kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе в 7 классе по теме: Художественное своеобразие сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока анализируются образы помещиков и мужика, говорится о художественном своеобразии произведения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 7 классе по теме: Художественное своеобразие сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"»

Урок по сказке М.Е. Салтыкова - Щедрина

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Тема: Герои сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цели: понимание обучающимися социальной направленности сатиры Салтыкова-Щедрина, осмысление особенностей характеров главных героев сказки, развитие творческих способностей обучающихся, устной и письменной монологической речи, совершенствование умений и навыков сравнительного анализа героев произведения, воспитание уважения к человеку, к труду, чуткого отношения к художественному слову.

Оборудование: презентация к уроку, учебник литературы, рабочая тетрадь по литературе, оценочный лист, раздаточный материал, портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день! Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь им.

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья луча золотистого

Вы в силах друзьям подарить.

А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

- Ребята, мы начинаем наш урок. Проверьте, все ли у вас готово к уроку (учебник, тетрадь, дневник, ручки, карандаши).

2. Мотивация

- Ребята, на слайде вы видите пословицы.

- Что их объединяет? (Все пословицы о труде).

- Назовите антоним слова «труд» (лень).

- Как связаны эти понятия с произведением М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», которое вы читали дома? (Мужик трудолюбивый, все добывает своими руками, а генералы – ленивые, пользуются плодами чужого труда).

(- Кто из героев ассоциируется со словом «труд», а со словом «лень»?)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о сюжете произведения Салтыкова-Щедрина, о героях сказки, об отношении автора к человеку и обществу).

Тема нашего урока: Художественное своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

3. Целеполагание

Сегодня на уроке нам предстоит понять, какие пороки человеческого общества высмеивает Салтыков-Щедрин в своем произведении. Для этого мы внимательно будем наблюдать за героями и анализировать художественные средства, при помощи которых автор создает образы своих персонажей.

4. Проверка домашнего задания (Терминологический диктант – Приложение 1)

- Для того чтобы дать подробную характеристику героям, мы должны вспомнить эти художественные средства. Дома вы готовились к терминологическому диктанту. Проверим, как вы справились с домашним заданием.


- А теперь оцените себя самостоятельно, напишите итоговое количество баллов, каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Поднимите руки, у кого 5 баллов, 4 балла.

5. Работа по теме урока

- А теперь вернемся к содержанию сказки Салтыкова-Щедрина

- Кто является главными героями произведения? (Два генерала и мужик)

Работа в группах

- Разделитесь на две группы, давайте охарактеризуем героев сказки.

Внимательно прочитайте задание, на его выполнение у вас три минуты.

- Проверяем задание.

- А правы ли вы, мы узнаем в течение урока.


- Что произошло с генералами? (Куда они попадают?) (На необитаемый остров).

- Вспомните, в каком литературном произведении герой также попадает на необитаемый остров? («Робинзон Крузо» Даниэля Дефо).

- Как он ведет себя, попав в трудную жизненную ситуацию? (Он не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает).

- Давайте посмотрим видеоролик о том, как ведут себя генералы в такой же ситуации.

(Видеоролик)

- Как ведут себя генералы в трудной жизненной ситуации? (Они с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают. Генералы не могут даже добыть себе еду, которой на острове в достатке. Они не могут залезть на дерево, чтобы сорвать яблоко, не говоря о том, чтобы наловить рыбы и поймать дичь).

Работа с текстом (стр. 266, со слов: «Вдруг оба генерала…»)

- А теперь давайте поработаем с текстом. Читаем эпизод по ролям (За автора – Юля Терентьева, за 1 генерала – Антон Ермошин, за 2 генерала – Данила Ручкин).

- Как ведут себя генералы в данном эпизоде? (Они становятся подобны животным, только вид крови останавливает их. Они пытаются отвлечься от мысли о еде, но вскоре опять возвращаются к этой теме).

- Какие средства художественной выразительности, из тех, которые мы вспоминали в начале урока, использует автор в данном фрагменте? (Гротеск: сцена с остервенением генералов, когда один у другого откусил орден. Ирония: диалог генералов после того, как они чуть друг друга не съели.

- Назовите другие эпизоды, в которых Салтыков-Щедрин иронизирует над генералами? («Прочитают от доски до доски – и ничего, не тошнит…», «поели – и на душе хорошо стало…»).

- Найдите в тексте другие приемы, характерные для жанра сатиры.

(Аллегория: Генерал не может сам сорвать яблоко с дерева – настолько он беспомощен.

Гипербола: Генералы были уверены, что «булки так прямо на дереве растут.

Фантастика: Генералы попадают на необитаемы остров, заснув.

Гротеск: Место события, способ доставки генералов на остров, изображение отчаяния генералов – поиск ими мужика, доставка генералов на Подьяческую).

- Когда вы произносите слово «генерал», какие ассоциации у вас возникают? (военный, умный, статный, образованный, уважаемый).

- А какими мы видим генералов в тексте? (Глупые, ничего не умеющие).

- Чем они похожи и чем отличаются друг от друга? (Они почти во всем одинаковы, различие: один из генералов служил учителем каллиграфии).

- Почему же тогда автор описывает двух генералов, а не одного? (Одного генерала можно посчитать исключением из правил, а два генерала указывают на то, что большинство чиновников, помещиков были такими же, как наши герои).

- Как такие малообразованные люди, могли дослужиться до столь высокой должности? (Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое–то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

- Как генералы решают проблемы, возникшие с ними на острове? (Решают найти мужика).

- Каким представляют мужика два генерала? Давайте посмотрим видеоролик, чтобы ответить на этот вопрос.

Видеоролик

(Генералы думают, что мужик с легкостью приготовит им поесть. Кроме того, они уверены, что простой мужик есть везде, лежит, наверное, где-нибудь сейчас, от работы отлынивает)

- О каком отношении к мужику говорят эти суждения? (Генералы – потребители, они привыкли жить на всем готовом с самого рождения).

- Каким тоном они разговаривают с мужиком? (Стр. 270. Они разговаривают с ним властно, накидываются на него, ругают мужика).

- Как генералы воспринимают то, что мужик отдыхает под деревом? (Они ставят ему это в вину, их негодованию нет предела. Генералы обвиняют мужика в том, что они бедствуют).

- Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их? (Они стали разговаривать с ним помягче, но отношение к мужику не изменилось).

- Как отблагодарили генералы мужика после возвращения в Петербург? (Рюмкой водки и пятаком).

- Как автор относится к генералам? (Он высмеивает их, показывает их никчемность. Генералы не знают элементарных вещей, ничего не умеют делать. Они беспомощны, как маленькие дети).


- Чем отличается от генералов другой герой сказки - мужик? Как он ведет себя, оказавшись на необитаемом острове? (Он спокойно спит под деревом, отдыхает от трудов)

- Мужик соглашается помочь генералам? (Мужик так привык к своему рабскому положению, что даже на необитаемом острове он по привычке подчиняется генералам, которые убеждены в том, что мужик есть везде, и должен на них работать. Мужик хочет убежать, но тут же подчиняется).

- Почему мужик думает о том, как бы угодить генералам? (Он не может по-другому, мужик приучен к этому с детства).

- Почему мужик, при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил множество всего, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: "А не дать ли и тунеядцу частицу"? (Низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но всё же права).

- Вспомните как по "просьбе" генералов, которые, чтобы усыпить бдительность мужика, величают его словами "любезный друг" и просто "дружок", мужик свил верёвку, а генералы привязали его к дереву, чтобы самим спокойно спать. В чем смысл этого момента? (Крестьянин лично свободен. Но он не может победить в себе раба и даже гордится тем, что умело услуживает генералам. Мужик уже полностью утратил чувство человеческого достоинства. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда и гордятся этим).

- Салтыков-Щедрин высмеивает генералов? Но только ли над ними он смеется в своей сказке? (Писатель высмеивает рабскую покорность мужика, его бесправие). (- Хорошо ли, когда тебя заставляют сплести веревку, для того чтобы тебя же и привязать?)

- Автор смеется над генералами и мужиком. Одинаков ли этот смех? Каков его характер? (Автор относится к своим героям по-разному. Над генералами он смеется зло, издевается над их беспомощностью, неспособностью действовать и в то же время над их самомнением.

О мужике автор говорит с горькой иронией. Писатель недоумевает, как такой здоровенный мужичина может быть покорным и безропотным. Смех Салтыкова-Щедрина по отношению к мужику грустный, сожалеющий, злой по отношению к генералам).


6. Физкультминутка


- А теперь продолжаем работу.

- Сегодня на уроке мы постоянно говорили, что данное литературное произведение сказка, хотя сам Салтыков-Щедрин в заголовке утверждает, что это повесть. Давайте разберемся в этом вопросе.

- Что такое сказка? ("Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера")

- Какие сказочные элементы увидели? (Типичные сказочные зачины: Жили–были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Присказки: “По щучьему велению”, “Много ли, мало ли времени прошло...” Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

Характерные для народной речи обороты: “думал–думал”, “сказано–сделано”.

Постоянные эпитеты: “туча черная”, “тело белое”

Троекратные повторения.

Лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя–кишат)

- Как отличается употребление формул в сказках и у Салтыкова–Щедрина? Какой вывод вы можете сделать по всем выражениям?

(В народных сказках все эти формулы служат как своеобразные поговорки, употребляются, сопровождая волшебство. У Салтыкова–Щедрина они несут иронический смысл)

- Чем еще сказка Салтыкова-Щедрина отличается от народных сказок? (Лексикой, указаны реальные места)

- Что такое повесть? (Повесть - один из видов эпических произведений, по объему больше, чем рассказ)

- Что роднит произведение с повестью? (Упоминаются реально существующие места: Петербург, Подьяческая улица)

- Что делает произведение похожим на басню? (Аллегория, Эзопов язык).

- Какова основная мысль этого произведения? (Осмеяние человеческих пороков)

- А это значит, что перед нами сатирическая сказка. Какие пороки обличает писатель? О чем сетует?


Вывод: Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков–Щедрин убеждает в том, что народ–создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.

7. Итоги урока

- Посмотрите на слайд. Вы видите пословицы, с которых мы начали наш урок. Как вы думаете, какая пословица больше всего подходит к «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

8. Домашнее задание

Ребята, перед вами дерево из сказки Салтыкова-Щедрина, о которой мы сегодня говорили. Генералы думали, что еда вот так растет на деревьях. Я надеюсь, что вы никогда не станете похожими на генералов из этой сказки. Возьмите по одной булочке с дерева на память о сегодняшнем уроке. А на оборотной стороне вы найдете домашнее задание к следующему уроку. Вы можете поменять задание, если оно вам кажется трудным.

9. Рефлексия

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

Я начинаю фразу, вы ее завершаете

1. Сегодня на уроке я узнал… (1 чел.)

2. Мне понравилось… (1 чел.)

3. Я поставил бы оценки… Почему? (3-4 чел.)

4. Мне было трудно… (1 чел.)


Ребята, у вас на партах лежат два смайлика, прикрепите на дерево тот смайлик, который отражает ваше общее впечатление от урока и вашей работы на нем.




Приложение 1

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Фантастика – изображение нереальных образов, событий, героев.

Ирония – выражение насмешки.

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.


Приложение 2

1 группа. Выбрать из данных качеств те, которые присущи мужику. Приклейте их на лист

2 группа. Выбрать из представленных качеств, присущие генералам. Приклейте их на лист

Неприспособлен к жизни

Глупый

Ловкий

Невежественный

Ленивый

Несправедливый

Жадный

Приспособлен к жизни

Находчивый

Трудолюбивый

Рабски покорный

Безропотный

Наглый

Приложение 3


1. Нарисовать иллюстрацию к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2. Составить синквейн по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» со словами «мужик», «генералы»

3. Письменно ответьте на вопрос: «Есть ли счастливый конец у сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

4. Напишите письмо одному из героев сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».



Мужик















Генералы














Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов




Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов








Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов




Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов








Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов




Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов








Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов




Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов








Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов




Терминологический диктант

Ответ

Баллы











Итого баллов




Составить синквейн по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» со словами «мужик», «генералы»



Нарисовать иллюстрацию к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



Напишите письмо одному из героев сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Письменно ответьте на вопрос: «Есть ли счастливый конец у сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

Письменно ответьте на вопрос: «Есть ли счастливый конец у сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

Письменно ответьте на вопрос: «Есть ли счастливый конец у сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

Напишите письмо одному из героев сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Напишите письмо одному из героев сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Нарисовать иллюстрацию к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



Нарисовать иллюстрацию к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



Нарисовать иллюстрацию к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



Составить синквейн по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» со словами «мужик», «генералы»



Составить синквейн по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» со словами «мужик», «генералы»



Составить синквейн по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» со словами «мужик», «генералы»



Письменно ответьте на вопрос: «Есть ли счастливый конец у сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

Напишите письмо одному из героев сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Составить синквейн по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» со словами «мужик», «генералы»



Нарисовать иллюстрацию к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»







Неприспособленность к жизни

Глупость




Приспособленность к жизни

Рабская покорность





Приспособленность к жизни

Рабская покорность


Наглость


Несправедливость по отношению к другим людям

Безропотность

Находчивость

Неприспособленность к жизни

Невежественность

Жадность

Ловкость

Лень

Наглость

Глупость

Ловкость

Невежественность

Лень

Жадность

Трудолюбие

Безропотность

Находчивость

Несправедливость по отношению к другим людям

Трудолюбие



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Горбунова Екатерина Владимировна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380600


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства