЦЕЛЬ: настрой на урок | Психологический настрой учащихся на урок. -На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Слайд 1: Глаза смотрят и видят Уши слушают и слышат Сначала думаю, а потом говорю Помню, что в классе я не один Умею слушать мнения других. |
2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. ЦЕЛЬ: повторение ранее изученного материала | Актуализация изученного материала -Посмотрите на экран. Что вы видите на иллюстрации? -Как это связано с нашими уроками? -Как Л.Н. Толстой связан с кавказскими горами? -Что вам известно о создании произведения «Кавказский пленник»? | Высказывают предположения, делятся мнениями, формулируют вывод о необходимости включиться в работу | На слайде 2 – иллюстрация Кавказских гор, портрет Л.Н. Толстого в форме офицера |
3. Работа с текстом до чтения. ЦЕЛЬ: определять и формировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать свое предположение на основе лексической работы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. | 1. Лексическая работа. Организует беседу с целью выдвижения гипотезы о выборе автором фамилий героев и их соответствии личностным качествам. -Почитайте фамилии героев. - О чём могут рассказать фамилии героев? | Включаются в лексическую работу, рассуждают об этимологии фамилий. | Слайд 3 Жилин Костылин Слайд 4 (появляется после обсуждения): Жилистый – 1.Имеющий заметно выступающие жилы. 2. Сухощавый, мускулистый. 3. разг. Сильный, крепкий, выносливый. 4. Имеющий много жил, сухожилий. Костылин. Костыль – 1. Высокая палка с поперечинами наверху и на уровне кисти руки, закладываемая под мышку и служащая опорой при ходьбе для человека без ноги или с больными ногами. Символизирует, с одной стороны, поддержку, с другой – хромоту, старость и нищету |
2.Проверка предположений, сравнение с предложенным эталоном. - Сделайте вывод-предположение о качествах характера героев. Запишите его в тетрадь. - Сравните своё предположение с записью на слайде. -У кого похожая формулировка, поставьте + на полях. | Самостоятельная работа. Высказывают другие предположения о героях. Оценивают свой ответ с эталоном. Оценивают результат учебной деятельности. | Слайд 5 Запись на слайде: Фамилии героев указывают на качества героев: силу и выносливость Жилина и моральные недостатки Костылина. |
3. Антиципация -Посмотрите на иллюстрацию и предположите, о каком событии может идти речь в дальнейшем развитии сюжета. -Что случилось с этими героями? -Определите тему урока. -Поставите учебные задачи -Какой ключевой вопрос будет на нашем уроке? | Высказывают предположения. Определяют тему урока. Ставят учебные задачи Формулируют целевой вопрос. | Слайд 6 Иллюстрация «Плен» Они попали в плен к татарам. Слайд 7: «Чем различалось поведение двух офицеров в плену?» |
4. Работа с текстом во время чтения. ЦЕЛЬ: сравнить поведение героев произведения, их поступков; ориентироваться в тексте произведения; находить ответы на вопросы в тексте. | 1.Работа с таблицей. Приём «Составление бинарных оппозиций» - Ответить на него нам поможет сравнительная таблица, которая лежит у вас на партах. -Работая с текстом главы 3, необходимо исправить ошибки в характеристиках героев и записать в таблицу правильный вариант. -Вам нужно сравнить поведение героев в плену, сделать вывод об их поведении. | Выполняют учебные задачи: -читают текст; -исправляют цитаты о героях в таблицах; -сравнивают их поведение в плену; -записывают выводы. | Приём «Составление бинарных оппозиций». Характеристики перепутаны. Слайд 8 Жилин | Костылин | Толстый, босой, ободранный | «товарищ твой смирный» | «что робеть, то хуже» | «джигит» | Написал письмо и ждёт спасения | Рукодельничает, ремонтирует, людей лечит, не сидит без дела | «Еще раз писал письмо домой, ждал присылки денег и скучал», «считает дни» | Думает о побеге | ВЫВОД: | ВЫВОД: | |
2.Работа с таблицей. Сравнение с эталоном. Вывод. Оценивание. -Сравните свою таблицу с эталоном. - Подведем итог: почему Жилин действует, а Костылин – нет? | Сравнивают свою таблицу с эталоном на слайде. Обобщают услышанное и написанное, делают вывод о поведении героев. | Приём «Составление бинарных оппозиций» Слайд 9 Жилин | Костылин | «что робеть, то хуже» | «товарищ твой смирный» | «джигит» | Толстый, босой, ободранный | Думает о побеге | Написал письмо и ждёт спасения | Рукодельничает, ремонтирует, людей лечит, не сидит без дела | «Еще раз писал письмо домой, ждал присылки денег и скучал», «считает дни» | ВЫВОД: Действие | ВЫВОД: Бездействие | |
5.Работа с текстом после чтения ЦЕЛЬ: высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам, слушать мнение одноклассников; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | 1.Беседа. Выбор качественных характеристик личности -Вернемся к нашим предположениям, высказанным в начале урока. -Действительно ли, фамилии героев указывают на качества героев: силу и выносливость Жилина и моральные недостатки Костылина? 2. Работа с таблицей с целью определения качеств героев -Какие качества показывает Толстой у Жилина? А какие у Костылина? Назовите те качества, которые соответствуют героям. Допишите их в свои таблицы. -Зачем автор сравнивает этих двух героев? - Как вы относитесь к ним? -Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? | Выбирают подходящие качества героев из таблицы. Высказывают своё мнение о героях текста, выражают своё отношение к их поведению. Дописывают качества в таблицу. | Жилин | Костылин | решительный | целеустремлённый | неуверенный в себе | безынициативный | смелый | лентяй | слабый | спокойный | трудолюбивый | скучающий | активный | общительный | Слайд 10 |
6.Контрольно - оценочная деятельность ЦЕЛЬ: самооценка учащимися своей работы на уроке | -Поставьте себе оценку за сделанную работу в таблице и обведите в кружочек. -Сдайте свои таблицы. | Проводят самооценку. Сдают таблицу учителю на проверку. | Критерии оценивания на слайде 11: «5»- 0 ошибок «4»-1-2 ошибки «3»-3-4 ошибки «2»-5-6 ошибок |
7.Рефлексия деятельности ЦЕЛЬ: самооценка учащимися своих личностных качеств | - Выберите из предложенного списка те качества, которыми обладаете вы или хотели бы обладать. | Осуществляют самооценку своих личностных качеств. | Слайд 12. Список качеств: Умный Смелый Решительный Целеустремлённый Отзывчивый Трудолюбивый Общительный |
8.Итог урока. Выводы и заключения. Домашнее задание ЦЕЛЬ: подведение общего итога урока, инструктаж по д/з | -Чему научили вас герои произведения? - Дома нарисуйте портреты Жилина и Костылина с учетом их личностных качеств. -Прочитайте рассказ до конца. | Высказывают своё мнение. | |
Подпись учителя: Иванченко О.А.
Подпись заместителя директор по УВР, посетившего урок: Иваненко Е.В.