Просмотр содержимого документа
«Урок по лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой»
Урок по лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой.
Тема: “Что в имени тебе моем?” (сравнительный анализ стихотворений А.Ахматовой и М.Цветаевой, посвященных А.С.Пушкину).
Задачи урока:
развить умения учащихся читать, воспринимать, интерпретировать художественный текст;
обучить анализу лирического произведения, используя метод сравнения;
воспитать бережное отношение к художественному тексту при его анализе.
Оформление: разнообразные портреты А.С.Пушкина, фото или портреты А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Опережающее задание: познакомиться со стихами и подготовить их выразительное чтение, сделать в тетради таблицу “Общий характер поэзии А.Ахматовой и М.Цветаевой”, выписать значение слова окказионализм из словаря.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания стихотворений.
Оформление доски:
эпиграф: “Пушкин всегда оказывался в эпицентре брожения молодых умов” (Г.Волков);
вопрос: “Как создается образ А.С.Пушкина поэтами А.Ахматовой и М.Цветаевой? Почему он такой разный?”
Сегодня нас ждет интересная исследовательская работа: нам предстоит провести литературоведческий и стилистический анализ двух стихотворений разных авторов. Мы попытаемся посмотреть на гения русской культуры А.С.Пушкина глазами других гениальных поэтов А.Ахматовой и М.Цветаевой. Искренняя любовь и трепетное отношение к А.С.Пушкину сближало двух самобытных, талантливых и непохожих друг на друга поэтов.
Наша задача раскрыть особенности авторского отношения, особенности поэтического почерка двух разных поэтов. Это требует особой деликатности и такта, умения в своих исследованиях избегать категоричности и таких оценок, как “лучше” - “хуже”, потому что сравнение не есть оценка.
Мы обратим внимание на малоизвестные портреты А.Пушкина и также попробуем определить, чем отличаются эти произведения от известных портретов В. Тропинина и О.Кипренского.
ПЛАН РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЯМИ.
Сообщение ученика об истории создания стихотворения.
Какие средства помогают поэту создать такое настроение? Почему это воспоминания? Сочетание глаголов прошедшего и настоящего времени (школьники находят их в тексте). Союз исоединяет в нашем сознании прошлое и настоящее, да и само слово “столетие” говорит не о сотне лет, а о вечности. Мы видим, слышим, ощущаем картину, созданную в стихотворении. А.Ахматова, обладая художническим даром, наполнила текст точными, лаконичными деталями, создала психологический подтекст.
Как создается образ А.С.Пушкина? Детали вызывают пушкинские ассоциации: осень - любимое время года поэта (обратить внимание на аллитерации), треуголка и томик Парни, смуглый отрок (почему смуглый? Муза Ахматовой тоже “смуглая”).
Каков же А.С.Пушкин у А.Ахматовой? Запишем на доске выводы, сделанные в результате анализа стихотворения: сдержанный, образованный, светлый, гармоничный, гуманный. Он помогает лирической героине обрести душевное спокойствие. Он похож на автора.
А может быть есть другая точка зрения? Выслушаем и может быть примем и ее.
III. М. Цветаева.
Вихрь, непокорность, бунтарство, страсть, запредельность, спор, вызов общему мнению и любым условностям, прогнозирование полемики с чужим сознанием, диалог...
Как создается образ Пушкина М.Цветаевой? Нагнетание пушкинских мотивов (“Каменный гость”, “Медный всадник”, ”Евгений Онегин”, “Сказка о мертвой царевне...”, “Вурдалак”, тема моря...). Своеобразные реминисценции.
Формальные особенности:
Стилистика и лексика: соседство разнородных стилистических пластов (брадатые авгуры - дура, схима - хлам, умора и т.д.), неологизмы, окказионализмы, созвучные противоположные по значению слова (бич-бог, мера-море и др.)
Фонетика - резкие аллитерации (негра - горла).
Синтаксис: обилие восклицательных и вопросительных знаков, эллипсис, прямая речь, ”рваные строки”, неполные синтаксические конструкции, ударно каждое слово. Ощущение живой речи.
Каков А.С.Пушкин у М.Цветаевой? “...самый вольный, самый крайний” и вечно живой “Африканский самовол”. Образ гиперболичен и очень заострен.
IV. Выводы: каждый из поэтов видит своего Пушкина (мы рассмотрели произведения только А.Ахматовой и М.Цветаевой) создает свой образ, подчеркивает в нем то, что близко ему. Это же можно сказать и о портретах А.С.Пушкина. Не правда ли? Какой из представленных портретов каждому из вас ближе?
V. Вопросы для домашнего письменного задания (на выбор):
чей образ А.С.Пушкина вам ближе, дороже (вы можете не ограничивать свой выбор только А.Ахматовой и М.Цветаевой: ведь у вас есть и свой собственный взгляд)?
портреты каких авторов, на ваш взгляд, в наибольшей степени отражают личность А.С.Пушкина или его лирическое настроение (возможны варианты).
Литература: В подготовке урока был использован материал сайтов: www.gramota.ru, www. yazyk.ru