Просмотр содержимого документа
«Урок по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»»
Урок по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»
Памяти жертв политических репрессий посвящается…
« Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя»
Проблема :
Можно ли – и как? – сохранить свободную душу и человечность в бесчеловечных обстоятельства рабства и террора?
У: Сегодня на уроке вн.чт. мы будем вести речь о совсем молодом произведении , вышедшем в свет в 2013г. повесть Ольги Громовой «Сахарный ребёнок». Молодой, но уже нашедшей своего читателя. , потому, что книга открывает завесу тай, причём для детской аудитории, над ещё одной из самых трагических страниц в жизни нашего народы, нашей Родины.
У: Скажите, случалось ли вашей жизни, что вас наказали за проступок, который вы не совершали? Ну ошиблись родители: накричали, в угол поставили, телефон отобрали, в кино не пустили…. Что вы при этом чувствовали?....
У: В нашей истории был момент, когда ни за что могли безвинно наказать любого…. необоснованно подвергнуть репрессиям, отправить в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишить жизни в годы сталинского террора и после него. Сама писательница рассказывала об этом так: «Есть регионы, в которых деткам приходится объяснять все с начала до конца. Потому что они не понимают, как это можно арестовать человека ни за что. «А он что, воровал?» «Нет, не воровал». «А как это – предатель родины? Что он сделал?» «Да ничего не сделал!» «А как это?» Да, есть дети, которым приходится объяснять все. Когда я выступаю в Сибири и рассказываю, как папа выбросил в Иркутске письмо из окна тюремного вагона, сибиряки – и старшее поколение, и даже дети – начинают кивать головами: да-да-да, мы знаем. Потому что их бабушки, гуляя вдоль железной дороги маленькими детьми, подбирали эти листочки, и родители строго-настрого им наказывали: никому не отдавай, неси домой, мы разберемся. И в Сибири народ это знает. В Красноярске, в Новосибирске, в Иркутске». Всю эту систему наказаний в стране называли коротким страшным словом ГУЛАГ.
У: Я просили вас найти материал, о том, что же скрывается за этой аббревиатурой?
Д- историки: Кратко о ГУЛаге. Историческая справка
Официальной расшифровкой ГУЛаг было Главное управление лагерей. Однако в более широком понятии это не только само управление, но и вся система исполнения наказаний, существовавшая Советском Союзе в течение 30 лет. Формирование исправительно-трудовой системы началось еще в период Гражданской войны. В 1929 СНК было издано постановление, разрешающее использовать труд арестантов. Ежегодно количество содержащихся в лагерях увеличивалось. Если в 1929 их было чуть более 20 тыс., то уже через год стало в 4 раза больше. А спустя еще 8 лет в лагерях содержались более 2 миллионов человек. Среди обитателей лагерей были как настоящие преступники (воры, грабители, спекулянты), как и те, кто посмел высказать свое мнение и не разделить мнение правящей партии (К примеру, простой разговор про "неправильную" политику Сталина мог стать основанием для заключения в лагерь).
Заключенные лагерей были совершенно бесправными, с их мнением никто не считался, а за каждым малейшим проступком следовало суровое и даже жестокое наказание. Заключенным приходилось работать на самых сложных строительных объектах Родины (каналы, дороги, предприятия самых отдаленных регионов). Среди заключенных было и немало детей немногим старше 12 лет, которые трудились на каторжных работах наряду со старшими товарищами. Многие не выдерживали. Поэтому на протяжении всего существования лагерей, в них фиксировалась очень высокая смертность. Наиболее распространенными ее причинами служили болезни и хроническое голодание, а также тяжелый труд и нечеловеческие нагрузки. Не меньше обитателей лагеря были расстреляны за неподчинение режиму. Свое существование ГУЛаг прекратил в 1960, на основании Указа Президиума страны.
У: А сейчас давайте поговорим о человеке, решившемся написать об этом страшном времени и событиях для детей.
Д: - библиографы:
Ольга Константиновна Громова родилась. 22 11. 1956г. (62года). Громова Ольга Константиновна - главный редактор профессиональной газеты "Библиотека в школе" Издательского дома "Первое сентября", по профессиональному образованию – библиотекарь-библиограф. Член Международной ассоциации школьных библиотек, член жюри Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» сезона 2006–2007 гг. Книга "Сахарный ребенок"- единственное её произведение. Интересна история ее создания. Она записана ею со слов Стеллы Натановны Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х - начало 40-х годов в Советском Союзе. Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в констрационный лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы). На сегодня это, пожалуй, единственное произведение о ГУЛАГе, созданное специально для детей. Так сложилось, что много лет назад, в 1988 году, она подружилась с соседкой, которая жила двумя этажами ниже в её доме. Женщина была на двадцать пять лет старше, на инвалидности, к тому времени вдова. Сдружились, когда она организовала у себя в квартире штаб по сбору вещей для пострадавших от страшного землетрясения в Армении. Они подружились и дружили до самой ее смерти. Она рассказывала про свою жизнь. Как жила на Камчатке, как работала в Казахстане, что немецкий знает, что французский в детстве знала, но забыла. Она говорила: «Знаешь, украинский помню, читаю с удовольствием, а вот киргизский забыла». «Киргизский-то откуда? «Ну как же, - говорила она. – Мы же там в ссылке были. Разумеется, я его выучила».
У: Какие еще труднопонимаемые исторические термины, определения мы встречаем в книге
Д- лингвисты: объясняют с опорой на текст
ЧСИР (члены семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы)
«враг народа»
Ссыльные
Раскулаченные
Эвакуированные
Депортированные
«Ты была совсем маленькая, когда наш папа уехал, помнишь? Он тогда не по своей воле уехал. Его арестовали, обвинили в том, что он враг народа, и отправили в Магадан в лагерь. Мы с тобой смотрели на карте, где это, помнишь?
Ещё бы я не помнила! Видимо, я всё-таки о многом догадывалась и раньше или улавливала разговоры взрослых. Я помнила, как мама говорила мне, что папы не будет долго, а мы непременно будем его ждать. Помнила и о том, как боялась, что «они» и маму заберут и отправят в Магадан.
— А он ведь не враг народа, правда?
— Правда, дочка. Он ни в чём не виноват. Думаю, что его кто-то оклеветал. А может быть, ему не простили, что он пошёл к начальству заступаться за своего сотрудника, которого арестовали раньше. Тот ведь тоже не был никаким шпионом и врагом. И папа пытался это доказать. Таких безвинных людей сейчас в стране много в лагерях и ссылках.
— И мы тоже такие? Враги народа? И поэтому нельзя говорить об этом вслух?
Мама кивнула, закусив губу. Было похоже, что она уже пожалела о начатом разговоре. Но я остановиться не могла:
— А Купрановых за что сослали?
— Это называется «раскулачили». У них было большое хозяйство. У богатых крестьян, которые не хотели сдавать своё имущество в колхозы в общее пользование и работать за трудодни, просто отбирали всё и высылали их вместе с семьями в такие вот дальние места. Их называют обидным словом «кулаки», а ведь они часто просто лучше других хозяйничали, как дед Савелий, например. Работы не боялись, вот и жили побогаче. Но кто-то решил, что лучше отобрать у одних и раздать другим».
У: Почти в конце повести, пройдя через множество трагических испытаний, мать и дочь ведут разговор о справедливости (гл. 6 «Пионерия»)
«Мам, все говорят, что товарищ Сталин такой справедливый и мудрый, и когда кончится война, то у нас будет всеобщее счастье. Это что, и папа вернётся, и нас из ссылки отпустят? И Эле Берг с её семьёй тоже разрешат уехать в свой город? А если он правда справедливый, он что, не знает, сколько народу в лагерях сидит, как наш папа? Ты же говорила, там много таких — не виноватых.
— Ох, Элька, сколько же ты вопросов сразу задала! Конечно, когда окончится война — это уже само по себе будет счастье. Что ждёт нас с тобой, и папу, и многих, как мы, — сейчас не знает никто. Придётся потерпеть и подождать. Сейчас главное — войну выиграть. А вот про Сталина я тебе ответить не могу. Я же никогда его не видела и не разговаривала с ним. Как же я могу сказать, мудрый ли он на самом деле, справедливый ли? Ведь только поговорив с человеком и посмотрев ему в глаза, ты можешь понять, какой он на самом деле.
— Ты же говорила: человека по делам видно!
— Да, ты права. Если судить по делам, получается не очень хорошо. Если он не знает, что происходит, — значит, не такой уж мудрый руководитель. Вот если директор совхоза не будет знать, что в его совхозе делается, он же тогда руководить не сможет, а он должен за всё отвечать. Так ведь и с государством. А если Сталин всё знает, но не может или не хочет остановить, значит, он не такой уж справедливый? Знаешь, у нас с тобой только один вариант сейчас есть: ничего не принимать на веру, никакие громкие слова, лозунги, обвинения и славословия, а думать своей головой и слушать своё сердце. Сердце не обманывает.
— Как это — слушать сердце? Оно же просто бьётся.
— Так говорят про то, что не поддаётся словам. Ты спрашивала, почему сослали Купрановых? После революции всех состоятельных крестьян, у кого хозяйство было хорошее, большое, объявили врагами народа и эксплуататорами. Обозвали обидным словом «кулаки» сразу тысячи людей по всей стране и всех «раскулачили». А ты меня слушала и спрашивала: ведь они хорошие люди и всем помогали, и нам помогли, и работать умеют хорошо, честно — какие же они враги? Это и называется «слушать сердце»: ушами ты слышишь про врагов народа, а сердце не верит, чувствует, что это не так.
— Почему же тогда многие верят? У них что, сердца нет?
— Верят чаще всего люди, которые не привыкли думать сами, которым не хватает знаний… или смелости, чтобы думать самим. Ведь гораздо проще поверить в то, что тебе сказали, и просто делать, что велят».
У: Посмотрим на композиционное строение произведения ?
Пролог. Мы узнаём о том, что девочке – отличнице незаслуженно ставят «3» , чтобы не дать «золото» так как она из семьи «врага народа».
Экспозиция – это 1 глава, в которой мы возвращаемся в счастливое детство героини.
Завязка конфликта – момент ареста папы.
Развитие действия – испытания, выпавшие на долю этой семьи.
Кульминация - такие моменты наивысшего напряжения есть почти в каждой главе.
Развязка – возвращение героев Подмосковье
Эпилог – мы узнаем о дальнейшей жизни героини уже в наши дни
Главы – отступления, где автор рассказывает о жизни других людей, с которыми пришлось столкнуться героям – история о семье южан, история девочки Фриды…
У: Где пришлось жить нашим героям после ареста главы семьи, при чем мы так не узнаем истиной причины . Мама будет догадываться почему….(гл. 13) «Он ни в чём не виноват. Думаю, что его кто-то оклеветал. А может быть, ему не простили, что он пошёл к начальству заступаться за своего сотрудника, которого арестовали раньше. Тот ведь тоже не был никаким шпионом и врагом. И папа пытался это доказать. Таких безвинных людей сейчас в стране много в лагерях и ссылках» Пошёл просить за товарища, не верил, что тот виноват…и сам оказался в застенках , и погиб через 4 года после ареста в 1940г. в страшном магаданском лагере – почему умер до ареста сильный и здоровый мужчина теперь не узнает никто… А семья будет жить в ссылке с 1936 по 1946 год
Д- географы: Карта вынужденных путешествий
Москва - у мамы отобрали паспорт и дали на руки бумажку, по которой мама и я в трёхдневный срок «высылались из Москвы в Киргизскую ССР в город Токмак-Каганович Калининского района».
Киргизия – Фрунзе
«Мама, почему? — прошептала я.
- Сначала я ответила начальнику во Фрунзе так, как считала нужным, а потом задала ему лишние вопросы. Никогда и никому не задавай вопросов. Здесь вопрос может стоить жизни. Спрашивай только у меня, когда никто не слышит»
– степь : недействующий, строящийся лагерь « Семь курганов» (нас не должны были отправлять в лагерь, мы были приговорены только к ссылке как ЧСИР — «члены семьи изменника родины». Но лагерей в стране не хватало, и надо было кому-то строить новые. Потому мы и другие такие же жёны и дети «врагов народа» попали сюда.)
- село Калининское – по-киргизски Кара- Балта: здесь чуть не умерла мама, дочка сумела найти людей, которые им помогли - семья деда Савелия Южакова, южаки как их называли, переселенцы ещё по столыпинской реформе в 1907 году из Курской губернии.
- Совхоз «Эфтронос» : (директор Тачев, болгарский коммунист, приехал в Россию, соратник Георгия Димитрова, в 1937г. был «убран» из Москвы)
Верхний участок – мама агроном на полях с мятой, шалфеем и сахарной свёклой, потом полольщицы- люди помогали (гл. 11, стр. 100)
Здесь живут раскулаченные и переселенцы с 1929 г. украинцы. (котлован – Эля чуть не утонула и заболела тифом - гл. 11, стр. 94-95)
Центральная усадьба - Эля пошла в школу, началась война, история Элиной семьи гл. 12 стр. 109-110)
«В июне началась война. Новый, пришедший на смену Тачеву директор совхоза уволил маму с работы «в порядке бдительности». А как же: ссыльная ЧСИР (член семьи изменника Родины), да ещё и СОЭ (социально опасный элемент)! Элемент, конечно, был очень опасен: образование высшее, владеет пятью иностранными языками, играет на пианино, прекрасно рисует, до революции училась в Смольном институте, её мать — полька, бабка — шведка, отец — русский столбовой дворянин, работал инженером на Тульском оружейном заводе и уж наверняка был недобитым белогвардейцем, так как все мужчины в роду (кроме него, моего деда) были артиллерийскими офицерами. Ещё и замуж вышла за прибалтийского еврея, который к тому же в лагере…
Мамин отец умер ещё в 1923 году и, значит, никакой опасности для советской власти не представлял; мама же была агрономом, а вовсе никаким не воином, да ещё и хромала с детства из-за костного туберкулёза… Но какое это имело значение! Бдительность надо было проявлять, а «лес рубят — щепки летят». И вот опять мы должны куда-то переезжать».
Поселение Чалдовар за 50 км. от совхоза, там был крупный мясокомбинат и школа- семилетка.
Мама – учительница, работали все.
«Участвовали в уборке урожая и школьники. Старшие — ученики пятых-седьмых классов — помогали взрослым: девочки вязали снопы, мальчики на лошадях возили их на ток.
После того как увозили снопы, на поле выходила малышня. Мы, ребятишки первых-четвёртых классов, закончив занятия в школе, отправлялись собирать колоски. Всем выдавали пустые мешки, которые нужно было наполнить колосками, обронёнными при жатве. Мешок — это норма. Пока не наберёшь мешок, домой идти нельзя. Работа несложная — наклоняйся и собирай. Вот только, собрав половину мешка, дальше мы шли на коленках или на четвереньках — казалось, что спина уже отваливается. И постоянно хотелось есть. В те времена в школах не было столовых, дети завтракали дома, шли в школе, а после занятий дома обедали. Но во время уборки нас после занятий домой не отпускали, а вели или везли в поле собирать колоски. Чтобы собрать мешок, требовалось четыре-шесть часов, а дорога с поля домой пешком (возили нас только на поле) занимала ещё не меньше часа. С собой в школу еду большинству из нас не давали — нечего было. Но мы приспособились заглушать голод: улучив момент, когда рядом никого нет, можно было, сидя на корточках, быстро растереть в ладонях колосок и, сдув шелуху, сунуть зёрна в рот. За время работы удавалось съесть пять-шесть колосков. Взрослые же, принимая мешки с колосками, проверяли наши карманы — не несём ли мы домой зерно, не совершаем ли кражу социалистического имущества».
У: За что уволили маму Эли из школы?
«В середине ноября 1941-го в Чалдовар приехали несколько подвод с женщинами и детьми. Мы узнали новое слово — «эвакуированные».
На первой подводе среди других людей бросалась в глаза очень красивая черноглазая женщина, тоненькая, изящная, одетая в жёлтый с белыми цветами ситцевый сарафан и белые босоножки. Прижавшись к ней, сидела девочка, очень похожая на маму: на синих от холода ногах — сандалии. Сверху — розовый сарафанчик, у которого вместо юбки — широкие, фонариками, штанишки. Девочка была обвязана старым рваным платком. От дождя мама с дочкой укрывались мешком. Никаких вещей у них с собой не было. Выяснилось, что они из Белоруссии, из города Бобруйска. Они спасались от фашистов — войска входили в город с одной стороны, а жители в это время в чём были убегали с противоположной. За четыре с половиной месяца добрались до Киргизии. Девочку звали Габи
Чалдоварцы собрали для них кое-какие вещи. А мама Габи заболела: всё время кашляла, простуда никак не проходила. К весне она начала кашлять кровью, и всем стало ясно, что у неё чахотка.
В мае отец приехал в Чалдовар. Он был комиссован, то есть списан из армии после ранения — у него не хватало двух пальцев на руке. Но внешне он был вполне здоров. Мама Габи умерла через неделю после возвращения мужа. Люди говорили: поняла, что есть на кого оставить дочку.
Через три дня после похорон жены отец отвёз Габи в детский дом. Одноклассники решили, что, хоть он и раненый офицер с орденами, всё равно негодяй, дрянь и фашист. Что и высказывали ему, встречаясь на улице, и плевали вслед, стараясь попасть на начищенные сапоги. Он пожаловался директору школы, что третий класс травит боевого офицера. Их ругали все, кроме мамы
- По сути, его поступок — подлость, — сказала мама. — Дети почувствовали это раньше нас, взрослых».
- вновь совхоз «Эфиронос» - мама приёмщица сырья, Элю принимают в пионеры и исключают
У: За что?
«Должны быть закрашены чернилами портреты и фамилии деятелей революции, которые объявлены теперь врагами народа. Маршалы Блюхер и Тухачевский. Они первые маршалы Советского Союза и героически воевали в Гражданскую вместе с Будённым и Ворошиловым. А теперь про них говорят, что они враги народа. И кто знает, может, они как мы? Вовсе никакие не враги народа, а их просто оклеветали? Нет, не буду я этого делать» и поплатилась.
- Подмосковье
А летом 1946 года маме пришло письмо из Москвы. И она отправилась в НКВД, даже не объяснив мне зачем. Вернулась взволнованная, сказала, что мы получили вызов из Москвы и нас отпускают жить и работать в Подмосковье.
Москва – 1936г
Киргизия – Фрунзе
степь : недействующий, строящийся лагерь « Семь курганов»
село Калининское – по-киргизски Кара- Балта
Совхоз «Эфиронос»
Верхний участок
Центральная усадьба
Поселение Чалдовар
Вновь совхоз «Эфиронос»
Подмосковье- 1946г.
У: Вспомните самые трагические моменты в жизни девочки.
Арест папы и переезд в Киргизию
В день рождения увидела цветок за колючей проволокой лагеря на « Семи курганах» - конвоир ударил прикладом по голове и чуть не убил.
Жили в яме, которую 5- летняя девочка сама копала днями, пока мама была на работах.
Избили плетьми, за то, что опять подошла близко к проволоке, разговаривала с собакой и любовалась жеребенком.
Болезнь мамы, у самой девочки - тиф, голод, несправедливые упреки…
У: В книге есть глава, которая называется «Хороших людей всегда больше», чем плохих, вспоминала Элла Натановна. А так ли это? Давайте перечислим плохих и назовем хороших…
1.Плохие: Сосед по московской квартире, который доносы писал. Садисты- конвоиры и надзиратели в лагери. Одноклассник – ( гл. 17 стр. 137) «Она сама небось враг народа! Она же ссыльная! — раздалось вдруг откуда-то сзади. Я вздрогнула и вскинула голову. Я не обернулась поглядеть, кто кричал. И так знала — Алтынбек». Драчун, забияка, трус.
2. Хорошие: Молодой конвоир, помогавший рыть яму в лагере и пропавший сразу. С этого конвоира
началась цепочка хороших людей, которые помогали героям книги выживать. Директор совхоза, доктор,
южаки, украинцы и киргизы – мальчик Сапкос и его отец…, знакомые мамы, которые подделали
документы на выезд в Подмосковье.
У: Повесть Ольги Громовой – это трагедия, но поразительно светлая по настроению. Девочка не сдается, не плачет, а бесстрашно бросается в бой, хотя один садист разбил ей лицо прикладом винтовки, переломав кости, а другой исхлестал плеткой. Маленькая Стелла обдумывает то, что с ней случилось, и находит разгадку: это рабство. «Нас продали в рабство, что ли? — спросила я. — Мы теперь рабы?» Но умная и волевая мать переводит вопрос девочки в принципиально другой регистр: «Ну что ты, моя хорошая. Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» (с. 36).
У: Можно ли сохранить свободную душу и человечность в бесчеловечных обстоятельства рабства и террора?
А что помогло? Давайте вернёмся к началу повести и вспомним каких принципов воспитания придерживались родители девочки? Чему учили Стеллу родители?
«Родители оба работали, и работали много. Но когда они были дома, а я ещё не спала, казалось, что всё их время принадлежало мне. Ни разу я не слышала «отойди», «займись своими игрушками», «мне некогда», «поговорим потом». Сейчас мне кажется, что мы всё время играли».
Они с ней читали, играли — в слова, стихи, спасение литературных героев. Причем не важно, какие истории рассказывали, какую музыку слушали, главное, что играли, что слушали. Стеллина мама рассказывала маленькому ребенку достаточно сложные истории — про Жанну Д’Арк, миф о Прометее. Ребенка не учили искусствоведческому анализу, но ребенок имел привычку разглядывать иллюстрации, слушать истории, музыку и делать выводы.
Если мной бывали довольны, мне говорили «хороший человечек», а высшая похвала звучала как «хороший человек». Понятие «хороший человек» включало многое.
Хороший человек всё делает сам.
Человек умеет и может сделать всё, сначала с чьей-то помощью, а потом — сам. Например, в три с половиной года человек одевается и умывается сам. А постарше — конечно же, и играет сам, потому что знает уже довольно много и из всех известных историй всегда может сочинить разные другие.
Хороший человек ничего не боится.
Страшно только тому, кто боится. Если ты ничего не боишься, то тебе и не страшно. И ты тогда смелый человек.
Хороший человек развязывает все узлы сам.( думать нудно всегда)
Хороший человек умеет терпеть.
Оказалось, что терпеть не так уж сложно. Вместо того чтобы заплакать — набрать воздуха и подождать. Если не заревел сразу, то смешно реветь потом. И оказалось, что это очень помогает драться. Тот, кто плачет, всегда проигрывает.
Врать нельзя и стыдно.
У: Как вы думаете, эти правила поведения актуальны, современны в нашей жизни?
У: Стелла и ее мама помнили эти принципы и в жестоких условиях лагеря и ссылки не стали рабами и жертвами, они сохранили внутреннюю свободу и доброе сердце. Им помогли в этом великие помощники: высокая культура, твердые моральные нормы, вера в людей, любовь к труду, презрение к страху. Но сопротивляться страху был труднее всего: ради спасения дочери мать Стеллы вынуждена было прибегать ко всеобщей советской практике запрета на мысль и слово:
У: Какие ещё правила появились для выживания?
Д: называют правила выживания
«Никогда, слышишь, никогда, — повторяла мама, встряхивая меня за плечи, — не говори таких вещей вслух, да ещё при посторонних. Придёт время, и может быть, мы сможем об этом говорить, а сейчас неосторожным словом можно навлечь беду. Не только на себя, но и на других. Запомнила? Я молча кивнула. Это я запомню навсегда. И всё-таки мысль, что всё это несправедливо, нечестно и очень обидно, много лет не давала мне покоя. Но я твёрдо помнила: никогда, никому… и все вопросы — только маме, да и то если никто не услышит» (с. 105).
«Думай сама». Если непонятно – спроси, обсудим. Но думай – сама. Ничего не принимай на веру. Вот это самое главное.
Хороших было гораздо больше, чем негодяев с винтовкой и плеткой. И эти хорошие люди были брошены в тюрьмы и сосланы в ссылку бесчеловечным сталинском государством
Никогда и никому не задавай вопросов. Здесь вопрос может стоить жизни.
Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя
Царство Божие внутри нас. Учись слышать Бога в словах и поступках людей
У: Благодаря выполнению этих неписаных законов Эля и ее мама смогли выжить в нечеловеческих условиях ГУЛага.
У: Почему повесть назвали «Сахарный ребенок». Интересна история появления имени девочки .
Д: называю имена девочки
Мосявка, Буба
Myccop — это по-турецки «звезда».
Стелла. Пока родители бурно спорили, как же будет называться это чудо, они передали ребёнка другу Александру, чтоб подержал, покуда они что-то решат. Тот тихо зашёл в комнату (из которой полчаса назад выдворили родителей доспоривать в коридоре) и зарегистрировал ребёнка, благо и ребёнок, и документы были в руках у дяди Саши. С чувством выполненного долга он предложил родителям доспорить как-нибудь в другой раз, так как эту девочку зовут Стелла, что на латыни значит «Звезда».
Эля – так её звали по- простому.
Наконец, Кант бала - по–киргизки «Сахарный ребенок». Название повести получилось многозначным. Во - первых, для тех, кто не читал, может показаться, что эта книга про милую, сладенькую девочку, у которой была замечательная жизнь. Во- вторых, для тех, кто читал, возникает версия, что у героини была совсем несахарная жизнь. Многозначность действительно возникает, потому что и ребенок был совсем не сахар, и характер у него был не сахар, и жизнь была несладкая.
Вывод
Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» ‒ история, написанная на основе реальных событий и воспоминаний Стеллы Нудольской, оказавшейся в свое время девочкой с клеймом «дочь врага народа» и пережившей вместе с мамой невозможные, ужасные годы лагеря и ссылки. На всю жизнь она запомнила важные правила «хорошего человека», который не боится трудностей, «развязывает все узлы сам» и умеет терпеть. Всё это помогло Стелле стать по-настоящему сильной, смелой и свободной и сохранить свободную душу и человечность в бесчеловечных обстоятельства рабства и террора.