kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе"Сочинение-эссе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи во время изучения поэзии А.С. Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по литературе"Сочинение-эссе"»

8


Урок литературы «Сочинение-эссе»

(по развитию речи в 9 классе)


Разработка учителя

русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 10 имени А.С. Пушкина

МО Тимашевский район

Цикуновой Ольги Анатольевны,

2016-2017 уч. год


Тема: Подготовка к сочинению-эссе
«Образы Рафаэлевских мадонн в лирике А.С. Пушкина»


Цели

  • Подготовить учащихся к сочинению в жанре эссе

  • Повторить синтаксические конструкции, характерные для высказывания в жанре эссе

  • Способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: создать культуроведческий фон урока с помощью репродукций, текстов

  • Пробудить у девятиклассников желание выразить свое отношение к теме урока, обосновать, мотивировать его; содействовать нравственному воспитанию учащихся

Оборудование урока:

Компьютерная программа «Power Point», АРМ.


Ход урока


  1. Оргмомент. Слайд№1

  2. Сообщение темы и цели урока. Слайд№2

  3. Слово учителя. Культуроведческий комментарий

Рафаэлевская мадонна для Пушкина – эталон женской красоты. Красота и благородство образа Мадонны Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Слайд №3

Так, В.Г.Белинский, увидев «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, писал: «Я невольно вспомнил Пушкина – то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний; недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре». Слайд№4

Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту, среди них замечательное стихотворение «Кто знает край…» (1828 год).

Стихотворение обращено к графине Марии Мусиной-Пушкиной, вернувшейся из путешествия по Италии и вообще за границей, однако силой своего богатого воображения в ореоле поэтического вымысла представил себе неизведанный южный край: Слайд№5

Кто знает, где небо блещет

Неизъяснимой синевой,

Где море теплою волной

Вокруг развалин тихо плещет;

Где вечный лавр и кипарис

На воле гордо разрослись,…

………………………………………..

Где Рафаэль живописал:

Где в наши дни резец Кановы

Послушный мрамор оживлял,

И Байрон, мученик суровый,

Страдал, любил и проклинал?

…………………………………………

Волшебный край, волшебный край,

Страна высоких вдохновений,

Людмила зрит твой древний рай,

Твои пророческие сени.

…………………………………………

На рай полуденной природы,

На блеск небес, на ясны воды,

На чудеса немых искусств

В стесненье вдохновенных чувств,

Людмила светлый взор возводит,

Дивясь и радуясь душой,

И ничего перед собой

Себя прекрасней не находит.

Стоит ли с важностью очей

Пред флорентийскою Кипридой,

Их две…и мрамор перед ней

Страдает, кажется, обидой.

Мечты возвышенной полна,

В молчанье смотрит ли она

На образ нежной Форнарины,

Или Мадонны молодой,

Она задумчивой красой

Очаровательней картины…

Скажите мне: какой певец,

Горя восторгом умиленным,

Чья кисть, чем пламенный резец

Предаст потомкам изумленным

Ее небесные черты?

Где ты, ваятель безымянный

Богини вечной красоты?

И ты, харитою венчанный,

Ты, вдохновенный Рафаэль?

А.С.Пушкин прекрасно знал античную историю и литературу, древнегреческие и римские мифы, что позволило ему свободно использовать античные образы в своей поэзии: Флорентийская Киприда – знаменитая античная статуя Венеры Медицейской, хранящейся во Флоренции (Италия), в галерее Уффицы. Под образом Мадонны молодой поэт, вероятно, подразумевал прославленную Мадонну делла Седиа Рафаэля, которая выставлена в галерее Питти (Флоренция). Говоря о ваятеле безымянном, поэт, очевидно, имел в виду неизвестного скульптура III века до н.э., создавшего Венеру Медицейскую.

В этом стихотворении поражает могучая зрелость таланта поэта, сила выражения и обилие глубоких мыслей, высказанных с прекрасной простотой. Каждая строка изящна, музыкальна и зрима. Читаешь стихотворение и зрительно представляешь описываемые картины. Этому способствует обилие метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений. Слайд №6. Несмотря на некоторую иносказательность, стихотворение легко воспринимается и запоминается.

Образ рафаэлевской Мадонны присутствует и в стихотворении «Ее глаза» (1828 год):

Она мила – скажу меж нами –

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля –

В них скромных граций торжество;

Поднимет – ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

Это стихотворение – ответ П.Я.Вяземскому на его стихотворение «Черные очи», где он воспевает Александру Осиповну Россет(Смирнову). Пушкин противопоставляет очам Россет глаза А.А.Олениной и сравнивает их с глазами «Сикстинской Мадонны» Рафаэля:

Поднимет – ангел Рафаэля

Так созерцает божество. Слайд №7.

В этом сравнении – наглядный образ. Лучше не скажешь. Так лаконично и емко мог написать только Пушкин.

«Бриджуотерская Мадонна» Рафаэля вдохновила поэта на создание стихотворения высокой философской и поэтической значимости «Мадонна» (1830 год): Слайд №8.

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Это стихотворение обращено к Наталье Николаевне Гончаровой, тогда еще невесте Пушкина, которой он 30 июля 1830 года писал: «Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей». Это была старинная копия картины Рафаэля «Бриджуотерская Мадонна», продававшаяся в качестве подлинника в книжном магазине И.В. Сленина в Петербурге. Очевидно, именно она воодушевила Пушкина на создание поистине волшебных строчек, с любовью слетающих с уст поэта. Прием отрицания, с которого начинается стихотворение: Не множеством картин известных мастеров, еще более подчеркивает страстное желание автора созерцать только одну картину с изображением пречистой мадонны, чистейшей прелести чистейший образец.

Поражает лексика стихотворения: ни одного лишнего или малоговорящего слова. Со свойственной Пушкину простотой выражаются глубочайшие чувства любви и восторга к своей мадонне. Употребление слов высокого стиля (обитель, пречистая, божественный спаситель, взирали, Творец, ниспослал), использование описательных слов в превосходной степени (пречистая, чистейший) органично вплетаются в ткань стихотворения, придавая ему торжественность и плавность. Стихотворение написано в форме сонета.

  1. Беседа по итогам урока.

1. Назовите стихотворения, созданные Пушкиным под впечатлением от картин Рафаэля, изображающих мадонн.

  1. Как вы понимаете слова В.Г.Белинского: «Недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре».

  2. Кому посвящено стихотворение «Кто знает край…»? какого художника поэт дважды упоминает в этом стихотворении и как он его характеризует? Какую смысловую нагрузку несет образ художника? Проведите лингвистический анализ стихотворения: объясните смысл образов элегии, употребление многочисленных эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Какова их роль?

  3. Что послужило поводом для написания стихотворения «Ее глаза»? Какое сравнение использует Пушкин для описания глаз Олениной и почему?

  4. К кому обращено стихотворение «Мадонна»? Кого иносказательно именует Пушкин моя мадонна? Какая картина Рафаэля подробно воспроизведена Пушкиным в стихотворении? Процитируйте эти строчки. Какую смысловую нагрузку несет первая строка стихотворения? Обратите внимание на то, как поэт от живописного образа переходит к изображению живой женщины. Какие для этого используются приемы, слова и выражения?

5.Составление плана сочинения по теме: «Чистейшей прелести чистейший образец» Слайд №9.

6. Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Чистейшей прелести чистейший образец» Слайд №10.

7. Вспомним, что такое эссе? Слайд №11.

8. Повторение синтаксических конструкций, используемых в сочинении жанра Эссе.

Слайд № 12.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
урок по литературе"Сочинение-эссе"

Автор: Цикунова Ольга Анатольевна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364611


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства