kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по повести Владимира Богомолова и фильму Андрея Тарковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения (экранизация Андрея Тарковского "Иваново детство" и повесть В. Богомолова)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести Владимира Богомолова и фильму Андрея Тарковского»


«Неужели это не самая последняя война на земле?» Повесть «Иван» В. Богомолова и фильм А. Тарковского «Иваново детство».

Методическая цель

Продемонстрировать технологию проблемного обучения на примере сопоставительного анализа литературного произведения и экранизации

Дидактическая цель урока:

Создать условия для понимания специфичности и взаимопроникновения языка литературы и кино

Задачи:


– Показать возможность передачи и обогащения писательского замысла средствами киноискусства.

– Раскрыть трагическое значение образа ребенка на войне.

– Раскрыть мифопоэтический религиозно-философский подтекст фильма А. Тарковского.

– Закрепить литературоведческие термины и понятия (лирика, трагедия, метафора, антитеза, аллюзия)

– создать условия для развития устной речи учащихся;

– способствовать развитию интереса и познавательной активности воспитанников, творческих способностей.

– способствовать формированию нравственных ценностей;

– воспитывать самостоятельность, коммуникативные компетенции.

Основные понятия темы

трагизм, кинокадр, антитеза, аллюзия, метафора

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

1. Используя слайд №, организует беседу о теме и целях урока.

Сегодняшний урок мы проводим в рамках сразу двух событий: Года Литературы и Года Российского Кино, передающих эстафету друг другу. Мы будем выступать и в роли читателей, и в роли зрителей, литературоведов и кинокритиков.

Повесть В. Богомолова «Иван» вызвала большой интерес у читателей не только благодаря сюжету, но и благодаря блистательной экранизации Андрея Тарковского «Иваново детство». И книга, и фильм были удостоены премий (слайд).







  1. Подводит учащихся к осознанию цели урока: научиться понимать специфичность языка литературы и кино.

  2. Задает вопросы:

- Герой произведения – Иван. Скажите, что означает это имя в русском культурном пространстве? (слайд) Где вы с ним встречались?







- Как вы думаете, какие акценты в понимании происходящего добавил режиссер, изменив название на «Иваново детство»?







- Мы погружаемся в мир детства, но детства необычного, военного, и нам необходимо ответить на вопрос:

- Как средства кинематографа обогатили художественный материал писательского повествования?

Иван-дурак – это герой русских народных сказок, Иван-дурак, Иван-Царевич, победитель, защитник добра, простодушный и отважный. Иван – это традиционное имя русского человека, не случайно немцы кричали: «Русский Иван!»


Это рассказ о детстве, но детстве неправильном, необычном. Это военное детство, детство-страдание, детство-смерть. Автор подчеркивает, что именно такое детство было уготовано русскому мальчику Ивану.






Личностные

Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем;


Познавательные

- Умение строить рассуждения;

- Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах;


Регулятивные

1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности;

2. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;


Коммуникативные


- Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- Формулировать собственное высказывание в рамках темы;

- Умение слышать и слушать других; быть готовым корректировать свою точку зрения.

- Адекватно использовать речевые средства для коммуникации

III. Применение знаний, умений и навыков при решении проблемного вопроса.

Организация познавательной деятельности. Исследование.

  1. – Скажите, в чем необычность явления героя в книге? Чем он поражает Гальцева? (диалог с Гальцевым прочитать)


















  1. – Скажите, а какую роль играет река в фильме Тарковского? Какое символическое начало она несет? (индивидуальное задание)










  1. – Что показалось вам более сложным: художественное пространство книги или фильма?




  1. – Что нового привнес в историю о русском мальчике-разведчике Иване Андрей Тарковский?



  1. Какую роль играют в фильме сны-метафоры? (просмотр эпизода)







  1. Особое внимание необходимо уделить образу дерева (сцена-кадр).





  1. Сейчас я предлагаю вам обратиться к сцене, когда Иван перелистывает книгу с иллюстрациями Дюрера. Но сначала послушаем небольшое сообщение об этом художнике.

- Итак, как вы понимаете эту сцену?




  1. Я хочу обратить ваше внимание еще на один эпизод, о котором вы уже упоминали и которого нет в книге: сцену с обезумевшим от горя стариком.

- Как вы считаете, зачем она понадобилась режиссеру?

  1. Как вы считаете, отчего Тарковский вводит в канву сюжета и делает акцент на образах Богородицы и покосившегося креста?



  1. И самое ужасное, что жертвой становится ребенок. Жертвой и героем одновременно.

- Почему о смерти Ивана рассказывают бесстрастные строки немецкого архива? (сцена из фильма)













Слушают преподавателя, читают диалог, отвечают на вопрос.

На войне Иван – свой. Странный, злой, ненавидящий, преодолевающий реку на полене, что не под силу даже взрослому человеку. «Ему ненависть душу жгла», - говорит о нем автор.



Индивидуальное задание. Ответы учащихся: река делит пространство на свое и чужое, как в фольклоре. Мир свой и мир чужой, запретный и опасный, враждебный («Ходить на ту сторону»). Образы Стикса, лодки, перевозящей души умерших.



Фильм А. Тарковского изобилует метафорами, это фильм-иносказание, фильм-урок, фильм-назидание.



  1. Добавил сны Ивана

  2. Обогатил историю с Машей

  3. Ввел образ Дома


Сны-возвращение в детство (образы детства: солнце, мать, звезда, бабочка, коза, звезда, яблоки, колодец, чистая вода, древо жизни). Создается образ Божьего мира, тема рая, библейская аллюзия.


В Библии это древо жизни, древо познания добра и зла, а в фильме оно обугленное даже в светлом сне Ивана. Это знак беды, предупреждение, трагический символ.


Сообщение о тв-ве Дюрера.

Иван верно угадал во всаднике Смерть. Немцам он отказывает в человечности, это враги,


обуглено, лишено жизни.




Индивидуальное задание. Для Ивана нет разделения немцев на хороших и плохих,это враги,их надо уничтожить.Он верно угадывает во всаднике Апокалипсиса Смерть.



Дом-средоточие жизни, сакральное понятие. Разрушен дом-разрушена жизнь. Ребенок, лишенный дома, мстит, старик, лишенный дома, обезумел от горя.

Мир гибнет от того, что человек утратил связь с корнями, потерял человеческий облик, утратил святость.


Бесстрастность немецкого документа подчеркивает трагизм ситуации. Скурпулезно и сухо рассказывается о подвиге мальчика, имя которого теперь стало нарицательным: русский Иван-мученик и герой. И из этой же справки мы узнаем о предательстве другого русского человека, полицая, выдавшего, как Иуда, Ивана за несколько немецких марок. Образ Ивана поднимается на библейскую высоту, приобретает трагический облик.








Личностные

- Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем и со сверстниками;

- Формирование нравственных ценностей;

- Фиксирование индивидуального самоопределения

- Осознание успешности своей деятельности;


Познавательные

-Умение самостоятельно обобщать, систематизировать знания;

- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

- извлекать необходимую информацию из текстов;

- использовать знаково-символические средства;

- предъявлять информацию в различных формах (письменно, устно).


Регулятивные

- Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий;

- Умение оценивать качество собственной деятельности и деятельности товарищей.


Коммуникативные

-Умение работать в парах и приходить к общему мнению;

-Адекватно использовать речевые средства для коммуникации;

-Формулировать собственное высказывание в рамках темы;

- Умение использовать письменные и речевые средства для представления результата.

IV. Анализ решения проблемной ситуации. Выводы.

Подведение итогов, задание на самоподготовку

1.Разрешение проблемной ситуации.

В последних кадрах фильма Иван бежит от нас, легкий и радостный, к сияющей реке, но по-прежнему стоит грозным напоминанием обугленное дерево как символ грядущего зла. Мир хрупкий, зыбкий, его так легко уничтожить.

Обращение к проблемному вопросу:

- Как обогатил язык кинематографа писательское повествование? (составление кластера)
















2.Рефлексия.

Организует обсуждение результатов работы и самооценку действий на уроке.

Создает условия для оценки своего эмоционального состояния и анализа учебной деятельности: (на листочках)

-Наиболее важным для понимания мне показался эпизод (кадр из фильма)…

-Мне стал более понятен язык кинематографа…

-Я считаю (или не считаю), что режиссер имеет право вторгаться в повествование…

- Мне показалась-(лся) более интересной(ым) повесть(или фильм)…

Преподаватель подводит общий итог урока, дает свой анализ и оценку работы суворовцев на уроке и достижения целей урока.

Дает задание на самоподготовку:

- написать сочинение «О чем звонит колокол Ивана»?



  1. Повествование переведено на метафорический язык образов-символов.

  2. Усилен прием антитезы (противостояние жизни и смерти, бытия и небытия).

  3. Повествование поднято на библейский уровень.

  4. Усилен трагизм темы «Детство и война». Тарковский перевел линейное повествование книги на язык метафор, образов и тем самым поднял повествование на библейскую высоту, создал философскую притчу о мальчике-герое и мученике одновременно.


Рефлексируют, отвечают на вопросы.









Познавательные

рефлексия способов и условий действия

Личностные

(1, 3, 4,5)

Регулятивные

(3,4)

Коммуникативные

(3)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по повести Владимира Богомолова и фильму Андрея Тарковского

Автор: Елена Валентиновна Лелинкова

Дата: 08.11.2021

Номер свидетельства: 590740


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства