kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Можно ли – и как? – сохранить свободную душу и человечность в бесчеловечных обстоятельства рабства и террора?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»»

Урок по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

Памяти жертв политических репрессий посвящается

« Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя»

Проблема :

Можно ли – и как? – сохранить свободную душу и человечность в бесчеловечных обстоятельства рабства и террора?

У: Сегодня на уроке вн.чт. мы будем вести речь о совсем молодом произведении , вышедшем в свет в 2013г. повесть Ольги Громовой «Сахарный ребёнок». Молодой, но уже нашедшей своего читателя. , потому, что книга открывает завесу тай, причём для детской аудитории, над ещё одной из самых трагических страниц в жизни нашего народы, нашей Родины.

У: Скажите, случалось ли вашей жизни, что вас наказали за проступок, который вы не совершали? Ну ошиблись родители: накричали, в угол поставили, телефон отобрали, в кино не пустили…. Что вы при этом чувствовали?....

У: В нашей истории был момент, когда ни за что могли безвинно наказать любого…. необоснованно подвергнуть репрессиям, отправить в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишить жизни в годы сталинского террора и после него. Сама писательница рассказывала об этом так: «Есть регионы, в которых деткам приходится объяснять все с начала до конца. Потому что они не понимают, как это можно арестовать человека ни за что. «А он что, воровал?» «Нет, не воровал». «А как это – предатель родины? Что он сделал?» «Да ничего не сделал!» «А как это?» Да, есть дети, которым приходится объяснять все. Когда я выступаю в Сибири и рассказываю, как папа выбросил в Иркутске письмо из окна тюремного вагона, сибиряки – и старшее поколение, и даже дети – начинают кивать головами: да-да-да, мы знаем. Потому что их бабушки, гуляя вдоль железной дороги маленькими детьми, подбирали эти листочки, и родители строго-настрого им наказывали: никому не отдавай, неси домой, мы разберемся. И в Сибири народ это знает. В Красноярске, в Новосибирске, в Иркутске». Всю эту систему наказаний в стране называли коротким страшным словом ГУЛАГ.

У: Я просили вас найти материал, о том, что же скрывается за этой аббревиатурой?

Д- историки: Кратко о ГУЛаге. Историческая справка

Официальной расшифровкой ГУЛаг было Главное управление лагерей. Однако в более широком понятии это не только само управление, но и вся система исполнения наказаний, существовавшая Советском Союзе в течение 30 лет. Формирование исправительно-трудовой системы началось еще в период Гражданской войны. В 1929 СНК было издано постановление, разрешающее использовать труд арестантов. Ежегодно количество содержащихся в лагерях увеличивалось. Если в 1929 их было чуть более 20 тыс., то уже через год стало в 4 раза больше. А спустя еще 8 лет в лагерях содержались более 2 миллионов человек.
Среди обитателей лагерей были как настоящие преступники (воры, грабители, спекулянты), как и те, кто посмел высказать свое мнение и не разделить мнение правящей партии (К примеру, простой разговор про "неправильную" политику Сталина мог стать основанием для заключения в лагерь).

Заключенные лагерей были совершенно бесправными, с их мнением никто не считался, а за каждым малейшим проступком следовало суровое и даже жестокое наказание. Заключенным приходилось работать на самых сложных строительных объектах Родины (каналы, дороги, предприятия самых отдаленных регионов). Среди заключенных было и немало детей немногим старше 12 лет, которые трудились на каторжных работах наряду со старшими товарищами. Многие не выдерживали. Поэтому на протяжении всего существования лагерей, в них фиксировалась очень высокая смертность. Наиболее распространенными ее причинами служили болезни и хроническое голодание, а также тяжелый труд и нечеловеческие нагрузки.
Не меньше обитателей лагеря были расстреляны за неподчинение режиму. Свое существование ГУЛаг прекратил в 1960, на основании Указа Президиума страны.

