Урок по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах» (7 класс, литература)
Урок по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах» (7 класс, литература)
Знать: -содержание произведения; -основные понятия «рассказ», «сказ», «долг», «праведник».
Уметь: -анализировать фрагмент текста; - давать характеристику поступкам героев; - вести диалог, аргументировать свою позицию; - составлять развернутый ответ с применением цитаты из текста
- вырабатывать гражданскую позицию у учащихся; - воспитывать чувство долга, ответственности и личной причастности ко всему происходящему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня мы обсуждаем рассказ И.С.Шмелева, который вы прочитали дома.
Начать хочу с необыкновенного для вас задания: вы сами, по ходу нашего разговора, должны будете сформулировать и предложить тему урока.
-Ребята, кого мы называем личностью?
- интересный человек;
- который сделал что-то полезное, важное для общества;
-совершил какое-либо открытие, поступок, требующий от него усилий;
-которого все уважают;
-индивидуальный, непохожий, который выделяется из окружающего мира.
Давайте обратимся к лексическому значению этого слова, которое дает Толковый словарь Ожегова (индивидуальное задание)
Личность - 1.) Человек, как носитель каких-либо свойств;
2.) Свойства человека все вместе, в их совокупности, своеобразная индивидуальность человека ( героическая личность, выдающаяся личность).
Сегодня у нас есть прекрасная возможность «соучаствовать» в необычайном открытии, которое делает мальчик Шмелев. Он открывает для себя личность знаменитого писателя Чехова.
Дома вы прочитали этот рассказ, кому-то из вас показалось, что в нем много говорится о рыбалке, в самих героях(мальчиках-гимназистах), их мироощущении и очень мало о Чехове. Ведь фамилия Чехова встретилась в
тексте всего лишь дважды: в самом начале и в конце. Поэтому, будьте особо внимательны, потому что говорить мы будем о Чехове, о том, каким его увидел автор.
Нам потребуется понятие «композиция художественного произведения» (оно нам уже знакомо)
Композиция-построение произведения. Состоит из нескольких частей:
1.) Экспозиция;
2.)Завязка;
3.)Развитие действия;
4.)Кульминация;
5.)Развязка.
Ребята, приготовьте текст, откройте его.
Итак, Экспозиция (время действия, место действия, кто герои).
Что мы можем об этом сказать?
КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?
(Летом, автор-гимназист, 12лет;
Год рождения Шмелёва- 1873+12=1885г.
В 1884г. Чехов закончил медицинский факультет Московского университета, занимался врачебной деятельностью и печатал в сатирическом журнале «Будильник» смешные рассказы, подписывая их литературным псевдонимом Антоша Чехонте.
В рассказе Чехову 25 лет).
ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ?
(В Москве, Замоскворечье, Мещанском саду при Мещанском училище).
ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ГЕРОЯХ?
(Автор с другом Женькой целыми днями пропадали в Нескучном саду, строили вигвамы (вигвам у индейцев Северной Америки - это хижина из ветвей, кожи, коры) и вели жизнь индейцев. Затем мальчики стали «эскимосами» и рыбачили на прудах в Мещанском саду).
ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ДЕТЯХ, ЗНАЯ ОБ ИХ ИГРАХ И ЗАНЯТИЯХ?
(Мальчики прочитали много приключенческих книг об индейцах. У них богатое воображение, они большие выдумщики. В играх они находили то, чего им не хватало в жизни).
ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ РАССКАЗА ГОВОРИТСЯ О ГИБЕЛИ ЖЕНЬКИ?
(Рассказ - не только воспоминания о встрече с Чеховым. Он посвящён памяти погибшего на войне друга).
ПОЧЕМУ ДЕТИ СЧИТАЛИ ПРУДЫ СВОИМИ?
(Сашка Веревкин, сын училищного инспектора, был приятелем мальчишек).
У хорошего писателя не бывает случайных слов. Давайте подумаем, какие слова из экспозиции сыграют важную роль в развитии действия? (какие слова привлекли ваше внимание?)
Дикобразово перо - что это такое?
-особенный поплавок на карасей. (Как он попал к Женьке?) Женька приобрёл его, оттащив к букинисту латинский словарь.
Букинист-(толковый словарь)-торговец подержанными и старинными книгами.
Прикормка- богатая, из горелых корок, каши, конопли.
Пеммикан – толченый порошок из сушеной рыбы.
Перечитаем описание природы на пути детей к прудам. Важно оно в развитии действия?
-Конечно! «Только рыболовы знают, что творится в душе, когда подходишь на зорьке к заводинке».
Ребята чувствуют красоту природы, у них радостное настроение, ждут удачную рыбалку.
А теперь найдем ЗАВЯЗКУ. С какого момента начинает развиваться действие рассказа?
- Богатое место занято незнакомцем в соломенной шляпе.
Как описаны пойманные незнакомцем и воспитателем училища Кривоносовым (найдите в тексте, прочитайте) караси?
-«тащит громадного карасищу, нашего, черноспинного, чешуя в гривенник».
-«Кривоносый тащит - краснопёрого, золотого, бочки оранжевые, чуть с чернью».
Мы прямо-таки увидели этих карасей.
Шмелёв- удивительный рассказчик. Мы ощущаем, видим, слышим, даже будто прикасаемся ко многим вещам, о которых идёт речь. Достигает этого художник, благодаря своему индивидуальному языку – сочному, яркому, красочному, точному, богатому.
Ребята, а как вы понимаете слова, сказанные незнакомцем «Да у вас тут целое рыбье Эльдорадо?»
-Это место, где вдоволь рыбы. В переносном смысле слово ЭЛЬДОРАДО означает «СКАЗОЧНЫЙ УГОЛОК».
