kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Кот Ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по рассказу К.Г.Паустовского "Кот Ворюга"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Кот Ворюга"»

ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат№1

















Конспект урока по чтению

в 5 классе по рассказу К.Г. Паустовского

«Кот-ворюга».

















2021г.









Цель: познакомить учащихся с творчеством К.Г Паустовского, его рассказом «Кот- ворюга»

Задачи:

Образовательные:

1. Учить анализировать художественное  произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2. Расширять словарный запас;

3. Учить оформлять свою мысль в речевое высказывание;

4. Учить коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение.

5 Определять проблему, поставленную автором в рассказе

Развивающие:

1Развивать творческие способности детей, устную речь, внимание, память, мышление.

Воспитывающие:

1. Воспитывать чуткое и доброе отношение к бездомным животным, природе.

2. Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания;

3. Побуждать интерес к родной литературе.


  Оборудование:

1.       Иллюстрации к произведению.

2.      Портрет К.Паустовского.

3. Интерактивная доска.

Методы и приемы

рассказ, объяснение, словесное рисование.

















Ход урока.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Гостей всех поприветствуем-

Начнем скорей урок.



Актуализация знаний, целеполагание.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным произведением К.Г.Паустовского.( его рассказы мы будем читать с вами переходя из класса в класс и каждый раз вы будете открывать в его рассказах для себя что-то новое. )

Учебники пока у вас будут закрыты. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)

Красив он и строен, длинноус и мохнат,

Он любит мышей и боится собак.

- Как вы догадались, что это кот? 
- Первое слова в заголовке - кот. (слайд)

В русских народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеевич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив и независим в сказках Ш. Перро “Кот в сапогах”, в баснях И. А. Крылова.

А вот каким будет наш кот из рассказа вы узнаете
если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение 1 и 2 абзацев учителем).
- Назовите кличку кота (Ворюга).
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение "Кот Ворюга".(СЛАЙД)
- Как вы думаете, про кого этот рассказ?
- Может ли кот быть вором? Почему?

- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

Сравните слова : ворюга и воришка(уменьшительно) кто такой вор? ( тот ,кто что-то крадет, берет чужое без разрешения. слайд

А когда говорят ворюга? Так говорят презрительно о том, кто совершает кражи постоянно.

А воришка? ( крадет тоже, но может быть не часто и не всегда, так, чем то мелким промышляет)
цель:

Вот сегодня нам на уроке нам и предстоит выяснить может ли кот вор измениться с помощью людей или так и останется вором?( На доске) слайд

Кроме этого на уроке мы будем учиться анализировать произведение и оценивать поступки героев и, конечно же,определим главную мысль произведения. Также будем развивать технику чтения , а для того, чтобы вы читали красиво и правильно на уроке, давайте поработаем с чистоговоркой .

(чтение хором с доски на слайде)

Черной ночью черный кот

Прыгнул прямо в дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

( чтение вслух хором)

Чтение рассказа.

По ходу моего чтения мы с вами составим план и придумаем названия к каждой части рассказа.

Ребята, в ходе чтения вам встретятся незнакомые слова ,давайте их прочитаем

На доске ,слайд


Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. 
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь  болезни (Потеря сознания, судороги).

Чтение рассказа учителем и составление плана.

По ходу ( задаю вопросы, что главного в этой части, о ком рассказано здесь?)

После чтения на доске вывешен план рассказа.




1. Ночной воришка.

2. Проделки кота.

3. Ловля проказника.

4. Помилование.

5. Новая жизнь кота.


Вот в таком порядке мы с вами выстроили наш рассказ, этот план вам пригодится, но чуть позже)
физ. минутка

Повторяйте за мной движения.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышел котик на карниз( ходьба лапками)

Посмотрел наш котик наверх

Посмотрел наш котик вниз.

Вот налево повернулся

Проводил он взглядом кур

Потянулся, потянулся(руки вверх на носочках)

Выгнул спинку

И уселся, мяу мур!


Понравилось ли вам произведение? Какое настроение вызывает?


А какое чувство у вас вызывает кот? ( жалко кота ,не жалко. он воровал)


- Кто рассказывает нам историю кота? (автор)


-А кто еще герои произведения? ( Рувим, друг автора, соседский мальчик Ленька,

( сын деревенского сапожника, сообразительный добрый ), деревенские мальчишки.


- Кто из вас был внимательным, как автор называет кота? ( бродяга, бандит, ворюга) за что так? ( за его проделки)


-Какие проделки совершал кот? Найдите в начале рассказа и прочитайте (чтение детьми « Он воровал всё: сметану,,,,)


Как вы думаете зачем он это делал? ( голодный был)

Чтобы выяснить почему у кота были такие повадки ,давайте составим портрет героя.

Найдите в тексте описание кота –ворюги.

( чтение детьми. Рыжий кот .разарвано ухо ,почему? в бою с другими котами,и отрублен кусок грязного хвоста,дикие глаза, тощий,огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе) вот таким рисует его нам автор(картинка) слайд кота


Какие чувства вызывает у вас описание кота? ( жалость)

А каково было поведение кота?

Как он себя вел? ( ловко прятался, потерял всякую совесть, бродяга и бандит)


Хитирый был кот? (да ,убегал постоянно от хозяев)


-Что же стало главным занятие людей, которые проживали в доме, что они хотели больше всего?

Люди хотели поймать и наказать кота.


- Как обещали «потерпевшие» наказать кота?

(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)

Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?

- Но можно ли кота защитить? Почему он стал совершать такие поступки?

(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской образ жизни – другого пути у него не было)

Как вы думаете, какой эпизод в рассказе является главным? ( кот попался)

Кому было поручено поймать кота?( Леньке) почему именно ему? Найти в тексте.

Мальчик славился своей ловкостью и бесстрашием.

Что придумали люди ,чтобы словить кота? ( найти в тексте)выманить кота на рыбу)

Как же решено было наказать кота?


Наказание было ли неожиданным для кота? ( да, вместо того, чтобы выдрать его,как предлагал автор, Ленька посоветовал накормить его как следует).


А чтобы вы придумали на месте Леньки? Как бы вы достали кота и наказали бы его? ( наказали, отдали в приют, накормили, обогрели…)


Долго ли ел кот? Приведите пример из текста ( кот ел больше часа…)


И что же произошло потом с котом? Изменился ли он?


Найти в тексте( с этого дня кот прижился у нас и перестал воровать……

Как же кот отблагодарил людей, какой поступок совершил?


( благородный ,прогнал кур и петуха, которые клевали кашу )


Как автор в конце рассказа называет кота?

Подходит ли теперь к коту его прозвище, Ворюга?

Найти в тексте( хозяин и сторож)

А какую кличку придумали бы вы коту теперь?


( охранник,смелый,решительный , отчаянный)

если взять полный текст рассказа, то там мы увидим, как автор называет кота миллиционером.

А что делают миллиционеры?

Охраняют кого –то и что-то и следят за соблюдением порядка.( что и делал кот)


У нас есть еще одно невыполненное задание, давайте вернемся к нашему плану, у меня он прикреплен на доске не по порядку, восстановите его части ( восстанавливают план) это и будет вашим домашним заданием, подготовить перессказ одной из частей плана и нарисовать рисунок, каким вы себе представляете кот ворюгу.



Теперь давайте вернемся к нашей цели урока, перед вами был поставлен вопрос:


Может ли вор измениться с помощью людей? ( да в рассказе произошло чудесное превращение кота ворюги в кота хозяина и сторожа,) при помощи каких человеческих качеств произошло это превращение?

Какие люди встретились на пути кота ворюги, добрые или злые?

Наказали ли они его физически? Причинили ли они ему боль? ( нет, кота только лишь накормили, )

это хороший поступок? (конечно)

как вы думаете, какую проблему поднимает автор в этом рассказе?

Проблему доброго отношения к животным, если относиться к животным по –доброму, то они станут нашими верными друзьями. Животных надо любить ,ухаживать за ними, кормить и не обижать их , добрый поступок способен изменить даже характер. (ведь животные не виноваты в том, что они бездомные и голодные, поэтому и добывают себе пропитание воровством. Жадность и воровство всегда будут наказаны, но в рассказе произошло «Наказание добротой», кота наказали тем, о чем он давно мечтал ( накормили досыта впервые в жизни)

Доброта и милосердие –великие вещи. А в роли кота-ворюги может оказаться любой человек. У каждого человека может быть плохая черта характера. Исправить ее можно не только наказанием, а ещё и сочувствием и добрым отношением.

Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек! ( песня «Твори добро»

Люди издавна пользовались символами, так, например, голубь, означает символ мира,, красный крест- символ медицины, скорой помощи, а вы видели когда- нибудь символ доброты?

Как вы думаете, каким можно его представить? ( в виде сердца, сердце способное к доброте, доброе, горячее..)

Если осталось время, задание, расположите карточки в таком порядке,в каком происходили события в рассказе .

( воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать, хозяин и сторож)


Тест –игра поможет проверить насколько вы были внимательны при прочтении рассказа






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Кот Ворюга"

Автор: Калюжная Виктория Владимировна

Дата: 17.03.2021

Номер свидетельства: 575830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства