Общая часть |
Предмет | Литература | 5 класс |
Тема | М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные Метапредметные Личностные |
Знакомство с биографией М.В.Ломоносова. Умение выразительно читать художественный текст. Понимать особенности жанра «басня». Умение понимать тему, идею произведения. | Умение слушать учителя и друг друга. Смысловое чтение. Умение работать индивидуально и в группе. | Уважение к стремлению к знаниям, просвещению. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. |
Решаемые учебные проблемы | Познакомиться с основными этапами биографии М.В.Ломоносова (детство, дорога в Москву, открытия в разных областях науки, вклад в развитие русской литературы). Акцентировать внимание на басне как жанре. Развивать умение выразительного чтения, логического мышления , устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация |
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. |
Образовательные интернет-ресурсы | http://www.muzeum.ru |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию художественного произведения. | |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образователь ного результата | Вступительное слово учителя: 1.Чтение сонета С.И.Стромилова «Ломоносов» В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарён. 2.Что вы можете сказать об этом человеке? Как характеризует его автор? 3.Сегодня мы продолжим знакомство великими русскими авторами. И героем этого урока станет гениальный учёный, лингвист, человек, который всю свою жизнь посвятил просвещению, новым открытиям во благо людям и российской науки. 3.Запись в тетрадь темы урока и эпиграфа к уроку: «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» (М.В.Ломоносов) | |
Методы обучения | Пропедевтическая беседа | |
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы. | |
Основные виды деятельности учителя | Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. | |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
Формирование конкретного образовательного материала | 1.Знакомств с элементами биографии М.В.Ломоносова (детство, 6егство из дома, достижения в науке) – презентация 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной во время урока. 3. Представление групповых результатов по итогам обсуждения. | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Учитель читает стихотворение. Работа в группах. Группа 1. Подготовить рассказ о главных героях басни (используя информацию из Интернета и дополнительную литературу по астрономии(предоставляется учителем) 2 группа. Словарная работа. Выписать незнакомые слова, объяснить их лексическое значение (используя информацию из Интернета и Толкового словаря ) 3 группа. Средства выразительности языка, выписать примеры. | |
Методы обучения | Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией. | |
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. | |
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | |
Этап 3. Практикум |
Формирование конкретного образовательного материала | Анализ высказывания М.В.Ломоносов: «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…» | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Рассуждение на заданную тему : «Как вы понимаете данное высказывание?» Предполагаемый результат: Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силён. Красота, сила, богатство устно речи каждого зависят от точности употребления слов, от отсутствия в речи бранных слов, от краткости. Выразительности, от широты знаний и объёма словарного запаса. | |
Методы обучения | Выступление перед аудиторией. | |
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск верного решения. | |
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. | |
Этап 4.Проверка полученных результатов |
Длительность этапа | 5 минут | |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Зачитывание своих работ 3-мя уч-ся перед аудиторией | |
Методы контроля | Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам. | |
Способ контроля | Сбор тетрадей в конце урока . | |
Способ коррекции | Коррекция во время прочтения своих работ 3 уч-ся, анализ работ на следующем уроке. | |
Форма организации деятельности уч-ся | Обсуждение плюсов и недоработок в ответах | |
Роль учителя на данном этапе | Организующая, направляющая, корректирующая | |
Основные виды деятельности учителя | Устные комментарии к ответам уч-ся | |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание По вариантам: подготовить выразительное чтение басни по ролям (инсценировка); выучить наизусть. |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? |