Это слово – испанское. В переводе означает ЗОЛОЧЕНЫЙ. Так называли страну золота и драгоценных камней, будто бы существующую в Америке. Легенда об Эльдорадо долгое время ходила среди завоевателей Америки. Искатели золота много раз пытались разыскать эту на самом деле не существующую страну.
-Как вы думаете, для чего так подробно и красочно автор описывает пойманных карасей?
А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ САМЫЙ НАПРЯЖЁННЫЙ МОМЕНТ В РАЗВИТИИ ДЕЙСТВИЯ - КУЛЬМИНАЦИЮ РАССКАЗА.
«Дикобразово перо» Женьки зацепилось, он начал дёргать за леску и звонить – всех карасей распугал. «Заняли наше место с нашей прикормки и пользуетесь» - злобно бросает он незнакомцу.
Что вы почувствовали в этом крике души?
-отчаянье и раздражение.
Сравните отношение Чехова и Кривоносого к детям.
Когда Чехова обвиняют в незаконном захвате чужого места, он отвечает вежливо: «Что же вы не сказали? У нас, рыболовов, правила чести строго соблюдаются…прошу вас, идите на ваше место, право, я не хотел вам портить.»
Он с уважением относится к детям.
А реакция Кривоносого? Злобно, грубо: «Чего с ними церемониться? Мало их пороли, грубиянов». (старается обидеть ребят)
Как Чехов сумел расположить к себе детей, снять раздражение Женьки?
- он извинился
- стремился исправить свою невольную ошибку
- Чехов отдал Женьке свою запасную леску
- потрепал по синей его рубахе (дружеский жест)
«Уж не сердись».
-Чехов понял серьёзность и важность детских увлечений. (Женька уже отошёл, пытался оправдаться, объяснить свою горячность: «Мы, говорит, не из жадности, а нам для пеммикана надо».)
- Чехов отдал детям всех карасей
- предложил «краснокожим братьям» выкурить трубку мира, сказал по - индейски: «Отныне мир », протянул руку. «Отныне моя леска - твоя леска, твоя прикормка – моя прикормка, мои караси – твои караси!» и все засмеялись.
Какой же поступок совершил вспыльчивый, ершистый Женька,покорённый обаянием и дружелюбием «бледнолицего брата»?
- когда незнакомец произнес: «Как жаль, такое чудесное «дикобразово перо» погибнет»,- Женька с возгласом «Нет, не погибнет» бросился в брюках и в рубашке воду.
- Женька подарил чудесный поплавок «бледнолицему брату», и тот оценил этот дар - прижал к жилету и положил перо в боковой карман, где сердце.
Где, по вашему мнению, развязка действия?
(От Саши Веревкина дети узнали, что незнакомец – Чехов, пишет смешные рассказы в «Будильнике».)
Почему Женька отказался жаловаться на Кривоносого?
(Он находился под впечатлением встречи с добрым, умным, вежливым, дружелюбным человеком. Эта встреча по-доброму на него повлияла: «Он лежал на спине и мечтал; нежное что-то было в его суровом лице».
Прочитаем финал рассказа.
Какая основная мысль выражена в нем?
«Случилось такое необычное в бедной и неуютной жизни, которую мы пытались наполнить как-то нашим воображением. Много мы не понимали, но сердце нам что-то говорило. Не понимали, что наш «бледнолицый брат» был поистине нашим братом в бедной и неуютной жизни и старался её наполнить.
Что же необычного случилось в жизни детей?
- взрослый человек сумел понять их, отнестись к ним с уважением
- произошла яркая встреча, оставившая след
- они стали лучше, добрее, другими
- Как вы понимаете слова «бедная жизнь»?
(Бедная жизнь -жизнь без интересных событий, скучная, обыденная. Здесь слово употребляется в переносном значении.)
ЛИЧНОСТЬ ЧЕХОВА
Чтобы наиболее полно ответить на вопрос о том, каким мы увидели Чехова, давайте выпишем нужные нам детали из текста. То, что выделяет его из окружающего мира, чем он не похож на других: элементы портрета, речь, поведение.
Портрет (внешний вид, лицо): соломенная шляпа, высокий, голенастый, совсем молодой, усики, лицо простое.
Простота, скромность.
Речь: приговаривает баском, сказал ,как индейцы, про Аксакова: «рыбье Эльдорадо». Свидетельствует об образованности, начитанности, чувстве юмора.
Поведение: приятно смеётся, в ладоши захлопал, удивляется, не обиделся, вежливо спрашивает, потрепал по спине, протянул руку, ласково поглядел - вежливость, доброжелательность, умение расположить к себе, необидчивость, обаятельность.
Вывод - обобщение. КАКИМ ЖЕ МЫ УВИДЕЛИ ЧЕХОВА?
За очень короткое время встречи с незнакомцем ребята из врагов незаметно для себя стали « братьями».
Удивительный дар Чехова- обаяние!
Вот такой Чехов у Шмелёва: весёлый, обаятельный, скромный.
Как мы можем сказать о человеке, который обладает такими качествами?
ОН - ЛИЧНОСТЬ!
Когда вы станете старше, умнее и прочитаете произведения самого Чехова, то вы узнаете много нового об этой писателе.
Вас, ребята, ждут интересные встречи с этим человеком и личностью.
Д/З:
1)составить рассказ на тему: «Каким я увидел Чехова в рассказе Шмелёва», с обязательным выводом «кого я считаю личностью»
2) выписать в тетрадь понравившиеся слова и выражения, примеры, свидетельствующие о необычности и богатстве языка Шмелёва.