kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по повести "Иван" В.Богомолова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по повести В.Богомолова "Иван"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести "Иван" В.Богомолова»


А.П.Чехов. Приемы комического в рассказе «Толстый и тонкий». 6 класс

Методическая цель урока:

Создать условия для понимания приемов комического в рассказе А.П.Чехова

Задачи:


– раскрыть значение приемов комического в рассказе;

– закрепить представление о художественной детали;

– способствовать развитию интереса и познавательной активности воспитанников, творческих способностей;

– способствовать формированию нравственных ценностей.

Основные понятия темы

Приемы комического, художественная деталь, авторская позиция

Планируемые результаты

Предметные: научатся анализировать произведение сатирической направленности

Метапредметные: получат возможность научиться анализировать понятия нравственно-философского характера


Личностные:

1. Используя слайд № 2, организует беседу о теме и целях урока.

Сегодня мы поговорим о произведении Антона Павловича Чехова, уже известного вам по произведениям «Каштанка», «Ванька», которые традиционно относят к кругу детского чтения. Возможно, вы читали и какие-то другие его рассказы. Чехов – мастер короткого рассказа («Краткость – сестра таланта»), но из этих маленьких сценок вырисовывается, как из кусочков мозаики, единое полотно жизни, в котором есть место и смешному, и грустному. А пока предлагаю вам вспомнить некоторые моменты биографии Антона Павловича Чехова. Писатель родился в приморском провинциальном городке Таганроге, и отдельные сцены из жизни этого местечка найдут впоследствии отражение в его рассказах: очень узнаваемыми будут и пыльные базарные площади, и скучающие зеваки в лавках, и грозные городовые, озирающие свои владения. В детстве Антону Павловичу Чехову пришлось помогать отцу в бакалейной лавке, а потом, когда отец разорился, зарабатывать частными уроками, но такая суровая школа жизни также обогатила представление будущего писателя о людских характерах. Из таких крупиц, наблюдений за жизнью, говорил Константин Георгиевич Паустовский, как из золотых песчинок, складывается мир художественного произведения.

Чехов получил медицинское образование и какое-то время служил врачом, одновременно пробуя себя на литературном поприще, сотрудничая с юмористическими журналами «Осколки», «Будильник», «Стрекоза». Начинающий писатель брался за юморески, рассказы, сценки-пародии, а подписывался псевдонимами (их насчитано около 50): Антоша Чехонте, Врач без пациентов, Крапива, Человек без селезенки.

В 1884 году опубликован первый сборник «Сказки Мельпомены» под псевдонимом «А. Чехонте», а в 1886 году – знаменитые «Пестрые рассказы», герои которых до сих пор заставляют нас и смеяться, и задумываться над серьезными вещами. Герои ранних рассказов Чехова очерчены ярко, сатирично, порой карикатурно, но всегда очень живо. Это маленькие люди, казалось бы, совершенно незначительные, как и сценки анекдотического содержания, которые они разыгрывают, но Чехов сумел придать этим забавным эпизодам характер общественного явления, обнажив самые разные качества людской натуры.

Какие же художественные и языковые средства использует писатель в рассказах? Что помогает ему создать такую живую картину действительности?

  1. Подводит учащихся

к осознанию цели урока: научиться понимать приемы комического, их роль в тексте.

  1. Проводит беседу:

"Умею коротко говорить о длинных вещах", - говорил о своей творческой манере А.П. Чехов. Давайте посмотрим, как этот талант писателя воплощается в рассказе «Толстый и тонкий», написанном в 1883 году и опубликованном в том же году в журнале «Осколки». Позже, в 1886 году, рассказ войдет в сборник «Пестрые рассказы».

Как вы думаете, что требуется читателю для глубокого понимания пусть даже такого коротенького произведения? Во-первых, понимание лексического значения незнакомых слов. Давайте составим словарь слов, требующих пояснения для юного читателя 21 века. Особое внимание уделяется табели о рангах.












Слушают преподавателя, отвечают на вопросы, формулируют цель и задачи.




























































Главные вопросы урока:

1) Какие события жизни Антона Павловича Чехова способствовали формированию таланта писателя?

2) На каком приеме построено повествование в рассказе?

3) Как приемы комического помогают передать авторское отношение к происходящему?

4) Над чем смеется автор? Какие человеческие пороки он представил на всеобщее осмеяние?

Составляют словарь непонятных слов.

слайд 4-5


Личностные

Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем;


Познавательные

- Умение строить рассуждения;

-Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах;


Регулятивные

1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности;

2. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;


Коммуникативные


- Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- Формулировать собственное высказывание в рамках темы;

- Умение слышать и слушать других; быть готовым корректировать свою точку зрения.

- Адекватно использовать речевые средства для коммуникации

III. Применение знаний, умений и навыков при решении проблемного вопроса.

Организация познавательной деятельности. Исследование.

  1. – Давайте обратим внимание на название произведения. У героев рассказа есть имена, но автор называет их почему-то «толстым» и «тонким». Почему автор озаглавил рассказ и в дальнейшем именует героев не по имени (Порфирий и Михаил), а как будто по внешнему облику: «толстый» и «тонкий»? Какой прием использует автор?



  1. – Давайте попробуем понять сущность героев рассказа, что скрывается за образом «толстого» и «тонкого». А помогут нам в этом художественные детали, создающие эффект комического рассказа. Именно художественные детали помогают автору выразить свое отношение к происходящему.

Деталь — (от фр. с1е1а) подробность, частность, мелочь.

Деталь художественная — одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости. Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое.

Различают следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку:

а) деталь словесная;

б) деталь портретная;

в) деталь предметная;

г) деталь психологическая, выражающая существенную черточку в характере, поведении, поступках героя.;

д) деталь пейзажная, с помощью которой создается колорит обстановки;

е) деталь как форма художественного обобщения.

Особо следует сказать о такой разновидности художественной детали, как бытовая, которая указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица.

  1. - Попробуйте составить кластер к образу каждого героя, исходя из его внешнего облика, поведения, художественных деталей, которые использует автор в начале рассказа для создания комического эффекта. Что у вас получилось? (кластер)


































  1. – Изначально автор акцентирует наше внимание на социальном статусе героев, уделяя гораздо больше внимания «тонкому». Как вы думаете, почему?





5. -КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos — весёлый, смешной) — смешное, вызывающее смех, веселье; средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния. слайд 9

Основные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.

В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы. Это несоответствие может быть на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная речь), на уровне сюжетной ситуации (недоразумение, одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия), на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т. д.).

Чехов в рассказе использует известный приём комизма - сталкивает две противоположные фигуры, представляет комическую пару: «толстый» - «тонкий», каждый из которых представляет определенный социальный тип.

Автор акцентирует внимание на образах вещей, бытовых и семейных подробностях, поведении, речи «тонкого», чтобы вызвать у читателя смех и неприятие определенных качеств.

Прочитайте момент, описывающий первую реакцию героев при встрече на вокзале.

Что испытывают «толстый» и «тонкий»?

















  1. - Особое внимание необходимо уделить образу дерева (сцена-кадр).





  1. Сейчас я предлагаю вам обратиться к сцене, когда Иван перелистывает книгу с иллюстрациями Дюрера. Но сначала послушаем небольшое сообщение об этом художнике.

- Итак, как вы понимаете эту сцену?




  1. Я хочу обратить ваше внимание еще на один эпизод, о котором вы уже упоминали и которого нет в книге: сцену с обезумевшим от горя стариком.

- Как вы считаете, зачем она понадобилась режиссеру?

  1. Как вы считаете, отчего Тарковский вводит в канву сюжета и делает акцент на образах Богородицы и покосившегося креста?



  1. И самое ужасное, что жертвой становится ребенок. Жертвой и героем одновременно.

- Почему о смерти Ивана рассказывают бесстрастные строки немецкого архива? (сцена из фильма)













Слушают преподавателя, отвечают на вопрос.

В обликах героев запечатлелись не столько индивидуальные черты, сколько обобщенные. Прием, лежащий в основе названия, называется АНТИТЕЗА, рассказ построен на противопоставлении.



Слушают, ведут записи, наблюдают за деталями.


Слайд 6-7

















































Составляют кластер слайд8

«Толстый»

• пообедал на вокзале

• губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

• пахло от него хересом и флёрдоранжем.

«Тонкий»

• вышел из вагона

• был навьючен чемоданами, узлами и картонками.

• пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

Весь рассказ, начиная с заголовка, построен на противопоставлении, антитезе. Герои с первых строк представлены лаконично, ёмкими художественными деталями, через которые проглядывает их характер и социальный статус. «Толстый» - сытый, довольный жизнью, неторопливо пообедал вкусно и дорого, знает себе цену, полон собственного достоинства; «тонкий» - суетливый, беспокойный, обед его прост и безыскусен (кофейная гуща, ветчина), коробки и картонки несет сам, экономит на носильщике.


Для нас важна именно реакция «тонкого» на происходящее, он демонстрирует качества, которые вызывают насмешку у автора. Чехов комически изображает встречу бывших одноклассников.




Личностные

- Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем и со сверстниками;

- Формирование нравственных ценностей;

- Фиксирование индивидуального самоопределения

- Осознание успешности своей деятельности;


Познавательные

-Умение самостоятельно обобщать, систематизировать знания;

- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

- извлекать необходимую информацию из текстов;

- использовать знаково-символические средства;

- предъявлять информацию в различных формах (письменно, устно).


Регулятивные

- Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий;

- Умение оценивать качество собственной деятельности и деятельности товарищей.


Коммуникативные

-Умение работать в парах и приходить к общему мнению;

-Адекватно использовать речевые средства для коммуникации;

-Формулировать собственное высказывание в рамках темы;

- Умение использовать письменные и речевые средства для представления результата.

IV. Анализ решения проблемной ситуации. Выводы.

Подведение итогов, задание на самоподготовку

1.Разрешение проблемной ситуации.

В последних кадрах фильма Иван бежит от нас, легкий и радостный, к сияющей реке, но по-прежнему стоит грозным напоминанием обугленное дерево как символ грядущего зла. Мир хрупкий, зыбкий, его так легко уничтожить.

Обращение к проблемному вопросу:

- Как обогатил язык кинематографа писательское повествование? (составление кластера)
















2.Рефлексия.

Организует обсуждение результатов работы и самооценку действий на уроке.

Создает условия для оценки своего эмоционального состояния и анализа учебной деятельности: (на листочках)

-Наиболее важным для понимания мне показался эпизод (кадр из фильма)…

-Мне стал более понятен язык кинематографа…

-Я считаю (или не считаю), что режиссер имеет право вторгаться в повествование…

- Мне показалась-(лся) более интересной(ым) повесть(или фильм)…

Преподаватель подводит общий итог урока, дает свой анализ и оценку работы суворовцев на уроке и достижения целей урока.

Дает задание на самоподготовку:

- написать сочинение «О чем звонит колокол Ивана»?



  1. Повествование переведено на метафорический язык образов-символов.

  2. Усилен прием антитезы (противостояние жизни и смерти, бытия и небытия).

  3. Повествование поднято на библейский уровень.

  4. Усилен трагизм темы «Детство и война». Тарковский перевел линейное повествование книги на язык метафор, образов и тем самым поднял повествование на библейскую высоту, создал философскую притчу о мальчике-герое и мученике одновременно.


Рефлексируют, отвечают на вопросы.









Познавательные

рефлексия способов и условий действия

Личностные

(1, 3, 4,5)

Регулятивные

(3,4)

Коммуникативные

(3)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по повести "Иван" В.Богомолова

Автор: Елена Валентиновна Лелинкова

Дата: 08.11.2021

Номер свидетельства: 590727


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства