kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке  рассматриваются творческие и жизненные пути поэтесс, а также анализируются  стихотворения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой»

Урок по лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой.


Тема: “Что в имени тебе моем?” (сравнительный анализ стихотворений А.Ахматовой и М.Цветаевой, посвященных А.С.Пушкину).


Задачи урока:

  • развить умения учащихся читать, воспринимать, интерпретировать художественный текст;

  • обучить анализу лирического произведения, используя метод сравнения;

  • воспитать бережное отношение к художественному тексту при его анализе.


Оформление: разнообразные портреты А.С.Пушкина, фото или портреты А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Опережающее задание: познакомиться со стихами и подготовить их выразительное чтение, сделать в тетради таблицу “Общий характер поэзии А.Ахматовой и М.Цветаевой”, выписать значение слова окказионализм из словаря.


Индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания стихотворений.

Оформление доски:

  • эпиграф: “Пушкин всегда оказывался в эпицентре брожения молодых умов” (Г.Волков);

  • вопрос: “Как создается образ А.С.Пушкина поэтами А.Ахматовой и М.Цветаевой? Почему он такой разный?”


СЛОВАРЬ: ассоциации, гармония, посвящение, адресат, лаконизм, подтекст, интонация, трехударный, аллитерация.


ХОД УРОКА:


I. Вступительное слово учителя.


Сегодня нас ждет интересная исследовательская работа: нам предстоит провести литературоведческий и стилистический анализ двух стихотворений разных авторов. Мы попытаемся посмотреть на гения русской культуры А.С.Пушкина глазами других гениальных поэтов А.Ахматовой и М.Цветаевой. Искренняя любовь и трепетное отношение к А.С.Пушкину сближало двух самобытных, талантливых и непохожих друг на друга поэтов.

Наша задача раскрыть особенности авторского отношения, особенности поэтического почерка двух разных поэтов. Это требует особой деликатности и такта, умения в своих исследованиях избегать категоричности и таких оценок, как “лучше” - “хуже”, потому что сравнение не есть оценка.

Мы обратим внимание на малоизвестные портреты А.Пушкина и также попробуем определить, чем отличаются эти произведения от известных портретов В. Тропинина и О.Кипренского.

ПЛАН РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЯМИ.


  • Сообщение ученика об истории создания стихотворения.

  • Выразительное чтение.

  • Обсуждение впечатлений (возможно коллективное мини-сочинение)

  • Характеристика лирической героини

  • Средства создания образа героя стихотворения.


Далее можно предложить сделать на доске таблицу, поделив доску пополам, и записывать туда ключевые слова, необходимые заметки и выводы.

II. А. Ахматова.


  1. Ключевые слова: грусть, камерность, сдержанность, трепетность воспоминаний.


  1. Какие средства помогают поэту создать такое настроение? Почему это воспоминания? Сочетание глаголов прошедшего и настоящего времени (школьники находят их в тексте). Союз и соединяет в нашем сознании прошлое и настоящее, да и само слово “столетие” говорит не о сотне лет, а о вечности. Мы видим, слышим, ощущаем картину, созданную в стихотворении. А.Ахматова, обладая художническим даром, наполнила текст точными, лаконичными деталями, создала психологический подтекст.


  1. Как создается образ А.С.Пушкина? Детали вызывают пушкинские ассоциации: осень - любимое время года поэта (обратить внимание на аллитерации), треуголка и томик Парни, смуглый отрок (почему смуглый? Муза Ахматовой тоже “смуглая”).


  1. Каков же А.С.Пушкин у А.Ахматовой? Запишем на доске выводы, сделанные в результате анализа стихотворения: сдержанный, образованный, светлый, гармоничный, гуманный. Он помогает лирической героине обрести душевное спокойствие. Он похож на автора.


  1. А может быть есть другая точка зрения? Выслушаем и может быть примем и ее.


III. М. Цветаева.


  1. Вихрь, непокорность, бунтарство, страсть, запредельность, спор, вызов общему мнению и любым условностям, прогнозирование полемики с чужим сознанием, диалог...


  1. Как создается образ Пушкина М.Цветаевой? Нагнетание пушкинских мотивов (“Каменный гость”, “Медный всадник”, ”Евгений Онегин”, “Сказка о мертвой царевне...”, “Вурдалак”, тема моря...). Своеобразные реминисценции.


  1. Формальные особенности:


  • Стилистика и лексика: соседство разнородных стилистических пластов (брадатые авгуры - дура, схима - хлам, умора и т.д.), неологизмы, окказионализмы, созвучные противоположные по значению слова (бич-бог, мера-море и др.)

  • Фонетика - резкие аллитерации (негра - горла).

  • Синтаксис: обилие восклицательных и вопросительных знаков, эллипсис, прямая речь, ”рваные строки”, неполные синтаксические конструкции, ударно каждое слово. Ощущение живой речи.


  1. Каков А.С.Пушкин у М.Цветаевой? “...самый вольный, самый крайний” и вечно живой “Африканский самовол”. Образ гиперболичен и очень заострен.


IV. Выводы: каждый из поэтов видит своего Пушкина (мы рассмотрели произведения только А.Ахматовой и М.Цветаевой) создает свой образ, подчеркивает в нем то, что близко ему.
Это же можно сказать и о портретах А.С.Пушкина. Не правда ли? Какой из представленных портретов каждому из вас ближе?


V. Вопросы для домашнего письменного задания (на выбор):

  • чей образ А.С.Пушкина вам ближе, дороже (вы можете не ограничивать свой выбор только А.Ахматовой и М.Цветаевой: ведь у вас есть и свой собственный взгляд)?

  • портреты каких авторов, на ваш взгляд, в наибольшей степени отражают личность А.С.Пушкина или его лирическое настроение (возможны варианты).


Литература: В подготовке урока был использован материал сайтов: www.gramota.ru, www. yazyk.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок по лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой

Автор: Деманова Елизавета Анатольевна

Дата: 25.02.2017

Номер свидетельства: 395497


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства