kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Кот Ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по рассказу К.Г.Паустовского "Кот Ворюга"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Кот Ворюга"»

ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат№1

















Конспект урока по чтению

в 5 классе по рассказу К.Г. Паустовского

«Кот-ворюга».

















2021г.









Цель: познакомить учащихся с творчеством К.Г Паустовского, его рассказом «Кот- ворюга»

Задачи:

Образовательные:

1. Учить анализировать художественное  произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2. Расширять словарный запас;

3. Учить оформлять свою мысль в речевое высказывание;

4. Учить коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение.

5 Определять проблему, поставленную автором в рассказе

Развивающие:

1Развивать творческие способности детей, устную речь, внимание, память, мышление.

Воспитывающие:

1. Воспитывать чуткое и доброе отношение к бездомным животным, природе.

2. Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания;

3. Побуждать интерес к родной литературе.


  Оборудование:

1.       Иллюстрации к произведению.

2.      Портрет К.Паустовского.

3. Интерактивная доска.

Методы и приемы

рассказ, объяснение, словесное рисование.

















Ход урока.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Гостей всех поприветствуем-

Начнем скорей урок.



Актуализация знаний, целеполагание.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным произведением К.Г.Паустовского.( его рассказы мы будем читать с вами переходя из класса в класс и каждый раз вы будете открывать в его рассказах для себя что-то новое. )

Учебники пока у вас будут закрыты. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)

Красив он и строен, длинноус и мохнат,

Он любит мышей и боится собак.

- Как вы догадались, что это кот? 
- Первое слова в заголовке - кот. (слайд)

В русских народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеевич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив и независим в сказках Ш. Перро “Кот в сапогах”, в баснях И. А. Крылова.

А вот каким будет наш кот из рассказа вы узнаете
если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение 1 и 2 абзацев учителем).
- Назовите кличку кота (Ворюга).
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение "Кот Ворюга".(СЛАЙД)
- Как вы думаете, про кого этот рассказ?
- Может ли кот быть вором? Почему?

- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

Сравните слова : ворюга и воришка(уменьшительно) кто такой вор? ( тот ,кто что-то крадет, берет чужое без разрешения. слайд

А когда говорят ворюга? Так говорят презрительно о том, кто совершает кражи постоянно.

А воришка? ( крадет тоже, но может быть не часто и не всегда, так, чем то мелким промышляет)
цель:

Вот сегодня нам на уроке нам и предстоит выяснить может ли кот вор измениться с помощью людей или так и останется вором?( На доске) слайд

Кроме этого на уроке мы будем учиться анализировать произведение и оценивать поступки героев и, конечно же,определим главную мысль произведения. Также будем развивать технику чтения , а для того, чтобы вы читали красиво и правильно на уроке, давайте поработаем с чистоговоркой .

(чтение хором с доски на слайде)

Черной ночью черный кот

Прыгнул прямо в дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

( чтение вслух хором)

Чтение рассказа.

По ходу моего чтения мы с вами составим план и придумаем названия к каждой части рассказа.

Ребята, в ходе чтения вам встретятся незнакомые слова ,давайте их прочитаем

На доске ,слайд


Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. 
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь  болезни (Потеря сознания, судороги).

Чтение рассказа учителем и составление плана.

По ходу ( задаю вопросы, что главного в этой части, о ком рассказано здесь?)

После чтения на доске вывешен план рассказа.




1. Ночной воришка.

2. Проделки кота.

3. Ловля проказника.

4. Помилование.

5. Новая жизнь кота.


Вот в таком порядке мы с вами выстроили наш рассказ, этот план вам пригодится, но чуть позже)
физ. минутка

Повторяйте за мной движения.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышел котик на карниз( ходьба лапками)

Посмотрел наш котик наверх

Посмотрел наш котик вниз.

Вот налево повернулся

Проводил он взглядом кур

Потянулся, потянулся(руки вверх на носочках)

Выгнул спинку

И уселся, мяу мур!


Понравилось ли вам произведение? Какое настроение вызывает?


А какое чувство у вас вызывает кот? ( жалко кота ,не жалко. он воровал)


- Кто рассказывает нам историю кота? (автор)


-А кто еще герои произведения? ( Рувим, друг автора, соседский мальчик Ленька,

( сын деревенского сапожника, сообразительный добрый ), деревенские мальчишки.


- Кто из вас был внимательным, как автор называет кота? ( бродяга, бандит, ворюга) за что так? ( за его проделки)


-Какие проделки совершал кот? Найдите в начале рассказа и прочитайте (чтение детьми « Он воровал всё: сметану,,,,)


Как вы думаете зачем он это делал? ( голодный был)

Чтобы выяснить почему у кота были такие повадки ,давайте составим портрет героя.

Найдите в тексте описание кота –ворюги.

( чтение детьми. Рыжий кот .разарвано ухо ,почему? в бою с другими котами,и отрублен кусок грязного хвоста,дикие глаза, тощий,огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе) вот таким рисует его нам автор(картинка) слайд кота


Какие чувства вызывает у вас описание кота? ( жалость)

А каково было поведение кота?

Как он себя вел? ( ловко прятался, потерял всякую совесть, бродяга и бандит)


Хитирый был кот? (да ,убегал постоянно от хозяев)


-Что же стало главным занятие людей, которые проживали в доме, что они хотели больше всего?

Люди хотели поймать и наказать кота.


- Как обещали «потерпевшие» наказать кота?

(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)

Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?

- Но можно ли кота защитить? Почему он стал совершать такие поступки?

(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской образ жизни – другого пути у него не было)

Как вы думаете, какой эпизод в рассказе является главным? ( кот попался)

Кому было поручено поймать кота?( Леньке) почему именно ему? Найти в тексте.

Мальчик славился своей ловкостью и бесстрашием.

Что придумали люди ,чтобы словить кота? ( найти в тексте)выманить кота на рыбу)

Как же решено было наказать кота?


Наказание было ли неожиданным для кота? ( да, вместо того, чтобы выдрать его,как предлагал автор, Ленька посоветовал накормить его как следует).


А чтобы вы придумали на месте Леньки? Как бы вы достали кота и наказали бы его? ( наказали, отдали в приют, накормили, обогрели…)


Долго ли ел кот? Приведите пример из текста ( кот ел больше часа…)


И что же произошло потом с котом? Изменился ли он?


Найти в тексте( с этого дня кот прижился у нас и перестал воровать……

Как же кот отблагодарил людей, какой поступок совершил?


( благородный ,прогнал кур и петуха, которые клевали кашу )


Как автор в конце рассказа называет кота?

Подходит ли теперь к коту его прозвище, Ворюга?

Найти в тексте( хозяин и сторож)

А какую кличку придумали бы вы коту теперь?


( охранник,смелый,решительный , отчаянный)

если взять полный текст рассказа, то там мы увидим, как автор называет кота миллиционером.

А что делают миллиционеры?

Охраняют кого –то и что-то и следят за соблюдением порядка.( что и делал кот)


У нас есть еще одно невыполненное задание, давайте вернемся к нашему плану, у меня он прикреплен на доске не по порядку, восстановите его части ( восстанавливают план) это и будет вашим домашним заданием, подготовить перессказ одной из частей плана и нарисовать рисунок, каким вы себе представляете кот ворюгу.



Теперь давайте вернемся к нашей цели урока, перед вами был поставлен вопрос:


Может ли вор измениться с помощью людей? ( да в рассказе произошло чудесное превращение кота ворюги в кота хозяина и сторожа,) при помощи каких человеческих качеств произошло это превращение?

Какие люди встретились на пути кота ворюги, добрые или злые?

Наказали ли они его физически? Причинили ли они ему боль? ( нет, кота только лишь накормили, )

это хороший поступок? (конечно)

как вы думаете, какую проблему поднимает автор в этом рассказе?

Проблему доброго отношения к животным, если относиться к животным по –доброму, то они станут нашими верными друзьями. Животных надо любить ,ухаживать за ними, кормить и не обижать их , добрый поступок способен изменить даже характер. (ведь животные не виноваты в том, что они бездомные и голодные, поэтому и добывают себе пропитание воровством. Жадность и воровство всегда будут наказаны, но в рассказе произошло «Наказание добротой», кота наказали тем, о чем он давно мечтал ( накормили досыта впервые в жизни)

Доброта и милосердие –великие вещи. А в роли кота-ворюги может оказаться любой человек. У каждого человека может быть плохая черта характера. Исправить ее можно не только наказанием, а ещё и сочувствием и добрым отношением.

Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек! ( песня «Твори добро»

Люди издавна пользовались символами, так, например, голубь, означает символ мира,, красный крест- символ медицины, скорой помощи, а вы видели когда- нибудь символ доброты?

Как вы думаете, каким можно его представить? ( в виде сердца, сердце способное к доброте, доброе, горячее..)

Если осталось время, задание, расположите карточки в таком порядке,в каком происходили события в рассказе .

( воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать, хозяин и сторож)


Тест –игра поможет проверить насколько вы были внимательны при прочтении рассказа






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Кот Ворюга"

Автор: Калюжная Виктория Владимировна

Дата: 17.03.2021

Номер свидетельства: 575830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства