1. Используя слайд № 2, организует беседу о теме и целях урока. Сегодня мы поговорим о произведении Антона Павловича Чехова, уже известного вам по произведениям «Каштанка», «Ванька», которые традиционно относят к кругу детского чтения. Возможно, вы читали и какие-то другие его рассказы. Чехов – мастер короткого рассказа («Краткость – сестра таланта»), но из этих маленьких сценок вырисовывается, как из кусочков мозаики, единое полотно жизни, в котором есть место и смешному, и грустному. А пока предлагаю вам вспомнить некоторые моменты биографии Антона Павловича Чехова. Писатель родился в приморском провинциальном городке Таганроге, и отдельные сцены из жизни этого местечка найдут впоследствии отражение в его рассказах: очень узнаваемыми будут и пыльные базарные площади, и скучающие зеваки в лавках, и грозные городовые, озирающие свои владения. В детстве Антону Павловичу Чехову пришлось помогать отцу в бакалейной лавке, а потом, когда отец разорился, зарабатывать частными уроками, но такая суровая школа жизни также обогатила представление будущего писателя о людских характерах. Из таких крупиц, наблюдений за жизнью, говорил Константин Георгиевич Паустовский, как из золотых песчинок, складывается мир художественного произведения. Чехов получил медицинское образование и какое-то время служил врачом, одновременно пробуя себя на литературном поприще, сотрудничая с юмористическими журналами «Осколки», «Будильник», «Стрекоза». Начинающий писатель брался за юморески, рассказы, сценки-пародии, а подписывался псевдонимами (их насчитано около 50): Антоша Чехонте, Врач без пациентов, Крапива, Человек без селезенки. В 1884 году опубликован первый сборник «Сказки Мельпомены» под псевдонимом «А. Чехонте», а в 1886 году – знаменитые «Пестрые рассказы», герои которых до сих пор заставляют нас и смеяться, и задумываться над серьезными вещами. Герои ранних рассказов Чехова очерчены ярко, сатирично, порой карикатурно, но всегда очень живо. Это маленькие люди, казалось бы, совершенно незначительные, как и сценки анекдотического содержания, которые они разыгрывают, но Чехов сумел придать этим забавным эпизодам характер общественного явления, обнажив самые разные качества людской натуры. Какие же художественные и языковые средства использует писатель в рассказах? Что помогает ему создать такую живую картину действительности? Подводит учащихся к осознанию цели урока: научиться понимать приемы комического, их роль в тексте. Проводит беседу: "Умею коротко говорить о длинных вещах", - говорил о своей творческой манере А.П. Чехов. Давайте посмотрим, как этот талант писателя воплощается в рассказе «Толстый и тонкий», написанном в 1883 году и опубликованном в том же году в журнале «Осколки». Позже, в 1886 году, рассказ войдет в сборник «Пестрые рассказы». Как вы думаете, что требуется читателю для глубокого понимания пусть даже такого коротенького произведения? Во-первых, понимание лексического значения незнакомых слов. Давайте составим словарь слов, требующих пояснения для юного читателя 21 века. Особое внимание уделяется табели о рангах. | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы, формулируют цель и задачи. Главные вопросы урока: 1) Какие события жизни Антона Павловича Чехова способствовали формированию таланта писателя? 2) На каком приеме построено повествование в рассказе? 3) Как приемы комического помогают передать авторское отношение к происходящему? 4) Над чем смеется автор? Какие человеческие пороки он представил на всеобщее осмеяние? Составляют словарь непонятных слов. слайд 4-5 | Личностные Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем; Познавательные - Умение строить рассуждения; -Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах; Регулятивные 1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности; 2. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Коммуникативные - Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - Формулировать собственное высказывание в рамках темы; - Умение слышать и слушать других; быть готовым корректировать свою точку зрения. - Адекватно использовать речевые средства для коммуникации |
– Давайте обратим внимание на название произведения. У героев рассказа есть имена, но автор называет их почему-то «толстым» и «тонким». Почему автор озаглавил рассказ и в дальнейшем именует героев не по имени (Порфирий и Михаил), а как будто по внешнему облику: «толстый» и «тонкий»? Какой прием использует автор? – Давайте попробуем понять сущность героев рассказа, что скрывается за образом «толстого» и «тонкого». А помогут нам в этом художественные детали, создающие эффект комического рассказа. Именно художественные детали помогают автору выразить свое отношение к происходящему. Деталь — (от фр. с1е1а) подробность, частность, мелочь. Деталь художественная — одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости. Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое. Различают следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку: а) деталь словесная; б) деталь портретная; в) деталь предметная; г) деталь психологическая, выражающая существенную черточку в характере, поведении, поступках героя.; д) деталь пейзажная, с помощью которой создается колорит обстановки; е) деталь как форма художественного обобщения. Особо следует сказать о такой разновидности художественной детали, как бытовая, которая указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица. - Попробуйте составить кластер к образу каждого героя, исходя из его внешнего облика, поведения, художественных деталей, которые использует автор в начале рассказа для создания комического эффекта. Что у вас получилось? (кластер) – Изначально автор акцентирует наше внимание на социальном статусе героев, уделяя гораздо больше внимания «тонкому». Как вы думаете, почему? 5. -КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos — весёлый, смешной) — смешное, вызывающее смех, веселье; средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния. слайд 9 Основные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм. В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы. Это несоответствие может быть на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная речь), на уровне сюжетной ситуации (недоразумение, одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия), на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т. д.). Чехов в рассказе использует известный приём комизма - сталкивает две противоположные фигуры, представляет комическую пару: «толстый» - «тонкий», каждый из которых представляет определенный социальный тип. Автор акцентирует внимание на образах вещей, бытовых и семейных подробностях, поведении, речи «тонкого», чтобы вызвать у читателя смех и неприятие определенных качеств. Прочитайте момент, описывающий первую реакцию героев при встрече на вокзале. Что испытывают «толстый» и «тонкий»? - Особое внимание необходимо уделить образу дерева (сцена-кадр). Сейчас я предлагаю вам обратиться к сцене, когда Иван перелистывает книгу с иллюстрациями Дюрера. Но сначала послушаем небольшое сообщение об этом художнике. - Итак, как вы понимаете эту сцену? Я хочу обратить ваше внимание еще на один эпизод, о котором вы уже упоминали и которого нет в книге: сцену с обезумевшим от горя стариком. - Как вы считаете, зачем она понадобилась режиссеру? Как вы считаете, отчего Тарковский вводит в канву сюжета и делает акцент на образах Богородицы и покосившегося креста? И самое ужасное, что жертвой становится ребенок. Жертвой и героем одновременно. - Почему о смерти Ивана рассказывают бесстрастные строки немецкого архива? (сцена из фильма) | Слушают преподавателя, отвечают на вопрос. В обликах героев запечатлелись не столько индивидуальные черты, сколько обобщенные. Прием, лежащий в основе названия, называется АНТИТЕЗА, рассказ построен на противопоставлении. Слушают, ведут записи, наблюдают за деталями. Слайд 6-7 Составляют кластер слайд8 «Толстый» • пообедал на вокзале • губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. • пахло от него хересом и флёрдоранжем. «Тонкий» • вышел из вагона • был навьючен чемоданами, узлами и картонками. • пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Весь рассказ, начиная с заголовка, построен на противопоставлении, антитезе. Герои с первых строк представлены лаконично, ёмкими художественными деталями, через которые проглядывает их характер и социальный статус. «Толстый» - сытый, довольный жизнью, неторопливо пообедал вкусно и дорого, знает себе цену, полон собственного достоинства; «тонкий» - суетливый, беспокойный, обед его прост и безыскусен (кофейная гуща, ветчина), коробки и картонки несет сам, экономит на носильщике. Для нас важна именно реакция «тонкого» на происходящее, он демонстрирует качества, которые вызывают насмешку у автора. Чехов комически изображает встречу бывших одноклассников. | Личностные - Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем и со сверстниками; - Формирование нравственных ценностей; - Фиксирование индивидуального самоопределения - Осознание успешности своей деятельности; Познавательные -Умение самостоятельно обобщать, систематизировать знания; - устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; - извлекать необходимую информацию из текстов; - использовать знаково-символические средства; - предъявлять информацию в различных формах (письменно, устно). Регулятивные - Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий; - Умение оценивать качество собственной деятельности и деятельности товарищей. Коммуникативные -Умение работать в парах и приходить к общему мнению; -Адекватно использовать речевые средства для коммуникации; -Формулировать собственное высказывание в рамках темы; - Умение использовать письменные и речевые средства для представления результата. |
1.Разрешение проблемной ситуации. В последних кадрах фильма Иван бежит от нас, легкий и радостный, к сияющей реке, но по-прежнему стоит грозным напоминанием обугленное дерево как символ грядущего зла. Мир хрупкий, зыбкий, его так легко уничтожить. Обращение к проблемному вопросу: - Как обогатил язык кинематографа писательское повествование? (составление кластера) 2.Рефлексия. Организует обсуждение результатов работы и самооценку действий на уроке. Создает условия для оценки своего эмоционального состояния и анализа учебной деятельности: (на листочках) -Наиболее важным для понимания мне показался эпизод (кадр из фильма)… -Мне стал более понятен язык кинематографа… -Я считаю (или не считаю), что режиссер имеет право вторгаться в повествование… - Мне показалась-(лся) более интересной(ым) повесть(или фильм)… Преподаватель подводит общий итог урока, дает свой анализ и оценку работы суворовцев на уроке и достижения целей урока. Дает задание на самоподготовку: - написать сочинение «О чем звонит колокол Ивана»? | Повествование переведено на метафорический язык образов-символов. Усилен прием антитезы (противостояние жизни и смерти, бытия и небытия). Повествование поднято на библейский уровень. Усилен трагизм темы «Детство и война». Тарковский перевел линейное повествование книги на язык метафор, образов и тем самым поднял повествование на библейскую высоту, создал философскую притчу о мальчике-герое и мученике одновременно. Рефлексируют, отвечают на вопросы. | Познавательные рефлексия способов и условий действия Личностные (1, 3, 4,5) Регулятивные (3,4) Коммуникативные (3) |