Просмотр содержимого документа
«Урок по роману Альбера Камю "Чума"»
Тема: Альбер Камю. Роман «Чума»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цели:
1) обучающие:
а) закрепить знания учащихся об образной системе художественного произведения
б) проанализировать характеры основных персонажей, опираясь на средства создания художественного образа
2) развивающие:
а) развивать умение составлять тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение);
б) формировать умение составлять монологическое высказывание, анализируя смысл фразы, формулировать собственную точку зрения и приводить систему доказательств;
3) воспитывающие:
а) формировать интерес к миру зарубежной литературы
б) развивать чувство слова у учащихся
Оборудование: текст романа, портрет А. Камю
Эпиграф:
Равнодушие - это паралич души. А.П. Чехов
Домашнее задание до урока:
Ответить на вопрос: в чем, на ваш взгляд, заключается аллегорический смысл названия романа;
отметить в тексте описания доктора Риэ, Тару, Ж. Грана и журналиста Рамбера
ХОД УРОКА
Слово учителя:
":вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, он вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, - что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".
На протяжении всей тысячелетней истории человечество усвоило много страшных уроков. В 20 веке ценности, казавшиеся вечными и незыблемыми, предстали шаткими, а человек - эгоистичным, жаждущим власти и денег, способным к уничтожению другого человека.
В один из тяжелейших периодов истории, в период Второй Мировой войны А. Камю, французский мыслитель, прозаик и публицист, создает свой знаменитый роман-притчу "Чума", роман об общечеловеческом бедствии, роман о спасении, роман о надежде.
Давайте вспомним основные события данного романа, я просила вас дома подготовить краткий пересказ, небольшая подсказка для вас есть на доске.
Начало романа
Основное событие в романе
Поведение жителей во время бедствия
Финал повествования
Ответ: (пересказ)
У: Таким образом, мы видим, что сюжет очень прост, но и сам Камю, и исследователи его творчества неслучайно называют этот роман притчей? Какое значение имеет это слово?
Ответ (по словарю):
Притча - это краткий иносказательный, поучительный рассказ.
У: В чем же иносказательный характер повествования. К каким выводам вы пришли, размышляя над аллегорическим смыслом названия текста? Что такое чума?
Ответ: Несколько вариантов звучит, на доске ассоциации
Чума = война, болезнь, вражда и ненависть, фашизм = зло
У: Нужно ли бороться со злом? Как борется с ним город?
Ответ: город пассивен, сначала люди паникуют, а потом наступает равнодушие.
У: Обратите внимание на слова А. П. Чехова "Равнодушие - это паралич души". Как бы вы прокомментировали эти слова?
Ответ: у людей парализована душа, и они не могут сочувствовать, сострадать, сопереживать
У: Кто из жителей города все-таки продолжает бороться?
Ответ: Риэ, Рамбер, Жозеф Гран. Тару и другие
У: Я предлагаю вам остановиться сегодня на 4 персонажах и поработать в группах. Каждой группе надо представить своего героя и ответить на самый главный вопрос: какой путь он избирает в момент всеобщего бедствия.
Работа в группах на рабочих карточках
(задание каждой группе дано дифференцировано: от простой формы - заполните пропуски ключевыми словами - до сложной - составьте монологическое высказывание, опираясь лишь на текст и собственное восприятие образа)
1 группа. Образ доктора Риэ
Задание: заполните пропуски в предложенном тексте, используя ключевые слова (форму слов можно изменять(!) и текст романа.
Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь выбирает Риэ для спасения города и людей?
Одним из главных персонажей в романе Камю является доктор Риэ. Его портрет представлен в ________________ . Доктору на вид _________ лет. (Портрет)___________ _______________________ В этом портрете четко фиксируются ___________________, зато отсутствует _________________. Может потому, что Риэ всегда _______________ и ______________________ . Но это не означает, что у него отсутствуют _______________ и _______________ .Он предан своей работе и _____________________ о каждом пациенте. Желание во что бы то ни стало ввести в городе карантин характеризует его как человека ____________________ и __________________.
Он по характеру ________________ . Даже смерть сына полицейского Оттона на привела его в ______________ . Он потерял во время эпидемии ____________ , _________, _____________ и даже ______________, но продолжает верить в ______________ людей, переживших чуму, верит в то, что "___________________________ ___________________"
Его путь спасения города, людей и мира - это ____________
Ключевые слова: 35 лет; эмоциональность; собран; жена, друг Тару, Жозеф Гран; привык к бедам, которые его окружают; записки Тару; заботиться; невиновность; предусмотрительный; отчаяние; ответственный; черты внешности; "есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их"; чувства; эмоции; оптимист; вера в Бога
2 группа. Образ Жозефа Грана
Задание: из рассыпанных предложений составьте текст-характеристику Жозефа Грана.
Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения выбирает Жозеф Гран?
Разбросанные предложения.
Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и после эпидемии.
Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать.
До чумы это был самый типичный мелкий служащий.
В городе его не замечали.
Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело.
Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.
Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии.
Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться.
Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу.
А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.
Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.
Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной.
Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства.
Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся.
Итоговый текст (для учителя).
Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и во время эпидемии. До чумы это был самый типичный мелкий служащий. Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной. Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии. Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.
В городе его не замечали. Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться. Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства. А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.
Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся. Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу. Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать. Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело. Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.
Группа 3. Образ Рамбера
Задание:дайте характеристику персонажа, составьте устное развернутое связное монологическое высказывание (8-10 предложений), отвечая на вопросы (можете записать план ответа). Обсудите ответы в группе.
Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения Рамбер выбирает для себя?
Кем по профессии является Рамбер? Каким образом он оказывается в городе?
Что он хочет сделать, когда узнает о чуме?
Почему он решает сбежать из зачумленного города? Какие действия для этого он предпринимает?
Что повлияло на изменение его решения? Как его характеризуют слова "стыдно быть счастливым одному?"
Как вы думаете, почему именно ему дано спасение от чумы?
Группа 4. Образ Тару
Задание: представьте героя, составив монологическое высказывание в форме текста-рассуждения (можете составить план ответа). Используйте при ответе дополнительные материалы и подготовленные дома фрагменты из романа.
Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь, по мнению Тару, приведет человечество к миру?
Дополнительные материалы:
"Тару ухитряется видеть людей и предметы в перевернутый бинокль"
"Я только считаю, что на нашей планете существуют бедствия и жертвы и что надо по возможности стараться не встать на сторону бедствия".
"Я знаю только, что надо делать, чтобы перестать быть зачумленным, и лишь таким путем мы можем надеяться на воцарение мира или за невозможностью такового - хотя бы на славную кончину. Вот каким путем можно облегчить душу людям и если не спасти их, то хотя бы, на худой конец, причинять им как можно меньше зла, а порой даже приносить немножко добра".
"В мои годы хочешь не хочешь - приходится быть искренним. Лгать слишком утомительно".
(на доске записываются пути спасения, которые избирает каждый герой: Риэ - долг врача, выполнять свою работу: Жозеф Гран - помогать тем, чем ты можешь; Рамбер - проблема выбора, почувствовать свою сопричастность беде; Тарру - сочувствие, состардание )
Слово учителя
Каждый из героев борется своими путями, их борьба приводит к благополучному итогу - чума побеждена. Но ведь даже Тару, который говорит о сочувствии, произносит необычные слова: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".
Как вы относитесь к данному утверждению Тару, согласны ли вы с ним. Какой путь спасения видите вы?
Напишите небольшое сочинение-рассуждение, аргументировав свое мнение. При работе используйте материалы части 2 на ваших карточках.
Часть 2 рабочей карточки.
Напишите небольшое рассуждение, ответив на вопрос, согласны ли вы с высказыванием Тару: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".
Какой путь борьбы со злом (путь спасения) можете предложить вы? Аргументируйте свою точку зрения?
Вырази свое отношение
1. Я вполне согласен с позицией автора (героя) текста, так как (потому что):
2. Я не совсем согласен с мнением автора (героя), потому что:
3. Я считаю, что автор (герой) абсолютно прав, утверждая, что:
4. По-моему, автор (герой) не совсем прав, когда говорит, что:
5. Нельзя не согласиться с позицией Тару, а значит и автора :
6. Конечно же, автор прав!
7. Можно привести много доказательств правоты автора:.
Слова - подсказки:
Вырази свое мнение: Я думаю, я полагаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему, по моему мнению, я уверен в том, что:;
Для завершения сочинения можно использовать слова: Следовательно; итак; таким образом; подводя итог, хочу сказать;
Ответ: (2-3 сочинения)
У: Какой путь спасения страны в момент бедствия предлагала русская литеартура?
Ответ: путь души (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему только Риэ и Рамберу Камю дает спасение в романе?
Группа 1
Образ Риэ
Ф.И.
Результат работы (комментарий ответственного за группу)
Группа 2
Образ Рамбера
Ф.И.
Результат работы (комментарий ответственного за группу)
Группа 3
Образ Жозефа Грана
Ф.И.
Результат работы (комментарий ответственного за группу)
Группа 4
Образ Тару
Ф.И.
Результат работы (комментарий ответственного за группу)