Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе на тему «Моим стихам настанет свой черед» (М.Цветаева)»
Урок по литературе 11 класс
Тема: «Моим стихам настанет свой черед» (М. Цветаева)
Ф.И.О. Кутасина Флюра Насретдиновна
Эпиграф к уроку:
Слова прощания таяли,
Как первый снег на стекле.
Прочитанный томик Цветаевой
Лежал на моем столе.
Земной не снесла тяжести,
С рождения была «морской» -
Нет равной ей грешницы, кажется,
Нет праведницы такой…
Цель урока:
Приобщить школьников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальности поэтического мира М. Цветаевой.
Показать, как мир восприятия Цветаевой преломилось в ее поэзии.
Развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса.
Оформление урока. Горят свечи. На доске (экране) 2-3 портрета поэта разного времени.
Музыкальное оформление: романсы Марины Цветаевой.
Конспект урока. Эмоциональное вступление.
Музыка. Читаю стихотворения М. Цветаевой, отрывки из наиболее ярких произведений. Заканчивается вступительное слово с вопросами.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть
(1916)
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина.
Я – бренная пена морская.
(1920)
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз,
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня мариной
И сколько мне было лет.
-Ваши впечатления о стихотворениях М. Цветаевой?
-Как воспринимаем эту поэзию: умом или сердцем?
-Приглашаю вас мысленно перелистать страницы жизни большого поэта.
-Увидеть ее поэтическую индивидуальность, попытаться понять ее мировосприятие и то, как оно преломилось в творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном.
-Окунемся мысленно в атмосферу блистательного, ренессанского русского Серебряного века.
-Каким вам представляется созвездие ярких имен?
Серебряный век – это эпоха возрождения духовности и культуры. Творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Блестящее созвездие имен просто ошеломляет: Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, М. Цветаева. Можно бесконечно перечислять список известных имен, каждое из которых прославило русское искусство.
Моя Цветаева. I. Работа с портретами.
Удивительное свойство внешности Марины Ивановны – ее изменчивость, непохожесть на саму себя. Фотографии разных лет будто запечатлели лица разных людей. Вот она сияющая, уверенная (все еще впереди), словно со словами, рвущимися с уст: «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Вот другое фото: обострились черты лица, застыли в глазах тревога и боль – это Цветаева в годы скитаний, разлученная с мужем первой мировой войной, пережившая голод и холод, смерть младшей дочери Ирины, расставание с Россией. Последнее фото в Елабуге незадолго до смерти: неузнаваемая, почти старуха. Но глаза те же: цветаевские, «морские», смелые и непокорные.
II. Работа со стихотворением «Пробуждение». (читаем про себя, а затем вслух)
Холодно в мире! постель
Осенью кажется раем.
Ветром колеблется хмель,
Треплется хмель над сараем;
Дождь повторяет: кап-кап,
Льется и льется на дворик…
Свет из окошка – так слаб!
Детскому сердцу – так горек!
Братец в раздумии трет
Сонные глазки ручонкой:
Бедный разбужен! Черед
За баловницей-сестренкой.
Мыльная губка и таз
В темном углу – наготове.
Холодно! Кукла без глаз
Мрачно нахмурила брови.
Куколке солнышка жаль!
В зале – дрожащие звуки….
Это тихонько рояль
Тронули мамины руки.
Это раннее стихотворение, написанное 14-летней Мариной.
-Какие картины жизни вы увидели в этом стихотворении? (кусочек того ушедшего ее мира, прошедшей ее жизни. Вы должны были почувствовать осенний холод, услышать дрожащие звуки рояля. Вы должны были прикоснуться к детству с хмелем над сараем, с каплями дождя, с куколкой, которой жаль солнца.
Да, как одиноко и неуютно было Марине, воскликнувшей: «холодно в мире»!
-Почему ей холодно?
Еще свежа боль утраты матери, Марии Александровны Мейн, скончавшейся 1906 году.
«Пробуждение» - не просто поэтическая зарисовка детства. Оно – исповедь ребенка, обреченного быть поэтом, об одиночестве в мире.
Стихотворение « Маме»
Как много забвением темным
Из сердца на век унеслось!
Печальные губы мы помним
И пышные пряди волос,
Замедленный вздох над тетрадкой
И в ярких рубинах кольцо,
Когда над уютной кроваткой
Твое улыбалось лицо.
Мы помним о раненых птицах
Твою молодую печаль
И капельки слез на ресницах;
Когда умолкала рояль
(1910) – это трогательное и печальное воспоминание о безвременно умершей матери. Это грустное и нежное воспоминание. Когда Мария Александровна умерла от чахотки, Марине было 13, ее сестре Асе 11 лет. Много лет спустя Анастасия Ивановна скажет: «Какая радость быть рожденным от такого сильного и чистого человека, бескорыстно прожившего жизнь, как наш отец, от такого трагически, доблестно прожившей ее женщины, как наша мать».
Чтение стихотворения «Моим стихам». (У любого поэта есть пророческие стихи, заглядывающие в будущее. Есть такие строки и у М. Цветаевой)
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшемся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
- Где их никто не брал и не берет!
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
(1913)
Поэтический язык Марины Цветаевой необычайно музыкален. Вы сейчас услышали ее музыку.
С каждой последующей строкой она звучит все увереннее, ритм стиха плавно усиливается, и даже единственная и потому очень заметная точка не оставляет ощущение конца. Язык Цветаевой необычайно живописен. Поэт именно живописует путь в поэзию, начавшийся неосознанными робкими шагами (моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я – поэт…»)и пройденный с любовью к поэтическому творчеству до осознания значимости собственных произведений, до пророчества их бессмертия. М. И. Цветаева подбирает сравнение своим стихам, словно художник краски. Сначала они «как брызги из фонтана» (еще робкие, прозрачные, серебристо - голубые),потом - «как искры из ракет» (уже ярко – зеленые, синие, желтые), затем – «как маленькие черти» (словно непослушные, своенравные дети) и конец – как драгоценные вина (сверкающие золотом, переливающиеся темно – красным цветом истинной душевной страсти)
Анализ стихотворения, посвященному А.Блоку. (Работа в мастерских)
Мастерская « Магия ощущений»
Имя твое – птица в руке, имя твое – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Что вы представили и почувствовали, прочитав эти строки?
Можно ли по первой строфе догадаться , о ком идет речь?
Мастерская «Магия звука»
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет нам его висок
Звонко щелкающий курок
Какие звуковые образы возникают в вашем сознании?
Можно ли найти загаданное имя или некое созвучии, близкое этому имени в этой строфе?
Мастерская «Магия смысла»
Имя твое, - ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим, сон глубок.
Эта строфа обнаруживает автора – женщину.
Как мы об этом догадываемся?
Знакома ли, по вашему мнению, М. Цветаева с человеком, которому посвятила эти строки?
Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «струнному рукомеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась… Ни о какой сопричастности этой творческой высоте и помыслить не смела – только коленопреклонялась. Таким поэтическим коленопреклонением стали все ее стихи, посвященные Блоку.
Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтически сборники, поэмы, очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца. Поэзия М. Цветаевой остается современной, после более чем полувекового молчания. Настало время ее стихов.
Литература
Литература в школе 5,97. Крупина Н.Л.
Развитие образного мышления по средством анализа лирического текста. Климова Т.Б. 2011год. г. Челябинск