1. Используя слайд №, организует беседу о теме и целях урока. Сегодняшний урок мы проводим в рамках сразу двух событий: Года Литературы и Года Российского Кино, передающих эстафету друг другу. Мы будем выступать и в роли читателей, и в роли зрителей, литературоведов и кинокритиков. Повесть В. Богомолова «Иван» вызвала большой интерес у читателей не только благодаря сюжету, но и благодаря блистательной экранизации Андрея Тарковского «Иваново детство». И книга, и фильм были удостоены премий (слайд). Подводит учащихся к осознанию цели урока: научиться понимать специфичность языка литературы и кино. Задает вопросы: - Герой произведения – Иван. Скажите, что означает это имя в русском культурном пространстве? (слайд) Где вы с ним встречались? - Как вы думаете, какие акценты в понимании происходящего добавил режиссер, изменив название на «Иваново детство»? - Мы погружаемся в мир детства, но детства необычного, военного, и нам необходимо ответить на вопрос: - Как средства кинематографа обогатили художественный материал писательского повествования? | Иван-дурак – это герой русских народных сказок, Иван-дурак, Иван-Царевич, победитель, защитник добра, простодушный и отважный. Иван – это традиционное имя русского человека, не случайно немцы кричали: «Русский Иван!» Это рассказ о детстве, но детстве неправильном, необычном. Это военное детство, детство-страдание, детство-смерть. Автор подчеркивает, что именно такое детство было уготовано русскому мальчику Ивану. | Личностные Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем; Познавательные - Умение строить рассуждения; - Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах; Регулятивные 1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности; 2. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Коммуникативные - Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - Формулировать собственное высказывание в рамках темы; - Умение слышать и слушать других; быть готовым корректировать свою точку зрения. - Адекватно использовать речевые средства для коммуникации |
– Скажите, в чем необычность явления героя в книге? Чем он поражает Гальцева? (диалог с Гальцевым прочитать) – Скажите, а какую роль играет река в фильме Тарковского? Какое символическое начало она несет? (индивидуальное задание) – Что показалось вам более сложным: художественное пространство книги или фильма? – Что нового привнес в историю о русском мальчике-разведчике Иване Андрей Тарковский? Какую роль играют в фильме сны-метафоры? (просмотр эпизода) Особое внимание необходимо уделить образу дерева (сцена-кадр). Сейчас я предлагаю вам обратиться к сцене, когда Иван перелистывает книгу с иллюстрациями Дюрера. Но сначала послушаем небольшое сообщение об этом художнике. - Итак, как вы понимаете эту сцену? Я хочу обратить ваше внимание еще на один эпизод, о котором вы уже упоминали и которого нет в книге: сцену с обезумевшим от горя стариком. - Как вы считаете, зачем она понадобилась режиссеру? Как вы считаете, отчего Тарковский вводит в канву сюжета и делает акцент на образах Богородицы и покосившегося креста? И самое ужасное, что жертвой становится ребенок. Жертвой и героем одновременно. - Почему о смерти Ивана рассказывают бесстрастные строки немецкого архива? (сцена из фильма) | Слушают преподавателя, читают диалог, отвечают на вопрос. На войне Иван – свой. Странный, злой, ненавидящий, преодолевающий реку на полене, что не под силу даже взрослому человеку. «Ему ненависть душу жгла», - говорит о нем автор. Индивидуальное задание. Ответы учащихся: река делит пространство на свое и чужое, как в фольклоре. Мир свой и мир чужой, запретный и опасный, враждебный («Ходить на ту сторону»). Образы Стикса, лодки, перевозящей души умерших. Фильм А. Тарковского изобилует метафорами, это фильм-иносказание, фильм-урок, фильм-назидание. Добавил сны Ивана Обогатил историю с Машей Ввел образ Дома Сны-возвращение в детство (образы детства: солнце, мать, звезда, бабочка, коза, звезда, яблоки, колодец, чистая вода, древо жизни). Создается образ Божьего мира, тема рая, библейская аллюзия. В Библии это древо жизни, древо познания добра и зла, а в фильме оно обугленное даже в светлом сне Ивана. Это знак беды, предупреждение, трагический символ. Сообщение о тв-ве Дюрера. Иван верно угадал во всаднике Смерть. Немцам он отказывает в человечности, это враги, обуглено, лишено жизни. Индивидуальное задание. Для Ивана нет разделения немцев на хороших и плохих,это враги,их надо уничтожить.Он верно угадывает во всаднике Апокалипсиса Смерть. Дом-средоточие жизни, сакральное понятие. Разрушен дом-разрушена жизнь. Ребенок, лишенный дома, мстит, старик, лишенный дома, обезумел от горя. Мир гибнет от того, что человек утратил связь с корнями, потерял человеческий облик, утратил святость. Бесстрастность немецкого документа подчеркивает трагизм ситуации. Скурпулезно и сухо рассказывается о подвиге мальчика, имя которого теперь стало нарицательным: русский Иван-мученик и герой. И из этой же справки мы узнаем о предательстве другого русского человека, полицая, выдавшего, как Иуда, Ивана за несколько немецких марок. Образ Ивана поднимается на библейскую высоту, приобретает трагический облик. | Личностные - Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем и со сверстниками; - Формирование нравственных ценностей; - Фиксирование индивидуального самоопределения - Осознание успешности своей деятельности; Познавательные -Умение самостоятельно обобщать, систематизировать знания; - устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; - извлекать необходимую информацию из текстов; - использовать знаково-символические средства; - предъявлять информацию в различных формах (письменно, устно). Регулятивные - Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий; - Умение оценивать качество собственной деятельности и деятельности товарищей. Коммуникативные -Умение работать в парах и приходить к общему мнению; -Адекватно использовать речевые средства для коммуникации; -Формулировать собственное высказывание в рамках темы; - Умение использовать письменные и речевые средства для представления результата. |
1.Разрешение проблемной ситуации. В последних кадрах фильма Иван бежит от нас, легкий и радостный, к сияющей реке, но по-прежнему стоит грозным напоминанием обугленное дерево как символ грядущего зла. Мир хрупкий, зыбкий, его так легко уничтожить. Обращение к проблемному вопросу: - Как обогатил язык кинематографа писательское повествование? (составление кластера) 2.Рефлексия. Организует обсуждение результатов работы и самооценку действий на уроке. Создает условия для оценки своего эмоционального состояния и анализа учебной деятельности: (на листочках) -Наиболее важным для понимания мне показался эпизод (кадр из фильма)… -Мне стал более понятен язык кинематографа… -Я считаю (или не считаю), что режиссер имеет право вторгаться в повествование… - Мне показалась-(лся) более интересной(ым) повесть(или фильм)… Преподаватель подводит общий итог урока, дает свой анализ и оценку работы суворовцев на уроке и достижения целей урока. Дает задание на самоподготовку: - написать сочинение «О чем звонит колокол Ивана»? | Повествование переведено на метафорический язык образов-символов. Усилен прием антитезы (противостояние жизни и смерти, бытия и небытия). Повествование поднято на библейский уровень. Усилен трагизм темы «Детство и война». Тарковский перевел линейное повествование книги на язык метафор, образов и тем самым поднял повествование на библейскую высоту, создал философскую притчу о мальчике-герое и мученике одновременно. Рефлексируют, отвечают на вопросы. | Познавательные рефлексия способов и условий действия Личностные (1, 3, 4,5) Регулятивные (3,4) Коммуникативные (3) |