У: А сейчас давайте поговорим о человеке, решившемся написать об этом страшном времени и событиях для детей.

Д: - библиографы:

Ольга Константиновна Громова родилась. 22 11. 1956г. (62года). Громова Ольга Константиновна - главный редактор профессиональной газеты "Библиотека в школе" Издательского дома "Первое сентября", по профессиональному образованию – библиотекарь-библиограф. Член Международной ассоциации школьных библиотек, член жюри Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» сезона 2006–2007 гг. Книга "Сахарный ребенок"- единственное её произведение. Интересна история ее создания. Она записана ею со слов Стеллы Натановны Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х - начало 40-х годов в Советском Союзе. Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в констрационный лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы).  На сегодня это, пожалуй, единственное произведение о ГУЛАГе, созданное специально для детей. Так сложилось, что много лет назад, в 1988 году, она подружилась с соседкой, которая жила двумя этажами ниже в её доме. Женщина была на двадцать пять лет старше, на инвалидности, к тому времени вдова. Сдружились, когда она организовала у себя в квартире штаб по сбору вещей для пострадавших от страшного землетрясения в Армении. Они подружились и дружили до самой ее смерти. Она рассказывала про свою жизнь. Как жила на Камчатке, как работала в Казахстане, что немецкий знает, что французский в детстве знала, но забыла. Она говорила: «Знаешь, украинский помню, читаю с удовольствием, а вот киргизский забыла». «Киргизский-то откуда? «Ну как же, - говорила она. – Мы же там в ссылке были. Разумеется, я его выучила».

У: Какие еще труднопонимаемые исторические термины, определения мы встречаем в книге

Д- лингвисты: объясняют с опорой на текст

ЧСИР (члены семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы)

«враг народа»

Ссыльные

Раскулаченные

Эвакуированные

Депортированные

«Ты была совсем маленькая, когда наш папа уехал, помнишь? Он тогда не по своей воле уехал. Его арестовали, обвинили в том, что он враг народа, и отправили в Магадан в лагерь. Мы с тобой смотрели на карте, где это, помнишь?

Ещё бы я не помнила! Видимо, я всё-таки о многом догадывалась и раньше или улавливала разговоры взрослых. Я помнила, как мама говорила мне, что папы не будет долго, а мы непременно будем его ждать. Помнила и о том, как боялась, что «они» и маму заберут и отправят в Магадан.

— А он ведь не враг народа, правда?

— Правда, дочка. Он ни в чём не виноват. Думаю, что его кто-то оклеветал. А может быть, ему не простили, что он пошёл к начальству заступаться за своего сотрудника, которого арестовали раньше. Тот ведь тоже не был никаким шпионом и врагом. И папа пытался это доказать. Таких безвинных людей сейчас в стране много в лагерях и ссылках.

— И мы тоже такие? Враги народа? И поэтому нельзя говорить об этом вслух?

Мама кивнула, закусив губу. Было похоже, что она уже пожалела о начатом разговоре. Но я остановиться не могла:

— А Купрановых за что сослали?

— Это называется «раскулачили». У них было большое хозяйство. У богатых крестьян, которые не хотели сдавать своё имущество в колхозы в общее пользование и работать за трудодни, просто отбирали всё и высылали их вместе с семьями в такие вот дальние места. Их называют обидным словом «кулаки», а ведь они часто просто лучше других хозяйничали, как дед Савелий, например. Работы не боялись, вот и жили побогаче. Но кто-то решил, что лучше отобрать у одних и раздать другим».



У: Почти в конце повести, пройдя через множество трагических испытаний, мать и дочь ведут разговор о справедливости (гл. 6 «Пионерия»)

«Мам, все говорят, что товарищ Сталин такой справедливый и мудрый, и когда кончится война, то у нас будет всеобщее счастье. Это что, и папа вернётся, и нас из ссылки отпустят? И Эле Берг с её семьёй тоже разрешат уехать в свой город? А если он правда справедливый, он что, не знает, сколько народу в лагерях сидит, как наш папа? Ты же говорила, там много таких — не виноватых.

