kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по повести В.Кондратьева "Сашка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о ВОв, знакомство с творчеством В.Кондратьева

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести В.Кондратьева "Сашка"»

Тема урока: «О своей войне рассказать могу только я сам» – человек на войне

в повести В.Кондратьева «Сашка»

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование

Цели урока.

Образовательная: подчеркнуть, что главной задачей писателя в его «честной и

горькой книге» стало показать истинное лицо войны,

«черствый хлеб правды», «трудную работу»

солдата, цену потерь и самой привычки к ут­ратам, величие

человечности как высшего подвига на войне, испытание

властью, любовью и дружбой главного героя повести

Развивающая: формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять,

делать выводы; развивать аналитическое мышление,

творческие способности, монологическую речь.

Воспитательная: воспитание любви к творчеству писателя, чьим главным заветом

было сохранение «памяти сердца», развивать у

учащихся стремление к размышлениям о прочитанном,

душевный отклик, сопереживание героям Кондратьева

Оборудование урока: выставка книг, тексты произведений

Опережающие задания: сообщения учащихся:

«У героев его повестей такая же судьба - биография

В.Кондратьева»

«…Очень хорошую, честную и горькую книгу собрал» (В. Астафьев) –

история создания и жанр повести В.Кондратьева «Сашка»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Увидите ужасные, потрясающие душу зрелища;

увидите войну не в правильном, красивом и блестящем

строе, с музыкой и барабанным боем, с

развевающимися знаменами и гарцующими генералами,

а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови,

в страданиях, в смерти...

Л.Н.Толстой. Севастопольские рассказы


Война совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда,

черна от пота,

вверх

Скользит по пахоте пехота.

М. Кульчицкий, поэт-фронтовик. 1942

План урока.

1. Вступительное слово учителя: «Главное сейчас — черствый хлеб правды...»

2. Сообщение учащегося: «У героев его повестей такая же судьба -

биография В.Кондратьева»

3. Сообщение учащегося: «…Очень хорошую, честную и горькую книгу собрал»

(В. Астафьев) – история создания и жанр повести В.Кондратьева «Сашка»

4. Сообщение учащегося: Сюжетно – композиционная организация повести

В.Кондратьева «Сашка»

5. «О своей войне рассказать могу только я сам» – человек на войне в повести

В.Кондратьева «Сашка»

6. “Есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах” – о главном герое повести «Сашка»

7. Заключение: «Об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет

только безнравственно»

Проблемные вопросы:

  • Почему писатели так часто обращаются к теме
    войны? Как проявляет себя человек на войне?

  • К какому течению военной прозы вы бы, отнесли это произведение?

  • Охарактеризуйте главного героя повести, чье имя дало ей название. Каким известным вам героям военной прозы Сашка близок?

  • Почему Сашка не может расстрелять плененного им немца? Что поражает его в пленнике?

  • Проанализируйте авторские слова: «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчи­няться беспрекословно и страшное сомнение в справед­ливости и нужности того, что ему приказали». Как вы их понимаете?

1. Вступительное слово учителя: «Главное сейчас — черствый хлеб правды...»

Кондратьев Вячеслав Леонтьевич принадлежит к той плеяде писателей, в произведениях которых война была в них показана «из окопов», глазами непосред­ственных участников, как правило, юных, еще не оперившихся лейтенантов, командиров взводов и ба­тальонов, что и позволило критикам такие произведе­ния назвать «лейтенантской прозой». Писателей этого направления, многие из которых сами прошли дорогами войны, интересовали не перемещения войск и не планы Ставки, но мысли и чувства вчерашних студентов, которые, став командирами рот и батальо­нов, впервые столкнулись со смертью, впервые ощу­тили бремя ответственности и за родную страну, и за живых людей, ждущих от них решения своей судьбы.

«Главное сейчас — черствый хлеб правды, без слюней. А правда и стиль продиктует, и манеру, а так пустые это разговоры. Я и не знал, писавши «Сашку», что у меня «инверсии» и какие-то «эллиптические предложения». Писал как Бог на душу положил, чуя, что вещь эту именно так и надо писать, не по-другому», -

писал В. Кондратьев  известному писателю В. Астафьеву.

  • Почему писатели так часто обращаются к теме
    войны? Как проявляет себя человек на войне?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке

2. Сообщение учащегося: «У героев его повестей такая же судьба -

биография В.Кондратьева»

Кондратьев Вячеслав Леонтьевич родился 30 октября 1920 в Полтаве в семье инженера-путейца. С 1922 жил в Москве.

« Я родился на Украине, в Полтаве, в 1920 году. В тот год еще был жив наш земляк писатель Владимир Короленко (1853 - 1921). Жили мы на окраинной улочке, ведущей к городскому кладбищу, по которой, как потом рассказывал мне отец, возили на машинах полтавчан на расстрел. Людей еще не успели научить молчанию, а потому они кричали на всю улицу "Граждане! Нас везут расстреливать! Помогите, люди!"

Реальная жизнь и ее отражение в прессе вошли в противоречие для меня уже с тех лет. Потому, наверное, и газетным кампаниям тридцать четвертого, тридцать седьмого годов, вакханалии вокруг "врагов народа" я уже не очень доверял. Сыграло тут роль, видимо, и то, что среди шестидесяти арестованных сослуживцев отца было несколько человек, которых я знал с детства. Это были его товарищи, и я никак не мог поверить, что эти люди - враги. Возможно, помогли не поддаться всеобщему безумию жестокости и те нравственные начала, заложенные великой русской литературой, о которых я уже поминал»

( Кондратьев В.Л. «Цена жестокости». Ж. "Спутник" 1990, № 8)
В 1939 поступил в Московский автодорожный институт, был призван в армию, служил на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года после многочисленных рапортов Кондратьев в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. Участвовал в тяжелых затяжных боях, в т.ч. под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 43 года тяжёлое ранение, полгода в госпитале – ограниченная годность, инвалидность.

    «До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал» – так заканчивается повествование Симонова о военной судьбе В. Кондратьева.

Работал художником, учился в Полиграфическом институте (факультет художественного оформления печатной продукции).
      Поддержка К.М.Симонова помогла Кондратьеву опубликовать свое лучшее произведение – повесть Сашка (1979), сразу выдвинувшую ее автора в ряд ведущих писателей военной тематики. По точному замечанию Симонова, «история Сашки – это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». Автобиографические мотивы прослеживаются и последующей прозе Кондратьева 1980-х годов, названную критикой «ржевской», и связанную общностью времени и места.

Писатель умер 21 сентября 1993 года (покончил жизнь самоубийством).

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»: Кондратьев Вячеслав Леонидович)

3. Сообщение учащегося: «…Очень хорошую, честную и горькую книгу собрал»

(В. Астафьев) – история создания и жанр повести В.Кондратьева «Сашка»

«Сашка» — литературный дебют В. Кондратьева, которому было тогда под 60: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то — это самое главное, что было у меня в жизни… Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы, жадно читал военную прозу, но тщетно искал и не находил в ней «своей войны». Понял, что о «своей войне» рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу — какая-то страничка войны останется нераскрытой», - заметил В.Кондратьев.

Вот что автор пишет об истории создания повести «Сашка»: «Поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную всю, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали еще оперения невзорвавшихся мин, увидел — это было самым страшным — незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня поразило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет только безнравственно».

Овсянниковское поле - скромное и страшное, реальное и символическое - место действия повести «Сашка». Она была опубликована в 1979 г. в журнале «Дружба народов».

Автор не случайно выбрал жанр повести. Именно повесть, сосредоточенная на жизненном пути и внут­реннем мире отдельной личности, стала основным жанром произведений «лейтенантской прозы»

Для произведений «лейтенантской прозы» самые важные темы – это истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к ут­ратам. И в творчестве В.Кондратьева это проявляется с необычайной глубиной. Необычайную искренность, исповедальность повести В. Кондратьева отметил и  В. Астафьев в письме к автору: «Месяц читал твоего «Сашку»… Очень хорошую, честную и горькую книгу собрал». А сам В. Кондратьева своей повести предпослал такой эпиграф: «Всем воевавшим подо Ржевом - живым и мертвым - посвящена эта повесть»

4. Сообщение учащегося: Сюжетно – композиционная организация повести

В.Кондратьева «Сашка»

Сюжетную канву повести можно передать в нескольких предложениях. Действие повести происходит в 1942 году подо Ржевом, когда за город шли ожесточенные затяжные бои. На «истерзанной, испещренной воронками ржевской земле» воюет «скоро два месяца минет» главный герой повести Сашка. Перед ним открывается обзор «от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой». Сашка решил раздобыть валенки для ротного: «Валенки эти самому Сашке не нужны, но с ротным его приключилась беда…» Под огнем возвращается проститься с ребятами и отдать автомат, ведь невозможно уйти не попрощавшись. Ведет санитаров к раненому, не полагаясь, что они сами разыщут его: “Знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или помер уже раненый. Кто их проверять будет? А ведь он слово дал. Умирающему слово!..» В первом же бою, Сашка дуриком, взял «языка». Немец был молодой и курносый. Ротный побалакал с ним по-немецки и велел Сашке вести его в штаб. В штабе батальона никого из командиров не было. Комбат, вызвав Сашку к себе, приказывает: немца — в расход. У Сашки потемнело в глазах. Ведь он же листовку показывал, где написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны! И ещё — не представлял, как будет убивать кого-то.
    Комбат, разговаривая с Сашкой, он уж руку недвусмысленно на ручку ТТ положил, но позднее все же уже в поле догнал Сашку с фрицем, остановился, закурил: «Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свой приказ».

Сашка и ещё двое раненых из ходячих, не получив на дорогу продуктов, только продаттестаты, решили идти в Бабино, что двадцати верстах, чтобы их отоварить. Ближе к вечеру Сашка и его попутчик Жора поняли: до Бабина сегодня не добраться.

Ужинали уже в следующем госпитале. Когда ужин принесли — матерок пошёл по нарам. Две ложки каши! За эту надоевшую пшёнку крупно повздорил Володька с начальством, да так, что жалоба на него попала к особисту. Только Сашка взял вину на себя, выручил лейтенанта Володьку. Что солдату? Дальше передовой не пошлют, а туда возвращаться все равно. Только посоветовал особист Сашке сматываться побыстрее.

Пошёл Сашка опять на поле, лепёх картофельных на дорогу сотворить. Раненых там копошилось порядочно: не хватало ребятам жратвы. И махнул Сашка до Москвы.

5. «О своей войне рассказать могу только я сам» – человек на войне в повести

В.Кондратьева «Сашка»

Перечитайте отрывки из 1 главы повести В.Кондратьева «Сашка»

К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступить Сашке на ночной пост. У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно.

Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим.

Когда наступали они днями на Паново, приметил он у того взгорка мертвого немца, и больно хороши на нем были валенки. Тогда не до того было, а валенки аккуратные и, главное, сухие (немца-то зимой убило и лежал он на верховине, водой не примоченной). Валенки эти самому Сашке не нужны, но с ротным его приключилась беда еще на подходе, когда Волгу перемахивали. Попал тот в полынью и начерпал сапоги доверху. Стал снимать — ни в какую! Голенища узкие стянулись на морозе, и, кто только ротному ни помогал, ничего не вышло. А так идти — сразу ноги поморозишь. Спустились они в землянку, и там боец один предложил ротному валенки на сменку. Пришлось согласиться, голенища порезать по шву, чтоб сапоги стащить и произвести обмен. С тех пор в этих валенках ротный и плавает. Конечно, можно было ботинки с убитых подобрать, но ротный либо брезгует, либо не хочет в ботинках, а сапог на складе или нету, или просто недосуг с этим возиться.

Место, где фриц лежит, Сашка заприметил, даже ориентир у него есть: два пальца влево от березки, что на краю взгорка. Березу эту пока видно, может, сейчас и подобраться? Жизнь такая — откладывать ничего нельзя.

Когда напарник Сашкин откряхтелся в шалаше, накашлялся вдосыть и вроде заснул, Сашка курнул наскоро два разка для храбрости — что ни говори, а вылезать на поле, холодком обдувает — и, оттянув затвор автомата на боевой взвод, стал было спускаться с пригорка, но что-то его остановило... Бывает на передке такое, словно предчувствие, словно голос какой говорит: не делай этого. Так было с Сашкой зимой, когда окопчики снежные еще не растаяли. Сидел он в одном, сжался, вмерзся в ожидании утреннего обстрела, и вдруг... елочка, что перед окопчиком росла, упала на него, подрезанная пулей. И стало Сашке не по себе, махнул он из этого окопа в другой. А при обстреле в это самое место мина! Останься Сашка там, хоронить было б нечего.

Вот и сейчас расхотелось Сашке ползти к немцу, и все! Отложу-ка на утро, подумал он и начал взбираться обратно.

А ночь плыла над передовой, как обычно... Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада... Как обычно... Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России, а они, сидя в глубоком тылу, переживали, что идет война пока мимо них, и как бы не прошло совсем, и не совершить им тогда ничего геройского, о чем мечталось вечерами в теплой курилке.

Да, скоро два месяца минет... И, терпя ежечасно от немцев, не видел еще Сашка вблизи живого врага. Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами и поливая их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле... Хорошо, наши сорокапятки затявкали, отогнали фрицев.

  • С какой целью автор сразу вводит читателя в повествование, без предварительных описаний?

  • Для чего Сашке нужны валенки?

  • Как описание «елочки, что перед окопчиком росла, упала на него, подрезанная пулей» помогает ощутить хрупкость жизни на войне?

  • Найдите художественные детали, картины, которые с особой остротой передают весь трагизм войны?

Вывод: автор намеренно сразу, без всяких предварительных описаний,

вводит читателя в повествование, чтоб подчеркнуть скупой, серый окопный быт фронтовиков. Такие художественные детали, как «елочка, подрезанная пулей», «деревни, которые они брали, стояли будто мертвые, не видать в них было никакого движения», «останься Сашка там, хоронить было б нечего» с особой остротой передают весь трагизм войны.

В следующих главах мы узнаем, что и «со жратвой туго, и с боеприпасами…», «…нету силёнок ребят хоронить, нету, ведь себе, живым, окопчик вырыть не в силах», «ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

- Сколько у вас в роте было человек? – спросил Сашку капитан.

 - 150.

 - А осталось?

 - 16.

И надо всем этим эпический голос автора: «Как обычно…» И от этой обыденности мороз по коже.

6. Есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах” – о главном герое повести «Сашка»

  • Что мы узнали о Сашке?

  • Меняется ли представление Сашки о войне?

  • Проанализируйте авторские слова: «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчи­няться беспрекословно и страшное сомнение в справед­ливости и нужности того, что ему приказали». Как вы их понимаете?

  • То, что Сашка не подчинился приказу о расстреле пленного немца – это проявление слабости или силы?

  • Почему комбат сначала приказал расстрелять немца, а затем все-таки отменил свой приказ? Как это характеризует капитана?

  • Какие два представления о справедливости стал­киваются в повести? Какое из них вам ближе?

  • Расскажите историю его взаимоотношений с Зиной, лейтенантом Володей

Вывод:   Кто он – Сашка? Простой солдат, выполнявший свою «трудную работу» на «испещренной воронками ржевской земле». По – русски жалостливый: «Валенки эти самому Сашке не нужны, но с ротным его приключилась беда…» “Для себя бы ни за что не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались, и за лето не просушишь

Помятуя законы солдатской чести, Сашка под огнем возвращается проститься с ребятами и отдать автомат. Ведет санитаров к раненому, боясь, что те сами не вернутся за ним: “Знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или помер уже раненый. Кто их проверять будет? А ведь он слово дал. Умирающему слово!..»

В первом же бою ему повезло: дуриком, взял «языка». Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему это грозило, - он отвечает просто: "Люди же мы, а не фашисты".

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали…”

Герой повести с честью проходит свои «круги ада»:

испытание властью - “И тут только Сашка понял, какая у него сейчас

страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его

жеста то обмирает, то в надежду входит”

испытание любовью - “И опять перебрав все, что у него с Зиной за тот день и

вечер было, припомнив опять разговоры их все и

представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к

тому – неподсудна Зина…Просто война.

И нету у него зла на нее”.

испытание дружбой - А чего? Ну, не подумавши сделал... Так майор тоже,

не подумавши, сказал. Значит, квиты, — спокойно так

проговорил Сашка и отодвинулся в глубь нар, задвигая

собой Володьку… “

“ …Не суети, Володь. Думаешь, я без ума это сделал? —

Сашка положил руку ему на плечо. — Подумал я... Ну,

какой с меня, рядового ваньки, спрос? На меня и время

тратить жаль, когда все равно через месяц маршевая и

передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой — и

разжаловать могут, и под трибунал отдать. Понял?

Обдумал я все, ты только не колыхайся“.

Конечно, в его характере присутствует и нравственный максимализм: “Невозможно жить по иным законам, кроме законов передовой”, “веселиться нельзя, когда все поля в наших”. Но самое важное: ”Есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах». Сашка не может изменить совести, переступить. Неодолима его человечность…

7. Заключение: «Об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет только безнравственно»

Истинное лицо войны, «черствый хлеб правды», «трудная работа» солдата, судьба страны, цена потерь и самой привычки к ут­ратам, величие человечности как высшего подвига на войне – вот проблемы, которые исследует в своей повести Вячеслав Кондратьев. И «строгая правда» этой « честной и горькой книги» не может не вызывать уважения

Итоги урока

Д/З: Читать стихотворения О.Э.Мандельштама:

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»,

«За гремучую доблесть грядущих веков…»,

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по повести В.Кондратьева "Сашка"

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 17.02.2021

Номер свидетельства: 573445


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства