kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по повести "Иван" Владимира Богомолова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по повести "Иван" Владимира Богомолова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести "Иван" Владимира Богомолова»


«Неужели это не самая последняя война на земле?» Повесть «Иван» В. Богомолова и фильм А. Тарковского «Иваново детство».

Дидактическая цель урока:

Создать условия для понимания специфичности и взаимопроникновения языка литературы и кино

Задачи:


– Показать возможность передачи и обогащения писательского замысла средствами киноискусства.

– Раскрыть трагическое значение образа ребенка на войне.

– Раскрыть мифопоэтический религиозно-философский подтекст фильма А. Тарковского.

– Закрепить литературоведческие термины и понятия (лирика, трагедия, метафора, антитеза, аллюзия)

– создать условия для развития устной речи учащихся;

– способствовать развитию интереса и познавательной активности воспитанников, творческих способностей.

– способствовать формированию нравственных ценностей;

– воспитывать самостоятельность, коммуникативные компетенции.

Основные понятия темы

трагизм, кинокадр, антитеза, аллюзия, метафора

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

1. Используя слайд №, организует беседу о теме и целях урока.

Сегодняшний урок мы проводим в рамках сразу двух событий: Года Литературы и Года Российского Кино, передающих эстафету друг другу. Мы будем выступать и в роли читателей, и в роли зрителей, литературоведов и кинокритиков.

Повесть В. Богомолова «Иван» вызвала большой интерес у читателей не только благодаря сюжету, но и благодаря блистательной экранизации Андрея Тарковского «Иваново детство». И книга, и фильм были удостоены премий (слайд).







  1. Подводит учащихся к осознанию цели урока: научиться понимать специфичность языка литературы и кино.

  2. Задает вопросы:

- Герой произведения – Иван. Скажите, что означает это имя в русском культурном пространстве? (слайд) Где вы с ним встречались?







- Как вы думаете, какие акценты в понимании происходящего добавил режиссер, изменив название на «Иваново детство»?







- Мы погружаемся в мир детства, но детства необычного, военного, и нам необходимо ответить на вопрос:

- Как средства кинематографа обогатили художественный материал писательского повествования?

Иван-дурак – это герой русских народных сказок, Иван-дурак, Иван-Царевич, победитель, защитник добра, простодушный и отважный. Иван – это традиционное имя русского человека, не случайно немцы кричали: «Русский Иван!»


Это рассказ о детстве, но детстве неправильном, необычном. Это военное детство, детство-страдание, детство-смерть. Автор подчеркивает, что именно такое детство было уготовано русскому мальчику Ивану.






Личностные

Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем;


Познавательные

- Умение строить рассуждения;

- Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах;


Регулятивные

1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности;

2. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;


Коммуникативные


- Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- Формулировать собственное высказывание в рамках темы;

- Умение слышать и слушать других; быть готовым корректировать свою точку зрения.

- Адекватно использовать речевые средства для коммуникации

III. Применение знаний, умений и навыков при решении проблемного вопроса.

Организация познавательной деятельности. Исследование.

  1. – Скажите, в чем необычность явления героя в книге? Чем он поражает Гальцева? (диалог с Гальцевым прочитать)


















  1. – Скажите, а какую роль играет река в фильме Тарковского? Какое символическое начало она несет? (индивидуальное задание)










  1. – Что показалось вам более сложным: художественное пространство книги или фильма?




  1. – Что нового привнес в историю о русском мальчике-разведчике Иване Андрей Тарковский?



  1. Какую роль играют в фильме сны-метафоры? (просмотр эпизода)







  1. Особое внимание необходимо уделить образу дерева (сцена-кадр).





  1. Сейчас я предлагаю вам обратиться к сцене, когда Иван перелистывает книгу с иллюстрациями Дюрера. Но сначала послушаем небольшое сообщение об этом художнике.

- Итак, как вы понимаете эту сцену?




  1. Я хочу обратить ваше внимание еще на один эпизод, о котором вы уже упоминали и которого нет в книге: сцену с обезумевшим от горя стариком.

- Как вы считаете, зачем она понадобилась режиссеру?

  1. Как вы считаете, отчего Тарковский вводит в канву сюжета и делает акцент на образах Богородицы и покосившегося креста?



  1. И самое ужасное, что жертвой становится ребенок. Жертвой и героем одновременно.

- Почему о смерти Ивана рассказывают бесстрастные строки немецкого архива? (сцена из фильма)













Слушают преподавателя, читают диалог, отвечают на вопрос.

На войне Иван – свой. Странный, злой, ненавидящий, преодолевающий реку на полене, что не под силу даже взрослому человеку. «Ему ненависть душу жгла», - говорит о нем автор.



Индивидуальное задание. Ответы учащихся: река делит пространство на свое и чужое, как в фольклоре. Мир свой и мир чужой, запретный и опасный, враждебный («Ходить на ту сторону»). Образы Стикса, лодки, перевозящей души умерших.



Фильм А. Тарковского изобилует метафорами, это фильм-иносказание, фильм-урок, фильм-назидание.



  1. Добавил сны Ивана

  2. Обогатил историю с Машей

  3. Ввел образ Дома


Сны-возвращение в детство (образы детства: солнце, мать, звезда, бабочка, коза, звезда, яблоки, колодец, чистая вода, древо жизни). Создается образ Божьего мира, тема рая, библейская аллюзия.


В Библии это древо жизни, древо познания добра и зла, а в фильме оно обугленное даже в светлом сне Ивана. Это знак беды, предупреждение, трагический символ.


Сообщение о тв-ве Дюрера.

Иван верно угадал во всаднике Смерть. Немцам он отказывает в человечности, это враги,


обуглено, лишено жизни.




Индивидуальное задание. Для Ивана нет разделения немцев на хороших и плохих,это враги,их надо уничтожить.Он верно угадывает во всаднике Апокалипсиса Смерть.



Дом-средоточие жизни, сакральное понятие. Разрушен дом-разрушена жизнь. Ребенок, лишенный дома, мстит, старик, лишенный дома, обезумел от горя.

Мир гибнет от того, что человек утратил связь с корнями, потерял человеческий облик, утратил святость.


Бесстрастность немецкого документа подчеркивает трагизм ситуации. Скурпулезно и сухо рассказывается о подвиге мальчика, имя которого теперь стало нарицательным: русский Иван-мученик и герой. И из этой же справки мы узнаем о предательстве другого русского человека, полицая, выдавшего, как Иуда, Ивана за несколько немецких марок. Образ Ивана поднимается на библейскую высоту, приобретает трагический облик.








Личностные

- Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем и со сверстниками;

- Формирование нравственных ценностей;

- Фиксирование индивидуального самоопределения

- Осознание успешности своей деятельности;


Познавательные

-Умение самостоятельно обобщать, систематизировать знания;

- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

- извлекать необходимую информацию из текстов;

- использовать знаково-символические средства;

- предъявлять информацию в различных формах (письменно, устно).


Регулятивные

- Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий;

- Умение оценивать качество собственной деятельности и деятельности товарищей.


Коммуникативные

-Умение работать в парах и приходить к общему мнению;

-Адекватно использовать речевые средства для коммуникации;

-Формулировать собственное высказывание в рамках темы;

- Умение использовать письменные и речевые средства для представления результата.

IV. Анализ решения проблемной ситуации. Выводы.

Подведение итогов, задание на самоподготовку

1.Разрешение проблемной ситуации.

В последних кадрах фильма Иван бежит от нас, легкий и радостный, к сияющей реке, но по-прежнему стоит грозным напоминанием обугленное дерево как символ грядущего зла. Мир хрупкий, зыбкий, его так легко уничтожить.

Обращение к проблемному вопросу:

- Как обогатил язык кинематографа писательское повествование? (составление кластера)
















2.Рефлексия.

Организует обсуждение результатов работы и самооценку действий на уроке.

Создает условия для оценки своего эмоционального состояния и анализа учебной деятельности: (на листочках)

-Наиболее важным для понимания мне показался эпизод (кадр из фильма)…

-Мне стал более понятен язык кинематографа…

-Я считаю (или не считаю), что режиссер имеет право вторгаться в повествование…

- Мне показалась-(лся) более интересной(ым) повесть(или фильм)…

Преподаватель подводит общий итог урока, дает свой анализ и оценку работы суворовцев на уроке и достижения целей урока.

Дает задание на самоподготовку:

- написать сочинение «О чем звонит колокол Ивана»?



  1. Повествование переведено на метафорический язык образов-символов.

  2. Усилен прием антитезы (противостояние жизни и смерти, бытия и небытия).

  3. Повествование поднято на библейский уровень.

  4. Усилен трагизм темы «Детство и война». Тарковский перевел линейное повествование книги на язык метафор, образов и тем самым поднял повествование на библейскую высоту, создал философскую притчу о мальчике-герое и мученике одновременно.


Рефлексируют, отвечают на вопросы.









Познавательные

рефлексия способов и условий действия

Личностные

(1, 3, 4,5)

Регулятивные

(3,4)

Коммуникативные

(3)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по повести "Иван" Владимира Богомолова

Автор: Елена Валентиновна Лелинкова

Дата: 08.11.2021

Номер свидетельства: 590728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства