kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе на тему: "Взаимоотношение человека и природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе в 6 классе на тему: "Взаимоотношение человека и природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе на тему: "Взаимоотношение человека и природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы" (6 класс)»

Разработка урока по русской литературе в 6 классе

на тему:

Взаимоотношение человека и природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»


Цели урока:

Познавательные

- расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады;

- углубить знания о М.Ю.Лермонтове.

Развивающие

развивать читательские навыки учеников;

- развивать умение интерпретировать и анализировать художественные тексты.

Воспитательные

- побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Ресурсы:

- В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература. 6 класс.ч.1 – Москва: «Просвещение», 2016.

- Презентация.

- Листочки с заданиями.

Методы и педагогические технологии:

- проблемный метод;

- объяснительно-иллюстративный метод;

- групповые технологии;

- компьютерные технологии обучения (презентация);

- работа с текстом;

- составления синквейна.


Ход урока

  1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята.

Приветствуют учителя.

- Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.

Выбирают смайлики, показывают.

- Я рада, что вы настроены позитивно. Начнем работу.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Проверка домашнего задания

-Ребята, сегоднямы продолжаем изучение творчества М.Ю.Лермонтова. Рассказываем наизусть стихотворение «Тучи» и проверяем словарную работу.

Дети объясняют слова:Аравия, пальма, роптать, вьюк,фарис, челнок, шатер.

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё одним произведением поэта.Это баллада «Три пальмы»

- Что такое баллада? Какие баллады мы с вами уже изучали в 5 классе? («Вересковый мед» Стивенсона, «Кубок» Жуковского).

- Значит, что мы с вами сегодня будем изучать? Сформулируйте тему и цель урока.

Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.

- «Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. В балладах мир предстает таинственным и загадочным. Мы будем разгадывать загадку этой баллады. Все необычно в этом произведении: сюжет, сочетание реального и фантастического, глубокий смысл.

- А теперь напишем сегодняшнее число и тему в тетрадях.

Пишут в тетрадях число и тему.

- Эпиграф урока:

Какая образность! – Так все и видишь перед собой,

А увидев раз, никогда уж не забудешь!

Дивная картина – так и блеститвсе яркостью восточных красок!

Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе…

(В.Г. Белинский)

3. Актуализация. Подготовка к изучению нового материала.

- А теперь послушайте это стихотворение в аудиозаписи.При прослушивании следите, пожалуйста, по тексту.

4. Ознакомление с новым материалом.

- А теперь обратим внимание к высказыванию В.Белинского: «Лермонтов – новое могучее дарование». Хочу отметить, что В.Белинский сказал эту фразу после прочтения произведения «Три пальмы».

- Подумайте, какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»? (автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий,    предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.)

- А теперь попробуем составить план этого стихотворения.


Возможный план

А) Жизнь гордых пальм в пустыне.

Б) Их обращение к Богу.

В) Появление каравана.

Г) Пальмы встречают гостей.

Д) Гибель «питомцев столетий».

Е) «Все дико и пусто кругом».


Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка


- Ребята, давайте вспомним,к какому роду литературы относитсястихотворение? (Лирика).

- Обратим внимание, здесь присутствует сюжет? (Да.Сюжет – это развитие событий в произведении)

- А сюжет характерен, для какого рода литературы? (Эпос)

- Значит, это стихотворение и лирическое, и эпическое. Данный тип произведений называется лиро-эпическим.

- Жанр этого произведения – баллада. Ребята, давайте вспомним, что такое баллада?Баллада - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме.

Задание: Работа в группах

1 группа: - найти, какими красками рисует автор караван(золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)

2 группа: - какими звуками сопровождает поэт стихотворение?(звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды)

3 группа: - какими словами передает движение?(шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…)

- Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор в своей балладе?

- Скажите, что изображено в центре произведения? (пальмы).

- Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения? (Олицетворение)

Вывод (делают учащиеся): (Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой).

- Кроме олицетворения, какие изобразительные средства вы видите? (Эпитеты)

И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел 
седой и холодный

Обратим внимания на следующие строки

«И стали три пальмы на Бога роптать…»

«И шел, колыхаясь, как в море челнок…»

«И черные очи оттуда сверкали…»

Олицетворение- пальмы роптали;

сравнение- верблюд, как челнок;

метафора- черные очи сверкали

Первая и последние строфы – антитеза.

Проблемы стихотворения

- Ребята, скажите о чём говорятпальмы? (они недовольны жизнью, потому что бесполезно стоят пустыне).

- Кого они напоминают? (Людей)

- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения:

Три гордые пальмы высоко росли…

- Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь).

- Но стремление к достойной жизни привело пальм к гибели. Так как же надо жить?

- Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.Какой ответ дает Лермонтов?

- Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно. 

- Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!

- Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.

Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций. 

- Ценность жизни – это тоже философская тема…

- К кому обращаются пальмы? (к Богу)

- Он слышит их и выполняет их желание. Религиозная проблема.

- Люди губят природу – проблема взаимоотношений человека и природы.



Задание: Синквейн

Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
зеленые, роскошные
ждали, роптали, убили
тела их потом, изрублены были
пусто кругом



5. Закрепление

- А теперь сделаем итог и обобщим? Какова тема и идея произведения?

(Тема - о пальмах - о людях, которые хотят «высокую жизнь», не довольствуются тем, что есть, и жертвуют собой).

Идея (воспроизводят дети)

(Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии).

- Что мы узнаем дальше из стихотворения?

(Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева)

- Что же случилось с наступлением вечера?

(Людям стало холодно, и они вырубили деревья)

- С кем сравнивает пальмы Лермонтов?

(С живыми людьми)

-С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

(Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела)

- Как развивались дальнейшие события?

(Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту)

- Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий уголок природы?

(Цветущий уголок превратился никому ненужное, дикое и пустое место)

- Что осталось от пальм?

(Пепел седой и холодный)

- Какой вы видите остальную природу?

(«почва бесплодная», «пепел седой и холодный», «остатки сухие», «все дико и пусто кругом»…)

- Почему вместе с пальмами исчез и родник?

(Он высох от знойного солнца)

- Что вы можете сказать о поступке этих людей?

(Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок)

Задание:Работа с толковыми словарями.

Безрассудный -

Необдуманный-

6. Рефлексия

- К чему призывает нас поэт в этом стихотворении?

(Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии)

(Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и беречь природные богатства)

(Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях)

7. Задание на дом.

На выбор:

  1. Сделать кроссворд по биографии М.Ю. Лермонтова, включая стихотворение «Три пальмы».

  2. Сделать иллюстрацию к стихотворению «Три пальмы».

  3. Выучить понравившиеся 3 строфы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Агзамова Фарида Азгамовна

Дата: 10.11.2017

Номер свидетельства: 438150


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства