kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по рассказу Полина Джонсона "Лебединая песня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проникнуть в тайны мысли писателя,задуматься об отношении к "братьям нашим меньшим", о том, что человек должен нести ответственность за мир,в котором живёт и, поэтому, всегда должен оценивать последствия своих поступков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу Полина Джонсона "Лебединая песня"»

Урок внеклассного чтения по рассказу

Полина Джонсона «Лебединая песня»

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы высшей категории Павлова Нина Васильевна МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»

Цели урока:

*учить анализировать прозаическое произведение;

*заинтересовать учащихся рассказом, помочь задуматься над вопросами бытия;

*активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления;

*учить выделять значимые детали в тексте и использовать их для характеристики героев;

*учить понимать своеобразие авторской позиции;

*развивать логическое мышление учащихся, ценностные отношения учащихся к окружающей действительности, исследовательскую и коммуникативную культуру школьников;

*создавать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

*развивать монологическую и диалогическую речь;

*развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

*прививать интерес к предмету;

*вызвать у детей активный и эмоциональный отклик, желание говорить, высказывать свои мысли;

*воспитывать эстетически подготовленного читателя

* учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому, доброту, ответственность, гордость

Задача урока:

*проникнуть в тайну мысли писателя, задуматься об отношении к «братьям нашим меньшим», о том, что человек должен нести ответственность за мир, в котором живёт и, поэтому, всегда должен оценивать последствия своих поступков.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений

Форма урока: урок – мастерская, позволяющий учащимся раскрепоститься, сконцентрироваться на острых проблемах времени, быть положительно оценённым по окончании работы.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, ксерокопии текста

Лексическая работа: Ниагарский водопад, пропасть, западня, неистовая сила, бросился ничком, Джимми.

Что бы в жизни не ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети.
И раскаянья жгучего мгла,
Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный, нерадостный труд,
За десяток счастливых минут.
Все же вы не слабейте душою,
Как придет испытаний пора, -
Человечество живо одною
Круговою порукой добра…

Монахиня Новодевичьего монастыря 19век

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Просмотр слайд-шоу «Лебеди»

-На ваш взгляд, это удивительные птицы?

-Чем они вас поразили?

-Видели ли вы их в жизни?

Слайд 2 Опрос учащихся

Стадия вызова

*По-твоему, что такое доброта?

*Добрый человек – это какой?

*Ты – добрый человек?

*Трудно ли быть добрым?

*Нужна ли доброта в сегодняшнем мире?



АНАЛИЗ ЗАГОЛОВКА ПО ОСОБЫМ ВОПРОСАМ

Если со словом лебедь образовать словосочетание «лебединая песня», то, какое определение можно дать рассказу с названием «Лебединая песня», обоснуйте свое предположение. (печальный, трагический, грустный; Лебедь поет один раз в жизни перед смертью.  Песня означает близкую смерть)

Вступительное слово учителя

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить с вами?

*о доброте, о любви «к братьям нашим меньшим»;

* об ответственности людей перед природой,

*о гуманности

*о людской жестокости

Слайд Лексическая работа:

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них Словарь С.И.Ожегова



Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим Словарь С.И.Ожегова

Верность – верный, стойкий и неизменный в своих чувствах, отношениях

Словарь С.И.Ожегова

Запишите в тетрадь

Какое качество, на ваш взгляд, проявляется у вас больше? Запишите

ТЕМА, ЦЕЛЬ УРОКА, ЭПИГРАФ

Слайд 6 Тема, цель урока, эпиграф

В сказках добро побеждает зло, но жизнь не сказка. Случается всякое, потому что кроме добра есть ещё зло. Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации. Судить надо человека по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Римский поэт-сатирик Ювенал сказал: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

И наш с вами сегодня разговор о доброте. В нашем рассказе «Лебединая песня «поднята очень важная и актуальная на сегодняшний день проблема, которую мы и попытаемся решить. Запишите, пожалуйста, в тетрадь.

В процессе работы мы будем с вами совершенствовать навыки анализа прозаического произведения, обратимся к вашему личному опыту.

Наша задача на уроке – проникнуть в тайну мысли писателя, задуматься над тем, что человек несёт ответственность за мир, в котором он живёт, над тем, чем же держится жизнь на земле.