— Ох, Элька, сколько же ты вопросов сразу задала! Конечно, когда окончится война — это уже само по себе будет счастье. Что ждёт нас с тобой, и папу, и многих, как мы, — сейчас не знает никто. Придётся потерпеть и подождать. Сейчас главное — войну выиграть. А вот про Сталина я тебе ответить не могу. Я же никогда его не видела и не разговаривала с ним. Как же я могу сказать, мудрый ли он на самом деле, справедливый ли? Ведь только поговорив с человеком и посмотрев ему в глаза, ты можешь понять, какой он на самом деле.

— Ты же говорила: человека по делам видно!

— Да, ты права. Если судить по делам, получается не очень хорошо. Если он не знает, что происходит, — значит, не такой уж мудрый руководитель. Вот если директор совхоза не будет знать, что в его совхозе делается, он же тогда руководить не сможет, а он должен за всё отвечать. Так ведь и с государством. А если Сталин всё знает, но не может или не хочет остановить, значит, он не такой уж справедливый? Знаешь, у нас с тобой только один вариант сейчас есть: ничего не принимать на веру, никакие громкие слова, лозунги, обвинения и славословия, а думать своей головой и слушать своё сердце. Сердце не обманывает.

— Как это — слушать сердце? Оно же просто бьётся.

— Так говорят про то, что не поддаётся словам. Ты спрашивала, почему сослали Купрановых? После революции всех состоятельных крестьян, у кого хозяйство было хорошее, большое, объявили врагами народа и эксплуататорами. Обозвали обидным словом «кулаки» сразу тысячи людей по всей стране и всех «раскулачили». А ты меня слушала и спрашивала: ведь они хорошие люди и всем помогали, и нам помогли, и работать умеют хорошо, честно — какие же они враги? Это и называется «слушать сердце»: ушами ты слышишь про врагов народа, а сердце не верит, чувствует, что это не так.

— Почему же тогда многие верят? У них что, сердца нет?

— Верят чаще всего люди, которые не привыкли думать сами, которым не хватает знаний… или смелости, чтобы думать самим. Ведь гораздо проще поверить в то, что тебе сказали, и просто делать, что велят».

У: Посмотрим на композиционное строение произведения ?

  1. Пролог. Мы узнаём о том, что девочке – отличнице незаслуженно ставят «3» , чтобы не дать «золото» так как она из семьи «врага народа».

  2. Экспозиция – это 1 глава, в которой мы возвращаемся в счастливое детство героини.

  3. Завязка конфликта – момент ареста папы.

  4. Развитие действия – испытания, выпавшие на долю этой семьи.

  5. Кульминация - такие моменты наивысшего напряжения есть почти в каждой главе.

  6. Развязка – возвращение героев Подмосковье

  7. Эпилог – мы узнаем о дальнейшей жизни героини уже в наши дни

  8. Главы – отступления, где автор рассказывает о жизни других людей, с которыми пришлось столкнуться героям – история о семье южан, история девочки Фриды…

У: Где пришлось жить нашим героям после ареста главы семьи, при чем мы так не узнаем истиной причины . Мама будет догадываться почему….(гл. 13) «Он ни в чём не виноват. Думаю, что его кто-то оклеветал. А может быть, ему не простили, что он пошёл к начальству заступаться за своего сотрудника, которого арестовали раньше. Тот ведь тоже не был никаким шпионом и врагом. И папа пытался это доказать. Таких безвинных людей сейчас в стране много в лагерях и ссылках» Пошёл просить за товарища, не верил, что тот виноват…и сам оказался в застенках , и погиб через 4 года после ареста в 1940г. в страшном магаданском лагере – почему умер до ареста сильный и здоровый мужчина теперь не узнает никто… А семья будет жить в ссылке с 1936 по 1946 год



Д- географы: Карта вынужденных путешествий

Москва - у мамы отобрали паспорт и дали на руки бумажку, по которой мама и я в трёхдневный срок «высылались из Москвы в Киргизскую ССР в город Токмак-Каганович Калининского района».

Киргизия – Фрунзе

«Мама, почему? — прошептала я.

- Сначала я ответила начальнику во Фрунзе так, как считала нужным, а потом задала ему лишние вопросы. Никогда и никому не задавай вопросов. Здесь вопрос может стоить жизни. Спрашивай только у меня, когда никто не слышит»

степь : недействующий, строящийся лагерь « Семь курганов» (нас не должны были отправлять в лагерь, мы были приговорены только к ссылке как ЧСИР — «члены семьи изменника родины». Но лагерей в стране не хватало, и надо было кому-то строить новые. Потому мы и другие такие же жёны и дети «врагов народа» попали сюда.)

- село Калининское – по-киргизски Кара- Балта: здесь чуть не умерла мама, дочка сумела найти людей, которые им помогли - семья деда Савелия Южакова, южаки как их называли, переселенцы ещё по столыпинской реформе в 1907 году из Курской губернии.

- Совхоз «Эфтронос» : (директор Тачев, болгарский коммунист, приехал в Россию, соратник Георгия Димитрова, в 1937г. был «убран» из Москвы)

  1. Верхний участок – мама агроном на полях с мятой, шалфеем и сахарной свёклой, потом полольщицы- люди помогали (гл. 11, стр. 100)

Здесь живут раскулаченные и переселенцы с 1929 г. украинцы. (котлован – Эля чуть не утонула и заболела тифом - гл. 11, стр. 94-95)

  1. Центральная усадьба - Эля пошла в школу, началась война, история Элиной семьи гл. 12 стр. 109-110)

«В июне началась война. Новый, пришедший на смену Тачеву директор совхоза уволил маму с работы «в порядке бдительности». А как же: ссыльная ЧСИР (член семьи изменника Родины), да ещё и СОЭ (социально опасный элемент)! Элемент, конечно, был очень опасен: образование высшее, владеет пятью иностранными языками, играет на пианино, прекрасно рисует, до революции училась в Смольном институте, её мать — полька, бабка — шведка, отец — русский столбовой дворянин, работал инженером на Тульском оружейном заводе и уж наверняка был недобитым белогвардейцем, так как все мужчины в роду (кроме него, моего деда) были артиллерийскими офицерами. Ещё и замуж вышла за прибалтийского еврея, который к тому же в лагере…

Мамин отец умер ещё в 1923 году и, значит, никакой опасности для советской власти не представлял; мама же была агрономом, а вовсе никаким не воином, да ещё и хромала с детства из-за костного туберкулёза… Но какое это имело значение! Бдительность надо было проявлять, а «лес рубят — щепки летят». И вот опять мы должны куда-то переезжать».

  1. Поселение Чалдовар за 50 км. от совхоза, там был крупный мясокомбинат и школа- семилетка.

Мама – учительница, работали все.

«Участвовали в уборке урожая и школьники. Старшие — ученики пятых-седьмых классов — помогали взрослым: девочки вязали снопы, мальчики на лошадях возили их на ток.

После того как увозили снопы, на поле выходила малышня. Мы, ребятишки первых-четвёртых классов, закончив занятия в школе, отправлялись собирать колоски. Всем выдавали пустые мешки, которые нужно было наполнить колосками, обронёнными при жатве. Мешок — это норма. Пока не наберёшь мешок, домой идти нельзя. Работа несложная — наклоняйся и собирай. Вот только, собрав половину мешка, дальше мы шли на коленках или на четвереньках — казалось, что спина уже отваливается. И постоянно хотелось есть. В те времена в школах не было столовых, дети завтракали дома, шли в школе, а после занятий дома обедали. Но во время уборки нас после занятий домой не отпускали, а вели или везли в поле собирать колоски. Чтобы собрать мешок, требовалось четыре-шесть часов, а дорога с поля домой пешком (возили нас только на поле) занимала ещё не меньше часа. С собой в школу еду большинству из нас не давали — нечего было. Но мы приспособились заглушать голод: улучив момент, когда рядом никого нет, можно было, сидя на корточках, быстро растереть в ладонях колосок и, сдув шелуху, сунуть зёрна в рот. За время работы удавалось съесть пять-шесть колосков. Взрослые же, принимая мешки с колосками, проверяли наши карманы — не несём ли мы домой зерно, не совершаем ли кражу социалистического имущества».



У: За что уволили маму Эли из школы?

«В середине ноября 1941-го в Чалдовар приехали несколько подвод с женщинами и детьми. Мы узнали новое слово — «эвакуированные».

На первой подводе среди других людей бросалась в глаза очень красивая черноглазая женщина, тоненькая, изящная, одетая в жёлтый с белыми цветами ситцевый сарафан и белые босоножки. Прижавшись к ней, сидела девочка, очень похожая на маму: на синих от холода ногах — сандалии. Сверху — розовый сарафанчик, у которого вместо юбки — широкие, фонариками, штанишки. Девочка была обвязана старым рваным платком. От дождя мама с дочкой укрывались мешком. Никаких вещей у них с собой не было. Выяснилось, что они из Белоруссии, из города Бобруйска. Они спасались от фашистов — войска входили в город с одной стороны, а жители в это время в чём были убегали с противоположной. За четыре с половиной месяца добрались до Киргизии. Девочку звали Габи

Чалдоварцы собрали для них кое-какие вещи. А мама Габи заболела: всё время кашляла, простуда никак не проходила. К весне она начала кашлять кровью, и всем стало ясно, что у неё чахотка.

В мае отец приехал в Чалдовар. Он был комиссован, то есть списан из армии после ранения — у него не хватало двух пальцев на руке. Но внешне он был вполне здоров. Мама Габи умерла через неделю после возвращения мужа. Люди говорили: поняла, что есть на кого оставить дочку.

Через три дня после похорон жены отец отвёз Габи в детский дом. Одноклассники решили, что, хоть он и раненый офицер с орденами, всё равно негодяй, дрянь и фашист. Что и высказывали ему, встречаясь на улице, и плевали вслед, стараясь попасть на начищенные сапоги. Он пожаловался директору школы, что третий класс травит боевого офицера. Их ругали все, кроме мамы

- По сути, его поступок — подлость, — сказала мама. — Дети почувствовали это раньше нас, взрослых».

- вновь совхоз «Эфиронос» - мама приёмщица сырья, Элю принимают в пионеры и исключают

У: За что?

«Должны быть закрашены чернилами портреты и фамилии деятелей революции, которые объявлены теперь врагами народа.  Маршалы Блюхер и Тухачевский. Они первые маршалы Советского Союза и героически воевали в Гражданскую вместе с Будённым и Ворошиловым. А теперь про них говорят, что они враги народа. И кто знает, может, они как мы? Вовсе никакие не враги народа, а их просто оклеветали? Нет, не буду я этого делать» и поплатилась.

- Подмосковье

А летом 1946 года маме пришло письмо из Москвы. И она отправилась в НКВД, даже не объяснив мне зачем. Вернулась взволнованная, сказала, что мы получили вызов из Москвы и нас отпускают жить и работать в Подмосковье. 

Москва – 1936г

Киргизия – Фрунзе

степь : недействующий, строящийся лагерь « Семь курганов»

село Калининское – по-киргизски Кара- Балта

Совхоз «Эфиронос»

  1. Верхний участок

  2. Центральная усадьба

Поселение Чалдовар

Вновь совхоз «Эфиронос»

Подмосковье- 1946г.

У: Вспомните самые трагические моменты в жизни девочки.

  1. Арест папы и переезд в Киргизию

  2. В день рождения увидела цветок за колючей проволокой лагеря на « Семи курганах» - конвоир ударил прикладом по голове и чуть не убил.

  3. Жили в яме, которую 5- летняя девочка сама копала днями, пока мама была на работах.

  4. Избили плетьми, за то, что опять подошла близко к проволоке, разговаривала с собакой и любовалась жеребенком.

  5. Болезнь мамы, у самой девочки - тиф, голод, несправедливые упреки…

У: В книге есть глава, которая называется «Хороших людей всегда больше», чем плохих, вспоминала Элла Натановна. А так ли это? Давайте перечислим плохих и назовем хороших…

1.Плохие: Сосед по московской квартире, который доносы писал. Садисты- конвоиры и надзиратели в лагери. Одноклассник – ( гл. 17 стр. 137) «Она сама небось враг народа! Она же ссыльная! — раздалось вдруг откуда-то сзади. Я вздрогнула и вскинула голову. Я не обернулась поглядеть, кто кричал. И так знала — Алтынбек». Драчун, забияка, трус.

2. Хорошие: Молодой конвоир, помогавший рыть яму в лагере и пропавший сразу. С этого конвоира

началась цепочка хороших людей, которые помогали героям книги выживать. Директор совхоза, доктор,

южаки, украинцы и киргизы – мальчик Сапкос и его отец…, знакомые мамы, которые подделали

документы на выезд в Подмосковье.



У: Повесть Ольги Громовой – это трагедия, но поразительно светлая по настроению. Девочка не сдается, не плачет, а бесстрашно бросается в бой, хотя один садист разбил ей лицо прикладом винтовки, переломав кости, а другой исхлестал плеткой. Маленькая Стелла обдумывает то, что с ней случилось, и находит разгадку: это рабство.
«Нас продали в рабство, что ли? — спросила я. — Мы теперь рабы?» Но умная и волевая мать переводит вопрос девочки в принципиально другой регистр: «Ну что ты, моя хорошая. Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» (с. 36).


У: Можно ли сохранить свободную душу и человечность в бесчеловечных обстоятельства рабства и террора?



А что помогло? Давайте вернёмся к началу повести и вспомним
каких принципов воспитания придерживались родители девочки? Чему учили Стеллу родители?



  1. «Родители оба работали, и работали много. Но когда они были дома, а я ещё не спала, казалось, что всё их время принадлежало мне. Ни разу я не слышала «отойди», «займись своими игрушками», «мне некогда», «поговорим потом». Сейчас мне кажется, что мы всё время играли».

Они с ней читали, играли — в слова, стихи, спасение литературных героев. Причем не важно, какие истории рассказывали, какую музыку слушали, главное, что играли, что слушали. Стеллина мама рассказывала маленькому ребенку достаточно сложные истории — про Жанну Д’Арк, миф о Прометее. Ребенка не учили искусствоведческому анализу, но ребенок имел привычку разглядывать иллюстрации, слушать истории, музыку и делать выводы.

Если мной бывали довольны, мне говорили «хороший человечек», а высшая похвала звучала как «хороший человек». Понятие «хороший человек» включало многое.

  1. Хороший человек всё делает сам.

Человек умеет и может сделать всё, сначала с чьей-то помощью, а потом — сам. Например, в три с половиной года человек одевается и умывается сам. А постарше — конечно же, и играет сам, потому что знает уже довольно много и из всех известных историй всегда может сочинить разные другие.

  1. Хороший человек ничего не боится.

Страшно только тому, кто боится. Если ты ничего не боишься, то тебе и не страшно. И ты тогда смелый человек.

  1. Хороший человек развязывает все узлы сам.( думать нудно всегда)

  2. Хороший человек умеет терпеть.

Оказалось, что терпеть не так уж сложно. Вместо того чтобы заплакать — набрать воздуха и подождать. Если не заревел сразу, то смешно реветь потом. И оказалось, что это очень помогает драться. Тот, кто плачет, всегда проигрывает.

  1. Врать нельзя и стыдно.



У: Как вы думаете, эти правила поведения актуальны, современны в нашей жизни?

У: Стелла и ее мама помнили эти принципы и в жестоких условиях лагеря и ссылки не стали рабами и жертвами, они сохранили внутреннюю свободу и доброе сердце. Им помогли в этом великие помощники: высокая культура, твердые моральные нормы, вера в людей, любовь к труду, презрение к страху.
Но сопротивляться страху был труднее всего: ради спасения дочери мать Стеллы вынуждена было прибегать ко всеобщей советской практике запрета на мысль и слово:

У: Какие ещё правила появились для выживания?

Д: называют правила выживания

  1. «Никогда, слышишь, никогда, — повторяла мама, встряхивая меня за плечи, — не говори таких вещей вслух, да ещё при посторонних. Придёт время, и может быть, мы сможем об этом говорить, а сейчас неосторожным словом можно навлечь беду. Не только на себя, но и на других. Запомнила?
    Я молча кивнула. Это я запомню навсегда. И всё-таки мысль, что всё это несправедливо, нечестно и очень обидно, много лет не давала мне покоя. Но я твёрдо помнила: никогда, никому… и все вопросы — только маме, да и то если никто не услышит» (с. 105).

  2. «Думай сама». Если непонятно – спроси, обсудим. Но думай – сама. Ничего не принимай на веру. Вот это самое главное.

  3. Хороших было гораздо больше, чем негодяев с винтовкой и плеткой. И эти хорошие люди были брошены в тюрьмы и сосланы в ссылку бесчеловечным сталинском государством

  4. Никогда и никому не задавай вопросов. Здесь вопрос может стоить жизни.

  5.  Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя

  6. Царство Божие внутри нас. Учись слышать Бога в словах и поступках людей

У: Благодаря выполнению этих неписаных законов Эля и ее мама смогли выжить в нечеловеческих условиях ГУЛага.

У: Почему повесть назвали «Сахарный ребенок». Интересна история появления имени девочки .

Д: называю имена девочки

  1. Мосявка, Буба 

  2. Myccop — это по-турецки «звезда».

  3. Стелла. Пока родители бурно спорили, как же будет называться это чудо, они передали ребёнка другу Александру, чтоб подержал, покуда они что-то решат. Тот тихо зашёл в комнату (из которой полчаса назад выдворили родителей доспоривать в коридоре) и зарегистрировал ребёнка, благо и ребёнок, и документы были в руках у дяди Саши. С чувством выполненного долга он предложил родителям доспорить как-нибудь в другой раз, так как эту девочку зовут Стелла, что на латыни значит «Звезда».

  4. Эля – так её звали по- простому.

  5. Наконец, Кант бала - по–киргизки «Сахарный ребенок». Название повести получилось многозначным. Во - первых, для тех, кто не читал, может показаться, что эта книга про милую, сладенькую девочку, у которой была замечательная жизнь. Во- вторых, для тех, кто читал, возникает версия, что у героини была совсем несахарная жизнь. Многозначность действительно возникает, потому что и ребенок был совсем не сахар, и характер у него был не сахар, и жизнь была несладкая.

Вывод

Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» ‒ история, написанная на основе реальных событий и воспоминаний Стеллы Нудольской, оказавшейся в свое время девочкой с клеймом «дочь врага народа» и пережившей вместе с мамой невозможные, ужасные годы лагеря и ссылки. На всю жизнь она запомнила важные правила «хорошего человека», который не боится трудностей, «развязывает все узлы сам» и умеет терпеть. Всё это помогло Стелле стать по-настоящему сильной, смелой и свободной и сохранить свободную душу и человечность в бесчеловечных обстоятельства рабства и террора.

Д/З

1.Ответить на вопросы викторины.

2. Написать отзыв о прочитанной книге.









.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

Автор: Лямасова Галина Геннадьевна

Дата: 30.08.2018

Номер свидетельства: 476709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства