Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе на тему: "Взаимоотношение человека и природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы" (6 класс)»
Разработка урока по русской литературе в 6 классе
на тему:
Взаимоотношение человека и природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Цели урока:
Познавательные
- расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады;
- углубить знания о М.Ю.Лермонтове.
Развивающие
- развивать читательские навыки учеников;
- развивать умение интерпретировать и анализировать художественные тексты.
Воспитательные
- побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
-Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.
Выбирают смайлики, показывают.
- Я рада, что вы настроены позитивно. Начнем работу.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Проверка домашнего задания
-Ребята, сегоднямы продолжаем изучение творчества М.Ю.Лермонтова. Рассказываем наизусть стихотворение «Тучи» и проверяем словарную работу.
Дети объясняют слова:Аравия, пальма, роптать, вьюк,фарис, челнок, шатер.
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё одним произведением поэта.Это баллада «Три пальмы»
- Что такое баллада? Какие баллады мы с вами уже изучали в 5 классе? («Вересковый мед» Стивенсона, «Кубок» Жуковского).
-Значит, что мы с вами сегодня будем изучать? Сформулируйте тему и цель урока.
Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.
- «Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. В балладах мир предстает таинственным и загадочным. Мы будем разгадывать загадку этой баллады. Все необычно в этом произведении: сюжет, сочетание реального и фантастического, глубокий смысл.
- А теперь напишем сегодняшнее число и тему в тетрадях.
Пишут в тетрадях число и тему.
- Эпиграф урока:
Какая образность! – Так все и видишь перед собой,
А увидев раз, никогда уж не забудешь!
Дивная картина – так и блеститвсе яркостью восточных красок!
Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе…
(В.Г. Белинский)
3. Актуализация. Подготовка к изучению нового материала.
- А теперь послушайте это стихотворение в аудиозаписи.При прослушивании следите, пожалуйста, по тексту.
4. Ознакомление с новым материалом.
- А теперь обратим внимание к высказыванию В.Белинского: «Лермонтов – новое могучее дарование». Хочу отметить, что В.Белинский сказал эту фразу после прочтения произведения «Три пальмы».
- Подумайте, какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»? (автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.)
- А теперь попробуем составить план этого стихотворения.
Возможный план
А) Жизнь гордых пальм в пустыне.
Б) Их обращение к Богу.
В) Появление каравана.
Г) Пальмы встречают гостей.
Д) Гибель «питомцев столетий».
Е) «Все дико и пусто кругом».
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка
- Ребята, давайте вспомним,к какому роду литературы относитсястихотворение? (Лирика).
- Обратим внимание, здесь присутствует сюжет? (Да.Сюжет – это развитие событий в произведении)
- А сюжет характерен, для какого рода литературы? (Эпос)
- Значит, это стихотворение и лирическое, и эпическое. Данный тип произведений называется лиро-эпическим.
- Жанр этого произведения – баллада. Ребята, давайте вспомним, что такое баллада?Баллада - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме.
2 группа: - какими звуками сопровождает поэт стихотворение?(звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды)
3 группа: - какими словами передает движение?(шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…)
- Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор в своей балладе?
- Скажите, что изображено в центре произведения? (пальмы).
- Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения? (Олицетворение)
Вывод (делают учащиеся): (Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой).
- Кроме олицетворения, какие изобразительные средства вы видите? (Эпитеты)
И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный…
- Обратим внимания на следующие строки
«И стали три пальмы на Бога роптать…»
«И шел, колыхаясь, как в море челнок…»
«И черные очи оттуда сверкали…»
Олицетворение- пальмы роптали;
сравнение- верблюд, как челнок;
метафора- черные очи сверкали
Первая и последние строфы – антитеза.
Проблемы стихотворения
- Ребята, скажите о чём говорятпальмы? (они недовольны жизнью, потому что бесполезно стоят пустыне).
- Кого они напоминают? (Людей)
- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
- Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь).
- Но стремление к достойной жизни привело пальм к гибели. Так как же надо жить?
- Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.Какой ответ дает Лермонтов?
- Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.
- Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!
- Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.
- Ценность жизни – это тоже философская тема…
- К кому обращаются пальмы? (к Богу)
- Он слышит их и выполняет их желание. Религиозная проблема.
- Люди губят природу – проблема взаимоотношений человека и природы.
Задание: Синквейн
Лермонтов М.Ю. «Три пальмы» зеленые, роскошные ждали, роптали, убили тела их потом, изрублены были пусто кругом
5. Закрепление
- А теперь сделаем итог и обобщим? Какова тема и идея произведения?
(Тема - о пальмах - о людях, которые хотят «высокую жизнь», не довольствуются тем, что есть, и жертвуют собой).
Идея (воспроизводят дети)
(Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии).
- Что мы узнаем дальше из стихотворения?
(Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева)
- Что же случилось с наступлением вечера?
(Людям стало холодно, и они вырубили деревья)
- С кем сравнивает пальмы Лермонтов?
(С живыми людьми)
-С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?