-Запишите эпиграф в тетрадь, к нему мы вернёмся в конце нашего разговора

Лебеди стали героями множества литературных сказок и легенд. Давайте попробуем вспомнить некоторые из них. («Гуси-лебеди», «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен, «Дикие лебеди» Г. Х. Андерсен, «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкин, «Лебедь» С. Маллиган, «Приемыш» Д. Мамин - Сибиряк, стихотворения «Лебединое горе» А. Барто.)

Лебедю посвятили свои стихи А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Державин С. Есенин, В. Жуковский и многие другие. Одно из древнегреческих преданий повествует о том, что души поэтов превращаются в лебедей. И, как мне кажется, если хотя бы несколько мгновений понаблюдать за этими птицами, в душе каждого из нас проснется поэт.

Памятники о птицах — бронзовых, мраморных, чугунных и прочих, которые не летают, посвистывая, а молча украшают собой городские скверы и площади. Собственно, нет ничего удивительного в том, что птицам ставят памятники, ведь многие птицы являются общепризнанными символами: голуби — мира, орлы — гордости, лебеди — верности и так далее.

Чтение стихотворения учителем

К. Бальмонт «Белый лебедь»

Белый лебедь, лебедь чистый,

Сны твои всегда безмолвны,

Безмятежно-серебристый,

Ты скользишь, рождая волны.

Под тобою – глубь немая,

Без привета, без ответа,

Но скользишь ты, утопая

В бездне воздуха и света.

Над тобой Эфир бездонный

С яркой Утренней звездою.

Ты скользишь, преображенный

Отраженной красотою.

Символ нежности бесстрастной,

Недосказанной, несмелой,

Призрак женственно-прекрасный

Лебедь чистый, лебедь белый!

РАССКАЗ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ)

Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный.

- Послушаем, что у вас получилось. (Зачитываются версии, сравниваются)














Работа над рассказом.

Стадия Осмысления прочитанного

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА С ОСТАНОВКАМИ. ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.

Фрагмент 1

Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец, едущий по делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти.

Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигантские потоки воды – все кружилось перед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до них донеслось далекое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов. Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались один за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню. «Джимми! – закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше».

- Что рисует ваше воображение, когда вы читаете этот фрагмент?

- Какими вы представляете героев рассказа?

- Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад?

- Какое слово помогает увидеть Ниагарский водопад?

Фрагмент 2

Бешеный гигантский поток подхватил доверчивых птиц и с неистовой силой увлек их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста.

Отец с сыном опустились к ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, несся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей.

На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – все, что осталось от великолепного отряда. Их искалеченные тела, предсмертные судороги могли бы растопить даже каменные сердца.





ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

-Какие у вас возникают вопросы?

- Какого развития ожидаете вы после этих строк? (Большинство ожидают, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого еще можно спасти)

Фрагмент 3

Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. «Перестаньте! – кричал Джимми. – Отпустите их!» - «Как бы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех!

Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми кинулся к жертве и загородил ее своим худеньким детским телом от занесенной дубинки.

- Что нового мы узнали о Джимми?

- А как бы вы поступили в данной ситуации?

КТО? Какой? Что делает?



Лебеди

Беспомощные,

Искалеченные…

Погибают…



Джимми

- Добрый, худенький…

Защищает, помогает



Люди -

Фрагмент 4

Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул ее в свою куртку, привез домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедя за решетку или отправить в музей.

- Что нового вы можете сказать о характере Джимми?

- Закончите историю о мальчике Джимми.

Работают самостоятельно, пишут концовку рассказа, затем в классе обсуждаются варианты ответов, читается окончание, сравниваются.

Фрагмент 5 (озвучен музыка Д.Д.Шостаковича)

Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним глазами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине.

Обсуждаем концовку рассказа

- Почему Джимми и грустил и радовался?

Стадия РЕФЛЕКСИИ.

Ситуация актуализации и осмысления приобретенного читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений.

- Какие два мира противопоставлены в сюжете рассказа? (природа и люди). Далее подбирают слова, которыми можно охарактеризовать образ зла в каждом из этих миров.

- Назовите проблемы, которые затрагивает автор.

- Нарисуйте символы добра и зла

- Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа.

Люди Джимми

Жестокие, бессердечные добрый, заботливый

Калечат, губят, разрушают спасает, заботится, выхаживает

Все живое на своем пути он очень любит природу

Варвары молодец

Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление, выразив в нем свое отношение к проблемам, затронутым в данном рассказе.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по рассказу Полина Джонсона "Лебединая песня"

Автор: Павлова Нина Васильевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382441


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства