Постановка проблемы Чума 20 в. ВИЧ открыт в 1983г Люком Монтанье и Робертом Галло. За 30 лет СПИД унес больше 25 млн жизней, более 6о млн человек инфицировано ВИЧ. Свердловская область занимает первое место по распространению ВИЧ. В 2011 году инфицировано 52719 человек. На 01.01.2012 – 53259. В Новоуральске на 01.01.2012 789 человек, из них 125 детей. ВИЧ может перейти в стадию СПИДа. Почему мы сегодня говорим об этом? А как распространяется? Назовите пути заражения. Каким способом можно заразиться вероятнее всего? Русская литература всегда обращалась к человеку, особенно в сложные для него ситуации. Еще в начале 20 века М. Булгаков обратился к теме наркотической зависимости в рассказе «Морфий». Обратимся и мы к этому рассказу. (Зачитать эпиграф) «Сердце начинает стучать так, что я чувствую его в руках, в висках…а потом оно проваливается в бездну, и бывают секунды, когда я мыслю о том, что более доктор Поляков не вернется к жизни… 9 апреля 1917 года» Начало дневника – 1917 год 20 января Последняя запись – 1918 год 13 февраля Что произошло с доктором Поляковым за это время. Итак, в руки доктора Бомгорта попадает дневник Сергея Полякова – общая тетрадь в черной клеенчатой обложке (именно в таких тетрадях сохранились рукописи Булгакова) (учитель показывает тетрадь). Это исповедь героя. Обратимся к литературному материалу. Сформулируйте главный вопрос урока? Что мы будем исследовать? Исследование Анализ эпизодов текста. Задание группам. 1 группа. - Прочитайте текст. - Найдите определения морфина, кокоина, которые дает автор на протяжении всего рассказа. - Сделайте вывод о роли определений в тексте. 2 группа. (группа работает с дневниковыми записями до 18.05.17) - Прочитайте текст. - Определите состояние и обозначьте поведение героя до лечения в больнице. - Сделайте вывод о влиянии морфия на организм героя. 3 группа. (группа работает с дневниковыми записями с 14.11.17) - Прочитайте текст. - Определите состояние и обозначьте поведение героя после лечения в больнице. - Сделайте вывод о влиянии морфия на организм героя. 4 группа. - Обобщите материал исследований. - Определите основную идею рассказа. - Подготовьте ответ на ключевой вопрос урока. Обмен информации Ответы групп у доски Организация информации Свои ответы группы оформляют на доске. Связывание информации Обобщение делает группа детей «Эксперты» Учитель обобщает работу детей по тексту и делает выводы о влиянии наркотиков на распространение ВИЧ, об актуальности этой проблемы для современных детей (научитесь говорить «нет»). Это рассказ – «история болезни» – исследование – откровение – предупреждение . Неслучайно в дневнике доктора Полякова мы читаем: «Других предостерегаю: будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25 частях воды кристаллами. Я слишком им доверился, и они меня погубили». Как важно сегодня в ситуациях различных соблазнов сказать твердо «Нет!» «Нет – наркотикам!» - именно через наркотики, использованием шприца можно заразиться СПИДом. Как важно сегодня устоять перед многочисленной компанией, «давящей на твое самолюбие, и сказать «Нет!» «Нет – наркотикам!» Именно они приведут тебя к трагедии. Как важно сделать правильный выбор! И этот выбор за вами! Рефлексия Составьте синквейны на тему урока Применение Письменный ответ на вопрос «О чем заставил задуматься дневник доктора Полякова?» | Вич распространяется очень быстро. - кровь; - половой путь; - молоко матери. - Через кровь, употребляя наркотики. - С ним произошла трагедия. - Неслучайно звучит слово «смерть». - Передается внутреннее состояние человека. - Крик души. - Ощущение безысходности. Какое влияние оказывает морфий на организм человека? На партах находятся правила работы в группах. Работая в группах, дети выполняют данное им задание. Найдя в тексте определения морфия, дети приходят к выводу, что через них видно отношение героя к морфию: от черта до Бога. Работая с текстом, дети подбирают цитаты о том, как чувствует себя герой до лечения в больнице. Работая с текстом, дети подбирают цитаты о том, как чувствует себя герой до лечения в больнице. Обобщит материалы исследований других групп, сделает вывод. 1 группа. «истинный благодетель человечества» «грозная штука» «черт в склянке» «смесь дьявола с моей кровью» «кокаин – сквернейший и коварнейший яд» «чудные и божественные кристаллы» «кристаллический божок» 2 группа. «после укола впервые…спал глубоко и хорошо» «необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности» «это высшая точка проявления духовной силы человека» «бессмысленная грубость…не знаю, как это со мной произошло» «спокойствие, восторг, блаженство» «весь день живу ночным впрыскиванием» «смерть медленная овладевает морфинистом» «человека нет» «рвота» 3 группа. «Спасибо морфию, что он сделал меня храбрым» «бежал воровски» «летит… старушонка с желтыми волосами» «случайная галлюцинация» «не могу расстаться с моим кристаллическим растворимым божком» «во время лечения я погибну» «лечиться не нужно» «я погиб, надежды нет» «рвота с икотой» «на предплечьях непрекращающиеся нарывы» «это мучение, а не жизнь» «краденый морфий я впрыскивал в уборной» «слабость и мерзость ночью» «позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь» 4 группа. Морфий, несмотря на то что в первое время употребление его оказывает «чудесное» влияние, отравляет организм, вызывает необратимую смерть. ВИЧ Влиятельный, неизлечимый Убивает, властвует, калечит Каждый выбирает свой путь Опасность. Наркотик Манящий и скверный Губит, уничтожает, привлекает «Черт в склянке» Зависимость Наркотики Разрушительные, соблазнительные Губят, овладевают, затягивают Скажи наркотикам – нет зависимость |