Просмотр содержимого документа
«урок по литературе"Сочинение-эссе"»
8
Урок литературы «Сочинение-эссе»
(по развитию речи в 9 классе)
Разработка учителя
русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 10 имени А.С. Пушкина
МО Тимашевский район
Цикуновой Ольги Анатольевны,
2016-2017 уч. год
Тема:Подготовка к сочинению-эссе «Образы Рафаэлевских мадонн в лирике А.С. Пушкина»
Цели
Подготовить учащихся к сочинению в жанре эссе
Повторить синтаксические конструкции, характерные для высказывания в жанре эссе
Способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: создать культуроведческий фон урока с помощью репродукций, текстов
Пробудить у девятиклассников желание выразить свое отношение к теме урока, обосновать, мотивировать его; содействовать нравственному воспитанию учащихся
Оборудование урока:
Компьютерная программа «PowerPoint», АРМ.
Ход урока
Оргмомент. Слайд№1
Сообщение темы и цели урока. Слайд№2
Слово учителя. Культуроведческий комментарий
Рафаэлевская мадонна для Пушкина – эталон женской красоты. Красота и благородство образа Мадонны Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Слайд №3
Так, В.Г.Белинский, увидев «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, писал: «Я невольно вспомнил Пушкина – то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний; недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре». Слайд№4
Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту, среди них замечательное стихотворение «Кто знает край…» (1828 год).
Стихотворение обращено к графине Марии Мусиной-Пушкиной, вернувшейся из путешествия по Италии и вообще за границей, однако силой своего богатого воображения в ореоле поэтического вымысла представил себе неизведанный южный край: Слайд№5
Кто знает, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись,…
………………………………………..
Где Рафаэль живописал:
Где в наши дни резец Кановы
Послушный мрамор оживлял,
И Байрон, мученик суровый,
Страдал, любил и проклинал?
…………………………………………
Волшебный край, волшебный край,
Страна высоких вдохновений,
Людмила зрит твой древний рай,
Твои пророческие сени.
…………………………………………
На рай полуденной природы,
На блеск небес, на ясны воды,
На чудеса немых искусств
В стесненье вдохновенных чувств,
Людмила светлый взор возводит,
Дивясь и радуясь душой,
И ничего перед собой
Себя прекрасней не находит.
Стоит ли с важностью очей
Пред флорентийскою Кипридой,
Их две…и мрамор перед ней
Страдает, кажется, обидой.
Мечты возвышенной полна,
В молчанье смотрит ли она
На образ нежной Форнарины,
Или Мадонны молодой,
Она задумчивой красой
Очаровательней картины…
Скажите мне: какой певец,
Горя восторгом умиленным,
Чья кисть, чем пламенный резец
Предаст потомкам изумленным
Ее небесные черты?
Где ты, ваятель безымянный
Богини вечной красоты?
И ты, харитою венчанный,
Ты, вдохновенный Рафаэль?
А.С.Пушкин прекрасно знал античную историю и литературу, древнегреческие и римские мифы, что позволило ему свободно использовать античные образы в своей поэзии: ФлорентийскаяКиприда – знаменитая античная статуя Венеры Медицейской, хранящейся во Флоренции (Италия), в галерее Уффицы. Под образом Мадонны молодой поэт, вероятно, подразумевал прославленную Мадонну делла Седиа Рафаэля, которая выставлена в галерее Питти (Флоренция). Говоря о ваятеле безымянном, поэт, очевидно, имел в виду неизвестного скульптура III века до н.э., создавшего Венеру Медицейскую.
В этом стихотворении поражает могучая зрелость таланта поэта, сила выражения и обилие глубоких мыслей, высказанных с прекрасной простотой. Каждая строка изящна, музыкальна и зрима. Читаешь стихотворение и зрительно представляешь описываемые картины. Этому способствует обилие метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений. Слайд №6. Несмотря на некоторую иносказательность, стихотворение легко воспринимается и запоминается.
Образ рафаэлевской Мадонны присутствует и в стихотворении «Ее глаза» (1828 год):
Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
Это стихотворение – ответ П.Я.Вяземскому на его стихотворение «Черные очи», где он воспевает Александру Осиповну Россет(Смирнову). Пушкин противопоставляет очам Россет глаза А.А.Олениной и сравнивает их с глазами «Сикстинской Мадонны» Рафаэля:
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество. Слайд №7.
В этом сравнении – наглядный образ. Лучше не скажешь. Так лаконично и емко мог написать только Пушкин.
«Бриджуотерская Мадонна» Рафаэля вдохновила поэта на создание стихотворения высокой философской и поэтической значимости «Мадонна» (1830 год): Слайд №8.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Это стихотворение обращено к Наталье Николаевне Гончаровой, тогда еще невесте Пушкина, которой он 30 июля 1830 года писал: «Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей». Это была старинная копия картины Рафаэля «Бриджуотерская Мадонна», продававшаяся в качестве подлинника в книжном магазине И.В. Сленина в Петербурге. Очевидно, именно она воодушевила Пушкина на создание поистине волшебных строчек, с любовью слетающих с уст поэта. Прием отрицания, с которого начинается стихотворение: Не множеством картин известных мастеров, еще более подчеркивает страстное желание автора созерцать только одну картину с изображением пречистой мадонны, чистейшей прелести чистейший образец.
Поражает лексика стихотворения: ни одного лишнего или малоговорящего слова. Со свойственной Пушкину простотой выражаются глубочайшие чувства любви и восторга к своей мадонне. Употребление слов высокого стиля (обитель, пречистая, божественныйспаситель, взирали, Творец, ниспослал), использование описательных слов в превосходной степени (пречистая, чистейший) органично вплетаются в ткань стихотворения, придавая ему торжественность и плавность. Стихотворение написано в форме сонета.
Беседа по итогам урока.
1. Назовите стихотворения, созданные Пушкиным под впечатлением от картин Рафаэля, изображающих мадонн.
Как вы понимаете слова В.Г.Белинского: «Недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре».
Кому посвящено стихотворение «Кто знает край…»? какого художника поэт дважды упоминает в этом стихотворении и как он его характеризует? Какую смысловую нагрузку несет образ художника? Проведите лингвистический анализ стихотворения: объясните смысл образов элегии, употребление многочисленных эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Какова их роль?
Что послужило поводом для написания стихотворения «Ее глаза»? Какое сравнение использует Пушкин для описания глаз Олениной и почему?
К кому обращено стихотворение «Мадонна»? Кого иносказательно именует Пушкин моя мадонна? Какая картина Рафаэля подробно воспроизведена Пушкиным в стихотворении? Процитируйте эти строчки. Какую смысловую нагрузку несет первая строка стихотворения? Обратите внимание на то, как поэт от живописного образа переходит к изображению живой женщины. Какие для этого используются приемы, слова и выражения?
5.Составление плана сочинения по теме: «Чистейшей прелести чистейший образец» Слайд №9.