Актуализация знаний, целеполагание. - Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным произведением К.Г.Паустовского.( его рассказы мы будем читать с вами переходя из класса в класс и каждый раз вы будете открывать в его рассказах для себя что-то новое. )
Учебники пока у вас будут закрыты. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)
Острые ушки, на лапках подушки, Усы, как щетинка, дугою спинка, Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)
Красив он и строен, длинноус и мохнат,
Он любит мышей и боится собак.
- Как вы догадались, что это кот? - Первое слова в заголовке - кот. (слайд)
В русских народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеевич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив и независим в сказках Ш. Перро “Кот в сапогах”, в баснях И. А. Крылова.
А вот каким будет наш кот из рассказа вы узнаете если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение 1 и 2 абзацев учителем). - Назовите кличку кота (Ворюга). - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение "Кот Ворюга".(СЛАЙД) - Как вы думаете, про кого этот рассказ? - Может ли кот быть вором? Почему?
- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?
Сравните слова : ворюга и воришка(уменьшительно) кто такой вор? ( тот ,кто что-то крадет, берет чужое без разрешения. слайд
А когда говорят ворюга? Так говорят презрительно о том, кто совершает кражи постоянно.
А воришка? ( крадет тоже, но может быть не часто и не всегда, так, чем то мелким промышляет) цель:
Вот сегодня нам на уроке нам и предстоит выяснить может ли кот вор измениться с помощью людей или так и останется вором?( На доске) слайд
Кроме этого на уроке мы будем учиться анализировать произведение и оценивать поступки героев и, конечно же,определим главную мысль произведения. Также будем развивать технику чтения , а для того, чтобы вы читали красиво и правильно на уроке, давайте поработаем с чистоговоркой .
(чтение хором с доски на слайде)
Черной ночью черный кот
Прыгнул прямо в дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
( чтение вслух хором)
Чтение рассказа.
По ходу моего чтения мы с вами составим план и придумаем названия к каждой части рассказа.
Ребята, в ходе чтения вам встретятся незнакомые слова ,давайте их прочитаем
На доске ,слайд
Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу. Плотица – небольшая рыбка плотва. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот – за ворот, за воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук. Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
Чтение рассказа учителем и составление плана.
По ходу ( задаю вопросы, что главного в этой части, о ком рассказано здесь?)
После чтения на доске вывешен план рассказа.
1. Ночной воришка.
2. Проделки кота.
3. Ловля проказника.
4. Помилование.
5. Новая жизнь кота.
Вот в таком порядке мы с вами выстроили наш рассказ, этот план вам пригодится, но чуть позже) физ. минутка
Повторяйте за мной движения.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышел котик на карниз( ходьба лапками)
Посмотрел наш котик наверх
Посмотрел наш котик вниз.
Вот налево повернулся
Проводил он взглядом кур
Потянулся, потянулся(руки вверх на носочках)
Выгнул спинку
И уселся, мяу мур!
Понравилось ли вам произведение? Какое настроение вызывает?
А какое чувство у вас вызывает кот? ( жалко кота ,не жалко. он воровал)
- Кто рассказывает нам историю кота? (автор)
-А кто еще герои произведения? ( Рувим, друг автора, соседский мальчик Ленька,
( сын деревенского сапожника, сообразительный добрый ), деревенские мальчишки.
- Кто из вас был внимательным, как автор называет кота? ( бродяга, бандит, ворюга) за что так? ( за его проделки)
-Какие проделки совершал кот? Найдите в начале рассказа и прочитайте (чтение детьми « Он воровал всё: сметану,,,,)
Как вы думаете зачем он это делал? ( голодный был)
Чтобы выяснить почему у кота были такие повадки ,давайте составим портрет героя.
Найдите в тексте описание кота –ворюги.
( чтение детьми. Рыжий кот .разарвано ухо ,почему? в бою с другими котами,и отрублен кусок грязного хвоста,дикие глаза, тощий,огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе) вот таким рисует его нам автор(картинка) слайд кота
Какие чувства вызывает у вас описание кота? ( жалость)
А каково было поведение кота?
Как он себя вел? ( ловко прятался, потерял всякую совесть, бродяга и бандит)
Хитирый был кот? (да ,убегал постоянно от хозяев)
-Что же стало главным занятие людей, которые проживали в доме, что они хотели больше всего?
Люди хотели поймать и наказать кота.
- Как обещали «потерпевшие» наказать кота?
(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)
- Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?
- Но можно ли кота защитить? Почему он стал совершать такие поступки?
(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской образ жизни – другого пути у него не было)
Как вы думаете, какой эпизод в рассказе является главным? ( кот попался)
Кому было поручено поймать кота?( Леньке) почему именно ему? Найти в тексте.
Мальчик славился своей ловкостью и бесстрашием.
Что придумали люди ,чтобы словить кота? ( найти в тексте)выманить кота на рыбу)
Как же решено было наказать кота?
Наказание было ли неожиданным для кота? ( да, вместо того, чтобы выдрать его,как предлагал автор, Ленька посоветовал накормить его как следует).
А чтобы вы придумали на месте Леньки? Как бы вы достали кота и наказали бы его? ( наказали, отдали в приют, накормили, обогрели…)
Долго ли ел кот? Приведите пример из текста ( кот ел больше часа…)
И что же произошло потом с котом? Изменился ли он?
Найти в тексте( с этого дня кот прижился у нас и перестал воровать……
Как же кот отблагодарил людей, какой поступок совершил?
( благородный ,прогнал кур и петуха, которые клевали кашу )
Как автор в конце рассказа называет кота?
Подходит ли теперь к коту его прозвище, Ворюга?
Найти в тексте( хозяин и сторож)
А какую кличку придумали бы вы коту теперь?
( охранник,смелый,решительный , отчаянный)
если взять полный текст рассказа, то там мы увидим, как автор называет кота миллиционером.
А что делают миллиционеры?
Охраняют кого –то и что-то и следят за соблюдением порядка.( что и делал кот)
У нас есть еще одно невыполненное задание, давайте вернемся к нашему плану, у меня он прикреплен на доске не по порядку, восстановите его части ( восстанавливают план) это и будет вашим домашним заданием, подготовить перессказ одной из частей плана и нарисовать рисунок, каким вы себе представляете кот ворюгу.
Теперь давайте вернемся к нашей цели урока, перед вами был поставлен вопрос:
Может ли вор измениться с помощью людей? ( да в рассказе произошло чудесное превращение кота ворюги в кота хозяина и сторожа,) при помощи каких человеческих качеств произошло это превращение?
Какие люди встретились на пути кота ворюги, добрые или злые?
Наказали ли они его физически? Причинили ли они ему боль? ( нет, кота только лишь накормили, )
это хороший поступок? (конечно)
как вы думаете, какую проблему поднимает автор в этом рассказе?
Проблему доброго отношения к животным, если относиться к животным по –доброму, то они станут нашими верными друзьями. Животных надо любить ,ухаживать за ними, кормить и не обижать их , добрый поступок способен изменить даже характер. (ведь животные не виноваты в том, что они бездомные и голодные, поэтому и добывают себе пропитание воровством. Жадность и воровство всегда будут наказаны, но в рассказе произошло «Наказание добротой», кота наказали тем, о чем он давно мечтал ( накормили досыта впервые в жизни)
Доброта и милосердие –великие вещи. А в роли кота-ворюги может оказаться любой человек. У каждого человека может быть плохая черта характера. Исправить ее можно не только наказанием, а ещё и сочувствием и добрым отношением.
Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек! ( песня «Твори добро»
Люди издавна пользовались символами, так, например, голубь, означает символ мира,, красный крест- символ медицины, скорой помощи, а вы видели когда- нибудь символ доброты?
Как вы думаете, каким можно его представить? ( в виде сердца, сердце способное к доброте, доброе, горячее..)
Если осталось время, задание, расположите карточки в таком порядке,в каком происходили события в рассказе .
( воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать, хозяин и сторож)
Тест –игра поможет проверить насколько вы были внимательны при прочтении рассказа