Письменно проспрягайте данный глагол, выделите личные окончания.
Глагол
Число
1 лицо
2 лицо
3 лицо
Расстелить
Ед. ч.
Мн. ч.
Задание 4.
Вставьте пропущенные буквы. Замените словосочетания со связью управление словосочетаниями со связью согласование. Объясните выбор н или нн в прилагательных.
Образец. Ложка из олова – оловянная (искл.) ложка.
В_рен_е из клюквы – _________________________________________,
клёк_т орла – ____________________, поток воды – ____________________,
с_лфе_ки для кухн_ – ______________________________________________,
укус мур_в_я – ___________________, поле рж_ – _____________________.
Задание 5.
Запишите слова без использования цифр. Найдите лишнее слово в ряду других, объясните, почему оно лишнее.
Докажите, что в приведённых словосочетаниях относительные и притяжательные имена прилагательные использованы в значении качественных. Для этого подберите и запишите синонимы – качественные имена прилагательные.
Образец. Волчий аппетит – сильный.
Золотые руки – _____________________.
Золотой песок – ____________________.
Золотое время – ____________________.
Суровые нитки – ___________________.
Мёртвая тишина – __________________.
Задание 8.
На уроке русского языка Лена составила предложение: Скрипя сердцем я взялась за выполнение домашней работы. Оно вызвало смех у её одноклассников. Почему? Исправьте предложение Лены.
(1)Человечество давно уже умеет измерять все: длину, температуру, скорость, пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измерениям – так это боль которую испытывает человек. (3) Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории человечества аппарат который может измерять степень боли испытываемой пациентом, в частности, при тяжелых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли заставляющий любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскаленной поверхностью металла. (6)Учёные считают что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)
Выпишите 5 примеров слов с разными приставками, правописание которых определяется правилом «Приставки в русском языке пишутся одинаково, независимо от произношения».
Завтра в Москве холодно, снежно, морозно. Днём облачно с прояснениями, сухо. К вечеру похолодает. Беззвёздно. Ветрено, местами гололедица. Следует соблюдать осторожность во дворах, на тротуарах, ступенях магазинов, метро.
(1)Красив лес в снегу! (2)Жалкий кустик обычно похож на растрёпанный веник, а теперь напоминает вырвавшийся из-под земли взрыв. (3)Куча хвороста на поляне похожа на кружево, которое сплёл великан. (4)Пень выглядывает из-под тучной снежной шапки. (5)Еловые лапы строят тебе немые снежные рожицы.
(6)Всё необычно в заснеженном лесу! (7)Где-то высоко вверху шумит ветер, а здесь не дрогнет ни одна веточка, не шелохнутся в своих объёмистых снеговых рукавицах еловые лапы. (8)Ни движения, ни звука.
(По В.Ф. Тендрякову)
1. Прочитайте текст и перепишите его без ошибок.
2. Из предложений 1–6 выпишите слово, которое передаёт тишину и безмолвие зимнего леса.
Оба текста содержат элементы описания погоды, состояния окружающей среды (дождь, снег, осадки…). Однако в первом текста есть размышления лирического героя о погоде, во втором тексте дана метеорологическая информация. Поэтому нельзя сказать, что оба текста посвящены одной теме.